УДК 331.45, ББК 65.246
Профессиональные риски на рабочем месте: алгоритм действий и готовые шаблоны
Елин А.М., учёный секретарь д-р экон. наук, к-т социол. наук, доцент,
http://orcid.org/0000-0003-2786-8574
Анохин А. В., зам директора Образовательного центра, к-т экон. наук.
Сергеева С. С., начальник отдела Уральского межрегионального филиала
(все-ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России)
В статье рассматриваются социально-экономические основы охраны труда, организационные предпосылки оценки и идентификации опасностей как неотъемлемой части системы управления охраной труда (СУОТ), способствующих снижению профессионально-производственных рисков и несчастных случаев на рабочих местах персонала организаций различных видов экономической деятельности, сокращению затрат работодателя на проведение профилактических предупредительных мероприятий.
Ключевые слова: СУОТ; локальный акт; выявление (идентификация) опасности; оценка профессиональных рисков; условия труда; рабочие места; средства защиты; мероприятия по совершенствованию условий и охраны труда, обеспечивающие понижение опасностей или рисков.
A. M. Elin / Scientific Secretary, D-r Sci. (Economics), Cand. Sci. (Sociology), Associate Professor,
A. V. Anokhin / Deputy Director of the Educational Center, Cand. Sci. (Econ.)
S. S. Sergeeva / Head of Department, Ural Interregional Branch
All-Russian Scientific Research Institute of Labor of the Ministry of Labor of Russia
OCCUPATIONAL RISKS IN THE WORKPLACE: AN ALGORITHM OF ACTIONS AND READY-MADE TEMPLATES
ANNOTATION: The article discusses the socio-economic foundations of labor protection, the organizational prerequisites for assessing and identifying hazards as an integral part of the labor protection management system (OSHMS), contributing to the reduction of occupational and industrial risks and accidents at work-places, reducing the employer›s costs for preventive measures.
KEYWORDS: OSHMS; local act; hazard identification; assessment of professional risks; work-places; working conditions; Remedies; measures to improve labor conditions and safety, ensuring the reduction of hazards or risks
Актуальность изучения профессиональных рисков в России в настоящее время резко обострена и обусловлена необходимостью совершенствования управления охраной и условиями труда, механизмов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и отработки новых принципов возмещения расходов по восстановлению работоспособности, сохранению жизни и здоровья работников. Эти законодательно обусловленные требования содержатся в Конституции (Основном законе) Российской Федерации, являющемся важнейшим документом, гарантирующим права граждан на безопасные и благоприятные условия труда и жизни, в том числе в области охраны труда, промышленной и экологической безопасности [1]. Они также обстоятельно и подробно изложены в статьях Трудового кодекса Российской Федерации [2]. В различных публикациях их авторы по-разному трактуют отношение к данной проблеме. Это требует, во-первых, разработки принципиально новых для России подходов к анализу существующих на предприятиях опасностей и профессиональных рисков, включающих основные компоненты: научный инструментарий их выявления, идентификации и оценки, методы и методики проведения применительно к конкретным рабочим местам, видам экономической деятельности и профессиональным группам. Во-вторых, требуется сформировать систему взаимоувязанных между собой организационных, технико-технологических, медико-социальных, финансово-экономических и правовых механизмов управления данными процессами не только в условиях реального производства, но и на уровне федеральных и региональных управленческих структур.
Среди российских учёных данным проблемам достаточно много внимания уделяли и уделяют
Заслуженный деятель науки и техники РФ, доктор технических наук, профессор О.Н. Русак и его ученики [3]; доктор экономических наук, профессор Роик В.Д. [4]; доктор экономический наук, профессор Сафонов А. Л. [5] и многие другие.
За последние годы представителями данного авторского коллектива подготовлены и опубликованы работы [6-9], в которых рассматриваются факторы трудового процесса и производственной среды, оказывающие негативное влияние на условия труда работающего персонала, предложены практические меры решения стоящих перед обществом проблем.
