УДК 331.46
Анализ и оценка субъектов регулирования правил по охране труда
Александр Игоревич Макеев, аналитик Центра исследований охраны труда, ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: aimakeev@vcot.info
Павел Александрович Носорев, аналитик Центра исследований охраны труда, ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: pa_nosorev@vcot.info
Аннотация. Актуальность работы обусловлена необходимостью оценки числа субъектов регулирования для последующего проведения оценки регулирующего воздействия правил по охране труда, которые содержат в себе обязательные для исполнения требования и подлежат актуализации в 2025 году. Объект исследования – организации, осуществляющие различные виды деятельности, подпадающие под действие конкретных правил по охране труда. Цель работы – анализ и оценка субъектов предпринимательской деятельности, на которых распространяется действие обязательных требований правил по охране труда, в том числе оценка их числа, а также прогнозирование изменений данного числа с учетом актуальных тенденций развития экономики. Методы проведения работы – методы анализа, прогнозирования данных, синтеза, сопоставления, индукции и дедукции. Результаты работы: проведено сопоставление правил по охране труда и видов экономической деятельности, к которым могут относиться субъекты регулирования, определено число субъектов регулирования правил по охране труда. Результаты исследования помогут оптимизировать процесс регулирования и повысить его эффективность.
Ключевые слова: правила по охране труда; регламентация труда; субъекты регулирования; вид экономической деятельности; обязательные требования
Analysis and assessment of subjects of regulation of labor protection rules
A.I. Makeev, analyst, Labor Protection Research Center, Federal State Budgetary Institution «All-Russian Research Institute of Labor» of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation
P.A. Nosorev, analyst, Labor Protection Research Center, Federal State Budgetary Institution «All-Russian Research Institute of Labor» of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation
Abstract. The relevance of the work is due to the need to assess the number of regulatory entities for the subsequent assessment of the regulatory impact of Labor Protection Rules, which contain mandatory requirements and are subject to updating in 2025. The object of the study is organizations of various types of activity that are subject to specific labor protection rules. The purpose of the work is to analyze and evaluate business entities that are subject to the mandatory requirements of the labor protection regulations, including an assessment of their number, as well as forecasting changes in this number, taking into account current trends in economic development. Methods of work – methods of analysis, data forecasting, synthesis, comparison, induction and deduction. The results of the work – a comparison of labor protection rules and types of economic activities to which regulatory entities may belong was carried out, the number of subjects of labor protection regulation was determined. The results of the study will help to optimize the regulatory process and increase its effectiveness.
Keywords:labor protection rules; labor regulation; subjects of regulation; type of economic activity; mandatory requirements
Введение
Обеспечение безопасности труда является неотъемлемой частью устойчивого развития общества и экономики. Эффективное государственное регулирование вопросов, связанных с охраной труда, напрямую зависит от четкого определения субъектов регулирования, то есть тех организаций, на которые распространяется действие конкретных нормативных актов. В связи с этим актуальными становятся анализ и оценка субъектов регулирования правил по охране труда.
Современные реалии, характеризующиеся динамичными изменениями в экономической сфере, внедрением новых технологий и ростом числа субъектов предпринимательской деятельности, требуют гибкого и адаптивного подхода к регулированию безопасности труда. Определение количественных характеристик субъектов регулирования позволяет оптимизировать процесс правоприменения и повысить эффективность системы охраны труда в целом.
Целью данного исследования является анализ, качественная и количественная оценка субъектов регулирования правил по охране труда.
Актуальность работы обусловлена необходимостью оценки числа субъектов регулирования для последующего проведения оценки регулирующего воздействия правил по охране труда, которые содержат в себе обязательные для исполнения требования и подлежат актуализации в 2025 году.
В настоящее время в Российской Федерации при разработке проекта нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, необходимо проводить оценку регулирующего воздействия. Правила проведения оценки регулирующего воздействия в отношении проектов нормативных правовых актов определяются Правительством Российской Федерации [1].
