Влияние музыки на умственную работоспособность человека
Лейсан Раисовна Гайнуллина, кандидат технических наук, доцент кафедры «Инженерная экология и безопасность труда», ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет», Казань, Российская Федерация, e-mail: gainullina7819@mail.ru
Алина Ильдаровна Нагуманова, студентка 2-го курса, напр. «Бухгалтерский учет, анализ и аудит на предприятиях», ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет», Казань, Российская Федерация, e-mail: nagumalin@gmail.com
Лиана Вячеславовна Королева, студентка 2-го курса, напр. «Бухгалтерский учет, анализ и аудит на предприятиях», ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет», Казань, Российская Федерация, e-mail: liana.koroleva.2004@mail.ru
Мария Антоновна Макаренко, студентка 2-го курса, напр. «Бухгалтерский учет, анализ и аудит на предприятиях», ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет», Казань, Российская Федерация, e-mail: maruska.makarenko@gmail.com
Мария Егоровна Хорошилова, студентка 2-го курса, напр. «Бухгалтерский учет, анализ и аудит на предприятиях», ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет», Казань, Российская Федерация, e-mail: khoroshilova.02@mail.ru
Аннотация. В современном мире человек сталкивается с различными вредными факторами, воздействующими на здоровье и работоспособность. Одним из таких воздействий является шум, который может оказывать существенное влияние на организм человека в целом. Большинство молодых людей слушает музыку 4 часа в день и более. Актуальным вопросом в этой связи является определение зависимости от прослушивания музыки умственной работоспособности человека, в частности внимания (продуктивности, точности) и запоминания информации, с выявлением некоторых параметров шума, поддерживающих внимание и способность запоминать информацию на допустимом уровне.
Ключевые слова: шум; источник воздействия; музыка; музыкальные жанры; ухудшение здоровья; внимание; запоминание информации
The influence of music on human performance
L. R. Gainullina, Academic degree: Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Engineering Ecology and Labor Safety, FGBOU VO «Kazan State Energy University», Kazan, Republic of Tatarstan, e-mail: gainullina7819@mail.ru
A. I. Nagumanova, 2nd year student, e.g. «Accounting, analysis and audit at enterprises», FGBOU VO «Kazan State Energy University», Kazan, Republic of Tatarstan, e-mail: nagumalin@gmail.com
L. V. Koroleva, 2nd year student, e.g. «Accounting, analysis and audit at enterprises», FGBOU VO «Kazan State Energy University», Kazan, Republic of Tatarstan, e-mail: liana.koroleva.2004@mail.ru
M. A. Makarenko, 2nd year student, e.g. «Accounting, analysis and audit at enterprises», FGBOU VO «Kazan State Energy University», Kazan, Republic of Tatarstan, e-mail: maruska.makarenko@gmail.com
M. E. Khoroshilova, 2nd year student, e.g. «Accounting, analysis and audit at enterprises», FGBOU VO «Kazan State Energy University», Kazan, Republic of Tatarstan, e-mail: khoroshilova.02@mail.ru
Abstract. In the modern world, a person has to deal with various harmful factors that affect health and performance. One of these impacts is noise, which can have a significant impact on the human body as a whole and its performance. Most young people listen to music 4 or more hours a day. A pressing issue in this regard is to identify the dependence of a person’s mental performance on listening to music, in particular, attention (productivity, accuracy) and memorization of information, with the identification of some noise parameters that support attention and the ability to memorize information at an acceptable level.
Keywords: noise; source of exposure; music; musical genres; deterioration of health; attention; remembering information
Внимание как фактор умственной работоспособности, обеспечивающий организацию психической деятельности, зависит от многих параметров окружающей среды, таких как параметры микроклимата, шума и т.д. [1]. Под шумом понимают звуковые колебания, воспринимаемые человеком как мешающие или неприятные [2]. Шум может быть вызван различными источниками: транспортом, строительными работами, громкой музыкой и т.д. Он может иметь негативное влияние на здоровье людей, вызывая стресс, снижение внимания, нарушение сна, повышение артериального давления, повреждение слухового аппарата и другие проблемы [3].
При длительном воздействии высокого уровня шума на человека у него может возникнуть шумовая болезнь, для которой характерен комплекс специфических и неспецифических симптомов:
– снижение уровня кислотности и негативные изменения функций пищеварительной системы;
– снижение уровня чувствительности слуха;
– сердечно-сосудистая недостаточность;
– различные расстройства эндокринной системы;
– боль, звон, писк, шум в ушах;
– повышенная раздражительность;
– желудочные боли;
– снижение и частичная потеря памяти;
– частые головокружения;
– сильные головные боли;
– повышенная утомляемость; отсутствие аппетита [2].
В целом постоянное воздействие шума на слуховой аппарат имеет негативные физические и психические последствия, поэтому важно принимать меры для снижения уровня шума и защиты от его воздействия.
Разбираясь в механизмах воздействия шума на человеческий организм, нужно стремиться к пониманию возможных путей минимизации негативных последствий шумового загрязнения для человеческого здоровья и производительности, но сначала необходимо определить, какие параметры шума оказывают влияние на работоспособность человека, в частности на внимание [4].
По исследованиям маркетингового агентства FDFgroup 97% молодежи слушает музыку каждый день в среднем 4 часа. Больше трети (37%) опрошенных слушает музыку от 1 до 3 часов в сутки, 27% – от 3 до 5 часов, еще треть (30%) – более 5 часов. Только 6% респондентов слушает музыку менее часа в день [5]. С этой целью был выполнен ряд экспериментов среди студентов 1–4-го курсов Казанского государственного энергетического университета (далее – КГЭУ).
