В. А. Сенченко, Т. Т. Каверзнева, Н. В. Румянцева, Н. А. Леонов Новые подходы в организации системы обучения и проверки знаний требований охраны труда в организациях (№1, 2020)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1, 2020

УДК 69.331.438

Новые подходы в организации системы обучения и проверки знаний требований охраны труда в организациях

В.А. Сенченко, ведущий специалист по охране труда Волгоградского филиала ПАО «Ростелеком»

E-mail: vladimir.senchenko1973@gmail.com

Т.Т. Каверзнева, доцент Высшей школы Техносферной безопасности, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

E-mail: kaverztt@mail.ru

Н.В. Румянцева, кандидат технических наук, доцент Высшей школы техносферной безопасности Инженерно-строительного института, ФГАОУ ВО Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

E-mail: rumyantseva_nina@mail.ru

Н.А. Леонов, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экспериментальной физики Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого

E-mail: n_leonova_72@mail.ru

Аннотация

В статье приведены новые подходы в организации системы обучения и проверки знаний требований охраны труда в организациях, которые имеют территориально удаленные участки и филиалы. Рассмотрены преимущества и недостатки различных способов обучения и проверки знаний по охране труда. Предложен алгоритм организации обучения и проверки знаний требований охраны труда с использованием дистанционных технологий. Рассмотрены возможности и пути внедрения дистанционного обучения и проверки знаний в каждой конкретной организации.

Ключевые слова: охрана труда, обучение, инструктажи, проверка знаний, дистанционное обучение и проверка знаний.

 

New approaches to organizing a training system and testing knowledge of labor protection requirements in organizations

V. A. Senchenko, Leading specialist in labor protection, Volgograd branch

of PJSC Rostelecom

T. T. Kaverzneva, Assoc. Prof., Higher School of Technosphere Security

N.V. Rumyantseva, Cand. Sci. (Technis), Assoc. Prof., Higher School of Technosphere Safety of the Engineering and Construction Institute

N.A. Leonov, Assoc. Prof., Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof. of the Department of Experimental Physics

St.Petersburg Polytechnic University of Peter the Great

Annotation

The article deals with new approaches to the organization of the system of training and verification of knowledge of labor protection requirements in organizations that have geographically remote sites and branches. The advantages and disadvantages of various methods of training and testing of knowledge on labor protection are given. The article offers an algorithm for organizing training and testing knowledge of labor protection requirements using remote technologies. The possibilities and ways of implementing distance learning and knowledge testing in each specific organization are considered.

Key words: occupational safety, training, instruction, knowledge testing, distance learning and knowledge testing.

 

Введение. В соответствии с требованиями Трудового Кодекса РФ, а также положений Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее - Постановление 1/29), [1-2] обучение и проверку знаний требований охраны труда (ОТ) обязаны проходят все работники предприятия. При поступлении на работу, далее либо 1 раз в год или 1 раз в 3 года.

Анализ результатов многочисленных исследований показал, что одной из основных причин травматизма на производстве являются отсутствие или некачественное обучение и проверка знаний по охране труда. Необходимо исправить данную ситуацию путем усиления контроля, повышения качества обучения, используя различные мультимедийные компьютерные технологии [4-7].

Постановка задачи. В настоящее время много предприятий имеют территориально удаленные филиалы. Традиционно в эту группу попадают эксплуатационные организации, которые по своей структуре обслуживаемых объектов имеют удаленные рабочие места: связисты, энергетики, нефтяники, газовики и так далее. С развитием сетей связи и технологий передачи данных все больше и больше предприятий используют сотрудников, работающих удаленно.

Проблему обучения и проверки знаний требований охраны труда на удаленных рабочих местах рассмотрим на примере ПАО «РТК» в Волгоградской области. Компания занимается предоставлением услуг связи в области.

Волгоградская область состоит из следующих административно-территориальных единиц:

- 6 городских округов (города Волгоград, Волжский, Камышин, Михайловка, Урюпинск, Фролово);

- 32 муниципальных района (Алексеевский, Быковский, Городищенский, Даниловский, Дубовский, Еланский, Жирновский, Иловлинский, Калачевский, Камышинский, Киквидзенский, Клетский, Котельниковский, Котовский, Кумылженский, Ленинский, Нехаевский, Николаевский, Новоаннинский, Новониколаевский, Октябрьский, Ольховский, Палласовский, Руднянский, Светлоярский, Серафимовичский, Среднеахтубинский, Старополтавский, Суровикинский, Урюпинский, Фроловский, Чернышковский).

