С.А. Карауш, О.О. Герасимова, Е.А. Герасимова Важность и проблемность перехода инспекторов Роструда от надзорной работы к профилактической (№ 1, 2024)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1, 2024

УДК 331.45

 

Важность и проблемность перехода инспекторов Роструда от надзорной работы к профилактической

Сергей Андреевич Карауш, профессор, докт. техн. наук, Томский государственный архитектурно-строительный университет, Томск, Российская Федерация, e-mail: karaush@tsuab.ru

Ольга Олеговна Герасимова, доцент, канд. техн. наук, Томский государственный архитектурно-строительный университет, Томск, Российская Федерация, e-mail: Ologeras@mail.ru

Елена Алексеевна Герасимова, старший преподаватель, Томский государственный архитектурно-строительный университет, Томск, Российская Федерация, e-mail: alekceikovna@mail.ru

 

Аннотация. В статье анализируется работа инспекторов Роструда и выявленные ими нарушения трудового законодательства со стороны работодателей за последние 6 лет. Показано, что снижение числа контрольно-надзорных мероприятий со стороны Роструда привело к снижению числа нарушений, при этом большая часть нарушений не выявляется и остается в тени. Положительная сторона деятельности Роструда – растущее количество проводимых профилактических мероприятий, а со стороны работодателей – увеличение числа поданных деклараций о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда на предприятиях.

Ключевые слова: инспекция Роструда; надзорные мероприятия; профилактическая работа

 

The importance and problems of the transition of Rostrud inspectors from supervisory to prophylaxis work

S. A. Karaush / Dr. Sci. (Techn.), Professor, Tomsk State University of Architecture and Building, Tomsk, Russian Federation, e-mail: karaush@tsuab.ru

O. O. Gerasimova / Cand. Sci. (Techn.), Associate Professor, Tomsk State University of Architecture and Building, Tomsk, Russian Federation, e-mail: Ologeras@mail.ru

E. A. Gerasimova / Senior Lecturer, Tomsk State University of Architecture and Building, Tomsk, Russian Federation, e-mail: alekceikovna@mail.ru

 

Abstract. The article provides an analysis of the work of Rostrud inspectors and the violations of labor legislation by employers identified by them over the past 6 years. It is shown that the reduction in the number of control supervisory activities by Rostrud has led to a decrease in the number of detected violations, while most of the violations are not detected and remain in the shadows. On the positive side, Rostrud should note the increasing number of prophylaxis measures, and on the part of employers, an increase in the number of declarations submitted on the compliance of working conditions at their enterprises with state regulatory requirements for labor protection.

Keywords: inspectorate of Rostrud; oversight activities; prophylaxis work

 

Вопросы сохранения жизни и здоровья работников на производстве всегда стоят на контроле у исполнительной власти нашей страны. Перестройка системы нормативных правовых и нормативных актов по вопросам безопасности, которая началась с принятия Федеральных законов от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» [1] и от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [2], привела к смене вектора работы как административных органов управления на предприятиях, так и контрольно-надзорных органов власти. Это выразилось в том, что основные усилия всех заинтересованных лиц в области безопасности теперь направлены на применение в деятельности риск-ориентированного подхода, а работа контрольно-надзорных органов – на профилактику в сфере безопасности, что отражено в Федеральном законе от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [2]. Такая работа со стороны контрольно-надзорных органов должна быть четко спланирована и правильно организована.

Эпидемия пандемии COVID-19 внесла коррективы в деятельность контрольно-надзорных органов в России. Правительством РФ было принято постановление от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [3]. Данный документ ограничил число контрольно-надзорных мероприятий.

В дальнейшем Правительство РФ принимает постановление от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» [4], согласно которому объявляется мораторий на проведение плановых проверок Рострудом. При этом внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия должны осуществляться только по согласованию с органами прокуратуры лишь при наличии фактов причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан и (или) непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, за исключением случаев направления Роструду поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или требования прокурора.

В последнее время инспекторы Роструда в соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [2] проводят консультации, профилактические мероприятия, выдают работодателям предостережения. Одним из ключевых инструментов, направленных на защиту трудовых прав граждан, является профилактический визит. В 2022 году инспекторы труда совершили более 118 000 профилактических визитов (в том числе более 4000 обязательных плановых профилактических визитов), что составляет всего 1,74% от общего количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подконтрольных Роструду. В 2022 году инспекторами было реализовано более 650 000 профилактических мероприятий и выдано более 483 000 предостережений. При осуществлении профилактических мероприятий ключевыми задачами инспекторов Роструда стали:

– помощь в выявлении рисков, которые имеются на предприятии или в организации, без применения штрафов и протоколов;

– оказание консультационной поддержки работодателю в недопущении нарушений трудовых прав работников и разработке планов мероприятий по устранению выявленных недостатков.

