УДК 378.147
ОСНОВЫ ДОЛЖНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА И БЕЗОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
Г.З. Файнбург,
директор Института безопасности труда, производства и человека
Пермского национального исследовательского политехнического университета,
Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации,
доктор технических наук, профессор
E-mail: faynburg@mail.ru
Аннотация
Рассмотрены научно-обоснованные подходы к процессам обучения по охране труда работников организаций.
Приведены основные проблемы управления профессиональной компетентностью. Предложен ориентированный на практику новый подход к созданию единого правового и учебно-методического обеспечения обязательного обучения работников охране труда.
Обозначены контуры научных основ организации обучения по охране труда на основе актуализации системы образования и обучения по охране труда условиям современности.
Ключевые слова
Охрана труда, обучение, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, профессиональная компетентность
FRAMEWORK OF PROPER ORGANIZATION OF QUALITY TRAINING
ON OCCUPATIONAL HEALTH AND SAFETY
G.Z. Faynburg,
Director of the Institute for Safety and Health,
Perm National Research Polytechnic University,
Honored Worker of the Higher Education of the Russian Federation,
Doctor of Technical Sciences, Professor
E-mail: faynburg@mail.ru
Abstract
Science-based approaches to the processes of training on occupational health and safety of employees of organizations are considered.
The main problems of professional competence management are presented. A new practice-oriented approach to the creation of a single legal and educational and methodological support for compulsory training of workers in occupational health and safety is proposed.
The outlines of the scientific foundations of the organization of training on occupational health and safety on the basis of updating the system of education and training on occupational health and safety in modern conditions are outlined.
Keywords
Occupational Safety and Health, Learning, Post-graduated Training, Training, Professional Competence
ВВЕДЕНИЕ
Реализация «регуляторной гильотины» с 1 января 2021 года невольно поставила на повестку дня давно ожидаемый вопрос о пересмотре действующего Порядка обучения по охране труда (см. совместное Постановление Минтруда России и Минобразования России «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» от 13 января 2003 года № 1/29 (с изменениями на 30 ноября 2016 года)) [4].
Хотя настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ, а оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение допускаются до 1 сентября 2021 г., этот документ решили обновить.
С фактической стороны необходимость актуализации и исправления содержащихся в нем недостаточно четких и непротиворечивых требований известна еще с 2004 года, когда в ходе применения этого Порядка выявились спорные и неоднозначно трактуемые требования, мешающие правильной организации обучения.
И вот проявился Проект нового Порядка. К большому сожалению, он не столько «обновляет» действующий Порядок, сколько начисто его переиначивает, не «разрубает Гордиевы узлы» действующего нормативно-правого акта, но во многом и усугубляет их.
Более того, текст Проекта написан достаточно небрежно и «с белого листа» так, как будто его авторы никогда не видели и не читали действующие и действовавшие нормативно правовые и методические документы, содержит массу грубых ошибок и «описок», имеет кардинально новую структуру, что существенно затрудняет сравнение действующего Порядка и предлагаемого.
Проект содержит практически все требования действующего Порядка, правда, вперемешку, но добавляет ряд новых инноваций, например, единые комиссии, Единый портал тестирования, реестр обученных и обучающих, перечень работ с повышенной опасностью и т.п.
При этом многие серьезные вопросы организации обучения по охране труда, давно уже выявленные практикой и волнующие участников этой практики [10,11,12], в Проекте «обойдены умолчанием» и в лучшем случае имеют традиционную ссылку на будущие достижения Регулятора, который де определит «вопросы умолчания» в дальнейшем в своих нормативных правовых актах.
Заметим, что подготовка к улучшению и актуализации действующего Порядка велась давно. В ходе многочисленных обсуждений, в том числе в стенах Регулятора, было высказано мнение, что будущий Порядок надо принимать не силами двух министерств, регулирующих соответственно трудовую сферу и сферу образования в России, а специальным Постановлением Правительства, чтобы придать больший вес данному НПА и одновременно увязать и решить все вопросы с взаимоотношениями между обучением по охране труда и обучением по иным видам безопасности производства. Это было разумно и правомерно.
Дело в том, что базисный подход к организации и содержанию обучения вопросам охраны труда сложился еще в советское время, когда понятие «охрана труда» означало не столько и не только современную «защиту трудоспособности и здоровья работающих по трудовому договору», сколько обобщенную «безопасность труда» всех лиц, осуществляющих трудовые операции. Подчеркнем - «операции» простого процесса любого вида труда.
В рамках этого подхода четко прорисовывается стратегия обучения вопросам обеспечения «безопасности труда» не только на работе, но в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения. Во многом эта концепция была заложена в стандарт СССР ГОСТ 12.0.004-90 «Обучение безопасности труда. Основные положения» [8] и сохраняется в современном межгосударственном стандарте ГОСТ 12.0.004-2015 [9] и поныне, развивая требования, сформулированные первоначально в давно забытом ГОСТ 12.0.004-79 [7].
Эти требования обучения безопасности труда исходят из необходимости научить людей работать ГРАМОТНО, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНО, БЕЗОПАСНО, что невозможно без знаний по безопасности труда, навыков и умений работать безопасно, что подразумевает выработку динамической и психологической привычки «автоматического безопасного действия» и сознательную мотивацию на безопасный труд.
Целью охраны труда, как всем известно, является предупреждение случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Случаи эти происходят на рабочих местах, в рабочих зонах, на территории и на объектах организатора производства, при перемещении с объекта на объект и из дома на работу и обратно. Эти же объекты являются и «зоной ответственности» организатора производства, как бы мы его не называли: работодатель, наниматель, заказчик, эксплуатирующая организация и т.п.
В большинстве случаев, защита от этих, назовем их «неблагоприятными», случаев связана со знанием опасностей и рисков трудового процесса и производственной среды на рабочих местах.