Для оказания услуг связи, а также эксплуатации линий связи, в каждом городском округе и муниципальном районе имеются участки, филиалы ПАО РТК, в которых находятся технические работники компании.

Директор, руководители отделов и служб (главные специалисты) предприятия территориально находятся в г. Волгограде. В муниципальных районах находятся руководители подразделений. Специалисты по охране труда находятся в г. Волгоград, г. Михайловка, г. Жирновск, г. Волжский.

В соответствии с пунктом 3.4. Постановления 1/29 для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в специализированной организации [1,3]. В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.). профсоюзного органа, представляющего интересы работников [3].

Так как должностные лица ПАО РТК, указанные в пункте 3.4. Постановления 1/29, не находятся территориально в одном месте, комиссии по проверке знаний требований охраны труда возможно сформировать только с учетом удаленности тех или иных рабочих мест.

Аналитическая часть. Практика показывает, что работнику или членам комиссии приходится проделать путь иногда 200 - 300 км, чтобы состоялась юридически значимая процедура проверки знаний требований охраны труда. Опыт работы такой комиссии показывает, что после езды на машине на расстояние 200 – 300 км человек устает. Также для того, чтобы преодолеть расстояние в 200 – 300 км, требуются финансовые и временные затраты. Расчет транспортных расходов и трудовых затрат, связанных с перемещением сотрудников организации для проверки знаний требований охраны труда работников, показал существенные цифры.

Проведение проверки знаний у работников филиала с использованием дистанционных технологий дает существенную экономию. Сравнительный анализ затрат и ресурсов компании при очной и дистанционной проверке знаний требований охраны труда представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Расчет затрат и ресурсов компании при очной и дистанционной проверке знаний требований охраны труда в филиале в г. Суровикино Волгоградской области

Наименование затратной части

Затраты и ресурсы компании при очной проверки знаний ОТ

Сумма, руб

Затраты при дистанционной проверке знаний ОТ

Сумма, руб

Транспортные расходы

Билет на автобус Волгоград – Суровикино 3 человека *2 (в обе стороны)*

374,0*3*2 =2224,0 руб.

нет

0

Затраты на оплату труда работников в ходе их доставки

Время в пути Волгоград – Суровикино 2 часа 20 минут. Плюс время на ожидание и время необходимое добраться до подразделения. Получается 3 часа * 2 = 6 часов

30 000,0 /160 *3*6 =3375,0 руб.

нет

0

Трудовые затраты на проверку знаний требований охраны труда

2 часа

30 000,0 /160 *3*2=1125,0 руб

2 часа

30 000,0 /160 *3*2=1125,0 руб

ИТОГО:

 

6724,0 руб.

 

1125,0 руб.

Таким образом затраты на очную проверку знаний по сравнению с дистанционной превышают на сумму 5 599 руб. на 10 человек. Если мы возьмем 1000 человек, то затраты составят 559 900 рублей. Данный расчет имеет упрощенную форму и не учитывает усталость членов комиссий при транспортировке, не учитывает работников, не сдавших экзамен с первого раза, не учитывает аварийных и срочных ситуаций, не учитывают внеочередную проверку знаний и много других факторов. Поэтому экономический эффект при использовании дистанциооной формы проверки ззнаний требований охраны труда, оценивая экспертным образом может составить около 1 000 000 руб. в год.

В соответствии с Постановлением 1/29 пункт 2.3.5., 4.6, 14.1, 14.4 разрешается проводить дистанционное обучение. Однако дистанционную проверку знаний Постановление 1/29 никак не регулирует. Но п. 2.2.3. Постановления 1/29 с одной стороны предлагает, а с другой обязывает работодателя установить порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ. Поэтому работодатель вправе установить самостоятельно порядок обучения и проверки знаний с учетом применения дистанционных технологий.

Министерство образования РФ является органом исполнительной власти, наделенным полномочиями регулировать правоотношения в области образования. Охрана труда - это образовательная программа, направленная на обеспечение безопасности труда работников в процессе трудовой деятельности. Таким образом в неурегулированных вопросах мы можем пользоваться подходами этого ведомства.

В развитии государственной политики Российской Федерации Министерство образования и науки РФ издало Приказ от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [8]. Пункт 8 этого приказа разрешает образовательной организации проводить экзамены и зачет в дистанционной форме. Таким образом мы можем определить подходы государства в данном вопросе. Этот подход не противоречит Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В силу статьи 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Анализ результатов. Таким образом, несмотря на то, что Порядок 1/29 прямо не регулирует данный вопрос, мы полагаем, что дистанционный способ обучения и проверки знаний по охране труда является юридически законным.