Эффективность работы инспекторов Роструда и административных органов на местах, отвечающих за выполнение работодателями требований трудового законодательства, также нашла отражение в подаче добросовестными работодателями деклараций о соответствии условий труда на предприятиях государственным нормативным требованиям охраны труда. По данным Роструда [5], к концу 2022 года работодатели зарегистрировали около 140 000 таких деклараций, что составляет всего 2% от общего количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору). Значит, эта перспективная деятельность пока находится на начальной стадии.

Проводимая инспекторами Роструда активная работа по предупреждению травматизма на предприятиях и в организациях приносит плоды: на рис. 1 показано снижение количества погибших и тяжело пострадавших на производстве работников за последние 6 лет.

Рис. 1. Количество погибших и тяжело травмированных работников на производстве в России (без учета сокрытых случаев травматизма)

 

Как видно, в последние годы в России стабилизировалась ситуация с погибшими и тяжело пострадавшими на производстве работниками. Это свидетельствует о важности работы инспекторов Роструда, хотя проблема сокрытия несчастных случаев в России остается серьезной. Например, в 2022 году было сокрыто 472 несчастных случая с тяжелыми последствиями (13,5%) и 153 случая со смертельным исходом (12,2%).

Отметим, что снижение числа проверок работодателей приводит, с одной стороны, к стабилизации работы предприятий и организаций, подконтрольных Роструду, с другой – к невыполнению работодателями требований трудового законодательства, что в свою очередь может повысить уровень травматизма на производстве.

На рис. 2 представлено количество проверок и выявленных инспекторами Роструда нарушений требований трудового законодательства РФ за последние 6 лет в соответствии с данными ежегодных отчетов Роструда [5].

Рис. 2. Количество проведенных инспекторами Роструда проверок и выявленных нарушений требований трудового законодательства

 

Данные рис. 2 подтверждают, что число проверок и выявленных инспекторами Роструда нарушений трудового законодательства снижается с каждым годом. В 2022 году инспекторами Роструда были проведены проверки на 23 000 предприятий России, что составило лишь 0,34% от количества всех предприятий, поднадзорных Роструду. Значит, большинство предприятий не подвергается контрольным (надзорным) проверкам со стороны инспекторов Роструда.

Если проанализировать отношение выявленных нарушений трудового законодательства к числу проверок инспекторами Роструда, которое отражено на рис. 3, то оказывается, что практически при каждой проверке выявляется в среднем одно и то же количество нарушений.

Рис. 3. Отношение выявленных нарушений к количеству проверок инспекторами Роструда

 

Получается, чем меньше совершается проверок контрольно-надзорным органом, тем меньше выявляется нарушений трудового законодательства. Следовательно, большая часть нарушений требований трудового законодательства в настоящее время не выявляется и остается в тени, что может повысить уровень травматизма на производстве в России.

Выводы:

1. Профилактическая деятельность инспекторов Роструда среди работодателей находится пока на начальной стадии.

2. За последние три года в России стабилизировалось число случаев травматизма со смертельным исходом и тяжелыми последствиями, что свидетельствует об эффективной работе надзорных органов в предыдущие годы.

3. Снижение числа проверок работодателей инспекторами Роструда приводит к тому, что не выявляется большое число нарушений трудового законодательства работодателями и работниками.

 

Список источников:

1. Федеральный закон РФ от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». – URL: https://base.garant.ru/74449388/ (дата обращения: 14.11.2023).

2. Федеральный закон РФ от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310018 (дата обращения: 14.11.2023).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004060044?ysclid=lq639odm9a302802637 (дата обращения: 12.12.2023).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля». – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203100013?ysclid=lq63d3g2fn484808095 (дата обращения: 12.12.2023).

5. Отчеты о деятельности Федеральной службы по труду и занятости за 2017–2022 годы. – URL: https://rostrud.gov.ru/rostrud/deyatelnost/?CAT_ID =14167 (дата обращения: 14.12.2023).