Во всех этих событиях переплетаются различные аспекты безопасности – и труда, и производства, включая пожарную, транспортную, промышленную, электроэнергетическую, радиационную, строительную, «физическую» и т.д. и т.п. виды безопасности.
Провести однозначную грань между «чистой» безопасностью труда и предотвращением аварий и инцидентов очень сложно, но абсолютно необходимо, ибо иначе процесс производства может превратиться в процесс обязательного непрерывного тотального обучения различным аспектам безопасности. Эта грань, по нашему и не только нашему мнению, проходит между «безопасным поведением работающего на работе» и выполнением «трудовых операций», с одной стороны», и организацией «безопасной эксплуатации» тех или иных объектов, с другой стороны.
Поэтому, все касающиеся «работающего человека» моменты и аспекты безопасности должны быть включены в обучение «охране труда», ибо они туда входят. Все эти вопросы должны быть изложены в инструкциях по охране труда на рабочем месте и в инструкциях по безопасному выполнению отдельных видов работ.
При этом вопросы «организации» обеспечения специальных видов безопасности касаются только руководителей (и специалистов) и должны рассматриваться отдельно, например, в технологических регламентах и иже с ними.
В давние времена советской эпохи так все и было организовано, тем паче, что цель была одна – защитить работающих. Нужно было, как можно дешевле и как можно реалистичней осуществить обучение. Все вопросы безопасности рассматривали в едином «обучении» охране труда, причем изучали преимущественно только те вопросы, которые непосредственно касались обучающихся и правильного выполнения ими своих трудовых обязанностей.
Сегодня цель обучения по охране труда для многих субъектов права, включая нормотворцев, поменялась, произошла монетизация обучения и рентоориентированный подход к организации обучения оказался центральным, а потому количество видов «обучения» в сторонних организациях стало стремительно нарастать.
В этих условиях и оказалось нужным постановление Правительства РФ, ибо только оно может отрегулировать все образовавшиеся «залежи» обязательных обучений, увязать проведение обучения непосредственно на рабочих местах организаторов производства с проведением обучения в форме «образовательных» и «информационно-консультационных» услуг в «сторонних» для организатора производства обучающих организациях «организаторов обучения».
Необходимость такого общего «надведомственного» подхода вызвана и тем, что право на безопасность труда является конституционным правом граждан, и реализация этого права должна быть всеобщей и однотипной для всех (естественно, с учетом типа труда и специфики производства, на котором работает обучаемый, характера и объема его трудовых функций).
Увы, Проект не справился с этой задачей, а потому, по мнению абсолютного большинства специалистов, нуждается в серьезной корректировке.
Мы надеемся, что бюрократическая машина власти в лице Регулятора серьезно прислушается к мнению специалистов, к мнению всех тех людей, кто учил, учит и будет учить реально работающих людей мерам защиты от профессиональных рисков, т.е. требованиям охраны труда.
И возникает вопрос: А каким должен быть новый Порядок обучения?
КАКОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К «ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ», В ТОМ ЧИСЛЕ И ПО ПОРЯДКУ ОБУЧЕНИЯ
И начнем мы с основных законодательных требований к таким нормативным правовым актам как Постановление Правительства РФ о Порядке обучения охране труда, затрагивающее права и обязанности миллионов работодателей (организаторов производства) и десятков миллионов работников.
Требования законодательства РФ к обязательным требованиям регулируются с 1 ноября 2020 года Федеральным законом от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» [3].
Статья 7. «Правовая определенность и системность» этого закона гласит, что:
«1. Содержание обязательных требований должно отвечать принципу правовой определенности, то есть быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при их применении, а также должно быть согласованным с целями и принципами законодательного регулирования той или иной сферы и правовой системы в целом.
2. Обязательные требования должны находиться в системном единстве, обеспечивающем отсутствие дублирования обязательных требований, а также противоречий между ними.
3. Обязательные требования, установленные в отношении одного и того же предмета регулирования, не должны противоречить друг другу».
ПЕРВЫЙ ВОПРОС – КОГО УЧИТЬ
Ответ элементарен – всех, кто будет работать или работает, независимо от того, где работает и кем работает.
При этом в трудовые обязанности одних работников входит «выполнение трудовых функций», связанных с воздействием орудий труда на предмет труда с целью получения продукта труда, а других лиц – с организацией трудового процесса и с руководством труда прямо или косвенно подчиненных им лиц.
Таким образом, естественно образуются основные группы обучаемых: первая - готовящиеся к труду, вторая – работающая. При этом вторая группа делится на две – в одну входят работающие, трудовые функции которых связаны с исполнением трудовых операций, а в другую – работающие лица, занятые руководством и организацией труда лиц первой группы.
Это значит, что Порядок обучения должен затрагивать все эти группы. Так, кстати говоря, делалось и делается в ГОСТ 12.0.004-2015.
Кроме того при основном обучении обучающихся (желательно всех специальностей, уровней и направлений) в образовательных организациях Постановление должно требовать обязательное отражение в рабочих учебных планах вопросов безопасности труда и производства, определять минимально необходимый объем обязательной для всех специальностей дисциплины «Обеспечение охраны труда работающих и безопасности производственной деятельности».
Сегодня так (но, к сожалению, частично) и делается, хотя зачастую юристы и экономисты вопросам охраны труда не обучаются, а потом в жизни – удивляются охране труда и считают ее ненужной.
Убеждены, что образовательному процессу всеобщей подготовки кадров по безопасности труда и производства необходимо прибавить легитимности и юридической конкретности, увязать требования Трудового кодекса РФ [1] с требованиями системы образования [2, 5, 6].