В результате обучения и проверки знаний происходит следующий обмен информацией: визуальное восприятие информации, голосовое восприятие информации, передача текстовой информации, возможно тактильное общение. Тактильное общение не требуется.

Если рассматривать концептуально, то общение осуществляется при помощи вербальных и невербальных средств. Вербальные — это речевые средства общения (лат. verbalis — устный, словесный). Невербальные — это неречевые средства (мимика, жесты, прикосновения и др.). Речь как средство вербального общения является одновременно и источником информации, и способом воздействия на собеседника. Тактильное общение — это способ общения и взаимодействия людей и животных посредством чувства осязания. Тактильно-кинестезические данные поступают от сенсорных рецепторов, которые находятся в коже, суставах, мышцах, сухожилиях и во внутреннем ухе. В таблице 2 приведены необходимые и достаточные виды и способы передачи информации в процессе обучения и проверки знаний требований охраны труда [11].

Таблица 2 - Необходимые и достаточные виды и способы передачи информации в процессе обучения и проверки знаний требований охраны труда

Виды восприятия и способы передачи информации

Обучение и проверка знаний при личном присутствии работника и членов комиссии

Дистанционное обучение и проверка знаний с использованием программного обеспечения, обеспечивающее текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами (IP-телефония)

Визуальное восприятие работника и членов комиссии

да

да

Голосовое общение

да

да

Передача текстовых сообщений

да

да

Тактильное общение

Не требуется

Не требуется

С развитием сети Интернет в последнее время получила сильное развитие программное обеспечение, обеспечивающее текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами (IP-телефония). К примеру: Skype (МФА: [skaɪ̯p]) — бесплатное проприетарное программное обеспечение с закрытым кодом, обеспечивающее текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами (IP-телефония), опционально используя технологии пиринговых сетей, а также платные услуги для звонков на мобильные и стационарные телефоны [9-10].

С помощью видеоприложения можно осуществить вербальное и невербальное общение. В связи с этим встает вопрос, а нужно ли тратить время и денежные средства на командировку для обучения и проверки знаний требований охраны труда в удаленных подразделениях. Анализируя виды восприятия и способы передачи информации, мы приходим к выводу, что при обучении и проверке знаний требований охраны труда неважно, какой способ для этого используется. Однако затратная часть, связанная с транспортными расходами и трудовыми затратами на транспортировку работников, - отсутствует.

В таблице 3 приведены преимущества и недостатки различных способов проверки знаний требований охраны труда.

Таблица 3 - Преимущества и недостатки обучения и проверки знаний при личном присутствии работника и членов комиссии и дистанционном

 

Обучение и проверка знаний при личном присутствии работника и членов комиссии

Дистанционное обучение и проверка знаний с использованием программного обеспечения, обеспечивающее текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами (IP-телефония)

Преимущества

Личное общение более привычно человеку

При удаленности экзаменуемых экономия временных, транспортных и трудовых затрат

Психологически экзаменуемый находится в более комфортных условиях (у себя в подразделении)

Мобильность данного способа. Если один из экзаменуемых в подразделении не достаточно готов к проверке знаний – проверку знаний лично для него можно перенести

Недостатки

Более затратный способ в финансовом и временном плане при большой удаленности рабочих мест.

Недостаточная практика данной процедуры проверки знаний. Прямо не урегулирована законодательством.

Сбор подписей и передача протоколов и удостоверений растягивается во времени. Требуется сканер и отправка электронного документа

Мероприятия в сфере охраны труда по большей части - это затратная часть бюджета предприятия. Поэтому работодатель не хочет получить штраф за нарушение требований охраны труда от Государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации. Для того чтобы узнать позицию Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), мы обратились к ним за разъяснением по вопросу использования дистанционных технологий в обучении и проверке знаний требований охраны труда.

В письме Федеральной службы по труду и занятости, исх. № ПГ/67161-63-3 от 15.04.2019 г. отражена позиция Роструда по данному вопросу, а именно: «...вышеуказанный порядок не содержит ограничений по способам проведения инструктажей, обучения и проверки знаний требований охраны труда».

Выводы. Для внедрения системы дистанционной проверки знаний требований охраны труда в каждой конкретной организации необходимо эту систему интегрировать индивидуально. Но общие подходы будут следующие:

1. Необходим доступ со всех участков подразделений к видеоприложению, которое есть у всех заинтересованных лиц. Например - Skype. Следует отметить, что это приложение входит в стандартный пакет программного обеспечения для компьютера, а также может быть установлено на любой современный смартфон.