При этом приказом Минэкономразвития РФ от 28.09.2023 № 676 утверждена методика проведения оценки регулирующего воздействия. В рамках данной методики необходимо составить сводный отчет, один из пунктов которого включает в себя информацию о числе субъектов регулирования. В то же время в законодательном поле отсутствует описание алгоритма расчёта количественной оценки адресатов разрабатываемого правового регулирования. Тем не менее в приказе присутствует упоминание о том, что в качестве источников информации можно использовать различные статистические сведения, в том числе данные из государственных реестров и открытых источников.
Субъектами регулирования обязательных требований правил по охране труда являются организации, осуществляющие предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Именно поэтому целесообразно рассмотреть оценку их числа с привязкой к видам экономической деятельности, с учётом возможности их соотнесения с соответствующими правилами по охране труда [2]. Результат анализа возможности соотнесения видов экономической деятельности и правил по охране труда представлен в таблице 1.
Данные таблицы свидетельствуют о том, что 10 из 40 действующих правил по охране труда (далее – ПОТ) не представляется возможным связать с видами экономической деятельности. Это объясняется тем, что обозначенные ПОТ направлены на регламентацию вопросов безопасности при определенных видах или условиях выполнения работ, которые могут присутствовать в деятельности любого предприятия.
Оставшиеся 30 правил по охране труда могут быть привязаны к видам экономической деятельности, однако неясно, какую степень детализации в классификаторе ОКВЭД 2 необходимо выдерживать. Некоторые ПОТ легко и гармонично согласуются с кодами видов деятельности уже на первых уровнях иерархии (например, ПОТ при проведении работ в легкой промышленности). При этом другие правила требуют погружения до её последнего уровня (например, ПОТ в метрополитене) [3]. Исходя из этого, в рамках работы было принято решение максимально возможным образом углубляться в уровни иерархической классификации ОКВЭД 2. В таблице 1 представлены виды экономической деятельности и их коды, которые были выбраны для оценки субъектов регулирования применительно к правилам по охране труда. Стоит отметить, что указанные в таблице коды подразумевают включение всех входящих в них дочерних кодов для последующей оценки числа субъектов регулирования.
Таблица
Возможность соотнесения правил по охране труда
с видами экономической деятельности и коды ОКВЭД 2, выбранные
для оценки числа субъектов регулирования применительно к ПОТ
Наименование ПОТ |
Возможность соотнесения (да/нет) |
Код по ОКВЭД 2 |
№ 883н ПОТ при строительстве, реконструкции и ремонте |
да |
41 |
42 |
||
43 |
||
№ 644н ПОТ в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при выполнении лесохозяйственных работ |
да |
02.1 |
02.2 |
||
02.4 |
||
16 |
||
№ 833н ПОТ при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования |
да |
33 |
№ 746н ПОТ в сельском хозяйстве |
да |
01.1 |
01.2 |
||
01.3 |
||
01.4 |
||
01.5 |
||
01.6 |
||
№ 758н ПОТ в жилищно-коммунальном хозяйстве |
да |
68.32 |
№ 887н ПОТ при обработке металлов |
да |
25.6 |
№ 886н ПОТ на морских судах и судах внутреннего водного транспорта |
да |
50 |
№ 882н ПОТ при производстве дорожно-строительных и ремонтно-строительных работ |
да |
42.11 |
52.21.22 |
||
№ 924н ПОТ при эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок |
да |
35.30.14 |
35.30.2 |
||
35.30.3 |
||
35.30.4 |
||
35.30.5 |
||
№ 915н ПОТ при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов |
да |
06.10.1 |
09.10.9 |
||
19.2 |
||
49.50.1 |
||
50.20.12 |
||
50.20.22 |
||
52.10.21 |
||
№ 872н ПОТ при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании мостов |