По нашему мнению, тем работодателям, которые еще не составили план мероприятий по снижению уровней профессиональных рисков, важно прочитать статью, уяснив основное. Организовать изучение требований «Типового Положения о системе управления охраной труда», утв. приказом Минтруда России № 438н от 19 августа 2016 года[10], всеми членами трудового коллектива и должностными лицами, определить ответственных и организовать их выполнение. В приказе Роструда от 21.03.2019 № 77 [11] содержится инструктивный материал для государственных инспекторов по труду по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда. Инспекторы получили руководящий документ, устанавливающий, что конкретно нужно проверять у работодателя, и в какой последовательности им следует контролировать, оценивать и выявлять опасности и профессиональные риски.
При невыполнении (или ненадлежащем выполнении) работодателями установленных нормативными правовыми актами требований вероятность привлечения их к административной ответственности (штрафу) может возникнуть по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [12]. Ответственность работодателей по данной статье возрастает, если ими не выполняются требования трудового законодательства в части соблюдения норм охраны труда, вызвавших несчастный случай по вине работодателя.
Исходя из выше сказанного, данная статья поможет разобраться в том, что:
• управление профессиональными рисками на предприятии базируется на правовой основе.
• в чем суть проведения оценки профессиональных рисков и выбора методики оценки.
• какова взаимосвязь выявления опасностей и уровней рисков.
• как и почему необходимо ранжировать планируемые мероприятия.
Образцы документов, которые должны быть подготовлены:
- Приказ о создании комиссии по проведению оценки профессиональных рисков;
- Готовый протокол оценки профессиональных рисков.
Трудовым кодексом Российской Федерации на каждого работодателя возложена обязанность по управлению охраной труда и в рамках этого выявлению и предупреждению опасностей, способных приводить к профессиональному риску. Тем, кто в настоящее время ожидает плановые проверки инспекции Роструда, и кому грозят внеплановые проверки по любому из оснований, необходимо уже сегодня не только разработать порядок оценки этих рисков, но и реализовать план по минимизации риска.
Профессиональные риски на предприятии как элемент системы управления охраной труда: правовая основа
Для начала разберемся, для чего нужна оценка профессиональных рисков на предприятии, по каким регламентам ее следует проводить, и можно ли избежать этой процедуры. Основной задачей внедрения и функционирования системы управления охраной труда является переход от реагирования на несчастные случаи и профессиональные заболевания к оценке, выявлению (идентификации) и устранению источников профессиональных рисков в организации, вызывающих ухудшение здоровья работников.
Принципами оценки риска являются следующие положения:
-
Приоритет жизни и здоровья человека перед получением экономических результатов.
-
Управление профессиональными рисками учитывает опыт прошлого, управляет текущей деятельностью работодателя, и прогнозирует будущее.
-
Все оцененные профессиональные риски подлежат учету, управлению и контролю.
Поскольку оценка профессионального риска является непременным элементом системы управления охраной труда, то это позволяет ответить на следующие основные вопросы:
-
какие события могут произойти и их причина (идентификация опасных событий);
-
каковы последствия этих событий;
-
какова вероятность их возникновения;
-
какие факторы могут сократить неблагоприятные последствия или уменьшить вероятность возникновения опасных ситуаций.
Несмотря на то, что на сегодняшний день нет ни одного нормативного правового акта, прошедшего регистрацию в Минюсте России, регламентирующего процедуру оценки профессиональных рисков Трудовой кодекс РФ допускает разработку такого локального документа. Руководствуясь статьями 209 и 212 Трудового кодекса Российской Федерации, в которых содержатся базовые требования по проведению этих мероприятий, возможна разработка локального акта по данному вопросу применительно к каждой конкретной организации.
Статья 209 ТК РФ
Статья 212 ТК РФ
Учитывая, что работодателю вменена обязанность разработки локального акта по системе управления охраной труда организации, он должен подготовить и принять порядок оценки выявления (идентификации) опасностей и риской рисков, в рамках функционирования системы управления охраной труда, не создавая отдельные документы, не связанные с Положением о СУОТ, утв. приказом Минтруда России от 19 августа 2016 года № 438н.