2. Необходимо наличие в подразделении устройства (принтера), который может распечатать протокол и в котором экзаменуемый может расписаться.

3. Необходима возможность отсканировать протокол или сфотографировать.

4. Возможно организовывать систему при наличии электронно-цифровых подписей в подразделении.

5. В локальном документе предприятия - Положении о порядке обучения по охране труда - необходимо внести сведения о том, что допускается проводить проверку знаний требований охраны труда с использованием дистанционных технологий. А также следует указать способы подписания протоколов проверки знаний, а также порядок документооборота.

Таким образом, предложенный способ проверки знаний требований охраны труда по своей сути не оригинален [12-18, так как в Российской и мировой практике дистанционное обучение стремительно развивается. Сам же подход в части организации дистанционного обучения и проверки знаний требований охраны труда в условиях Российской действительности широкого распространения на данный момент не имеет [7].

На наш взгляд, для определенных организаций данный способ имеет большой потенциал. Дистанционным способом возможно организовать проведение вводного инструктажа, инструктажа на рабочем месте, проверку знаний требований электробезопасности и другие. Так как основная задача внедрения этих разработок – повышение эффективности управления охраной труда и снижение уровня производственного травматизма.

 

Литература:

1. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 13.01.2003 N 1/29 и Постановление Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»

2. ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию».

3. Безопасность жизнедеятельности. Часть 1 Организационно-правовые основы охраны труда: учебное пособие // Пушенко С.Л. [и др.]. - Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2013. 97 с.

4. Пушенко С. Л., Стасев а Е.В. Ана лиз и проф илактика про изводствен ного травм атизма при воз ведении высот ных зданий и в ыполнении р абот на высоте // Вест ник Волгогр адского госу дарственно го архитектур но-строите льного уни верситета. Сер ия: Строите льство и ар хитектура. 2016. № 44- 2 (63), с.157-165.

5. Стасева Е.В., Вельченко А.А. Роль производственного контроля в улучшении условий и охраны труда на предприятии //Материалы научно-технической конференции: Строительство и архитектура.инженерно-строительный факультет.. 2017. С.319-323.

6. Стасева Е.В., Багян А.Г. Значение системы обучения и проверки знаний в повышении эффективности управления охраной труда на предприятии // Материалы научно-технической конференции: Строительство и архитектура.инженерно-строительный факультет. 2017. С.323-327.

7. Багян А.Г, Стасева Е.В., Пантелеев А.В. Новые технологии обучения и проверки знаний в системе управления охраной труда // Труды РГУПС. - 2018, №2. С.17 -19.

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

9. ГОСТ Р 55751 – 2013 «Информационно коммуникационные технологии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы. Требования и характеристики»;

10. ГОСТ Р 52653–2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения»;

11. Багян А.Г. Роль влияния человеческого фактора при оценке уровня травматизма на предприятии // Сборник материалов XXVII Международной научно-практической конференции "Современные тенденции в научной деятельности". 2017. С. 58-59.

12. Куклев В.А. Электронное обучение на основе СДО Moodle: проблемы, поиски и решения/В.А. Куклев, Т.А. Егорова // Электронное обучение в непрерывном образовании 2015. Т. 1, № 1 (2). С. 552-558.

13. Скрипник И.Л., Воронин С.В. Современные альтернативные подходы обучения в сравнении с традиционными // Научно-аналитический журнал. Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. № 4(37) – 2017. с.46-50.

14. Акользина Е. А. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения: достоинства, недостатки // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». Издательство: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина (Тамбов), 2013. № 2 (22). С. 95-97.

15. Каверзнева Т.Т., Леонова Н.А. Проблемы перевода учебного процесса в В ON-LINE формат в высшей школе // Безопасность жизнедеятельности. 2018. № 4 (208). С. 61-64.

16. Грузкова С.Ю., Камалеева А.Р. Роль технических средств обучения в современном педагогическом процессе // Информация и образование: границы коммуникаций. 2014. № 6 (14). С. 346-348.

17. Исупова Н. И., Суворова Т. Н. Использование электронных образовательных ресурсов для реализации активных и интерактивных форм и методов обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 26. С. 136-140. URL: http://e-koncept.ru/2014/64328.htm.

18. Южакова Н. А. Использование современных информационных технологий в педагогическом процессе в образовательных организациях высшего образования системы МЧС России // Безопасность жизнедеятельности. – 2016. – №1(181). – С. 60-64.