Н.Н. Новиков,
Генеральный директор
Национальной ассоциации центров охраны труда,
Доктор технических наук, профессор,
Заслуженный деятель науки Российской Федерации
Certification of specialists in the field of health and occupational safety in the context of INSHPO
N.N. Novikov,
CEO of the National Association of Centers for Occupational Safety,
Ph.D (technical sciences), Professor,
Honored Scientist of the Russian Federation
Он послал меня в Трою и мне заповедовал крепко
Тщиться других превзойти, непрестанно пылать отличиться.
Гомер, «Илиада»
1 ВВЕДЕНИЕ
Международная Сеть Практикующих Организаций в области Безопасности и охраны труда (INSHPO) является всемирным голосом профессии в области безопасности и охраны труда (OHS). INSHPO является международным форумом для взаимодействия по вопросам безопасности и охраны труда для продвижения профессии путем обмена научно-обоснованными методиками и разработки согласованных рамок (стандартов) профессии. Партнёрские организации включают в себя профессиональные органы в области безопасности и охраны труда из Соединённых Штатов, Канады, Великобритании, Европейского Союза, Австралии, Новой Зеландии, Российской Федерации, Сингапура и Кореи.
INSHPO признала необходимость глобальных рамок для осуществления практики специалистов по охране труда. Безопасность и охрана труда является новой профессией, границы которой зачастую четко не определены. Объем, характер и восприятие роли, требования к образованию и нормативный контекст различаются между странами и даже внутри стран. Только несколько стран в действительности имеют утвержденные требования, в результате чего большое количество неквалифицированных людей работают в этой области, что создает негативное восприятие предмета, роли и профессии.
Роль специалиста в области охраны труда меняется. Раньше это были, в основном, технократы, которые предоставляли технические консультации, основанные на соблюдении норм, применении средств индивидуальной защиты. Специалисты в области безопасности и охраны труда все чаще воспринимаются в качестве стратегических партнеров, которые способствуют интеграции охраны труда в управление организацией. Образование в области охраны труда меняется, все чаще требуется профессиональная квалификация университетского уровня. Профессиональные органы в области безопасности и охраны труда пересматривают свои требования к признанию членства, а ряд стран участвует в проектах повышения профессионализма (Смотрите в качестве примера проект Кодекса Знаний в области безопасности и охраны труда Австралии www.ohsbok.org.au и рамки компетентности IOSH).
Важно четко определить «сферу деятельности» специалистов в области безопасности и охраны труда и ее взаимосвязь со смежными профессиями.
Проекты, реализуемые INSHPO, включают: модель кодекса поведения партнёрских профессиональных органов по охране труда; разъяснение роли охраны труда на профессиональной основе; определение знаний и требований к квалификации; рекомендации по аккредитации по охране труда и улучшению профессионального образования; и для сертификации специалистов. Также в качестве основы для формулировки инструкции для специалиста в области безопасности и охраны труда был проведён обзор литературы.
В этом документе описаны функции и задачи, знания и навыки, требования и основные опасности, которые могут стать частью практики специалистов по охране труда. Поскольку это динамическое поле, и функции и задачи постоянно меняются, этот документ будет предметом регулярного обновления.
2 РАМКИ (СТАНДАРТЫ) СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА
INSHPO разработала эти стандарты, чтобы облегчить общее понимание роли специалиста в области охраны труда как ключевого консультанта, стратега и лидера в области управления рисками, связанными с охраной труда, интегрированного в рамки устойчивой деловой практики. Стандарты подчёркивают высокий уровень компетенции среди специалистов по охране труда, информируя работодателей и органы власти о возможностях специалистов по охране труда, и предоставлении информации, которая может быть использована в процессе профессионального образования и сертификации по охране труда на международном уровне. Признается, что не будет различия в терминологии и восприятии в разных странах в зависимости от их истории, национальных нормативно-правовых актов и видов промышленности. Эти стандарты дают общие руководящие указания, которые должны быть адаптированы и разработаны более подробно в каждой стране для устранения таких различий. Разделы знаний и навыков обеспечивают ориентиры для образования и подготовки в органах и профессиональных ассоциациях по охране труда при развитии в них детальных схем сертификации, образовательных программ и программ непрерывного профессионального развития.
Рамки были разработаны при сравнении документов, предоставленных профессиональными организациями и органами по сертификации в области безопасности и охраны труда для стран Европейского Союза (в частности Великобритания, Нидерланды и тех, что включены в проект EUSafe), США, Канады, Австралии, Сингапура и Российской Федерации. Значительные расхождения в структуре этих документов и основных принципов ее организации привели к созданию новой структуры, которая опирается на сильные стороны каждой страны. Эта структура использует «размеры» и «домены», чтобы описать роль специалиста в области безопасности и охраны труда на общем уровне, что позволяет учитывать различия в национальных правилах, истории и культуре в ракурсе практики по охране труда.
Настоящий документ направлен на шесть целевых аудиторий:
- Профессиональные ассоциации в области безопасности и охраны труда: для формирования процессов сертификации и оценки.
- Специалисты в области безопасности и охраны труда: для применения в качестве ссылки на профессиональные практики, для способствования развитию планов непрерывного профессионального развития и для содействия в продвижении роли специалиста в области безопасности и охраны труда.
- Преподаватели в области безопасности и охраны труда: для применения при разработке и обзоре образовательных программ в области безопасности и охраны труда.
- Работодатели и рекрутёры: для помощи при разработке описания должностных инструкций для функций по охране труда и при подборе персонала в области охраны труда.
- Органы власти в области безопасности и охраны труда: для оказания помощи в понимании роли специалиста по охране труда и для разъяснения требований к сертификации/регистрации/лицензированию специалистов в области безопасности и охраны труда.
- Бизнес-сообщество: помощь в создании лучшего понимания сферы деятельности специалистов по безопасности и охраны труда.
Рамки задач, знаний и навыков имеют четыре компонента:
- Контекст
- Роль Специалиста в области безопасности и охраны труда
- Знания
- Навыки.
3 КОНТЕКСТ
3.1 Профессия в области безопасности и охраны труда и Специалист в области безопасности и охраны труда
Масштаб профессии в области безопасности и охраны труда включает в себя ряд дисциплин, в том числе охрану здоровья и безопасность труда, промышленную/гигиену труда и эргономику. Специалист по охране труда является универсалом в практике охраны труда, взаимодействуя и ссылаясь в соответствующих случаях на смежные профессии.
Роль специалиста в области безопасности и охраны труда требует понимания уникального многопрофильного кодекса знаний об устранении или уменьшении риска гибели людей, травматизма, профессиональных заболеваний, плохого состояния здоровья, повреждения имущества и связанных с ними социальных и финансовых потерях. Как правило, специалист в области безопасности и охраны труда предоставляет консультации по широкому спектру вопросов, оказывает поддержку и проводит анализ организаций в отношении оценки рисков, контроля и процессов управления. Роль также заключается в поддержании здоровья и благополучия в отношении рабочей среды.
Специалисты по безопасности и охраны труда поддерживают организации за счёт:
- Разработки комплексного профиля риска, соответствующего деятельности организации
- Разработки и поддержки реализации стратегии управления для контроля за этими рисками в рамках безопасности и охраны труда
- Оказания влияния на руководителей и лиц, принимающих решения
- Решения проблем и предоставления рекомендаций на основе концептуальных и технических знаний, подкреплённых опытом, анализом доказательной базы и критического мышления.
