Кодекс охраны труда на рабочем месте. Зарубежный опыт управления рисками Н.Н. Новиков (№4, 2013)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4 2013

Кодекс охраны труда на рабочем месте. Зарубежный опыт управления рисками.

Н.Н. Новиков

Генеральный директор НАЦОТ

Доктор технических наук, профессор

 

Оценка рисков в охране труда на рабочем месте становится всё более востребованной — важность вопроса признаётся всё более ответственными лицами, а в его решении в одинаковой степени заинтересованы и работодатели и рабочие.

Кодекс практики управления рисками (далее — Кодекс) помогает ответственным лицам в выполнении обязательств в соответствии с Законом о безопасности и охране труда на рабочем месте. Здесь же содержится описание всех процедур по управлению рисками, что должно помогать в выявлении угроз, оценке их уровня и принятии решений.

Была поставлена задача сделать Кодекс применимым как крупными и небольшими компаниями, так и предприятиями самых разных отраслей, включая и те рабочие места, которые попали под действие Закона о безопасности и охране труда. При этом виды рисков и способы управления рисками могут существенно различаться. В крупных компаниях, как правило, есть группы, занимающиеся управлением рисками. Таких групп может быть и несколько, что можно объяснить более широким списком рисков, поэтому рекомендации, включенные в Кодекс, должны быть предельно ясными. Для небольших компаний, с другой стороны, чаще нужны вполне конкретные шаги по реализации управления рисками, что особенно важно при самостоятельной организации работ, вот почему было принято решение о разработке необходимого пошагового руководства.

В Кодекс включены: количественная оценка риска — это будет полезно для определения важности проводимых мероприятий; анализ оценки рисков, чем можно воспользоваться на регулярных совещаниях в отделе охраны труда или на оперативке непосредственно на РМ; указания, как следует пользоваться системой рейтингов при оценке рисков. Кодексом рекомендована к использованию базовая матрица 5  5, но компании свободны в выборе матриц. Создана рабочая группа, обязанная оказывать компаниям востребованную помощь.

Целью настоящего Кодекса является установление минимальных требований для управления рисками. Документ конкретно адаптирован под все рабочие места в Сингапуре, которые попадают под действие Закона о безопасности и охране труда.

В Кодексе заявлено: разные сферы промышленности подвержены разным рискам и для достижения требуемого уровня безопасности и гигиены труда повсюду требуется свой подход. Но пользователям настоящего Кодекса настоятельно рекомендуется применять предлагаемые положения, т. к. в них реализована общая политика для обеспечения безопасных условий труда в разных отраслях. Оценка рисков проводится до начала работ с соблюдением требований по безопасности труда на РМ.

 

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

РАБОТОДАТЕЛЬ — лицо, которое нанимает лиц для выполнения каких-либо работ на

основе трудового договора.

Если необходимого разъяснения в законе не предлагается, то этот термин в Кодексе означает человека, занимающего самую высокую должность в организации и ответственного за рабочие места.

РАБОЧЕЕ МЕСТО — как определено законом о безопасности, рабочим местом является

любое помещение, где человек находится в рабочее время или где он занят выполнением своих трудовых обязанностей.

ОПАСНОСТЬ (РИСК) — любые источник или ситуация, которые потенциально могут

привести к травмам или профзаболеваниям.

МАТРИЦА РИСКОВ — матрица для классификации категорий рисков с целью последую-щего их контроля по уровню тяжести для двух факторов выявления риска. Базовые матрицы — 3х3, 5х4, 5х5 и 7х7.

Организация может работать с матрицами, более подходящими для её конкретной работы.

РЕЕСТР РИСКОВ — единый список рисков в рамках одной организации.

ДЕЙСТВУЮЩИЙ КОНТРОЛЬ — меры по контролю за риском, которые уже были испро-

бованы и остаются вполне действенными.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ — меры по проведению дополнительного контроля

сверх уже проведенных для устранения или снижения риска.

РИСКИ БЕЗОПАСНОСТИ НА РМ — вероятность получения травм при наличии имеющей-

ся на рабочем месте опасности.

ГОТОВНОСТЬ К РИСКУ — количество и виды рисков, о которых организация может

предупредить, но не обезопасить своих работников.

ОЦЕНКА РИСКА — оценка вероятности воздействия определенных рисков и возможных

их последствий при получении травм или профзаболеваний.

Определение требуемых мер по контролю за рисками.

УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ — выявление, оценка и распределение рисков на РМ по степени

опасности с последующим применением мер контроля, чтобы свести к минимуму вероятность нежелательных последствий.

ГРУППА ОЦЕНКИ РИСКА — коллектив, ответственный за проведение оценки рисков

в пределах, определенных группе управления или группе оценки рисков. Если организация может обойтись лишь одной группой, их функции объединяются.

ГРУППА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ — группа, ответственная за все направления в управле-

нии риском. В крупных организациях её функции значительно шире. Ответственность за управление безопасностью в организации в целом, все действия по оценке рисков могут быть возложены именно на эту группу, которая может выполнять и функции группы оценки рисков.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА РМ — любые процедуры для безопасного выполнения работ, включая необходимые для защиты и поддержания безопасности труда работников в случае любых происшествий.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Основные компоненты управления рисками:

  • подготовка;
  • оценка рисков;
  • проведение мероприятий (в т. ч. контроль за выявленными опасностями);
  • ведение записей и регистрация.

Оценка рисков — один из компонентов управления рисками; три основных ее аспекта:

  • выявление возможных опасностей;
  • оценка степени этих опасностей;
  • контроль за возможными рисками.

1. ОБЩИЕ

1.1 Оценка рисков должна проводиться, а меры контроля за риском должны приниматься до начала любых новых работ.

2. РАБОТОДАТЕЛЬ

Работодатель должен:

2.1 Убедиться, что требуемый контроль произведен для рисков, связанных с выполнением каких-либо работ на РМ.

2.2 Требовать от подчиненных принимать все возможные меры, исключающие любые возможные риски для каждого из них.

2.3 Требовать от своих подчиненных принятия необходимых мер в установленном порядке там, где устранение риска практически не возможно:

  • замещение исполнителя;
  • технический контроль;
  • административный контроль;
  • применение СИЗ.

2.4 Поддерживать принятие мер, рекомендованных группами управления и оценки рисков.

2.5 Требовать от руководителя по управлению рисками проведения регулярных обновлений уже полученных результатов, что необходимо для снижения или же полного устранения выявленных

рисков.

2.6 Требовать обновления полученных оценок рисков к каждому заседанию комитета по безопасности и здоровья на РМ, если таковой действует в рамках предприятия, или к регулярному техсовету на рабочей площадке.

2.7 Требовать у подрядчика проводить оценку рисков там, где ведутся работы. Тот должен принимать меры по устранению возможных рисков или снижению их до максимально низкого уровня (это может касаться машин, оборудования, материалов и т. д.).

2.8 Убедиться, что доступ к списку рисков открыт, а его требования учтены на каждом РМ.

2.9 Убедиться, что список рисков подготовлен в соответствии с настоящим Кодексом.

2.10 Убедиться, что список рисков на РМ доступен должностным лицам и органам государственного контроля.

2.11 Убедиться, что записи по оценке рисков не ограничиваются лишь общими словами, а контрольные записи содержатся хотя бы три года с даты утверждения оценки рисков.

2.12 Контроль, а при необходимости исправление оценки рисков хотя бы раз в три года от даты утверждения или же в следующих случаях:

  • несчастные или просто опасные случаи, которые могут сопровождаться травмами;
  • значительные изменения в технологиях, оборудовании, операциях; изменения в условиях труда на РМ или в общем его плане;
  • получение новых сведений о возможных рисках на РМ.

2.13 Проводить мониторинг эффективности мер контроля.

3. МЕНЕДЖЕР

Это человек, который управляет некоторой рабочей зоной (например, менеджер склада), функцией (например, менеджер по производству) в рамках РМ. На некоторых рабочих местах это может быть и сам работодатель. Он же должен определять уровень ответственности каждого менеджера.

3.1 Менеджер, контролирующий зону, функцию или рабочие процессы, где возможно возникновение рисков на РМ, должен:

  • убедиться, что оценка рисков в контролируемой области проведена, а меры по контролю за рисками применяются до начала новых работ или новой смены;
  • подписывать результаты оценки рисков в своей зоне. Также он должен убедиться, что риск не достиг высокого уровня;
  • убедиться, что меры по контролю за рисками осуществляются вовремя и без задержек;
  • убедиться, что все операции проводятся в соответствии с процедурами безопасности и здоровья на РМ;
  • убедиться, что подверженные риску проинформированы о:
  • источнике рисков;
  • каких-либо мерах или применяемых процедурах безопасности и средствах минимизации или устранения рисков;
  • убедиться, что исполнение мер контроля за риском находится под наблюдением;__
  • вносить исправления в оценку рисков, если найдены ошибки или оценки не способствует обеспечению безопасности РМ;
  • вести документацию по оценке рисков с перечнем процедур безопасности на РМ.