Первая серия экспериментов была проведена по таблицам Шульте для определения зависимости внимания от уровня шума. В данном случае измерения проводились при следующих уровнях шума: 40 дБ, 60 дБ, 85 дБ, 90 дБ. Уровни шума 85 дБ и 90 дБ были воспроизведены с помощью видеохостинга YouTube. Зависимость времени прохождения теста от уровня шума по таблице Шульте приведена на рисунке.
Рис. Зависимость времени прохождения теста на внимательность от уровня шума по таблице Шульте
В результате проведения эксперимента среди студентов 1–4-го курсов КГЭУ было выявлено, что уровень шума оказывает значительное влияние на время прохождения теста. Студентам было трудно сосредоточиться, выполняя тест при высоких уровнях шума, что увеличивало время прохождения теста. Так, при уровне шума 85 дБ по сравнению с 40 дБ время прохождения теста выросло в 1,8 раза. Повышение уровня шума всего на 20 дБ – с 40 до 60 дБ – увеличивает время прохождения теста в 1,4 раза, что, в свою очередь, указывает на значительное снижение внимания.
Поскольку шум влияет на нашу способность сосредоточиться и запомнить информацию, представляло интерес исследовать влияние шума на внимание и память человека. В исследовании приняли участие 10 студентов 1–3-го курсов КГЭУ.
Для проведения эксперимента студентам было предложено выучить шесть четверостиший стихотворения «Я не люблю» В. Высоцкого в течение двух минут в тишине и при шумовом воздействии (при прослушивании музыки в наушниках). Песней, которую все слушали, была «Animals» Maroon 5. Громкость – средняя. В тишине студенты учили первые три четверостишия стихотворения, в которых 63 слова. При воздействии громкой музыки студенты смогли выучить меньшее количество слов. В данном случае студентам были даны следующие три четверостишия, в которых 66 слов.
Результаты эксперимента сравнивались по количеству слов, которые запомнил каждый студент в обоих случаях, и приведены в таблице.
Таблица
Результаты исследования влияния шума
на способность к запоминанию информации
№ участника |
Кол-во слов, выученных в тишине |
Кол-во слов, выученных при воздействии шума |
Разница в кол-ве слов |
||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
||
1 |
41 |
65 |
32 |
48 |
9 |
2 |
47 |
75 |
35 |
53 |
12 |
3 |
43 |
68 |
34 |
52 |
9 |
4 |
39 |
62 |
29 |
44 |
10 |
5 |
44 |
70 |
36 |
55 |
8 |
6 |
36 |
57 |
26 |
39 |
10 |
7 |
32 |
51 |
20 |
30 |
12 |
8 |
42 |
67 |
35 |
53 |
7 |
9 |
35 |
56 |
26 |
39 |
9 |
10 |
37 |
59 |
30 |
45 |
7 |
Эксперимент показал, что все студенты в тишине запомнили больше слов, чем при прослушивании музыки. В среднем разница между запоминанием слов в тишине и при звуковом воздействии составила девять слов.
Эксперимент выполнялся при воздействии пяти интервалов уровня шума:
1) 0–10 дБ,
2) 10–25 дБ,
3) 25–35 дБ,
4) 35–45 дБ,
5) 45–60 дБ.
Было замечено, что при увеличении уровня шума студентам становилось тяжелее запомнить предложенный объем информации. Чем выше оказывался уровень шума, тем меньше они могли сосредоточиться и тем меньшее количество слов выучить. Данный результат подтверждает то, что в тишине студент способен выучить больше слов, чем под музыку.
Также был проведен эксперимент по влиянию различных жанров музыки на запоминание информации. Студенты при запоминании текста слушали классическую музыку, рок и народную песню. Эксперимент показал, что при прослушивании классической музыки одновременно с заучиванием текста студенты не заметили большой разницы с заучиванием текста в тишине: результаты были схожи.
Рок оказывал воздействие ритмом, не давая в полной мере погрузиться в поставленную задачу. Тем самым результаты ухудшились по сравнению с результатами первого эксперимента.
Так как студентам было предложено выучить стихотворение на русском языке, народная песня мешала им своим текстом. Студенты жаловались на то, что слова путаются и сосредоточиться на конкретной информации тяжело. При прослушивании музыки на русском языке студенты показали наихудшие результаты.
Это подтверждает гипотезу о том, что определенные жанры музыки могут оказывать негативное влияние на внимание и умственную работоспособность человека. Данное исследование может быть полезным при разработке рекомендаций по созданию оптимальных условий для обучения в образовательных организациях и работы в офисах.
Список источников:
1. Умхажиева, Х.Т. Внимание как фактор умственной работоспособности учащихся / Х.Т. Умхажиева // Молодой ученый. – 2020. – № 27 (317). – С. 157–159.
2. Курбатов, В.А. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / В.А. Курбатов, И.А. Федоркина, С.Л. Яблочников. – Москва: МТУСИ, 2023. – 190 с.
3. Воздействие физических факторов (шума) на здоровье человека / Пресс-центр города Новочебоксарск Чувашской Республики, 1 декабря 2020. – URL: https://nowch.cap.ru/news/2020/12/01/vozdejstvie-fizicheskih-faktorov-shuma-na-zdorovje
4. Умеров, Д.Ф. Влияние шума на организм человека / Д.Ф. Умеров // Мировая наука. – 2018. – № 3 (12). – С. 127–129.
5. 97% молодежи слушают музыку каждый день / Sostav.ru, 2011. – URL: https://www.sostav.ru/news/2011/06/22/soc2/