Специалист в области безопасности и охраны труда обладает широким пониманием основного спектра опасностей и управления рисками. По мере необходимости специалист по охране труда должен также поддерживать связь и прибегать к помощи специалистов по эргономике, промышленной гигиене труда, профессиональных психологов, специалистов по поддержанию профессионального здоровья и специалистов смежных профессий, таких как инженеры, инженеры/специалисты по пожарной безопасности и физиотерапевты. Специалисты в области безопасности и охраны труда первоначально проходят подготовку в качестве специалистов широкого профиля и могут сами разрабатывать те или иные специализации, относящиеся к их отрасли или виду занятости как части развития карьеры.
Специалист по охране труда также может сотрудничать с экспертами из таких сфер как охрана окружающей среды, безопасность продукции, противоаварийные мероприятия, безопасность, реабилитация и психическое здоровье, законодательство и страхование.
3.2 Категории специалистов в области безопасности и охраны труда
При всём том, что на рабочем месте могут встречаться различные роли в области безопасности и охраны труда, существует две различные профессиональные категории: Специалист в области безопасности и охраны труда и Технический специалист в области безопасности и охраны труда.
Специалисты в области безопасности и охраны труда являются разработчиками стратегии, оказывают влияние на менеджеров среднего звена и вовлечены в процесс решения проблем. Их советы основаны на концептуальных и технических знаниях при наличии опыта, анализа доказательств и критического мышления. Они понимают, как получить доступ и пользоваться доказательной базой и знают цену профессиональному сотрудничеству. Они могут работать в одиночку или направлять других. Они, как правило, получают образование в области безопасности и охраны труда посредством высшего образования.
Технические специалисты в области безопасности и охраны труда являются исполнителями стратегий и действий, как правило, разработанных специалистами по охране труда. Они курируют и проводят мониторинг и обеспечивают соответствие требованиям, также они способны эффективно пользоваться инструментарием охраны труда, процессами и стандартной практикой принятия решений в отношении рисков в области охраны труда. У них есть специализация и, как правило, они работают под руководством (которое может быть и косвенным). Они получают образование в области безопасности и охраны труда посредством профессионально-технического сектора.
В настоящем документе рассматриваются основы практики специалиста по охране труда. Роль технического специалиста в области безопасности и охраны труда будет рассмотрена в отдельном документе.
3.3 Контекст занятости
Специалисты в области охраны труда могут привлекаться в качестве внутренних сотрудников в средние, крупные или глобальные организации, особенно в условиях применения сложных технологий с высокой степенью опасности, или, в качестве внешних консультантов при консультировании организаций – от малых до глобальных. Они могут работать в одиночку, в команде или давать наставления другим. В организации они должны иметь подчинение на высоком уровне. У них может быть команда персонала в области безопасности и охраны труда, которая подчиняется им.
Настоящий документ написан на универсальном уровне, который допускает вариации в зависимости от страны, отрасли и конкретной специализации организации.
3.4 Сфера деятельности в контексте остальных специалистов и служащих
Фокус деятельности специалистов в области безопасности и охраны труда заключается в консультировании и поддержке профилактических мер при производстве работ, возможных с летальным исходом, травмированием, заболеваниями и плохим состоянием здоровья, повреждением имущества и связанными со всем этим социальными и финансовыми потерями. Охрана здоровья и укрепление физического и психического состояния становятся всё более важными для специалиста в области безопасности и охраны труда. В некоторых странах и в некоторых организациях роль в области охраны труда включает в себя также профилактику и управление экологической безопасностью и устойчивостью.
Хотя при этом многие описания должностей в области безопасности и охраны труда могут включать в себя одну или более из следующих областей ответственности, настоящий документ не позиционирует их как основные функции и, следовательно, детально их не рассматривает:
- Окружающая среда: основная роль специалиста в области безопасности и охраны труда ограничивается экологическими аспектами и воздействиями, связанными с их трудовой деятельности.
- Управление в чрезвычайных ситуациях: основная роль специалиста в области безопасности и охраны труда ограничивается планированием и взаимодействием с другими службами обеспечения пожаротушения, спасения и оказания экстренной медицинской помощи.
- Реабилитация, возвращение к работе: основная роль специалиста в области безопасности и охраны труда ограничивается связью с медицинскими специалистами и специалистами сестринского дела и консультированием на рабочем месте при возвращении к работе.
- Безопасность: основная роль специалиста в области безопасности и охраны труда ограничивается управлением и разрешением конфликтов между безопасностью и мерами безопасности.
4 РОЛЬ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА
Первый уровень стандартов для специалиста в области охраны труда - это заявленная роль. Она описывается на трёх уровнях:
- Размеры - масштаб отличительных границ роли специалиста по охране труда.
- Домены - описывают сферы деятельности в пределах измерений.
- Пояснительные комментарии - предоставляют информацию о сфере деятельности в пределах домена.
Для определения стандартов используются семь измерений, описывающих сферу деятельности Специалиста в области безопасности и охраны труда:
- Подход к управлению системами
- Организационная культура в области безопасности и охраны труда
- Процессы управления рисками в области безопасности и охраны труда
- Измерение и оценка эффективности охраны труда
- Управление знаниями
- Коммуникация, взаимодействие и влияние
- Профессиональные и этические практики.
