Правила «пунктуации». Изменения в порядке обучения по охране труда. Т. В. Мусатова (№4, 2013)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4 2013

Первый заместитель генерального директора
АНО ТО «НИИ БЖД»
Мусатова Татьяна Васильевна

Обучение руководителей и специалистов по охране труда проводится в соответствии с «Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (Постановление Минтруда и Минобразования РФ от 13 января 2003г. №1/29) и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу Федеральный закон 1 сентября 2013 г.

В соответствии с новым законодательством об образовании обучение по охране труда относится к дополнительным профессиональным программам повышения квалификации. 1 июля 2013 года Минобрнауки России издан Приказ № 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам", которым предусматривается разработка новых процедур организации ДПО, оценки качества программ ДПО, новые формы регламентирующих и методических документов.

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Объем освоения ДПП установлен Порядком. Пунктом 12 Порядка определен минимально допустимый объем освоения ДПП. Так, для программ повышения квалификации срок освоения не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если Законом не установлено иное (часть 5 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ).

Частью 10 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ предусматривается, что программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

В дальнейшем, в целях методической поддержки реализации Федерального закона 273-ФЗ и Порядка Минобрнауки России представит макеты программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Доступ к этим ресурсам будет свободный.

В образовательных организациях дополнительного профессионального образования возможно применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, если в организациях ДПО созданы условия, отвечающие требованиям статьи 16 Федерального закона N 273-ФЗ.

Дистанционная форма обучения позволяет проводить централизованную подготовку кадров, независимо от удаленности от учебного центра, возможность обучения без отрыва от производства. При этом обеспечивается целенаправленность процесса обучения, интерактивное взаимодействие обучающегося с преподавателем, обучающегося с учебным материалом (в удобное время), обучающихся между собой.

Дистанционное обучение приводит:

- к снижению затрат работодателя, вы не тратитесь на проживание, переезд и т.д.

- удобный режим: обучение по свободному графику в любое удобное для вас время, постоянный доступ к программе обучения.

- независимость от географического расположения обучающихся.

- доступ к нормативно-правовым актам, формам документов.

- взаимодействие с преподавателем с помощью современных информационных средств.

- прохождение тестирования самостоятельно, возможность увидеть свой результат (оценку).

- в целом оно позволяет самостоятельно пройти и проверку знаний через интернет с последующим получением удостоверений о повышении квалификации.

Требования к документам о квалификации установлены в пункте 2 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ.

По итогам освоения дополнительных профессиональных программ выдается документ о квалификации, образец которого самостоятельно устанавливается организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Пункт 1 части 10 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ определяет, что документ о квалификации подтверждает повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке).

В соответствии с пунктом 19 Порядка документ о квалификации выдается на бланке, являющимся защищенной от подделок полиграфической продукцией, образец которого самостоятельно установлен организацией. Документ заверяется печатью образовательной организации, которая закреплена в Уставе.

Образовательное учреждение разрабатывает процедуру утверждения форм документов о квалификации самостоятельно и закрепляет данную процедуру локальным актом организации.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Таким образом, прием слушателей на обучение по ДПП со средним общим образованием не допускается, за исключением лиц, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам. Педагогические работники относятся к профессорско-преподавательскому составу указанных организаций (часть 1 статьи 50 Федерального закона N 273-ФЗ).

Повышение квалификации педагогических работников по профилю педагогической деятельности проводится не реже 1 раз в 3 года. (Глава 5, ст.47, п.5.2)

Обучающие организации должны иметь лицензию на образовательную деятельность.

Лицензирование образовательной деятельности организаций осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее - федеральный лицензирующий орган) или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области образования, переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - лицензирующие органы), в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных статьями 6, 7 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Положением о лицензировании образовательной деятельности

Новые правила лицензирования образовательной деятельности вступили в силу 7 ноября 2013 г. Изменены требования, предъявляемые к соискателям лицензии и к лицензиатам. По новым правилам лицензии будут получать образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, ведущие деятельность посредством привлечения педагогических работников. Соответствующее положение (далее - Положение) утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966.

Положение содержит требования, как предъявляемые ко всем соискателям и обладателям лицензий, так и обусловленные образовательными программами.

В Положении установлены правила лицензирования деятельности всех образовательных организаций, включая те, для которых данные правила были предусмотрены отдельными нормативными актами.

Лицензировать образовательную деятельность, как и прежде, должны Рособрнадзор и региональные органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия в области образования. Однако изменен круг субъектов, которым для оформления лицензии следует обращаться в Рособрнадзор. Теперь к ним относятся, в частности, иностранные образовательные организации, ведущие деятельность на территории РФ через филиалы.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ до 1 января 2016 г. необходимо переоформить лицензии, полученные до 1 сентября 2013 г. (ч. 9 ст. 108 данного Закона). Они будут переоформляться с учетом новых правил. Лицензии, полученные в период с 1 сентября до 7 ноября 2013 г., являются действительными (ст. 9 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

Также, согласно части 5 ст.108 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с указанным законом не позднее 1 января 2016 г. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации (часть 5 ст.23).

В соответствии с ч. 2 ст. 25 ФЗ № 273, в уставе образовательной организации наряду с информацией, предусмотренной законодательством РФ, должна содержаться следующая информация:

1) тип образовательной организации;

2) учредитель или учредители образовательной организации;

3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Часть 5 ст. 26 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" дополняет эти требования: при указании сведений об органах управления должен быть указан также "порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации".

Анализ приведенных положений федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что в уставах образовательных организаций больше не нужно будет прописывать характеристики образовательного процесса. Согласно ст. 30 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация имеет право принимать локальные нормативные акты в порядке, установленном ее уставом.

Обращаем внимание, что четкого перечня требуемых для образовательных организаций локальных актов закон не устанавливает. Основным документом, регламентирующим деятельность образовательных организаций, является его устав. Перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и др.), регулирующих деятельность образовательной организации, прописывается в уставе. Причем локальные акты не могут противоречить уставу образовательной организации.