При этом обучающиеся рабочим профессиям должны уметь безопасно работать, а обучающиеся на уровнях среднего и высшего профессионального образования, не говоря уже об аспирантуре, должны уметь организовывать обеспечение безопасности труда и производства в руководимых (в будущем) ими коллективах.
Посмотрим теперь на возможные категории работающих.
Не вызывает сомнений, что любое лицо, появляющееся на территории и на объектах организатора производства, должно быть обучено охране труда вообще, и безопасному поведению на данном предприятии организатора производства, в частности.
Кто эти лица – «появляющиеся» на производстве в зоне ответственности организатора производства?
Это собственные работники организатора производства и иные лица – персонал сторонних организаций подряда, субподряда и аутсорсинга, командированные лица, «самозанятые» лица, организующие безопасное выполнение работ и безопасность своего труда самостоятельно, экскурсанты и иные визитеры, непосредственно не участвующие в работах на производстве организатора производства и не являющиеся работниками каких-либо российских организаций.
Среди всех этих лиц только часть является «работниками», и Проект должен это учесть, ибо тогда он будет охватывать не только «работников, работающих по трудовым договорам», но и иных лиц, работающих или посещающих территорию и объекты организатора производства.
Все эти лица при «посещении» производства должны предъявлять документы о своем обучении вопросам охраны труда и пройти вводный инструктаж о ПОРЯДКЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ И НА ОБЪЕКТАХ своего посещения.
Основными группами работников, которые проходят обучение охране труда, являются:
- руководители всех уровней и рангов, занятые управлением, в том числе безопасностью и (или) охраной труда;
- специалисты, помогающие руководителям всех уровней и рангов, занятым управлением, в том числе безопасностью и (или) охраной труда;
- руководители и специалисты по охране труда, профессионально занятые управлением охраной труда и (или) безопасностью труда;
- лица, привлекаемые к управлению охраной труда на общественных началах в различного рода комиссиях, комитетах, а также представители работников;
- лица, не участвующие в управлении и занятые простым процессом труда, безопасным выполнением своей трудовой функции.
В итоге в Проект следовало бы записать «Все работники, в том числе руководители организаций, и работодатели - индивидуальные предприниматели, а также физические лица, оказывающие услуги по охране труда, «самозанятые» лица обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в объеме своих трудовых (должностных) обязанностей в настоящем Порядке.
Все визитёры на предприятия/организации/учреждения должны проходить инструктаж по Порядку безопасного нахождения и поведения на территории и на объектах того предприятия/организации/учреждения, на которое они прибыли».
ЧЕМУ УЧИТЬ СВОИХ РАБОТНИКОВ?
Мы уже неоднократно говорили – работников рабочих профессий нужно учить работать безопасно и уметь действовать в аварийных ситуациях (например, при пожаре), оказывать первую помощь.
Руководители должны уметь руководить людьми во всех данных ситуациях.
Поэтому основными видами содержания обучения безопасности труда являются:
- общее обучение знаниям по организации обеспечения безопасных и безвредных условий труда, защите от опасностей и рисков, профилактике связанных с работой травм и заболеваний, методам первой помощи и социальной защиты пострадавших;
- обучение методам системного управления эффективным обеспечением безопасных и безвредных условий труда, защитой от опасностей и рисков, профилактикой связанных с работой травм и заболеваний, организацией оказания первой помощи и социальной защиты пострадавших;
- обучение приемам безопасного поведения;
- обучение безопасным приемам выполнения работ и рабочих операций;
- обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим;
- обучение методам руководства безопасным выполнением работ;
- обучение методам проведения эффективного инструктажа и обучения.
Все эти виды обучения сопровождаются той или иной проверкой знаний. Она же существует и в виде отдельного (без предварительного обучения) мероприятия.
Для закрепления и выделения специального обучения методам инструктирования и обучения, включая проверку знаний, мы ввели в ГОСТ 12.0.004-2015 понятие «инструктор по охране труда», т.е. лицо, как правило, из числа руководителей или специалистов, прошедшее обучение по охране труда, включающее изучение приемов и методов инструктирования, обучения и проверки знаний, и допущенное в установленном работодателем с учетом требований национального законодательства порядке к обучению работающих охране труда непосредственно у работодателя, включая инструктажи, стажировку, обучение по отдельным курсам и (или) вопросам, а также проверку знаний.
Нам кажется, что Проект может и должен учесть и эту требуемую самой жизнью инновацию.
КАК УЧИТЬ СВОИХ РАБОТНИКОВ?
Способы обучения часто называют формами обучения. Напомним, что латинское слово «forma» означает внешнее очертание, общий наружный вид. По отношению к обучению понятие «форма» употребляется в разных смыслах, что запутывает ситуацию.
Форма обучения означает внешнюю сторону организации учебного процесса. Существуют различные формы обучения, которые подразделяются по количеству обучающихся, времени и месту обучения, порядку его осуществления.
Выделяют индивидуальные, групповые, аудиторные и внеаудиторные формы обучения. Такие понятия не являются зачастую юридическими, но позволяют хоть как-то упорядочить разнообразие форм обучения.
Очень часто бывает полезной индивидуальная форма обучения, которая подразумевает взаимодействие преподавателя с одним учеником. Яркий пример этому – наставничество и стажировка.
В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах. Это наиболее распространенная форма обучения в охране труда.
К формам организации обучения относят организацию обучения в форме инструктажа, стажировки, лекции, семинара, экскурсии, проверки знаний, экзамена и т.д. Эти формы предусматривают общение преподавателя и обучаемого, их очный визуальный контакт.
Сегодня в эпоху прогресса средств электронной связи и развития дистанционного обучения важным является необходимость выделить обучение, включающее очное интерактивное (диалоговое) общение преподавателя и обучаемого в очном формате или дистанционно. Все остальные формы обучения, даже просмотр записи лекции преподавателя слушателем следует относить на «самоподготовку», на «самообучение».