Роль Специалиста в области безопасности и охраны труда
|
Домен (процедура) |
Пояснительные комментарии (Где объяснение не считается необходимым, клетка намеренно оставлена пустой) |
|
---|---|---|---|
Масштаб (функция специалиста по ОТ): 1. Управление и поддержка развития и внедрения системного подхода к безопасности и охране труда |
|||
1.1 |
Создание и развитие системы управления охраной труда, политики, процедур |
Интегрирование с общими целями, стратегиями и деятельностью организации. Учет как внутренних факторов (технологии, трудовые отношения, опасности), так и внешних факторов (рынок, юрисдикция, законодательство, страхование, национальная и организационная культура и т.п.). Применение для систем управления безопасностью и охраной труда, которые охватывают полный цикл оценки риска, политику, планирование, консультирование, ресурсное обеспечение, коммуникации, реализацию, документацию, мотивацию, измерение, оценку и совершенствование. Применение ко всему технологическому циклу и человеческим факторам по мере необходимости организации, а именно: проектирование, строительство, закупки, эксплуатацию, техническое обслуживание, модификация, снятие с эксплуатации и утилизацию, а также бизнес-цикл, включая новые возможности, партнёрство, слияние, приобретение и выбытие. Относится ко всем, кого затрагивает деятельность организации, в том числе работников, подрядчиков, посетителей, местных жителей, потребителей продукции. |
|
|
|
||
1.2 |
Консультирование и привлечение соответствующих ресурсов для устойчивого управления охраной труда |
Включают в себя финансы, компетентный персонал и оборудование, необходимые для упреждающего управления охраной труда. |
|
1.3 |
Поддержка и мотивация высшего руководства, привлечение всех людей, задействованных в организации, для обеспечения управления охраной труда и придания соответствующего приоритета охране труда в отношении других бизнес-задач |
Люди, задействованные в организации, включают персонал и подрядчиков. |
|
1.4 |
Содействие развитию и использованию стратегических и оперативных планов для улучшения контроля за опасностями, связанными с охраной труда, рисками и сопутствующими с ними расходами |
Стратегическое и оперативное планирование охраны труда интегрируется в более широкое организационное и оперативное планирование. |
|
Масштаб (функция специалиста по ОТ): 2. Управление и поддержка ключевых факторов влияния, включая руководителей, в отношении стратегий содействия позитивной, жизнерадостной культуре безопасности |
|
||
2.1 |
Консультирование менеджеров в отношении соответствующих практик управления для достижения позитивной, жизнерадостной культуры безопасности |
Включает расширение участия и расширение прав и возможностей всех людей в организации для обеспечения более полного понимания и контроля за рисками. В некоторых юрисдикциях это может включать в себя сотрудничество с работниками и представителями профсоюзов. |
|
2.2 |
Выявление и управление последствиями организационных изменений для охраны труда. Минимизация отрицательных и максимизация положительных эффектов от изменений |
|
|
2.3 |
Взаимодействие с заинтересованными сторонами для продвижения инноваций в управлении охраной труда |
Заинтересованные стороны - это те, кто может пострадать или считать себя пострадавшими от деятельности или решения. Включают в себя: руководителей, менеджеров, супервайзеров, работников, подрядчиков, а также тех, кто участвует в процессе принятия решений в области финансов, закупок, управления персоналом и технического обслуживания |
|
Масштаб (функция специалиста по ОТ): 3. Развитие процессов управления рисками в области охраны труда и содействие их внедрению и сопровождению |
|
||
3.1 |
Разработка и реализация процессов выявления опасностей |
В сотрудничестве с другими специалистами для внешней экспертизы опасностей специалистом по охране труда. Информация может быть получена из ряда источников, включая исторические данные, задачи по анализу, мониторинг производственной среды и соответствующих отраслевых данных. Спектр опасностей зависит от организации и распределения ролей (см. Приложение 1). Идентификация рисков включает в себя процессы выявления ранее неизвестных или неожиданных (эмерджентных) опасностей для организации. |
|
3.2 |
Использование технических, человеческих факторов и других теоретических знаний для исследования, обзора и интерпретации информации об опасности для определения причинно-следственной связи, последствий, возможных средств контроля за риском и потенциальных сбоев в элементах управления |
Контроль за рисками включает в себя системы, инженерные, административные, процессуальные, эргономичный и поведенческие элементы управления и средства индивидуальной защиты. Они включают в себя как профилактику, так и смягчение. |
|
3.3 |
Разработка и управление процессами идентификации факторов риска, анализа и приоритетности рисков в области безопасности и охраны труда |
Процедуры оценки рисков могут быть качественными и/или количественными. Анализ рисков и оценка процессов выходят за рамки контрольного списка и матрицы управляемых процессов. |
|
3.4 |
Предоставление технической информации для обеспечения анализа рисков и процессов оценки рисков |
|
|
3.5 |
Консультирование по требованиям безопасности и охраны труда, связанным с законами и стандартами |
Включая международные, национальные, отраслевые и внутренние стандарты. |
|
3.6 |
Консультирование по вопросам рентабельного и эффективного управления опасностями и минимизации рисков
|
Внимание должно быть уделено средствам контроля (технические, кадровые и организационные) при начальном проектировании, комплектации, строительстве и монтаже, техническом обслуживании и модификации, сносе и реконструкции зданий, сооружений и оборудования. Рекомендации учитывают требования для соблюдения законности и минимизации уровня риска, различая при этом соблюдение требований и то, что выходит за эти границы. Рекомендации должны учитывать иерархию управления, юридические, организационные факторы и трудовые ресурсы, а также необходимое разнообразие, глубокую защиту и избыточность элементов управления. Рекомендации охватывают предотвращение и сокращение последствий, в том числе чрезвычайное планирование. |
|
3.7 |
Поддержка осуществления контроля за устойчивым управлением рисками в области охраны труда и минимизации рисков в области безопасности |
|
|
3.8 |
Контроль полноты и эффективности контроля для выявления фактических и потенциальных сбоев в элементах управления |
Сбоями в контроле могут быть определены такие факторы, как нарушения, которые можно нормализовать. |
|
Масштаб (функция специалиста по ОТ): 4. Разработка и осуществление процессов мониторинга, измерения и оценки охраны труда и повышения эффективности |
|||
4.1 |
Разработка критериев мониторинга эффективности охраны труда, которые бы учитывали общие организационные цели |
Критерии включают лидирующие/положительные и отсталые/отрицательные показатели. |
|
4.2 |
Внедрение процессов мониторинга эффективности охраны труда, которые интегрируются с оперативной деятельностью |
Процессы сбора данных включают наблюдения, обследования, проверки, аудит, инциденты, аварии, несоответствие расследований и др. Информация может быть получена из ряда источников, включая исторические данные, задачи по анализу, мониторингу производственной среды, регистрации данных, управления данными и их анализа. |
|
4.3 |
Мониторинг эффективности мер контроля за опасностями и рисками. |
|
|
4.4 |
Мониторинг эффективности управления рисками и управления безопасностью процессов. |
Учет эффективности затрат. Мониторинг включает в себя соблюдение внутренних политик, процедур и стандартов, а также внешних законодательных и отраслевых требований. |
|
4.5 |
Реализация процессов и процедур для расследования, анализа и подготовки отчетов об инцидентах и несоответствиях с указанием ошибок или недостатков в отношении барьеров и элементов управления |
Исследование и анализ включает в себя применение соответствующих методов сбора данных посредством интервью, анализа документов и наблюдения. |
|
4.6 |
Управление процессами аудита охраны труда |
Включая внутренние и внешние аудиты третьими лицами. |
|
4.7 |
Систематические обзоры и оценки структуры управления для совершенствования охраны труда и культуры безопасности |
|
|
4.8 |
Рекомендации по устранению выявленных проблем и улучшению управления охраной труда и минимизации рисков |
Рекомендации могут быть сделаны с помощью неформальных или формальных процессов отчетности в устной или письменной форме. |
|
Масштаб (функция специалиста по ОТ): 5. Разработка и внедрение процессов для сбора знаний и управления для получения позитивных результатов в области безопасности и охраны труда |
|||
5.1 |
Применение системы управления данными для сбора и проверки информации, касающейся охраны труда |
Сбор данных выявляет текущие и возникающие вопросы. Источники информации включают в себя как внутренние, так и внешние. Собранная информация может включать в себя:
|
|
5.2 |
Сбор и оценка информации из различных источников и баз данных как часть доказательной практики |
Сбор данных определяет текущие и возникающие вопросы. Включает в себя сбор соответствующих знаний в области безопасности и охраны труда, разработанные опытными сотрудниками. |
|
5.3 |
Мониторинг эффективности охраны труда |
Оценка должна охватывать различные меры при сравнении внутренних и внешних данных. |
|
Масштаб (функция специалиста по ОТ): 6. Коммуникации с целью минимизации рисков и оптимизации здоровья и безопасности персонала |
|||
6.1 |
Разработка и внедрение системы коммуникации, консультаций и процессов в области безопасности и охраны труда в организации |
Реализация с учетом организационных и иных культурных влияний, таких как этническая и возрастная структуры. |
|
|
|
||
6.2 |
Управление и развитие знаний и навыков в области охраны труда и понимания функциональных обязанностей, обязательств и действий в сфере охраны труда, необходимых для удовлетворения правовых требований к управлению рисками |
Включает в себя правовые и организационные обязанности. Там, где применяются стратегии обучения, процессы включают в себя анализ потребностей в обучении, разработку учебных программ, проведение обучения, оценку эффективности обучения на основе определенных стандартов, разработку и ведение соответствующих записей. |
|
6.3 |
Анализ и интерпретация информации для связи технических и теоретических понятий и знаний в области безопасности и охраны труда |
Аудитории могут включать в себя все уровни внутри организации, а также внешние аудитории, такие как промышленность, местные сообщества, специализированные и неспециализированные аудитории. Аудитории на организационном уровне могут включать в себя работников цеха, комитеты по охране труда, руководителей, менеджеров, супервайзеров, советы, а также организационные функции, такие как производство, человеческие ресурсы, финансы, закупки, внешние консультанты, поставщики, подрядчики и службы экстренной помощи. В зависимости от аудитории должны быть использованы различные коммуникативные форматы и носители информации.