да |
52.21.23 |
42.13 |
||
№ 858н ПОТ при добыче (вылове), переработке водных биоресурсов и производстве отдельных видов продукции из водных биоресурсов |
да |
03 |
10.2 |
||
№ 901н ПОТ при производстве строительных материалов |
да |
22.23 |
23 |
||
№ 859н ПОТ в целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности |
да |
17 |
№ 652н ПОТ при эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта |
да |
52.21.1 |
№ 881н ПОТ в подразделениях пожарной охраны |
да |
84.25.1 |
№ 866н ПОТ при производстве отдельных видов пищевой продукции |
да |
11 |
10.1 |
||
10.4 |
||
10.6 |
||
10.7 |
||
10.81 |
||
10.82 |
||
10.86 |
||
10.32 |
||
№ 781н ПОТ при производстве цемента |
да |
23.51 |
№ 875н ПОТ на городском электрическом транспорте |
да |
49.31.22 |
49.31.23 |
||
№ 867н ПОТ в организациях связи |
да |
42.22 |
60 |
||
61 |
||
№ 343н ПОТ в морских и речных портах |
да |
52.22.11 |
52.22.21 |
||
№ 776н ПОТ при нанесении металлопокрытий |
да |
25.61 |
№ 914н ПОТ при выполнении работ в театрах, концертных залах, цирках, зоотеатрах, в зоопарках и океанариумах |
да |
90.04 |
91.04 |
||
90.01 |
||
№ 721н ПОТ в метрополитене |
да |
49.31.24 |
№ 780н ПОТ при проведении работ в легкой промышленности |
да |
13 |
14 |
||
15 |
||
№ 815н ПОТ при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества |
да |
80.1 |
№ 832н ПОТ при проведении полиграфических работ |
да |
18.1 |
58.1 |
||
№ 836н ПОТ при осуществлении грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте |
да |
49.1 |
49.2 |
||
№ 922н ПОТ при проведении водолазных работ |
да |
42.91.5 |
52.22.17 |
||
52.22.27 |
||
52.22.15 |
||
№ 928н ПОТ в медицинских организациях |
да |
86.1 |
86.2 |
||
86.9 |
||
№ 753н ПОТ при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов |
нет |
- |
№ 782н ПОТ при работе на высоте |
нет |
- |
№ 814н ПОТ при эксплуатации промышленного транспорта |
нет |
- |
№ 834н ПОТ при использовании отдельных видов химических веществ и материалов, при химической чистке, стирке, обеззараживании и дезактивации |
нет |
- |
№ 835н ПОТ при работе с инструментом и приспособлениями |
нет |
- |
№ 849н ПОТ при выполнении окрасочных работ |
нет |
- |
№ 871н ПОТ на автомобильном транспорте |
нет |
- |
№ 884н ПОТ при выполнении электросварочных и газосварочных работ |
нет |
- |
№ 902н ПОТ при работе в ограниченных и замкнутых пространствах |
нет |
- |
№ 903н ПОТ при эксплуатации электроустановок |
нет |
- |
В данном исследовании в качестве источников информации для определения числа субъектов предпринимательской деятельности в соответствующем виде экономической деятельности были выбраны:
– сведения Социального фонда России по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в разрезе видов экономической деятельности (ОКВЭД 2)
за 2023 год;
– статистические сборники Федеральной службы государственной статистики (Росстат);
– сервис Rusprofile.ru – платформа, которая дает возможность проверки и анализа информации о контрагентах. Система предоставляет структурированную информацию о юридических лицах. Данный сервис в качестве базовых источников информации использует Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
В результате анализа выбранных источников информации было выявлено, что данные Росстата, содержащиеся в различных статистических сборниках, являются недостаточными для оценки субъектов регулирования правил по охране труда, так как не обладают достаточной степенью детализации кодов ОКВЭД 2, преимущественно останавливаясь на первых двух уровнях иерархии [4]. В то же время сведения СФР по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в разрезе видов экономической деятельности содержат в себе информацию о числе страхователей, состоящих на учете, исключительно по основным видам экономической деятельности предприятий.