Подчеркнем, что обучение в диалоге с живым преподавателем и любая форма самообучения, включая прослушивание записи лекции преподавателя, это не одно и то же.
Общение с преподавателем позволяет слушателю задавать вопросы, лучше поддерживать «концентрацию внимания» при усвоении услышанного, преподавателю – реагировать на поведение (утомление, неприятие, заинтересованность и т.п.) слушателей.
К сожалению, наличие записей видеолекции и/или текста учебного пособия делает не обязательным ведение конспекта лекций, что снижает усвояемость обучения.
Помимо этого, при организации собственно обучения можно выделить: вводное (обзорно-информационное) занятие; занятие по освоению знаний; практическое занятие по выработке навыков и умений; заключительное занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по проверке знаний, умений и навыков, а также их комбинированные формы.
Основными формами обучения охране труда и безопасности производства являются:
- традиционное аудиторное обучение (лекции, семинары, практические занятия, тренинги, лабораторные занятия);
- «аудиторное» обучение за компьютерным обучающим комплексом;
- дистанционное обучение в режиме диалога с преподавателем;
- дистанционное обучение в режиме самоподготовки без участия живого преподавателя;
- получение навыков и выработка устойчивых приемов правильного безопасного выполнения трудовых операций на тренажерах и (или) на учебных рабочих местах;
- получение навыков и выработка устойчивых приемов оказания первой помощи пострадавшим на тренажерах и (или) манекенах;
- инструктаж;
- стажировка;
- проверка знаний в форме собеседования с преподавателем или экзамена перед комиссией;
- проверка (и самопроверка) полученных и остаточных знаний, в том числе тестирование при помощи компьютерных средств;
- проверка (и самопроверка) полученных умений и навыков, в том числе в деловых играх и (или) при помощи тренажеров и манекенов.
Обучение вопросам безопасности труда должно следовать за всеми изменениями в трудовых функциях работающего, в условиях труда, в нормативной документации по охране труда и безопасности производства, для чего оно должно осуществляться в нескольких основных формах:
- вводное базовое, минимально необходимое для любой трудовой деятельности;
- первоначальное для данной трудовой функции, минимально необходимое для ее безопасного выполнения;
- повторное для этой же трудовой функции с целью восстановления необходимого объема знаний при естественном сокращении остаточных знаний;
- внеочередное для любых изменений условий труда.
С социальной позиции обучение работников организатора производства может быть организовано силами собственных работников, силами привлеченных со стороны специалистов, силами привлеченных сторонних организаций.
Все вышесказанное желательно воплотить в будущем Порядке. Только тогда он будет и полным, и научно обоснованным, а значит будет эффективно служит защите трудящихся от профессиональных рисков.
ОБУЧЕНИЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА КАК ПРОЦЕСС
Термин обучение в первую очередь обозначает ПРОЦЕСС научения ЧЕМУ УГОДНО: знаниям, умениям, навыкам, действиям, поступкам, оценкам…. Главная часть в этом слове – учение, отсюда пошли учить, научить, заучить, выучить, учитель, ученики, учащийся, обучающийся, обучающая организация.
Процесс обучения для животных и совсем маленьких несмышленых детенышей человека именуется нами приучением, а для диких животных – приручением.
Исторически первым, основным и наиболее действенным видом «практического» обучения было то, что мы сегодня называем «стажировка». «Делай как я», «повтори, что я сделал» - вот основная методика обучения: показ и действие, смотрю и делаю, повторяю до тех пор, пока не получится, повторяю до одури (если это возможно), для закрепления в моторике мышц и мыслительных процессов. Подчеркнем, что это очень действенное обучение ПРАКТИЧЕСКИМ НАВЫКАМ, а потому весь живой мир учится по данной методике.
Вот почему мы выступаем против периодически возникающих поползновений убрать стажировку из обязательного обучения вопросам охраны труда. Для огромного числа простых работников стажировка была, есть и будет важнейшим видом обучения безопасным приемам труда, соблюдению требований охраны труда на рабочем месте. Но научить через стажировку ТЕОРИИ, АБСТРАКТНЫМ ЗНАНИЯМ, составляющим мощь и силу человека разумного, невозможно. Идея рассказа, беседы, лекции, класса – все это попытки решения вопроса об обучении теории.
И, наконец, проверка знаний усвоенного является очень мощной формой обучения, поскольку требует от обучающегося (экзаменуемого) активности, самостоятельности, применения всех знаний и навыков.
Вот почему основными видами обучения являются инструктаж, стажировка, обучение навыкам, обучение общим вопросам теории, проверка знаний. Именно эти виды обучения и надо закрепить в новом Порядке.
ЧТО ЗНАЧИТ С ОТРЫВОМ/БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА?
Работников нанимают работать, производить ту или иную продукцию, оказывать те или иные услуги, совершать какие-то действия. Занимать их учебой, несомненно, означает прекращение их трудовых операций (если это не стажировка). Вот почему работодатель всегда хочет организовать такое обучение как можно дешевле и желательно во «внерабочее время». В противоположность этому профсоюзы всех стран при поддержке Международной организации труда отстаивают свое право обучаться в «рабочее время» с оплатой времени обучения по среднему тарифу, как минимум. Это не значит, что они не могут обучаться в выходной день, но он должен быть оплачен работодателем.
Если обучение, например, инструктаж, длится недолгое время (не более получаса), то говорить об отрыве от производства смешно. Но еще более нелепо направлять на этот инструктаж работника куда-то за пределы территории работодателя – времени на переезды и переходы будет затрачено больше, чем на сам инструктаж.