|
|
6.4 |
Коммуникации с внешними сторонами от имени организации |
Охватывает государственные регулирующие органы, страховые компании и другие организации, оперирующие требованиями охраны труда. |
|
6.5 |
Быть «доверенным советником» для оказания влияния на принятие управленческих решений с учетом последствий для сферы охраны труда. |
Учет организационных и иных культурных влияний, таких, как этнические и возрастные структуры. |
|
Масштаб (функция специалиста по ОТ): 7. Применение профессиональных и этических стандартов на практике |
|||
7.1 |
Соблюдение законов и правил, регулирующих профессиональную практику охраны труда и связанную с ней деятельность. |
В ряде стран это влечет за собой сравнение и согласование национальных различий в законодательстве и регулировании. |
|
7.2 |
Принятие решений, основанных на научных фактах и проверяемых теоретических и профессиональных знаниях и практиках. |
|
|
7.3 |
Соблюдение кодексов поведения, принятых профессиональными ассоциациями |
|
|
7.4 |
Обмен концептуальным пониманием, техническими знаниями и производственной практикой. |
Повышение квалификации |
|
7.5 |
Участие в научно обоснованной практике, оценочной деятельности и профессиональной дискуссии с целью тестирования идей с помощью независимой оценки. |
Способствует дальнейшему развитию профессии. |
|
7.6 |
Представление собой эталон хорошей практики безопасности и охраны труда и поведения партнёров, коллег и общественности. |
|
|
5 ЗНАНИЯ
Настоящий раздел Профессиональных Стандартов для осуществления практики в области безопасности и охраны труда описывает знания, необходимые для решения задач, описанных в разделе 4.
Первый раздел матрицы знаний - категории знаний с описанием предполагаемого их объема. Описание произведено с учетом применения правового контекста охраны труда в ракурсе отдельных стран. Области знаний сгруппированы по шести направлениям, охватывающим следующие типовые разделы:
A: Понимание опасностей и рисков
B: Понимание мер контроля за рисками
C: Управление безопасностью и охраной труда
D: Профессиональная роль и её осуществление
E: Базовые технические и поведенческие дисциплины
F: Базовая наука управления
Темы, актуальные для каждой из категорий знаний, приводятся для того, чтобы проиллюстрировать масштаб категории знаний. Актуальность представленных примеров различна для разных стран, а также зависит от организационной роли отдельных специалистов в области безопасности и охраны труда.
Следует отметить, что знания могут быть шести уровней:
- Запоминание (факт удержания)
- Понимание
- Применение
- Анализ
- Оценка
- Синтезирование/создание (Эти уровни знаний основывются на Таксономии Блума (Bloom Taxonomy). Смотрите B.S., Engelhart, M.D., Furst, E.J., Hill, W.H., & Krathwohl, D.R. (Eds) (1956). Таксономия Целей Образования: Книга 1 Когнитивного домена (Taxonomy of Educational Objectives: Handbook 1 Cognitive domain. New York: David McKay.))
Ожидается, что специалист в области безопасности и охраны труда, который является полностью компетентным, имеет законченное образование и опыт работы, будет работать как минимум, применяя каждую категорию знаний; анализируя знания и, в зависимости от уровня профессионализма, оценивая и синтезируя многие области знаний. Навыки и атрибуты, необходимые специалисту, изложены в отдельном разделе.
Эта классификация не является аналогичной измерению и определению роли в разделе 4. Настоящий раздел отходит от задач к базовым знаниям, необходимым для выполнения этих задач. Это означает переход к классификации, которая находится в базовых дисциплинах и областях, которые представляют собой сферу безопасности и охраны труда. Для каждой задачи в рамках ролей существует множество кусочков знаний, которые являются актуальными, и каждый кусочек знания может лежать в основе некоторых, если не многих, задач. Это дает матрицу «многое-ко-многому», которая не представлена в настоящем документе. При разработке программ образования и обучения указанному знанию, возникает вопрос о выборе того, какую специализацию нужно выбрать, как совместить изучение дисциплин, лежащих в основе обучения, как выполнять задачи, которые основываются на сочетании этих дисциплин.
Даже в этом разделе о знаниях есть соответствие «многое-ко-многому» между заголовками A-D прикладных знаний и заголовками базовых дисциплин E и F.
Знания Специалиста в области безопасности и охраны труда
Код |
Категория знаний |
Иллюстрация универсальных тем |
---|---|---|
A |
Базовые опасности и риски (смотрите также Приложение 1) |
|
|
Причинная связь – Аспекты здоровья & психосоциологический (Степень, в которой специалисты в области безопасности и охраны труда, занимаются контролем окружающей среды, отличается в разных странах. Степень вовлеченности будет регулироваться тем, сколько знаний требуется для решения конкретных вопросов) аспект |
|
|
Причинная связь – Безопасность |
|
|
Причинная связь – Окружающая среда (Степень, в которой специалисты в области безопасности и охраны труда, занимаются контролем окружающей среды, отличается в разных странах. Степень вовлеченности будет регулироваться тем, сколько знаний требуется для решения конкретных вопросов) |
|
|
Риск |
|
|
Опасности |
|
|
Понимание мер контроля за опасностями и рисками |
|
|
Контроль – Принципы |
|
|
Контроль – Процесс и проектирование рабочего места |
|
|
Контроль – Барьеры |
|
|
Контроль – Процессуальное и административное управление |
|
|
Смягчение – Готовность к чрезвычайным ситуациям |
|
|
Смягчение – Влияние на здоровье (Степень, в которой специалисты в области безопасности и охраны труда, занимаются контролем состояния здоровья, отличается в разных странах. Степень вовлеченности будет регулироваться тем, сколько знаний требуется для решения конкретных вопросов) |
|
|
Управление безопасностью и охраной труда |
|
|
Управление безопасностью |
|
|
Организационная культура |
|
|
Законодательство, регулирование и социальный контекст |
|
|
Оценка рисков и принятие решений в отношении риска |
|
|
Мониторинг, оценка и проверка элементов управления |
|
|
Управление информацией в области охраны труда |
· Источники информации о безопасности и коммуникации (внутренние и внешние) · Требования к рабочему месту для информации о безопасности · Внешние требования к информации · Требования к документации (организационные и внешние) · Системы управления информацией по охране труда
|
|
Коммуникации и консультации |
· Организационные каналы коммуникаций (формальные и неформальные, внутренние и внешние, а также барьеры коммуникации) · Консультативные структуры (например, комитеты по безопасности) · Участие в управлении в рамках охраны труда · Модели влияния и факторы, позволяющие оказывать влияние
|
|
Управление изменениями |
· Стратегии выявления проблем (например, пути анализа причин, «пять почему» и др.) · Стратегии анализа и понимания проблем (например, группировочные диаграммы, блок-схемы, причины и следствия, системные диаграммы) · Потенциал для изменения влияния на работу оборудования, производственных процессов и рабочей среды · Психология изменений в рамках индивидов · Процессы управления инновациями и изменениями (планирование, консультирование, распространение и укрепление)
|
|
Профессиональная роль и функционирование (Смотрите также навыки в Разделе 6.) |
|
|
Этика и профессиональная практика |