3.3 Менеджер может возлагать выполнение своих обязанностей

и на других лиц, при этом не снимая с себя ответственности.

4. ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЗА УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ /

ОЦЕНКУ РИСКОВ

4.1 Ответственный за управление рисками должен выступать перед работодателем в качестве координатора в управлении рисками в рамках РМ.

4.2 Ответственный за управление или оценку рисков должен:

  • регулярно предлагать работодателю очередные результаты своей работы. Желательно делать это ежемесячно, но не реже раза в год, в зависимости от того, насколько серьезные требуются меры для снижения или устранения выявленных рисков;
  • получить поддержку работодателя или менеджера для применения мер по контролю за рисками;
  • сотрудничать с работодателем, чтобы всегда быть уверенным, что перечень рисков отвечает требованиям настоящего Кодекса.

5. РАБОТНИКИ

5.1 Работники должны придерживаться мер, предусмотренных в проведении процедур оценки рисков.

6. ПОДГОТОВКА

6.1 Формирование групп управления рисками / оценки рисков

6.1.1 Назначение в группу управления рисками.

6.1.1.1 Работодатель должен:

  • назначать руководителя группы управления рисками;
  • назначать членов группы управления рисками.

6.1.1.2 Группа управления рисками должна нести ответственность за все направления по оценке рисков и в мероприятиях по управлению рисками на РМ. Эта группа может исполнять функции и группы оценки рисков.

6.1.1.3 Группа управления рисками должна:

  • иметь необходимые знания;
  • иметь достаточно широкий профессиональный опыт и уметь находить общий язык с представителями разных профессий на каждом РМ.

6.1.1.4 Оценка рисков должна проводиться хорошо подготовленной группой, имеющей достаточно знаний для решения вопросов по широкому фронту работ. Исключение могут составить лишь отдельные РМ с достаточно узкой специализацией.

6.1.1.5 Работодатель должен быть уверен: руководитель группы управления рисками обладает достаточным опытом.

6.1.2.1 Руководитель группы управления рисками должен иметь прямой контакт с работодателем или быть старшим должностным лицом на отведенном ему РМ.

6.1.2.2 Руководитель группы управления рисками должен быть компетентным в решении своих задач.

6.1.3.1 Члены группы управления рисками могут быть назначены из управленческого персонала, инженеров-технологов или инженеров производственного участка, технического персонала, операторов производства, обслуживающего персонала и персонала сферы безопасности на РМ.

6.1.4 Группа оценки рисков.


6.1.4.1 При наличии достаточно большого количества групп оценки рисков они становятся единой группой управления рисками

6.1.4.2 Такие группы несут ответственность за проведение оценок рисков в рамках, определенных группой управления рисками. Если организация может обойтись одной группой, функции групп управления и оценки рисков могут быть объединены для группы управления рисками.

6.1.4.3 В группе оценки рисков должны быть представители как управленческого, так и и неуправленческого персонала.

6.1.4.4 В группе оценки рисков должны быть представители трудового коллектива и подрядчиков. По возможности должны быть и лица, занятые, например, дизайном или интернет-технологиями, разработкой машин и технологий.

6.1.4.5 Ответственный за безопасность на конкретном РМ или консультант с необходимой подготовкой должны содействовать руководителю, занятому управлением/оценкой рисков.

6.1.4.6 Руководитель группы оценки рисков должен быть компетентен в этой области ещё до своего назначения.

6.2 Степень оценки рисков

6.2.1 Определение границ оценки рисков.

Подразумевается простое деление РМ или технологической цепочки на отдельные части (цех, отдел или, например, технологическая цепочка в границах одного РМ).

6.2.1.1 Аналогично группа управления рисками должна определять границы оценки рисков.

6.2.1.2 Каждый цех, отдел или РМ должны быть четко разграничены для получения точной оценки рисков.

6.2.2 Форма учета работ.

6.2.2.1 Для конкретных цехов, отделов или технологических зон, подлежащих оценке рисков, должна быть использована форма «Проведённые работы» (см. приложение В).

6.2.2.2 Настоящий Кодекс может быть и в других формах, но всегда требуется включение следующей информации:

  • подразделение, технология, техническая операция;
  • место её выполнения.