Полный отрыв работника от производства происходит, когда работник не выходит на свою смену. Значит, минимальный отрыв от производства составляет 6-8 учебных часов. Особенно ярко обучение «с отрывом от производства» проявляется тогда, когда обучение происходит в специальном помещении, да еще не у работодателя, а в обучающей организации.
Совершенствование средств электронной связи и транспорта позволило внедрить такую форму обучения, как обучение «с частичным отрывом от производства». Такая форма может предусматривать занятия по 3-4 часа в день (до обеда или после обеда), либо вечером, а также отрыв слушателя от работы на время проверки знаний, аттестации, экзамена.
Возможности дистанционного обучения требуют изменения терминологии и организации обучения. Важным становится не «отрыв от производства», ибо человек может обучаться в течение рабочего дня, не покидая своего кабинета, а наличие «очного» (непосредственного или дистанционного) общения преподавателя и слушателя (слушателей) или отсутствие такого «диалога», когда обучающийся в одиночку «самообучается».
Обратим внимание, что все вышесказанное надо прописать в новом Порядке, что прекратит путаницу в применении «дистанционного» обучения, четко разведет самоподготовку с получением материалов с настоящим обучением у «живого» преподавателя.
СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ НУЖНО УЧИТЬСЯ?
Простому делу можно научить быстро, сложному – так не получится. Ничего не поделаешь - но человеческому телу и человеческому мозгу нужно время для освоения нового. Самый короткий вид обучения – инструктаж. Самый длительный и общеизвестный – обучение в школе – примерно 10 лет. А чтобы стать хорошим врачом, учиться приходится почти 20 лет! Вот реальное соотношение ВРЕМЕНИ ОБУЧЕНИЯ И КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Важно отметить, что «час» «часу» рознь. Во-первых, имеются «академические (учебные) часы, равные 45 минутам, а, во-вторых, - астрономические часы, равные 60 минутам. Кроме того, различают «аудиторные» часы, которые слушатель проводит в аудитории обучения, слушая или общаясь с преподавателем (включая консультации, собеседования, проверки знаний и т.п.) и часы «трудоемкости» освоения программы, которые слушатель тратит на «самоподготовку» и на «аудиторные часы».
Действующие требования не говорят о каких часах идет речь, а, потому возможна ситуация, что все часы обучения становятся часами «самоподготовки». Это лишь чуть-чуть маскирует фактическую «продажу» диплома или удостоверения.
Практика показала, что при определении времени, необходимого и достаточного для «передачи» знаний и умений и их «усвоения», применяют два приема.
Первый прием, собственно говоря, просто устанавливает суммарное время. Например, на инструктаж мы можем уделить не более 15 минут. Или - урок длится 45 минут. Известная всем специалистам с высшем образованием «пара» - лекция длится полтора часа.
Этот критерий – время - очень четко задан, содержание необходимо уложить в заданное время, проявляется на экзаменах, а также на научных конференциях. Оптимальным считается, 10 минут доклада и пять минут на ответы на вопросы и смену докладчика. Это позволяет за полтора часа заслушать 6 человек, потом сделать перерыв и еще заслушать 6 человек. Получается всего 12 человек.
Если это международная конференция, то для того, чтобы выступили сотни докладчиков со всего мира, приходится параллельно проводить много разных секций. А для того, чтобы не нарушать регламент, серьезные научные конференции ограничивают число слайдов доклада и просят докладчика представить презентации заранее. Классикой считается 10 слайдов не более – по 1 слайду в 1 минуту для 10 минутного доклада.
Второй прием основывается на определенном объеме знаний, который нужно сообщить слушателям.
Рационально исходить из того, что менее 10-15 минут на вопрос планировать несерьезно. Будет получаться «галопом по Европам», «слышал звон, да не знаю, где он». Тогда за один учебный (академический) час (45 минут) можно рассмотреть 3 небольших вопроса, объединенных в тему.
За четыре учебных часа (до обеда) удается рассмотреть (сжато) 4 темы, 12 вопросов. За день (8 академических (6 астрономических) часов занятий) – 8 тем, 24 вопроса, 8х45х = 360 слайдов, при условии, что многие из них просто картинки и показываются по 10-30 секунд.
Сколько же дней (и часов) надо учиться?
Ответ приходит из сложившейся практики. В году 12 месяцев. Обучение в школах, вузах и техникумах длилось и длится примерно 10 месяцев, еще 2 месяца занимают каникулы. Если отдельно рассматривать сдачу экзаменов и «производственную» практику, то на «чистое» обучение остается по 4 месяца в семестр. Это дает 16 недель. Минимальный объем курса – 16 часов (через неделю), обычный – 32 часа (одна лекция в неделю). Если добавить еще практические занятия, то минимум получится 32 часа.
В свое время именно так и был построен курс «охрана труда» в технических вузах – 14 лекций (по 2 часа) и 5 лабораторных (по 2 часа), итого 32 часа. Если учесть консультации и экзамены, то можно считать примерно 36 часов.
Исходя из многолетней практики (с 1975 года) преподавания, автор уверен, что любое нормальное «обучение» серьезному делу для сути, а не для галочки, должно быть не менее 32-36 часов, т.е. занимать не менее недели.
Именно поэтому в Советское время минимальный объем краткосрочного обучения, которое должно было повышать квалификацию, был установлен в размере 72 часов (две недели по 36 часов).
Именно поэтому, понимая, что обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей не может быть больше объема «повышения квалификации», когда-то Регулятор пришел к мнению о 40 часах обучения – 5 дней пятидневной недели по 8 академических часов.
Действующая с 2004 года и вошедшая после актуализации в ГОСТ 12.004-2015 Примерная программа была создана не столько под эти 40 часов, сколько под «пять дней». Четыре части – четыре дня обучения и 5 день – пятница – проверка знаний.