· Корпоративное управление · Корпоративная социальная ответственность и стабильность · Роли, ответственность и права (Включая право знать и право отказаться от небезопасной работы) · Модели этической практики и принятия этических решений (Здесь должны учитываться национальные различия) · Профессиональная этика и кодексы поведения · Профессиональная роль (независимость, объективность, конфиденциальность, компетентность, доказательная база, коллегиальность, практика работы с компетенциями) · Профессиональная ответственность и возмещение · Теории коммуникации, пропаганды, убеждения и документации · Методологии исследования, связанные с охраной труда, а также исследования, основанные на работе
|
|
Базовые технические, поведенческие и социальные науки |
|
|
Системы |
· Системы как концепции, предусматривающие изменения
|
|
Человек как биологическая система |
· Базовая биология человека · Физиология в рамках работы · Биомеханика в рамках работы · Накопление в сравнении с острым влиянием на организм
|
|
Психология личности |
· Психобиология (структура и функции мозга и нервной системы, роль эндокринной системы в ответной реакции) · Когнитивная психология (ситуационная осведомлённость, память, когнитивные предубеждения в принятии решений) · Поведенческая психология (обучение, хорошая физическая форма, мотивация) · Коммуникации · Ошибки человека · Усталость и стресс
|
|
Социальная психология |
· Восприятие физических лиц (теория атрибуции и пристрастия) · «Я» в отношении с другими (теория социального сравнения) · Членство в группе (развитие группы, в группе и вне группы; теории социальной идентичности и самокатегоризации; стереотипы, предрассудки и дискриминация, гипотезы контакта) · Группы в ракурсе работы в команде · Нормы и групповое давление для соответствия · Выполнение задач (предрассудки при принятии решений; групповое выполнение задач) · Мощность (источники питания, соблюдение, неравенство, послушание перед властью) · Отношения и поведение (теория запланированного поведения; теория когнитивного диссонанса, теория убеждения) · Понимание и разрешение конфликта (конкуренция и кооперация; стили управления конфликтами; дистрибутивная и процедурная справедливость) |
|
Статистика и качественный анализ |
· Основные арифметические и алгебраические манипуляции · Единицы измерения, префиксы и логарифмические шкалы · Отображение данных и отчетности · Вероятность, выборочное распределение и уровни достоверности · Базовые статистические показатели, включая источники ошибок
|
|
Естественные и технические науки |
· Фундаментальная наука и технология для понимания ущерба и механизмов контроля за опасностями (смотрите Приложение 1), типы машин и процессов: их функционирование и опасности; Стандарты, касающиеся «современного состояния и лучших доступных технологий»
|
|
Основные науки управления: |
|
|
Организации |
· Организационная структура, функции департаментов, роли и обязанности, полномочия и ответственность · Влияние структуры отчетности · Организационные цели и стратегии · Механизмы управления
|
|
Управление проектами |
· Проект разработки концепции и дизайна · Планирование проекта, бюджет, реализация и мониторинг
|
|
Стратегическое и операционное планирование |
· Управление как таковое · Управление другими
|
|
Обязанность бизнеса |
· Финансовая грамотность в деловом контексте, включая бюджетирование · Разработка экономического обоснования и анализ затрат · Управление трудовыми ресурсами/управление людьми · Законодательство и организационные договорённости, касающиеся условий труда, прав работников, консультирования и участия
|
6 НАВЫКИ
Настоящий раздел в общих чертах описывает навыки, необходимые специалисту по охране труда. Для описывания навыков был использован подход ‘Блума’ (Anderson, L.W., Krathwohl, D.R., Airasian, P.W., Cruikshank, K.A., Meyer, R.E., Pintrich, P.R., Raths, J., & Whittrock, M.C. (2001). A Taxonomy for Learning, Teaching and assessing: a revision of Bloom’s taxonomy of educational objectives. New York: Longman)в отношении стиля таксономии. Тип матрицы «многое-ко-многому», использованный в разделах 4 и 5, был также применен в настоящем разделе о функциях и задачах специалиста по охране труда (раздел 4), с одной стороны, и о навыках и базовых знаниях (раздел 5), с другой стороны. Преподаватели и тренеры должны решить, как структурировать обучение для обеспечения прочного фундамента в соответствующих разделах знаний, лежащих в основе навыков, и целесообразности сочетания этих навыков с задачами специалиста по охране труда.
Навыки подразделяются на 3 категории: персональные навыки; навыки профессиональной практики и профессиональные технические навыки
A. Персональные навыки
A1. Вербальная коммуникация
- 2. Профессиональная презентация
B. Профессиональная практика
B1. Основанная на практике
Управление знаниями
Решение проблем и критическое мышление
Практическая основа работы
B2. Полномочия
Менторство
Влияние
B3. Лидерство
Работа в команде
Переговоры и управление конфликтами
Лидерство
B4. Управление
Управление проектами и управление изменениями
Управление другими
B5. Профессиональная и этическая практика
Профессиональная практика
Этическая практика
C. Профессиональные технические навыки
C1. Обучение
C2. Обследование, инспектирование и аудит
C3. Исследование
C4. Измерение и запись
|
Навык |
Действие |
Критерий эффективности |
---|---|---|---|
А. Персональные навыки |
|||
|
Вербальная коммуникация |
Выбирает |
Выбирает подходящее время, формат и место проведения, принимая во внимание характер общения и потребности другого человека. |
|
Фокусируется |
Уделяет всё внимание говорящему. Соответствующим образом использует невербальные сигналы. |
|
|
Использует |
Использует язык, соответствующий характеру общения и собеседнику; является кратким и ясным, использует методы задавания вопросов по мере необходимости. |
|
|
Уважает |
Демонстрирует эмпатию, открытость и уважение. Смотрит на проблемы с другой точки зрения. Отступает от предвзятых идей. Опирается на другие перспективы для повышения эффективности и качества результатов. |
|
|
Получает обратную связь |
Поощряет и получает обратную связь с вниманием, слушает, задаёт вопросы для разъяснения, размышляет о последствиях для собственного поведения и выражает признательность за отзыв. |
|
|
Даёт обратную связь |
Дает обратную связь, в том числе и хвалит, своевременно, конкретно и фокусируется на поведении, а не на человеке. |
|
|
Подтверждает |
Закрывает коммуникации, обобщая и уточняя результаты. |
|
A.2 |
Навыки профессиональной презентации |
Документирует |
Готовит профессиональные отчеты и документацию, которая легко понятна целевой аудитории, демонстрируя соответствующий отбор и структурирование информации, а также правильную орфографию, грамматику и навыки составления отчётности. |
|
Настраивает |
Предоставляет информацию в различных форматах и каналах связи, учитывая характеристики целевой аудитории, потребности и культурные особенности. |
|
|
Применяет |
Эффективное использование информационных технологий в изучении, документировании, анализе и профилактике. |
|
|
Представляет |
Делает неформальные и формальные презентации, которые четко направлены на широкую аудиторию, с использованием различных средств массовой информации. |
|
|
Взаимодействует |
Работает и сталкивается с интересами людей из различных областей науки, профессий и рабочих групп, включая высшее руководство. |
|
B. Профессиональные навыки |
|||
B1 |
Работа, основанная на практике |
||
B1.1 |
Управление знаниями |
Имеет доступ |
Использует ряд стратегий, позволяющих получать доступ к информации из различных внутренних и внешних источников. |
|
Оценивает |
Исследует и оценивает авторитетность источников, а также надёжность и достоверность информации. |
|
|
Сопоставляет |
Сопоставляет информацию, чтобы идентифицировать общие темы. |