Однако большинство действующих в нашей стране организаций имеет более одного вида деятельности. Исходя из этого, наибольший интерес в рамках данной работы представляет оценка субъектов регулирования с учетом дополнительных видов деятельности. Сведения о дополнительных ВЭД содержатся в сервисе Rusprofile.ru, по данным которого и производится последующая оценка [5].
На диаграммах (рис. 1 и 2) последовательно представлено распределение числа субъектов регулирования, на которые распространяются обязательные требования правил по охране труда, за исключением ПОТ при строительстве, реконструкции и ремонте в силу значительно большего числа субъектов регулирования в данном ПОТ в сравнении с остальными, что негативно сказалось бы на визуальной составляющей графических материалов. Число субъектов регулирования для ПОТ при строительстве, реконструкции и ремонте по основным видам экономической деятельности составило 669 966 единиц, а с учетом дополнительных видов экономической деятельности – 1 771 897 единиц.
Рис. 1. Распределение числа субъектов регулирования,
на которые распространяются обязательные требования правил по охране труда в 2024 году
Рис. 2. Распределение числа субъектов регулирования,
на которые распространяются обязательные требования правил по охране труда в 2024 году
Диаграммы демонстрируют значительный вклад числа организаций, имеющих выбранные ВЭД в качестве дополнительных, в общую сумму организаций, попадающих под регулирование конкретных ПОТ. Кроме строительства, лидирующими отраслями (сферами деятельности), включающими более 200 000 организаций, попадающих под действие профильных для них правил по охране труда, являются:
– жилищно-коммунальное хозяйство;
– ремонт и монтаж машин и оборудования;
– сельское хозяйство;
– деятельность в области связи;
– лесоводство и деревообрабатывающая промышленность;
– полиграфическая деятельность;
– производство дорожно-строительных и ремонтно-строительных работ;
– пищевая промышленность;
– легкая промышленность.
Таким образом, можно предположить, что правила по охране труда, под которые попадают данные виды экономической деятельности, будут обладать наибольшей степенью регулирующего воздействия в силу прямой зависимости от числа адресатов правового регулирования.
Заключение
Проведенный анализ правил по охране труда позволил выделить ряд ключевых аспектов, имеющих значение для приоритизации направлений совершенствования нормативно-правовой базы в области охраны труда.
Анализ показал, что значительная часть правил по охране труда напрямую связана с определенными видами экономической деятельности, что позволяет оптимизировать процесс их применения и повысить эффективность регулирования. Однако некоторые правила по охране труда не могут быть однозначно соотнесены с конкретными видами экономической деятельности. Под действие данных правил могут попадать различные отрасли экономики, поэтому необходимо продолжать изучать правила по охране труда, которые направлены на регламентацию вопросов безопасности при определенных видах работ или условиях их выполнения, в целях последующей оценки субъектов регулирования данных ПОТ.
Анализ числа организаций, попадающих под действие конкретных правил, позволил выявить наиболее регулируемые отрасли и выделить правила, изменения которых потенциально будут иметь наибольшую степень регулирующего воздействия.
Данное исследование было сосредоточено исключительно на формировании первых шагов в направлении оценки числа субъектов регулирования правил по охране труда. В дальнейшем представляется целесообразным проводить дополнительные исследования влияния изменений существующих правил на различные отрасли и виды экономической деятельности.
Список источников:
1. Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
2. Цирин, И.В. Актуализация архитектуры и модели нормативно-правового регулирования в сфере охраны труда / И.В. Цирин // Социально-трудовые исследования. – 2023. – № 53 (4). – С. 97–111. – DOI: 10.34022/2658-3712-2022-53-4-97-111.
3. ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).
4. Промышленное производство в России: стат. сб. – Москва: Росстат, 2023. – 259 c.
5. Rusprofile.ru [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rusprofile.ru/ (дата обращения: 12.08.2024).