Организация проведения оценки профессиональных рисков и выбор правильной методики
Итак, кто обязан проводить оценку рисков в организации, по какой методике это делать?
Дадим ответы на наболевшие вопросы. Поскольку на законодательном уровне не утверждены инструменты для выявления опасностей, оценке уровня рисков, работодатель вправе использовать любой метод по своему усмотрению в зависимости от особенностей своей экономической деятельности и сложности производственных процессов. Можно применять также методические рекомендации по принципам и методам оценки, оформленные в форме национальных стандартов. Также работодатель должен сам определить для себя, кому поручить эту работу — доверить оценку профессиональных рисков экспертам сторонней организации, или самостоятельно выявить опасности и разработать мероприятия по их снижению.
Требования к организациям, которые проводят оценку профессиональных рисков
В Федеральном законе от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 15.04.2019) [13] оценка профессиональных рисков не указана. Также нет и такой области аккредитации в Приказе Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н (ред. от 14.11.2016) «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» [14].
Это означает, что оценку профессиональных рисков может проводить любой индивидуальный предприниматель или юридическое лицо — ведь запрета на это в законодательстве нет. Все, что не запрещено, можно применять.
Что должен помнить работодатель об оценке профессиональных рисков
На основании того, что я уже вам описал, можно сделать 3 важных вывода:
-
Оценку профессиональных рисков необходимо проводить в отношении всех рабочих мест, созданных у индивидуального предпринимателя или юридического лица.
-
Работодатель самостоятельно выбирает экспертную организацию, методику оценки рисков, а также способы снижения этих рисков, и никто не может ему в этом препятствовать, кроме закона.
-
Работодатель может провести идентификацию и оценку рисков самостоятельно, также он может сам разработать для себя методику оценку, или использовать для этого наиболее подходящие ему стандарты, отраслевые документы и другие источники.
Не проведение оценки профессионального риска для офисного сотрудника не может быть оправдано повышением внимания к производственному персоналу. Это дискриминационное проявление по отношению к работникам, и не должно допускаться. Каждый работник имеет право на полную достоверную информацию об условиях труда, а, следовательно, и о связанных с этим трудом рисков (ст. 21 ТК РФ). В данной статье ТК РФ указано, что не только специальная оценка условий труда является источником информации об условиях труда на рабочих местах, но проведенная в ее рамках идентификация вредных и опасных факторов может быть применена при оценке рисков.
Уровни рисков по охране труда: порядок выявления опасностей
К мероприятиям по управлению профессиональными рисками относятся:
-
разработка порядка оценки рисков как одного из разделов Положения о СУОТ;
-
выявление опасностей;
-
оценка уровней профессиональных рисков;
-
снижение уровней профессиональных рисков
Алгоритм процедуры оценки рисков по шагам
Шаг 1. Составляем Порядок оценки рисков. Устанавливаем периодичность и основания для переоценки рисков
Документ оформляют в виде раздела локального Положения о СУОТ, а утверждение мероприятий по оценке оформляют в соответствии с принятой на предприятии системой документооборота. Порядок утверждает работодатель в виде локального нормативного акта (ст. 8 ТК РФ). В этом Порядке следует изложить состав комиссии по оценке рисков. Выявление опасностей, оценку рисков, разработку мероприятий по их снижению целесообразно проводить одним составом комиссии, в этом случае сохранится вовлеченность участников оценки в этот процесс.
Образец приказа
Приказ о создании комиссии по оценки профессиональных рисков
ООО «Маяк»
______________________________________________________________________
(наименование организации)
ПРИКАЗ
«22» июня 2020 г. № 49
г. Москва
О создании комиссии по проведению оценки профессиональных рисков
В целях обеспечения проведения оценки профессиональных рисков в ООО «Рога И Копыта»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Создать комиссию по проведению оценки профессиональных рисков в следующем составе:
1) председатель комиссии:
– специалист по охране труда Костев В. И.;
2) члены комиссии:
– главный инженер Юданов Г. Г.;
– электрогазосварщик Петров П. С.