Сегодня разрешено так называемое «повышение квалификации» проводить в объеме не менее 16 часов (каких именно - аудиторных и «самоподготовки» - неясно). За два дня (16 часов) удается сжато и бегло рассмотреть всего 16 тем, 48 вопросов, использовать 720 слайдов.
По большому счету, для охраны труда в целом этого мало. Практика показала, что выходом является профессиональная переподготовка, которая формально должна быть не менее 250 часов [6]. К сожалению, действующее законодательство не говорит какие это часы – аудиторные (так называли раньше часы общения обучаемого с преподавателем) или часы общей трудоемкости для обучаемого, равные сумме аудиторных часов с часами самоподготовки.
Работающий человек может уделять учебе не более 2-х часов в день вечером или рано утром, или едучи в автобусе, трамвае, метро, электричке и т.п. В выходные дни – субботу и воскресенье он может позаниматься часа по 3-4. Тогда имеем 4х4 + 20х2 = 56 часов в месяц, что позволяет освоить 250 часовую программу (по трудоемкости) за 4,5 месяца. Заметим, что тогда вся реклама о 2-3 месячной переподготовке некорректна (если только не бросить работу или найти работу с многими выходными).
У автора есть многолетний успешный опыт обучения преподавателем слушателей по программе переподготовки в течении 5-х месяцев, когда работников освобождали от работы на два полных дня каждые две недели. Это реальное обучение.
КАКОВО ДОЛЖНО БЫТЬ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ?
Начнем с тривиального утверждения. Содержание программ обучения должно соответствовать целям обучения и опираться на действующие (а они все время меняются) требования нормативных актов, наилучшую практику, в том числе у организатора производства, а также на достижения науки и техники.
Это фактически означает, что нормативный правовой акт не может задавать непосредственно содержание программ обучения. Юридически это тоже так, ибо содержание программ не является «обязательным требованием». Содержание программ должно содержаться в методических рекомендациях, добровольных стандартах, примерных или типовых программах.
В свое время по заданию Регулятора такие рекомендации и детальные программы были разработаны нами [13, 14, 15]. Вошли они и в ГОСТ 12.0.004-2015.
Заметим, что нормативно обязательные Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) не приводят примерных программ, а регулируют результат обучения – компетентности, которые должны быть получены обучающимися.
Какие же компетентности необходимы работникам по охране труда?
Основная компетенция в сфере охраны труда простых исполнителей – умение работать безопасно и строго по правилам в пределах своих трудовых (должностных) обязанностей. Она достигается инструктажами, изучением инструкций и проверяется – проверкой знаний. В обязанности этих лиц неразрывно входит умение оказать первую помощь, правильно носить и использовать средства индивидуальной защиты. Содержание этого обучения лучше всего знает руководящий состав того подразделения, в котором находится рабочее место того работника, который должен овладеть этой компетенцией.
Дополнительно к этому работодатель может посчитать целесообразным провести обучение (по мере необходимости) работников еще каким-то вопросам. Это исключительно выбор работодателя, также как и выбор средств и сил обучения, вплоть до сторонней организации.
Основная компетенция в сфере охраны труда руководителей – способность организовать безопасный труд, встроиться в систему управления охраной труда предприятия, уметь организовать и провести обучение по охране труда. Для этого нужно много знаний самой охраны труда, выходящих зачастую за рамки непосредственных должностных обязанностей, а потому требующих обучения не только внутри предприятий, но и вовне их в сторонних организациях.
Какой-то минимум знаний нужно получить обязательно. Это самые общие сведения по охране труда, по защите от профессиональных рисков, по функционированию системы управления охраной труда. Их можно получить в одном курсе, по частям, как удобно. Предписывать число обучающих программ и их тематику – неверно и рентоориентированно.
Дополнительно к этому работодатель может посчитать целесообразным провести обучение своих работников – руководителей еще каким-то вопросам. Это исключительно выбор работодателя, также как и выбор средств и сил обучения, вплоть до сторонней организации.
Основная компетенция в сфере охраны труда руководителей и специалистов по охране труда – способность организовать систему управления охраной труда предприятия, включая умение организовать и провести обучение по охране труда. Для этого нужно много профессиональных знаний самой охраны труда, требующих обучения в сторонних организациях.
Дополнительно к этому работодатель может посчитать целесообразным провести обучение своих специалистов по охране труда каким-то специальным вопросам. Это исключительно выбор работодателя, также как и выбор средств и сил обучения, вплоть до сторонней организации.
Из всего многообразия тем рассмотрим только вводный инструктаж, ибо он стоит особняком среди всех инструктажей, особенно, если его читают инструктируемому впервые при приеме на первую в его жизни работу.
По сути это краткий – до нескольких дней – общий курс охраны труда, который должен прослушать любой работающий и который в форме «повышения квалификации» разрешен только для лиц с высшим и средним специальным образованием. Чтение вводного инструктажа на предприятии специалистом по охране труда решает все формальные юридические проблемы и позволяет проинформировать все категории приходящих на работу об охране труда.
Вот что о нем сказано в Приложении 1 (рекомендуемое) к ГОСТУ 12.0.004-79:
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА
1. Общие сведения о предприятии.
2. Законодательство об охране труда.
2.1. Основные постановления партии, правительства и ВЦСПС, приказы н директивные указания министерств (ведомств). Общие сведения о стандартах Системы стандартов безопасности труда (ССБТ).
2.2. Рабочее время и время отдыха.
2.3. Охрана труда женщин и молодежи.
2.4. Государственный надзор, внутриведомственный и общественный контроль.
2.5. Порядок расследования и оформления производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
2.6. Правила внутреннего трудового распорядка.
3. Техника безопасности.
3.1. Основные опасные производственные факторы и причины несчастных случаев на производстве.
