Т.В. Мусатова Кадровая политика в рамках охраны труда

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1, 2019

УДК 614.8.014

Кадровая политика в рамках охраны труда

Т.В. Мусатова,
Первый заместитель генерального директора
Автономная некоммерческая организация Тюменской области «Научно-
исследовательский институт безопасности жизнедеятельности»
e-mail: MusatovaTV@niibgd.ru
Д.А. Суханов,
преподаватель НОЧУ ДПО «Биота – Плюс», Н. Новгород
e-mail: svx85@yandex.ru
Ю.С. Коробова,
к.э.н., старший преподаватель кафедры менеджмента и государственного
управления Национальный исследовательский университет «Нижегородский
государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Аннотация

В соответствии со стратегией развития общества, ориентированной на максимальное удовлетворение запросов потребителей, Работодатель должен располагать высокообразованным, высокопрофессиональным, восприимчивым к новому, социально ответственным персоналом.

Целью кадровой политики является - формирование коллектива, способного создавать конкурентноспособную продукцию, качество и надежность, которой удовлетворяют требованиям заказчика (потребителя).

Ключевые слова

Трудовой кодекс, кадровая политика, работник, работодатель.

 

Personnel policy in the framework of labor protection personnel policy in the framework of labor protection

T.V. Musatova
First Deputy General Director
Autonomous non-commercial organization of the Tyumen region
"Research Institute for safety"

Annotation

In accordance with the development strategy of the company, focused on the maximum satisfaction of consumer needs, the employer must have a highly educated, highly professional, receptive to new, socially responsible personnel.

The purpose of personnel policy is-the formation of a team capable of creating competitive products, quality and reliability, which meet the requirements of the customer (consumer).

Keyword

Labor code, personnel policy, employee, employer.

 

В настоящее время компетенции работников во многом не удовлетворяют работодателей, а система профессионального образования только начинает переход на программы образования, основанные на компетенциях (требованиях рынка труда).

Средствами достижения цели кадровой политики являются:

  • Ориентация на квалифицированный персонал;
  • Целевой набор персонала, его обучение и адаптация к условиям организации;
  • Применение системы мотивации персонала;
  • Ротация кадров;
  • Формирование кадрового резерва.

Для применения Работодателями кадровой политики разработаны Профессиональные стандарты.

Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах в случаях

1. согласно части второй статьи 57 Трудового Кодекса наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с Трудовым Кодексом или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

2. согласно статье 195.3 Трудового Кодекса требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В остальных случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда»

Работодатель при приеме лица на работу использует профстандарт в качестве критерия, которому потенциальный сотрудник должен соответствовать.

Приказ № 524н фиксирует основные требования к знаниям и навыкам работников соответствующего профиля, а также классифицирует их трудовые функции на 3 группы (обобщенные функции) и 9 подгрупп (конкретизированные функции).

Требования же профессионального стандарта специалиста по охране труда к уровню образования и стажу работы зависят от групп квалификации. Так, например, образование может быть:

  • средним специальным по любому направлению, но с обязательным допобразованием (переподготовкой) в области безопасности труда;
  • высшим по специальности «Техносферная безопасность» либо каким-либо аналогичным;
  • высшим любой направленности, дополненным профобразованием/переподготовкой в области безопасности труда.

Статьей 217 ТК РФ установлено, что «… у каждого работодателя, …, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области».

В законодательстве прямо прописаны квалификационные требования, а значит, работник, претендующий на должность «Специалист по охране труда», должен им соответствовать.

Таким образом, все организации обязаны применять профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда».

Применение профессиональных стандартов даст возможность работодателям получить более четкие критерии для оценки персонала с целью повышения профессионального уровня работников, улучшения мотивации трудовой деятельности и, как следствие, создание условий для повышения производительности труда. Также работодатели приобретают возможность контролировать профессионализм работников с учетом обновленных в обществе образовательных стандартов в различных областях и созданных систем сертификации персонала, являющихся дополнительной гарантией компетенции работника.

Работникам предоставляется возможность определить свой профессиональный уровень, улучшить профессиональные знания, повысить при необходимости уровень квалификации и тем самым создать основу для дальнейшего профессионального роста.

Будущим работникам – молодежи – осуществлять осознанный выбор профессии.

Как следствие, увеличится число высококвалифицированных работников, будут созданы условия для внедрения новых технологий, роста производительности труда, повышения конкурентоспособности работников на рынке труда.

Объединение специалистов по охране труда также отмечает:

– недостаточность государственного регулирования данной сферы, несформированность механизмов саморегулирования и оценки качества предоставляемых услуг;

– разобщенность действий специалистов по охране труда, что создает сложности в продвижении профессиональных интересов;

– нездоровую конкуренцию, при которой отдельные специалисты этой сферы оказывают услуги в частном порядке, нарушая требования трудового кодекса, налогового законодательства;

– недостаточную количественную и качественную подготовку профессиональных кадров.

Стратегической целью становится создание конкурентоспособной отрасли специалистов по охране труда за счет формирования эффективной системы развития компетенций отрасли и создания доступной и независимой системы оценки квалификаций по всей стране. Для этого необходимо выработать единую стратегическую линию достижения данной цели, механизмы мониторинга ее реализации.

Ожидаемые результаты:

1. Обеспечение квалифицированными и высококвалифицированными кадрами, создаваемых или модернизируемых предприятий.

2. Увеличение числа высококвалифицированных работников.

3. Обеспечение повышения качества профессионального образования и переподготовки.

Таким образом, НСК необходима для формирования в стране «рынка квалификаций» (на котором «ценность» работника будет определяться его реальной квалификацией) и вытеснению существующего в настоящее время «рынка дипломов» (на котором ценность работника определяется дипломом о завершении курса обучения в учебном заведении).

А это, в свою очередь, будет способствовать сближению требований к работникам, предъявляемым работодателями, и содержания программ профессионального образования и обучения.