|
|
Определяет количество, оценивает |
Критически оценивает и проверяет результаты через оспаривание информации, концепций и теорий. |
|
|
Синтезирует |
Применяет информацию, концепции и теории, чтобы дополнять практику. |
|
B1.2 |
Решение проблем и критическое мышление |
Идентифицирует |
Применяется неформальная и структурированная стратегия для выявления проблем(ы). |
|
Анализирует |
Применяется широкий спектр вариантов сбора информации и аналитических стратегий для уточнения характера проблемы и сопутствующих факторов. |
|
|
Генерирует |
Применяет консультативный и творческий процессы для генерирования возможных решений. |
|
|
Даёт количественную оценку |
Применяет консультативный и творческий процессы для оценки потенциальных решений. |
|
|
Решает |
В соответствии со стратегией, основанной на оценке. |
|
|
Применяет |
Применяет процессы управления изменениями для реализации выбранного решения. |
|
|
Обозревает |
Ищет информацию и обратную связь, чтобы оценить и проверить эффективность решений. |
|
|
Улучшает |
Принимает меры по результатам рассмотрения для оптимизации результатов в области безопасности и охраны труда. |
|
B1.3 |
Работа, основанная на практике |
Имеет доступ |
Accesses OHS research papers and reports for evidence to inform OHS professional practice. Обращается к научным статьям и докладам в области безопасности и охраны труда для дополнения профессиональной практики в области охраны труда. |
|
Проектирует |
Проектирует рабочее место на основе исследований, предусматривающих строгость и этическую целостность для разъяснения вопросов, способствующих факторов и оценки эффективности мероприятий. |
|
|
Выполняет |
Systematically implements workplace-based research studies. Систематически выполняет научные работы, непосредственно связанные с практикой. |
|
|
Анализирует |
Analyzes and evaluates OHS research papers, reports and workplace studies for evidence to inform OHS professional practice. Анализирует и оценивает научные статьи, отчеты и производственные исследования в области охраны труда для реализации на практике. |
|
|
Применяет |
Синтезирует полученную информацию и результаты исследования в области безопасности и охраны труда для реализации на практике. |
|
B2 |
Влияние |
||
B2.1 |
Менторство |
Устанавливает |
Участвует в установлении отношений как в основе для обучения и развития другого человека |
|
Разъясняет |
Взаимодействует с другими для разъяснения им текущих знаний, умений и точек зрения, их целей и факторов, которые могут повлиять на достижение поставленных целей |
|
|
Делится |
Участвует в обмене знаниями, навыками, информацией и перспективами для того, чтобы способствовать личному и профессиональному развитию другого человека |
|
|
Поддерживает |
Обеспечивает конструктивную обратную связь для эффективности обучения |
|
|
Реагирует |
Взаимодействует с остальными для представления своих знаний и стратегии достижения целей |
|
B2.2 |
Участие |
Передаёт |
Выявляет лидеров и других заинтересованных сторон (в том числе менеджеров, технический персонал, сотрудников, консультантов, регулирующих органов и местных жителей) и создает положительные отношения. |
|
Информирует |
Обеспечивает технически правильную информацию с помощью концептуальной модели, которая учитывает текущие мышления в области безопасности и охраны труда. |
|
|
Сопереживает |
Определяет потребности и точки зрения других людей, в том числе организационной среды. Генерирует их уважение. |
|
|
Даёт советы |
Дает советы в понятной для других форме и учитывает потребности и перспективы остальных людей и организационной среды. |
|
|
Поддерживает отношения |
Становится надёжным ресурсом путём создания доверия и демонстрации надёжности. |
|
|
Поддерживает |
Обеспечивает поддержку менеджеров и других лиц посредством действий и коммуникаций. |
|
|
Действует |
Принимает меры по реализации стратегии и управленческих решений. |
|
B.3 |
Лидерство |
||
B3.1 |
Работа в команде |
Определяет |
Понимает и определяет различные черты характера, стили и роли в команде. |
|
Содействует |
Понимает и признает шаги при формировании группы/команды и поддерживает созревание группы, чтобы сформировать эффективную команду. |
|
|
Разъясняет |
Поддерживает обсуждение, чтобы убедиться, что члены команды имеют общее понимание целей и индивидуальных ролей, а также разделяют приверженность деятельности. |
|
|
Делится |
Делится информацией и идеями открыто и охотно внутри и за пределами формальных процессов группы и предлагает помощь другим людям в выполнении их задач. |
|
|
Уважает |
Слушает и уважает мнение других, имеет терпение, уважение и доверие других людей для выполнения назначенных им задач. |
|
|
Совершать |
Активно участвует в командных процессах и демонстрирует приверженность участием в совещаниях и других мероприятиях. |
|
|
Адаптируется |
Демонстрирует гибкость в рамках собственной роли в команде, открытость к мнениям других и в общении в изменяющихся условиях. |
|
|
Оспаривает |
Выявляет феномен «групповое мышление» и проблемы группы, чтобы обсуждать всё более широкого. (Могут применяться формальные стратегии, такие как «6 мыслящих шляп») |
|
B3.2 |
Переговоры и управление конфликтами |
Утверждает |
Понимает, что разногласия являются здоровой частью принятия управленческих решений и, в этом контексте, ставит собственную позицию. |
|
Подготавливает |
Гарантирует, что все относящиеся к делу факты и контекст ситуации известны. |
|
|
Уважает |
Выявляет предпосылки и причины различий во мнениях и уважает эти различия. |
|
|
Разъясняет |
Применяет личностные качества, такие как умение слушать, задавать вопросы, необходимые для облегчения процесса обсуждения и уточнения цели и общего языка. |
|
|
Содействует |
Облегчает обсуждение для выявления альтернативных стратегий и компромиссов, которые могут помочь добиться большей выгоды для всех заинтересованных сторон, чем исходные позиции. |
|
|
Подтверждает |
Clearly states the agreement reached so that all involved have a similar understanding of the outcome. Четко высказывается для того, чтобы соглашение, достигнутое таким образом, было одинаково понятно всем участникам. |
|
B3.3 |
Персональное Лидерство |
Показывает самосознание |
Определяет собственный стиль лидерства и необходимость для дальнейшего развития и ситуативной адаптации к развитию лидерских способностей. |
|
Демонстрирует компетентность |
Демонстрирует актуальность знаний в области безопасности и охраны труда и текущих вопросов, умеет объяснять сложные темы так, чтобы это было понятно другим. |
|
|
Инициирует |
Создает императив для изменения и ясное видение для объединения людей. |
|
|
Привлекает |
Engages people in the process, comprehends and accepts emotions, feelings and perspective of others and able to build rapport and empathy with others. Вовлекает людей в процесс, понимает и принимает эмоции, чувства и точки зрения других людей, а также способен сопереживать другим людям. |
|
|
Утверждает |
Демонстрирует уверенность в тонких, конструктивных способах достижения цели. |
|
|
Руководит |
Подаёт пример, демонстрирует уверенность в себе, оптимизм и интерес к окружающим, формирует уверенность в других. |
|
|
Генерирует |
Генерирует уважение других. |
|
|
Строит |
Выстраивает консенсусы и процесс решения проблемы. |
|
|
Даёт возможность |
Provides support to people to make them comfortable, bases change on learning, and enables people to have ownership of the outcome. Обеспечивает поддержку для людей, чтобы им было комфортно, осуществляет изменения в вопросах обучения и позволяет людям иметь право собственности на результат. |