3.2. Основные методы и технические средства предупреждения несчастных случаев. Требования к производственному оборудованию и производственным процессам в стандартах ССБТ.
3.2.1. Предохранительные устройства.
3.2.2. Оградительные устройства.
3.2.3. Сигнализирующие устройства. Цвета и знаки безопасности.
3.3. Электробезопасность.
3.3.1. Действие электрического тока на организм человека. Виды поражений.
3.3.2. Условия, повышающие опасность поражения током.
3.3.3. Основные мероприятия по предупреждению электротравматизма.
3.3.4. Основные правила безопасности при эксплуатации электрооборудования.
3.3.5. Отражение требований электробезопасности в стандартах ССБТ.
3.4. Организация рабочего места.
3.5. Основные правила поведения, связанные с движением внутризаводского и внутрицехового транспорта и работой грузоподъемного механизма.
4. Производственная санитария.
4.1. Основные санитарно-гигиенические факторы производственной среды.
4.1.1. Общие понятия о вредных производственных факторах.
4.1.2. Предельно допустимые значения вредных факторов. Требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов в стандартах ССБТ.
4.1.3. Основные мероприятия по улучшению условий труда (технические и организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические).
4.2. Промышленная вентиляция.
4.2.1. Назначение вентиляции. Способы вентиляции.
4.2.2. Естественная вентиляция.
4.2.3. Механическая вентиляция (приточная и вытяжная, общеобменная и местная).
4.2.4. Контроль за эффективностью вентиляции.
4.3. Промышленное освещение.
4.3.1. Роль освещения в общей системе мероприятий по охране труда.
4.3.2. Искусственное освещение: основные светотехнические величины, системы освещения, источники света, светильники общего и местного освещения.
4.3.3. Естественное освещение, его виды.
4.3.4. Содержание осветительных установок и светопроемов.
4.4. Защита от шума и вибрации.
4.4.1. Влияние шума и вибрации на организм.
4.4.2. Предельно допустимые уровни звукового давления и вибрации.
4.4.3. Основные методы борьбы с шумом и вибрацией. Стандарты ССБТ на шум и вибрацию.
4.4.4. Лечебно-профилактические мероприятия по уменьшению вредного воздействия шума и вибрации.
5. Средства индивидуальной защиты работающих. Требования к средствам защиты в стандартах ССБТ.
5.1. Спецодежда.
5.2. Спецобувь.
5.3. Средства защиты рук.
5.4. Средства защиты головы, глаз и лица.
5.5. Средства защиты органов дыхания.
5.6. Средства защиты от шума и вибрации.
5.7. Предохранительные приспособления.
6. Пожарная безопасность.
6.1. Стандарты ССБТ, правила и инструкции по пожарной безопасности,.
6.2. Основные причины пожаров и взрывов,
6.3. Общие меры по обеспечению пожарной безопасности.
6.4. Первичные средства тушения пожаров и правила пользования ими. Огнегасительные вещества.
6.5. Действия обслуживающего персонала при возникновении пожара.
7. Первая помощь пострадавшему.
7.1. Электротравмы.
7.2. Механические травмы.
7.3. Термические ожоги.
7.4. Ожоги кислотами и щелочами.
7.5. Отравления.
7.6. Травмы глаз.
КАК ПОВЫШАТЬ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕРСОНАЛА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА?
Повышение компетентности должно быть построено с учетом иерархии функций работников.
Сначала нужно добиваться хороших знаний у специалистов по охране труда, потом у руководителей линейного менеджмента, затем у простых работников.
Специалисты по охране труда должны быть менеджерами, хорошо знающими основы и методы корпоративного управления людьми и бизнес-процессами, но при этом имеющими достаточно глубокие инженерные и гигиенические знания. Не вызывает сомнений, что для многопрофильной и многофункциональной деятельности (какой является охрана труда) нужен специалист, прошедший соответствующую многопрофильную и многофункциональную подготовку.
Для правового решения вопросов обучения по охране труда необходимо внести коррективы в требования ТК РФ, а также внести новую статью (назовем ее «Особенности реализации образовательных программ в области охраны труда и безопасности производства») в Федеральный закон «Об образовании в РФ», разработать соответствующее учебно-методическое сопровождение, в том числе в виде федерального учебно-методического комплекса.
КАК МОГЛО БЫ БЫТЬ ИЛИ ЧТО ДЕЛАТЬ?
Напомним, что требования Трудового кодекса РФ являются для сферы труда (работников и работодателей, обслуживающих их специалистов) первоосновой и имеют наивысшую директивную силу. Новые реалии требуют корректирования некоторых формулировок ТК РФ по обучению охране труда.
В частности, требования Трудового кодекса РФ по обучению по охране труда, должны звучать так:
Для всех поступающих на работу лиц, а также иных лиц, прибывших к работодателю в командировку, для работы по аутсорсингу и в других целях, требующих самостоятельного нахождения этих лиц на производственных объектах или на территории, подконтрольной работодателю, работодатель проводит вводный инструктаж.
Для всех работников, приступающих к работе (производственному обучению) на рабочем месте работодателя, в том числе для всех работников, переводимых на другую работу, работодатель обязан своевременно проводить первичный инструктаж на рабочем месте, а также затем в процессе работы, плановые (очередные) и внеплановые (внеочередные) инструктажи на рабочем месте.
Для всех работников, приступающих к разовым работам или к работам с повышенным уровнем профессионального риска, а также для всех лиц, задействованных в массовых мероприятиях, контролируемых работодателем, работодатель обязан своевременно проводить целевой инструктаж по охране труда и безопасному выполнению работ (проведению мероприятия).
Для всех работников, приступающих к работе (производственному обучению) на рабочем месте работодателя, в том числе для всех работников, переводимых на другую работу, работодатель обязан организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. Для рабочих мест и работ с низким уровнем профессионального риска такое обучение может быть проведено в форме инструктажа.