2. Членам комиссии провести оценку профессиональных рисков в организации в соответствии с требованиями, установленными в положении о СОУТ, в срок – до 22.09.2020.
3. Контроль над исполнением приказа оставляю за собой.
Генеральный директор Симонов В. Ю. Симонов
Можно привлекать к работе в комиссии специалистов, обладающих экспертными знаниями в оценке опасностей. Такими специалистами могут быть как опытные производственники, так и учёные или специалисты специализированных научно-исследовательских организаций. Состав комиссии утверждается приказом работодателя. В соответствующих разделах локального «Положения о СУОТ организации» устанавливается порядок и последовательность проведения анализа, оценки и упорядочивания выявленных опасностей, исходя из приоритета и первоочередности разработки мер по устранению или снижению уровней создаваемого ими риска. Оценка рисков должна быть оформлена в виде отчета с указанием установленных уровней риска. Одним из важнейших мероприятий в процедуре оценки рисков является составление перечня мер по снижению рисков. Такой перечень будет оформлен на этапе завершения оценки рисков, но форму отчетного документа следует привести в разделе локального акта о порядке проведения оценки уровней профессионального риска. А вот методику заранее прописывать не нужно — ведь на момент разработки порядка проведения оценки рисков, работодатель не может знать наверняка, какие опасности будут им выявлены. Если же такая возможность у работодателя есть, то методы также целесообразно отразить в локальном акте организации. Если нет — не указывайте, в этом случае после идентификации опасности можно будет издать приказ об утверждении принятой работодателем методики оценки риска. Если в отношении конкретного риска все меры управления были предприняты, но все равно стал возможным несчастный случай или профессиональное заболевание, то это будет свидетельствовать о том, что эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками низкая, и риски подлежат срочной переоценке.
Переоценка рисков потребуется и в случаях, указанных в части 1 статьи 17 Закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ [15], ведь почти все перечисленные в этой статье основания являются существенными для выявления возможных рисков. Однако эти основания необходимо модифицировать под оценку рисков.
Например, основания для переоценки могут быть следующие:
-
ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
-
изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны обострить опасность или повысить уровень риска для работающих;
-
изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень риска для работников;
-
изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровни профессионального риска;
-
произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, при расследовании которых были выявлены недостатки в идентификации опасностей и оценке рисков.
Поэтому в разделе локального «Положения о системе управления охраной труда» организации, касающемся управления рисками, указываются основания для переоценки рисков, а также периодичность ее проведения — это может быть и 1 раз в 5 лет, а может быть установлен и более короткий срок, на усмотрение работодателя. Как только локальное Положение о СУОТ будет утверждено, все разделы в этом самом главном документе по охране труда организации станут обязательными для исполнения. Если опасность будет выявлена, а риск оценен, но не будут разработаны и реализованы (а это самое главное) меры по устранению, снижению или контролю уровня риска, проверяющий инспектор отнесет данное правонарушение к непроведению оценки рисков. Поэтому в соответствующем разделе локального Положения о СУОТ нужно будет прописать, как часто собирать фокус-группы или совещания у директора по контролю за выявлением опасностей как источников рисков.
Шаг 2. Проводим идентификацию опасностей на всех штатных рабочих местах, и составляем перечень (реестр) опасностей организации (п.34 Типового положения о системе управления охраной труда № 438н). Если работодатель выступает заказчиком, то он должен оказать всяческое содействие работодателю подрядной организации по проведению на его территории оценки риска, и, кроме этого, может провести на таких рабочих местах оценку рисков за свой счет. Но в этом случае такая обязанность у работодателя-заказчика не возникает. Если работодатель примет решение о привлечении специализированной экспертной организации для оценки рисков, необходимо приказом назначить координатора со стороны заказчика. Если же оценка рисков будет проводиться самостоятельно на всех этапах, нужно избрать коллегиальный орган, состоящий из наиболее квалифицированных, опытных, инициативных, креативных представителей работников и работодателя.