|
|
|
Упорствует |
Признаёт то, что изменение требует времени. |
B4 |
Управление |
||
B4.1 |
Управление проектами и управление изменениями |
Поддерживает общение |
Определяет и ясно выражает необходимость совершенствования и преимущества изменений. |
|
Консультирует |
Определяет варианты изменения для удовлетворения потребностей и получения выгод. |
|
|
Определяет |
Определяет и уточняет область изменения параметров, задач, бюджета, субъектов деятельности, роли и временные линии и взаимодействие с другими процессами и видами деятельности. |
|
|
Устанавливает |
Определяет ключевых игроков и организовывает проектную команду для облегчения изменений, а также даёт людям право собственности на результаты. |
|
|
Сотрудничает |
Сотрудничает для разработки плана проекта, выявления рисков проекта и требуемых ресурсов, а также потенциала влияния на другие группы. |
|
|
Управляет |
Определяет и оценивает соответствующие средства для управления проектом, разрабатывает оперативные планы, получает доступ к необходимым ресурсам, определяет и делегирует обязанности. Устанавливает мониторинг процессов. Обучает и поддерживает других в процессе управления изменениями. |
|
|
Ведёт дела |
Устанавливает и поддерживает необходимые систем делопроизводства, в том числе финансовую отчетность и ход выполнения проекта. Планирует, подготавливает и проводит официальные встречи с четкими результатами. |
|
|
Поддерживает связи |
Поддерживает связи со всеми группами, на которых могут отразиться изменения. |
|
|
Завершает |
Завершает деятельность, включая подготовку необходимых отчетных материалов. |
|
|
Проверяет/контролирует |
При участии команды проекта, анализирует и оценивает проект, процессы и результаты в зависимости от масштаба проекта и плана. Изучение полученных документов. Признание вклада всех участников и разделение награды за достижения. |
|
B4.2 |
Управление другими (Другие включают персонал в области охраны труда и подрядчиков. Не все специалисты по охране труда будут вовлечены в процесс управление остальными. Степень вовлеченности будет зависеть от знаний и мастерства в требуемых вопросах) |
Выявляет |
Выявляет и проясняет роль других в зависимости от стратегических и оперативных перспектив с пониманием того, что является разумным с учетом обстоятельств. |
|
Организовывает |
Планирует и выделяет соответствующие ресурсы и распределение персонала в области охраны труда, а также приоритеты компании. |
|
|
Проверяет |
Проверяет и контролирует процессы и результаты тех, кем управляет. |
|
|
Поддерживает |
Создает возможности для развития потенциала тех, кем управляет. |
|
B5 |
Профессиональная и этическая практика |
||
B5.1 |
Профессиональная практика |
Управляет собой |
Управляет собственной деятельностью и является надежным с точки зрения согласованных результатов и временных линий. |
|
Обязывает |
Берет на себя формальные и неформальные мероприятия, связанные с осуществлением непрерывного профессионального образования (Непрерывное Профессиональное Образование: структурированные способы развития компетентности и поддержания ее в актуальном состоянии), чтобы обеспечить обмен и возможности для реализации. |
|
|
Сотрудничает |
Эффективно работает в качестве руководителя, или как часть команды, уважая различия и разнообразие. |
|
|
Оценивает |
Признает ценность профессионального, производственного и промышленного взаимодействия. |
|
|
Консультирует |
Ищет информацию или обоснованное мнение других, как часть процесса принятия решений. Ищет дальнейших консультации в рамках профессии охраны труда и во всех других профессиях, а также с заинтересованными сторонами по мере необходимости. |
|
|
Участвует |
Участвует в профессиональной дискуссии с коллегами с целью улучшения профессиональной практики. Правильно и эффективно взаимодействует с технологиями для доступа к информации, собирает и обобщает информацию, готовит документы и взаимодействует с людьми в соответствующих целях, в том числе предоставляет информацию, общается, разрабатывает и проводит тренинги. |
|
|
Размышляет |
Применяет формальные и неформальные процессы для возможности задуматься о текущих и прошлых практиках для выявления областей для улучшения или развития. |
|
B5.2 |
Этическая практика |
Ограничивает |
Признает границы собственных знаний, навыков и опыта. |
|
Подчиняется |
Соблюдает соответствующие правила поведения и законы. |
|
|
Уважает |
Относится ко всем людям с уважением и обеспечивает конфиденциальность личной и деловой информации. |
|
|
Тестирует |
Критически относится к этике предлагаемых направлений деятельности. |
|
|
Даёт совет |
Предоставляет консультации, которые являются примером объективности и научной беспристрастности. |
|
|
Действует |
Придерживается честности и порядочности. Устанавливает пример хорошего поведения в области безопасности и охраны труда. |
|
|
Несёт ответственность |
Берёт на себя ответственность и демонстрирует концептуальные и технические основы собственной практики. |
|
|
Поддерживает |
Распознает, в каких ситуациях метод «кнута и пряника» может быть уместным, и принимает меры в соответствии с нормами этики. |
|
C. Профессиональные технические навыки в области безопасности и охраны труда |
|||
|
|
Выявляет |
Определяет пробелы в знаниях и навыках и потребность в обучении для конкретных групп. |
|
Разрабатывает |
Разрабатывает соответствующие результаты обучения для устранения пробелов в знаниях и навыках. |
|
|
Подготавливает |
Осуществляет соответствующую подготовку материалов для получения результатов обучения и определенных компетенций. |
|
|
Организует |
Организует соответствующие процессы планирования и логистики, чтобы провести тренинг для указанных групп. |
|
|
Взаимодействует |
Эффективно взаимодействует с широким кругом людей в процессе обучения. |
|
|
Поддерживает |
Взаимодействует с руководителей, сотрудниками и менеджерами, чтобы помочь им приобрести и использовать свои навыки и знания для улучшения сферы охраны труда. |
|
|
Производит количественную и качественную оценки |
Оценивает результаты обучения на предмет эффективности и вносит необходимые изменения. |
|
|
Обследование, инспектирование и аудит |
Обозревает |
Систематически наблюдает и проверяет рабочее место, состояние технологии, процессов и поведения для оценки их соответствия требованиям. |
|
Разрабатывает |
Разрабатывает комплексную систему мониторинга, сбора и анализа информации для оценки контроля за риском и управления безопасностью процессов. |
|
|
Проводит опрос |
Проводит встречи, собирает информацию и обсуждает проблемы охраны труда с сотрудниками и менеджерами на всех уровней, чтобы понять методы их работы, убеждения и отношения к охране труда. |
|
|
Оценивает |
Сочетает в себе и критически оценивает информацию по результатам проверок, обследований и аудита с целью определения состояния охраны труда в организации. |
|
|
|
Готовит отчёт |
Предоставляет письменные и устные отчёты для заинтересованных сторон и лиц, принимающих решения, в качестве основы для совершенствования. |
C3 |
Исследование |
Обозревает |
Выявляет и собирает доказательства, связанные с авариями и несоответствиями, чтобы определить последовательность событий и оказать помощь в раскрытии причинно-следственных связей. |
|
Проводит опрос |
Беспристрастно собирает информацию у людей, связанных с развитием аварии/события, избегая при этом предубеждений и гарантируя обоснованность выводов. |
|
|
Объединяет |
Критически собирает доказательства о развитии инцидента/аварии, чтобы понять и спроектировать сценарий и его связь с практикой и условиями. |