6.2.2.3 В форму должна быть внесена следующая информация:

  • перечень подразделений или технических операций, подлежащих оценке, в графе «Оцениваемое подразделение, технология или операция»;
  • указание на место выполнения, технологию или операцию;
  • список рабочих операций в определённом порядке.

6.2.2.4 Для оценки риска профессии:

Рассматриваемая профессия в графе «Подразделение, технология или техническая операция».

Там, где указать на конкретное подразделение, место или технологическую операцию не получается, вносить в колонках «N/A» .

Заполнить список рабочих процедур.

6.3 Сбор необходимой информации

Когда зона оценки риска определена, должна быть получена необходимая информация, в которую может входить:

  • планирование РМ;
  • блок-схема технологической цепочки или рабочей операции;
  • список рабочих операций в рамках технологической цепочки;
  • перечень используемых материалов, оборудования и/или инструментов;
  • указание на уже случившиеся несчастные случаи и аварии;
  • используемые инструкции или технические требования;
  • медицинские экспертизы и опросы пострадавших;
  • записи, сделанные при наблюдении за выполнением требований охраны труда на конкретном РМ;
  • детали контроля за имеющимися рисками;
  • отчеты по проделанным наблюдениям;
  • сведения, полученные от работодателей, поставщиков и других участников технологической цепочки;
  • действия по обеспечению безопасности РМ;
  • другая информация, например, инструкции по охране труда или эксплуатации оборудования;
  • копии предыдущих оценок рисков;
  • перечень профзаболеваний (например, аллергия), полученных работниками на каждом РМ.

7. ОЦЕНКА РИСКОВ

7.1 Общие требования

7.1.1 Такие шаги, как определение опасности, оценка и контроль рисков — это основа методики настоящего Кодекса.

7.1.2 Когда шаги от раздела «Выявление опасности» до «Контроля рисков» зафиксированы в форме оценки рисков, так же должны быть продублированы шаги для разделов «Трудовая деятель-

ность» и «Контроль трудовой деятельности».

7.1.3 Настоящим Кодексом рекомендуется, чтобы опасности на РМ ежемесячно проверялись до того, как:

  • опасность достигнет зеленой зоны («низкий риск»); или
  • риски от опасностей будут носить остаточный характер («остаточный риск» — см. дополнительные примечания в приложении F); или
  • все необходимые меры должны быть приняты для контроля за опасностью.

7.1.4 Группой управления рисками определяется, какие опасности требуют ежемесячного контроля.

7.1.5 Записи по оценке рисков должны регулярно просматриваться. Кроме того, требуется регулярное обновление записей —хотя бы раз в три года.

7.2 Выявление опасности

7.2.1 Общее.

7.2.1.1 Руководитель группы оценки рисков должен определять наиболее предпочтительные способы выявления опасностей. Это может быть мозговой штурм, системный анализ, анализ опасностей, обзор специальностей и анализ безопасности на РМ.

7.2.1.2 При выявлении опасности группа оценки рисков обсуждает, может ли это причинить вред человеку на РМ.

7.2.2 Процесс.

7.2.2.1 Настоящим Кодексом допускаются вариации в форматах применяемых учетных форм, но требуется, чтобы к информации из упомянутых списков был открыт общий доступ.

7.2.2.2 Выявление опасности и запись в колонке «Опасность».

7.2.2.3 При обнаружении на рабочем месте более чем одной опас-

ности каждый риск должен быть зафиксирован отдельной строкой.

7.2.2.4 Возможные категории опасности:

  • физические (например, пожар, шум, жар, радиация);
  • механические (подвижные или вращающиеся детали);
  • электрические (ток, напряжение, магнитные поля);
  • химические (легковоспламеняющиеся материалы, ядовитые
  • газы, коррозирующие вещества, реактивные материалы);
  • биологические (например, вирусы);
  • другие (например, «отраслевые» источники опасности).

7.3 Оценка рисков

7.3.1 Матрицы рисков.

7.3.1.1 Настоящий Кодекс признает различные методы оценки рисков и матрицы, применяемые и предпочтительные на РМ. Хотя Кодекс не запрещает применение на РМ любых матриц по рискам, рекомендуемая базовая матрица — 5х5

7.4 Контроль за рисками

7.4.1 Дополнительный контроль.

7.4.1.1 Сравнение существующих методов контроля с иерархией контроля (см. приложение D).

7.4.1.2 При рассмотрении дополнительных мер по снижению рисков должны быть рассмотрены наиболее эффективные в иерархии контроля.

7.4.2 Переоценка дополнительного контроля.