Работодатель своевременно обеспечивает обучение лиц, поступающих (или переводимых) на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ с индивидуальной стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а также проведение периодического обучения этих лиц по охране труда и проверки знаний требований охраны труда в период работы.
Работодатель своевременно обеспечивает обучение лиц, поступающих (или переводимых) на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, приемам оказания первой помощи пострадавшим, а также периодическое проведение данного вида обучения этих лиц в период работы.
Работодатель своевременно обеспечивает обучение руководителей и участвующих в управлении специалистов основам организации работ по охране труда и управлению профессиональными рисками с итоговой проверкой знаний, а также проведение периодического обучения (не реже 1 раза в три года) этих лиц в период работы. При необходимости работодатель может направить этих лиц для прохождения повышения квалификации по вопросам организации работ по охране труда и управлению профессиональными рисками.
Работодатель обеспечивает профессиональную компетентность специалистов по охране труда, которые должны иметь соответствующее базовое профессиональное образование и квалификацию, либо высшее профессиональное образование в сочетании с профессиональной переподготовкой, дающей право профессиональной деятельности в сфере охраны труда и безопасности производства. Специалисты по охране труда должны проходить периодически повышение квалификации по наиболее актуальным проблемам охраны труда и управления профессиональными рисками.
Специалисты по охране труда, занятые оказанием преподавательских услуг по обучению вопросам охраны туда и/или экспертных (консультационных) услуг по охране труда всех видов, должны пройти соответствующее специальное повышение квалификации по квалификационным программам, а в последствии не реже 1 раз в пять лет, либо чаще при существенном изменении государственных нормативных требований охраны труда проходить соответствующее специальное повышение квалификации. Ответственность за своевременное прохождение повышения квалификации несет их работодатель.
Единые требования к профессиональной компетентности специалистов по охране труда определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных организациях всех уровней и направлений подготовки.
Государство обеспечивает профессиональную подготовку и переподготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования в рамках основного и дополнительного профессионального образования.
Убежден, что только на такой основе в результате конструктивной нормотворческой работы можно создать качественное единое правовое и учебно-методическое обеспечение по охране труда и управлению профессиональными рисками, и тем самым сделать еще одни важный шаг по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в нашей стране.
Список литературы
1. Трудовой кодекс РФ.
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
3. Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
4. Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (с изменениями и дополнениями 30 ноября 2016 г).
5. Приказ Минпросвещения России №196 от 09.11.2018 года "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
6. Приказ Минобрнауки России № 499 от 01.07.2013 года "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам"
7. Государственный стандарт СССР. ГОСТ 12.0.004-79 ССБТ. Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения. (Введен в действие в СССР с 01.07.80 года)
8. Государственный стандарт СССР. ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения. (Введен в действие в СССР с 01.07.91 года)
9. Межгосударственный стандарт стран СНГ. ГОСТ 12.0.004-2015 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения. (Введен в действие в РФ с 01.03.2017 года)
10. Файнбург Г.З. Обучение, образование, подготовка по охране труда и безопасности производства. Модель организации процесса в хаосе нормативных документов // Безопасность и охрана труда, 2015, №3. - С. 26-35.
11. Файнбург Г.З. Письмо всем, кто хочет научиться или научить специалиста по охране труда. // Безопасность и охрана труда, 2015, №3. - С. 36-39.
12. Файнбург Г.З. Лучшее — это хорошо забытое старое... // Охрана труда и социальное страхование, 2020, № 8. – С. 28-29.
13. Учебно-методическое пособие для организаторов обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников / Авторский коллектив: Файнбург Г.З.; Абызова Т.В., Веденеева Л.М., Голосов В.А., Гойнова Н.Г., Звягинцева Л.А., Казакова Н.А, Правдивая Т.Л., Рябова В.Е. Под редакцией проф. Г.З. Файнбурга – Изд-во Перм. гос. техн. ун-та – Москва-Пермь, 2007. – 250 с.
14. Единое методическое пособие для преподавателей, осуществляющих обучение отдельных категорий застрахованных работников требованиям охраны труда: учебно-методическое пособие / Авторский коллектив: Файнбург Г.З.; Абызова Т.В., Правдивая Т.Л., Веденеева Л.М., Голосов В.А., Михеев С.Ф., Овсянкин А.Д., Потемкин В.И. – Редакционная коллегия: А.Л. Сафонов, Н.В. Жарова, В.А. Корж, Г.З. Файнбург. Общая редакция – д р эконом. наук, проф. А.Л. Сафонов, научно-техническая редакция – д р техн. наук, проф. Г.З. Файнбург – Изд-во Перм. гос. техн. ун-та – Москва–Пермь, 2009. – 174 с.
15. Оказание первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве: учебно-методическое пособие /Абызова Т.В., Черкасов В.А., Латышев М.П., Файнбург Г.З., Корюкина И.П. / Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 040600 «Сестринское дело». Рекомендовано Департаментом условий и охраны труда Минтруда России в качестве учебного пособия для обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим – 5-е изд. испр и допол. – Изд. Перм. гос. техн. ун-та. – Пермь, 2006/2007.- 164 с.
Об авторе
Файнбург Григорий Захарович – Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор технических наук, профессор кафедры РМПИ, директор Института безопасности труда, производства и человека, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 614900, г. Пермь, Комсомольский проспект, 29; (e-mail: faynburg@mail.ru). +7 912 582 49 78
About the author
Faynburg Grigory Zakharovich – Professor, PhD, double Doctor of Engineering, professor of Mining Сhair, director of Institute for Safety@Health, Perm National Research Polytechnic University, Honored worker of the higher education of the Russian Federation (e-mail: faynburg@mail.ru).