|
|
Анализирует |
Признает разницу между поверхностными и глубинными причинами инцидентов и опасных условий. Определяет неэффективные и отсутствующие барьеры, оценивает и выполняет возможные улучшения, чтобы избежать подобных и схожих ситуаций. |
|
|
Отчитывается |
Пишет и преподносит отчеты об организационных, профессиональных и правовых стандартах в качестве основы для будущих профилактических мер. |
|
|
Даёт рекомендации |
Уместно использует анализ для выработки рекомендаций по улучшению рабочих процессов, самой работы и организационной среды. |
|
|
Улучшает |
Инициирует изменения для выполнения рекомендаций |
|
|
Контролирует |
Оценивает реализацию рекомендуемых элементов управления и их эффективность. |
|
C4 |
Оценка и мониторинг |
Выбирает |
Выбирает соответствующие инструменты для оценки организации процессов, рабочих мест и рабочей среды. |
|
Использует |
Implements the appropriate tools to gather information to assess the risks and effectiveness of controls of the organisation’s processes, workplaces and working environments that contribute to OHS risk. Реализует необходимые инструменты при сборе информации для оценки рисков и эффективности управления, организации процессов, рабочих мест и рабочей среды, которые вносят вклад в возникновение рисков в области безопасности и охраны труда. |
|
|
Интрепетирует |
Анализирует данные для понимания рабочей среды и выявления проблем и направлений совершенствования. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1: Типы опасностей, которыми управляет специалист по охране труда, и которые требуют базовой науки
В разных странах существуют различные профессиональные группы, которые традиционно выполняют роль консультирования в области охраны труда различными методами. Позиция настоящего документа заключается в том, что специалист по охране труда является универсалом в этой области, потенциально касающимся полного спектра опасностей, с которыми может столкнуться организация. Существует основной круг опасностей, с поведением, методами причинения ущерба и всеми необходимыми элементами управления которых специалист по охране труда должен быть знаком. Однако, масштабы опасностей, с которыми сталкивается специалист по охране труда, значительно варьируется в зависимости от организации, отрасли и географического расположения. Обучение и профессиональное развитие специалистов по охране труда должно вооружить их, чтобы давать обоснованные рекомендации, основанные на принципах контроля за опасностями и рисками, которые являются универсальными. Специфика любой взятой опасности может быть выявлена путем использования литературы и доказательной базы специалиста, которые формируют знание специфики риска, даже если в процессе обучения специалиста эти аспекты не затрагивались. Таким образом, существует много опасностей, знания о которых являются ключевыми для всех специалистов по охране труда и других лиц, специфика отрасли деятельности которых такова, что они должны взаимодействовать со специальным модулем образования в области охраны труда, или они сталкиваются с периферийными аспектами ключевой области, требующими экспертизы со стороны специалистов других специализаций, таких как гигиена труда, медицина труда, организационная/профессиональная психология, эргономика, противопожарная защита и другие смежные специальности. В данном случае роль специалиста по охране труда может быть связана с взаимодействием с одной или несколькими специалистами по сложным проблемам, требующим более глубоких знаний.
В следующей таблице представлен список опасностей, которыми специалист по охране труда должен уметь управлять в своей деятельности. Применяется классификация по энергии, разработанная на основе Haddon. Она отражает основу для специалистов по охране труда в технологических дисциплинах и опасностях, связанных с техникой, а далее универсальную работу, включающую опасности, связанные с химическими веществами и рабочей средой. Некоторые страны видят это движение также в психологических опасностях и/или опасностях для окружающей среды.
Специалист в области безопасности и охраны труда должен понимать природу опасности, способы их возникновения или воздействие на тело (и разум) потенциальных жертв и на физическую среду, механизмы их вреда для людей и других активов (в том числе обострения обстоятельств, например, одинокая работа, беременность и др.). Они также должны понимать методы оценки и измерения риска, принципы и методы предупреждения и управления (технические, поведенческие и организационные), соответствующие каждой опасности, это является ключевой частью обязанностей специалиста в области безопасности и охраны труда для конкретной организации, страны или юрисдикции. Всё это составляет основу науки, связанную с каждой из различных опасностей. Настоящий документ не детализирует основополагающие науки.
Опасности, с которыми может столкнуться специалист в области безопасности и охраны труда, и знания и навыки, в отношении которых он должен иметь для консультирования руководителей |
|
Гравитационные Падения с высоты Падающие объекты, подъемные механизмы Проскальзывание, спотыкание, падение с уровня и лестницы Биомеханические Ручной подъем/обработка Обусловленные положением тела (включая сидящее) Повторяющееся растяжение Электрические Химические Токсичные, канцерогенные, тератогенные и агрессивные химические вещества Наночастицы Сенсибилизаторы (астма, дерматиты) Пожар и взрыв Тепловая обстановка Тепло и холод Работа в условиях высоких температур Шум Вибрация (всё тело & кисть/рука) Оборудование, работающее под давлением/сосуды под давлением Завод Летающие объекты, выбранные из процесса машиностроения Движущиеся части статистических машин (включая роботов) Использование переносных электроинструментов Процесс контроля Ограничения дизайна и эксплуатации Потеря человеческого и компьютерного управления Человеческие ошибки |
Передвижные заводы /транспортные средства и использование дорог в производственных целях Специализированные технические и строительные опасности Проседание и обрушение Структурные ошибки Психосоциальные опасности (Степень, в которой специалисты в области безопасности и охраны труда, занимаются контролем за психосоциальными аспектами, отличается в разных странах. Степень вовлеченности будет регулироваться тем, сколько знаний требуется для решения конкретных вопросов) Нагрузка/стресс Усталость Влияние на самочувствие Запугивание и преследование Агрессия (люди/животные) Насилие на работе Специальные условия труда Замкнутые пространства (включая удушающие атмосферы) Утопление/дайвинг Давление, превышающее атмосферное Экран компьютера/монитор, включая диспетчерские Биологические опасности (включая патогенные организмы, связанные с рабочим процессом) Инфекционные заболевания Качество воздуха внутри помещения Ионизирующее излучение Неионизирующее излучение (включая лазеры, УФ, радио частоты и т.п.) Опасности, связанные с окружающей средой (землетрясение, наводнение, шторм, торнадо и т.п.; степень, в которой специалисты в области безопасности и охраны труда, занимаются контролем окружающей среды, отличается в разных странах. Степень вовлеченности будет регулироваться тем, сколько знаний требуется для решения конкретных вопросов) |
Литература:
Pryor, P., Hale, A., Hudson, D., (2014). Специалист в области безопасности и охраны труда: Рамки практики – Роль, знания и навыки (The OHS Professional: A framework for practice – Role, knowledge and skills). Международная Сеть Практикующих Организаций в области Безопасности и Охраны труда (INSHPO). Des Plaines, USA.