7.4.2.1 Когда принимается решение о дополнительном контроле, проводится переоценка показателей тяжести, вероятности и нумерация приоритетности риска; осуществляется запись их в колонки S, L и RPN в секции «Контроль за риском».

7.4.2.2 Новая нумерация при контроле за рисками не должна превышать нумерацию приоритетности риска при оценке рисков.

7.4.3 Примечания к руководству.

7.4.3.1 Предпочтительно, чтобы исправленная нумерация приоритетности риска была в рамках нижней «зеленой» зоны риска.

7.4.3.2 Исправленная нумерация приоритетности риска приемлема; важно, чтобы риск не оказался в верхней (красной) зоне.

7.4.4 Ответственное лицо и дата исполнения.

7.4.4.1 Этот человек должен отвечать за проведение дополнительного контроля; его имя должно быть указано в колонке «Ответственное лицо».

7.4.4.2 Срок/дата исполнения указываются в своей колонке.

7.4.4.3 Ответственное лицо должно проводить все обновления в группе оценки рисков, как установит руководитель группы оценки рисков.

8. ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ

8.1 Утверждение оценки рисков

8.1.1 Заполненные формы оценки рисков должны быть утверждены менеджером соответствующей области.

8.2 Практические действия

8.2.1 Менеджер должен предпринимать рекомендованные меры по контролю за рисками с минимальными задержками.

8.2.2 Менеджер должен быть уверен в том, что план его действий включает проведение таких мер и список ответственных лиц.

8.2.3 Менеджер должен быть уверен, что план постоянно перепроверяется до окончания проведения всех мер.

8.2.4 Менеджер должен быть уверен, что все лица, подверженные рискам, проинформированы о:

  • природе рисков;
  • применяемых мероприятиях по охране труда.

8.2.5 Менеджер должен быть уверен, что постоянно проводятся проверки и аудит, позволяющие осуществлять эффективный контроль за рисками.

8.3 Коммуникации

8.3.1 Так как информированность работников предприятия занимает важное место в процессе управления рисками, настоящий Кодекс требует постоянных контактов между рядовыми работни-

ками и ответственными за выполнение требований охраны труда.

8.3.2 Менеджер, отвечающий за охрану труда, должен быть уверен, что все, кто подвержен рискам, проинформированы о:

  • природе рисков;
  • применяемых мероприятиях по охране труда;
  • способах смягчения или устранения рисков.

8.4 Записи

8.4.1 Менеджер должен взаимодействовать с работодателем, чтобы быть уверенным в том, что записи по оценке рисков за последние три года находятся в рабочем состоянии.

8.4.2 Менеджер должен взаимодействовать с работодателем, чтобы быть уверенным в том, что все эти записи доступны для заинтересованных лиц на РМ и контролирующих ведомств.

Контроль за опасностями и снижением рисков может проводиться в соответствии с иерархией контроля по охране труда. Это не взаимно исключающие меры: например, технический контроль, будет более эффективен в сочетании с административным контролем, так же как обучение и процедуры по охране труда.

УСТРАНЕНИЕ РИСКА подразумевает полное удаление вредных факторов, что фактически избавляет работников от всех возможных несчастных случаев, происшествий и заболеваний. Эта позиция выступает как идеальное решение. После устранения риска он не отображается в последующих формах оценки риска. Например, это допустимо после включения в технологический процесс роботов.

ЗАМЕЩЕНИЕ самого технологического процесса или же используемых материалов срабатывает точно так же, например, работа с краской на воде вместо краски на основе растворителей.

ТЕХНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ представляет собой мероприятия, которые снижают вероятность возникновения аварийных ситуаций. Это могут быть изменения в рабочей среде или технологическом процессе, создающие барьер между работником и опасностью (например, вентилирование закрытого пространства).

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ позволяет устранить или хотя бы снизить возможность воздействия опасностей при условии выполнения технических требований или инструкций по охране труда. Документация должна требовать от исполнителей полного соблюдения указанных мер.

Помимо того, должны работать и системы управления, направленные на проведение работ по охране труда, например, это может касаться диспетчеризации несовместимых работ (см. также прил. F с примечаниями по обеспечению безопасности труда).

СИЗ должны быть последним средством, когда все другие уже были испробованы, или как средство защиты на короткий срок в чрезвычайных ситуациях / при обслуживании / ремонте, или как дополнительная мера защиты от остаточного риска. Требуемый результат может быть получен при условиях правильного подбора СИЗ и должной их эксплуатации.