Ответственные за оценку профессионального риска должны знать:
-
область деятельности и цели организации;
-
уровень приемлемого риска и способы обработки неприемлемого риска;
-
методы оценки риска и способы их применения;
-
требуемые и доступные ресурсы для выполнения оценки риска;
-
уметь регистрировать и анализировать полученные данные.
Идентификацию рисков нужно проводить не только с учетом штатного производственного процесса, но и моделируя возможную аварийную ситуацию или инцидент, связанный с нарушением в работе ресурсоснабжающих организаций, а также экстренную эвакуацию из здания, или несчастный случай. Поэтому идентификацию должны проводить специалисты, которые хорошо знают производство, руководили работами по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а не малоопытные сотрудники.
Во время идентификации рисков обязательным условием является участие сотрудников, чьи рабочие места подлежат идентификации рисков.
Если представители работников не будут привлечены на этом этапе идентификации опасностей, в дальнейшем возможны негативные последствия — или работники будут обвинять работодателя в одностороннем подходе к оценке рисков, или возникнут вопросы у представительного органа работников или ГИТ. И опять же будет указано, что нарушена 21 статья Трудового Кодекса. Авторы рекомендуют для работы комиссии применять бюллетени или чек-листы, с указанием рабочего места, при этом в каждом бюллетене необходимо отмечать все имеющиеся опасности характерные для этого места (на основе списка опасностей из п. 35 Типового положения, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н).
Отмечайте в квадратике все выявленные риски галочкой или другим знаком. Но не нужно для этого распечатывать весь пункт 35. составьте максимально приближенный к вашей организации перечень, который объединяет возможные для данного вида деятельности факторы профессионального риска и соответствующие им опасности. Тогда, чтобы выявить опасности на конкретном рабочем месте, останется только выбрать из общего списка те, которые реально присутствуют на производственной площадке или в кабинете офисного сотрудника. Выбор факторов риска из готового перечня значительно проще, чем их разработка непосредственно в ходе обхода помещений и территорий. Чтобы выявить опасности, необходимо выявить все источники, ситуации, действия или их комбинации, которые могут стать причиной травмы или ухудшения состояния здоровья работников. Их называют факторами риска. Результатом идентификации опасностей является составление перечня опасностей. Даем пример составления реестра опасностей для электрогазосварщика.
Наименование опасности |
а) механические опасности: |
опасность падения из-за потери равновесия, в том числе при спотыкании или подсказывании, при передвижении по скользким поверхностям или мокрым полам; |
опасность падения с высоты, в том числе из-за отсутствия ограждения, из-за обрыва троса, в котлован, в шахту при подъеме или спуске при нештатной ситуации; |
опасность разрезания, отрезания от воздействия острых кромок при контакте с незащищенными участками тела; |
опасность травмирования, в том числе в результате выброса подвижной обрабатываемой детали, падающими или выбрасываемыми предметами, движущимися частями оборудования, осколками при обрушении горной породы, снегом и (или) льдом, упавшими с крыш зданий и сооружений; |
б) электрические опасности: |
опасность поражения током вследствие прямого контакта с токоведущими частями из-за касания незащищенными частями тела деталей, находящихся под напряжением; |
опасность поражения током вследствие контакта с токоведущими частями, которые находятся под напряжением из-за неисправного состояния (косвенный контакт); |
Шаг 3. Изучение результатов выявления опасностей и подбор методики оценки рисков. Процедура оценки профессиональных рисков.
После того, как работодатель сформирует перечень (реестр) опасностей и утвердит его, нужно будет провести оценку уровней рисков, связанных с этими выявленными опасностями. Помните, что оценка риска — процесс, объединяющий идентификацию, анализ и сравнительную оценку риска.
Рис. 1 - Входные данные процесса общей оценки риска
(Источник. Пункт 5.1 Краткий обзор. ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска»)
Риск может быть оценен для всей организации, ее подразделений, отдельных проектов, деятельности или конкретного опасного события. Поэтому в различных ситуациях могут быть применены различные методы оценки риска.
