Реплика о профессиональной компетентности экспертов, имеющих право проведения специальной оценки условий труда. Г. З. Файнбург (№4, 2013)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4 2013

Г.З. Файнбург,

директор Института безопасности труда, производства и человека

Пермского национального исследовательского политехнического университета,

Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации,

доктор технических наук, профессор

Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» рождена новая влиятельная фигура в охране труда – эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда.

То, что такие эксперты нужны, ясно всем. Слишком такая фигура существенна, особенно в «денежном выражении»- и для работников и для работодателя, да и для государства в лице Пенсионного фонда. То, что это должны быть высококвалифицированные специалисты, действующие как в составе организации, так и независимо от нее (подобно нотариусам, аудиторам и иным тому подобным лицам – экспертам своего дела) ясно почти всем, но многим нежелательно. Именно поэтому закон оставил их всего лишь на положении «экспертов организации, проводящей специальную оценку условий труда», закрепив своеобразное «крепостное право», выгодное именно этим организациям.

Но что должен знать и уметь «эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда»? Закон говорит, что к трудовой деятельности в качестве эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (далее - сертификат эксперта).

Аттестация на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдача в результате ее проведения сертификата эксперта и его аннулирование осуществляются Минтруда России в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать следующим требованиям:

1)наличие высшего образования;

2)наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее семидесяти двух часов;

3)наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее трех лет.

Это очень общие требования. Чтобы их конкретизировать, вспомним, что согласно Закона специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для:

1)разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;

2)информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

3)обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;

4)осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

5)организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;

6)установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;

7)установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;

8)расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

9)обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

10)подготовки статистической отчетности об условиях труда;

11)решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

12)рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;

13)определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;

14)принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;

15)оценки уровней профессиональных рисков;

16)иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Это исключительно серьезный и широкий перечень проблемных и животрепещущих вопросов трудовой деятельности работника и производственной деятельности работодателя. Он возлагает огромную ответственность на эксперта, требуют высокой профессиональности.

Конечно, многие читатели, подумают, а некоторые и скажут: Да о чем Вы, право. Закон ведь ничего не требует от эксперта – высшее образование есть у всех претендентов, 72 часа отучиться в нужном центре и за нужные деньги не проблема, сдать экзамен на сертификат – вот это внове, но и оно преодолимо. И все это так, и не совсем так.

Когда-то в давным-давно забытое многими время существовало понятие – базовое образование. Это понятие говорило о базовом «наборе» знаний и умений, сформировавшим менталитет специалиста, и, следовательно, определяющим возможно формирования его профессиональной компетентности. Таким образованием всегда считалось ПЕРВОЕ (т.е. основное для человека) высшее профессиональное образование. Сегодня модно стало говорить просто о «высшем образовании». Увы, несмотря на все старания чиновников от образования и слепо следующих за ними законодателей, такого высшего «ни о чем» образования просто нет в природе. Любое высшее образование – профессиональное (оно же по сути высшее специальное!!!). Вот и специальную оценку может качественно выполнить только специалист своего дела, занятый им профессионально!

Такой специалист должен по уровню своей профессиональной грамотности ни в чем не уступать «специалисту по охране труда» и даже превосходить его. Иначе, зачем он нужен, почему все и вся должен делать в спецоценке именно он? Пусть для директора «организации, проводящей специальную оценку условий труда» он всего лишь «шестерка», работающая по найму за копейки, но для людей, которые либо будут иметь досрочную пенсию, либо нет по воле этого эксперта, этот эксперт возносится выше людей и становится могущественным Властелином Судьбы, лицом, ранее не виданном нигде и никогда в светском обществе. (Закон ничего не говорит о требуемой конфессии эксперта, как персоны, управляющей судьбами людей, что, вообще говоря, всегда было и будет прерогативой высших сил).

Вот почему, практически независимо от полученного образования (профильное образование по безопасности в стране имеют единицы) все эксперты, по нашему аргументированному выше мнению, должны, как минимум, пройти ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПЕРЕПОДГОТОВКУ на право профессиональной деятельности в сфере охраны труда и безопасности производства, программа которой содержит не менее 72 часов изучения вопросов оценки условий труда.

Это, на наш взгляд, тем более необходимо, что специальная оценка условий (несмотря на канонические формулировки типа «вредные и (или) опасные») никакой оценки опасных условий труда не производит и для этого не предназначена. Но при этом никто основной задачи охраны труда – предотвращение травматизма – не отменял, а предотвратить травмирование без оценки уровня опасности и риска воздействия опасных производственных факторов невозможно. Это истина, даже, если бы закон утверждал обратное. Истины устанавливает природа (или Бог), а законы пишут простые смертные.

Вот почему, всем лицам, заинтересованным не только в получении прибыли или заработка на решении судеб работников и уровня затрат работодателей, следует задуматься о необходимой им для этого профессиональной компетенции и способах ее получения.