Оценку нужно проводить по утвержденной методике. Работодатель вправе выбрать любые методы идентификации опасностей в зависимости от специфики и структуры своей организации. Можно выбрать наиболее подходящий метод для конкретной организации или ИП, например, в стандарте ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска» (приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.12.2011 № 680-ст) [16].
Национальный стандарт ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков»[]17 — определяет порядок оценки рисков, связанных с ущербом здоровью и жизни работника в процессе его трудовой деятельности, и может быть использован на различных уровнях — национальном, в отрасли экономики и промышленности, в организации и на отдельном рабочем месте.
Если работодатель или специализированная организация выбрали метод оценки риска из национального или отраслевого стандарта, его необходимо утвердить приказом. При этом следует знать, что как только ГОСТ или любой другой руководящий документ рекомендательного добровольного характера будет утвержден в локальном акте работодателя, он становится обязательным к выполнению. Надо быть готовым предъявить инспектору (представителю Роструда) приказ об избрании методики (или методик) проведения оценки рисков.
После этого можно будет приступить и к процедуре оценки, а это — совокупность математически-статистических методов, например — метод Файна-Кинни. Он заключается в том, что для каждой выявленной опасности рассчитывают индекс профессионального риска (далее — ИПР).
Выбор метода оценки прерогатива работодателя, и, если такая оценка проводится своими силами, выберите наиболее надежный, доступный для понимания и интерпретации метод, и с его помощью получите интегральную оценку профессионального рисков. На основе полученного результата составьте план дальнейших действий по исключению или снижению уровней профессиональных рисков.
Таким образом, процесс управления профессиональными рисками включает в себя применение логических и системных методов мониторинга и анализа риска, фиксации полученных результатов, их интерпретации и составления отчетности. После завершения оценки риска принимают и выполняют одно или несколько решений об обработке риска, позволяющих изменить вероятность возникновения опасного события и/или его воздействие. Обработка риска обычно является адаптивным процессом проверки риска на его приемлемость и соответствие ранее установленным критериям для определения необходимости дальнейшей обработки риска.
Шаг 4. Составление плана мероприятий по исключению или снижению уровней профессиональных рисков
Исследовав результаты оценки рисков в виде проставленных степеней, можно составить план по исключению или снижению уровней рисков.
Образец плана мероприятий по снижению уровня профессиональных рисков для электрогазосварщика
Перечень мероприятий, подлежащих изучению на их проведение в неблагоприятных производственных условиях на рабочем месте |
Возможность проведения работ в аварийной ситуации |
Мероприятия для плана по снижению уровня профриска |
Проведение работ во время грозы, под дождем или снегом |
Запрещается |
Исключить мероприятия |
Проведение работ в ограниченных пространствах, на высоте, под землей, под водой |
Запрещается |
Исключить мероприятия |
Проведение работ вблизи труб или емкостей, содержащих горючие жидкости или газообразные вещества. |
Запрещается |
Исключить мероприятия |
Проведение работ с наличием возгораемых и горючих материалов в рабочей зоне |
Допускается с условием |
При невозможности убрать из рабочей зоны накрыть все возгораемые и горючие материалы в рабочей зоне |
Мероприятия необходимо ранжировать:
-
По исключению опасной работы (процедуры) из технологического цикла.
-
По замене опасной работы на безопасную или менее опасную.
-
По реализации инженерно-технических мероприятий или методов ограничения рисков воздействия на персонал.
-
По ограничению времени опасного воздействия риска на работников.
-
По использованию средств индивидуальной и (или) коллективной защиты.
План должен быть утверждён руководителем предприятия. На его основе следует проводить планомерную работу по реализации запланированных мероприятий. Если сроки, указанные в плане, нарушаются, необходимо выяснить причины, и, если эти причины уважительные, внести корректировки в план. Если же причины неуважительные, руководитель организации должен применить административные рычаги.
Выводы
Данная статья помогает работодателю и специалистам по охране труда, а также всему коллективу понять, что такое оценка рисков, откуда она берется, как ее провести, с чего начать и как завершить данную процедуру у себя в организации, что позволит минимизировать производственные риски в условиях реального производства - это означает обеспечить не только безопасные условия жизнедеятельности каждого работника, но и внести достойный вклад в решение экономического развития трудовых коллективов, реально ослабить дефицит трудовых ресурсов в различных видах экономической деятельности за счёт коренного улучшения всех составляющих организации и условий труда, в том числе на основе соответствующих статей Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, других федеральных законов, которые в своей основе содержат законодательно обоснованные и жизненно необходимые элементы управленческого воздействия в сфере безопасности и охраны труда персонала любого производственного коллектива. Задачи работодателя и других ответственных лиц организаций целенаправленно и последовательно использовать эти целеполагающие установки в интересах всех членов производственного коллектива при организации и осуществлении различных видов работ независимо от формы собственности или вида деятельности организации и при этом не привлекать должностных лиц к административной ответственности или другому виду наказания, если они добросовестно выполняют свои должностные обязанности.
Используемые источники:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020);
3. Безопасность и охрана труда. Учебное пособие для вузов / Под ред. О.Н. Русака. СПб: Изд-во МАНЭБ.2001.-279 с.
4. Роик В.Д. Профессиональный риск: проблемы анализа и управления// «Человек и труд». www.stg.ru; «Нулевой риск» - химера// «Человеки труд». 2003.№ 4.
5. Сафонов А. Л. Управление рисками и профилактика в сфере охраны труда в новых условиях. /Материалы Всероссийской конференции. (Москва,28 апреля 2010г.). С.6- 26.
6. Елин А.М., Щербаков В. И., Тимашов А.В. Управление профессиональными рисками на примере воздействия электромагнитных излучений на человека. //Охрана и экономика труда.2015. № 1(18). С. 4-9.
7. Елин А.М., Тимашов А.В. Риск как неотъемлемый элемент управления производственной деятельностью. //Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета «Безопасность и управление рисками».2016 № 5.С.220- 229.
8. Елин А.М., Григорьева С. М. Значение управленческих и технико-технологических решений в сфере охраны и безопасности труда. 2016. № 3.С.5-8.
9. Елин А.М. Актуальные проблемы охраны и экономики труда: теория и практика (монография). М.: КнигИздат.2020.- 674 с.
10. Приказ Роструда от 21.03.2019 N 77 "Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда";
11. Приказ Минтруда России от 19.08.2016 N 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.10.2016 N 44037);
12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.06.2020);
13. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (последняя редакция);
14. Приказ Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н (ред. от 14.11.2016) "Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2010 N 17648);
15. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
16. ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска»;
17. ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».
Рис.1 Обмен информацией и консультации, Установление области применения, Идентификация риска, Анализ риска, Сравнительная оценка риска, Обработка риска, Оценка риска, Мониторинг и анализ риска.
35 В качестве опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, работодатель, исходя из специфики своей деятельности, вправе рассматривать любые из следующих:
а) механические опасности:
опасность падения с высоты, в том числе при спотыкании или подсказывании по скользким поверхностям или мокрым полам;
опасность падения с высоты, в том числе из-за отсутствия ограждения, из-за обрыва троса, в котлован, в шахту, при подъеме или спуске, при нештатной ситуации;
опасность падения из-за внезапного появления на пути следования большого перепада высот;
опасность удара;
опасность быть уколотым или проткнутым в результате воздействия движущихся колющих частей механизмов, машин;
опасность натыкания на неподвижную колющую поверхность (острие);
Статья 209 ТК РФ
Управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
(часть пятнадцатая в ред. Федерального закона от 28.12.2013 №421-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Статья 212 ТК РФ
Работодатель обязан обеспечить:
Безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых производстве инструментов, сырья и материалов;
Создание и функционирование системы управления охраной труда;
(абзац введен Федеральным заканом от 28.12.2013 №421-ФЗ)
КоАП РФ Статья5.27.1 Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации
(введена Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ)
1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в Федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи,
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере - от двух до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти до восьмидесяти тысяч рублей