Груз ответственности. Подготовка работников организаций, эксплуатирующих грузоподъемные механизмы. В. А. Борисов (№4, 2013)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4 2013

Груз ответственности. КАЧЕСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ МЕХАНИЗМЫ – ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА

В.А. Борисов,
НОУ ДПО «Башкирский межотраслевой институт охраны труда, экологии и безопасности на производстве»,
г. Уфа

Изменения в законодательстве по промышленной безопасности в значительной степени коснулись объектов, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы. С введением классификации объектов повышенной опасности (ОПО) по уровню потенциальной опасности эта категория отнесена к 4 классу – ОПО низкой опасности [1] (Приложение 2, п. 6). В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 4

марта 2013 г. № 22-ФЗ в отношении ОПО 4 класса опасности, плановые проверки после их перерегистрации в государственном реестре проводиться не будут [1] (п. 13, г.). С 1 января 2014 года вступят в силу изменения в статью 7 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Будет упразднена функция Ростехнадзора по выдаче разрешений на применение технических устройств на ОПО. Сокращено количество оснований для изменения и периодичность пересмотра деклараций. Отменен процесс декларирования оборудования и др.

Значительные изменения внесены в порядок подготовки и аттестации работников организаций, эксплуатирующих ОПО [2]. В частности, отменено обязательное прохождение предаттестационной подготовки ответственных лиц в специализированных учебных заведениях. Вместо нее допускается самостоятельная подготовка.

Цель этих изменений заключается в повышении эффективности правового регулирования; устранении избыточных административных барьеров; приведении правовой, нормативно технической базы в соответствие с международными нормами; сокращении финансовых и временных затрат на дополнительную подготовку работников ОПО в области промышленной безопасности (ПБ).

Однако такие изменения не должны привести к снижению уровня безопасных условий труда и ухудшению состояния окружающей среды со стороны ОПО. Сохранение необходимого уровня безопасности обеспечивается усилением ответственности организаций за нарушение норм и требований безопасности, внутреннего контроля за соблюдением требований ПБ на предприятиях, эксплуатирующих ОПО.

Отнесение ОПО 3 категории по признаку наличия стационарно установленных грузоподъемных механизмов к 4 классу ОПО низкой опасности не означает отсутствие источников опасности с их стороны. По сравнению с другими ОПО этой категории присущ ряд особенностей, которые усиливают опасность негативного воздействия на общество и окружающую среду.

Это обусловлено тем, что в отличие от других ОПО, обычно расположенных обособленно и огражденных защитными ограждениями (цеха, блоки, склады и прочие строительные конструкции), они зачастую находятся в непосредственной близости от транспортных магистралей, пешеходных переходов, внутри густонаселенных районов. Строительные площадки в градостроительстве, где в настоящее время в основном возводятся многоэтажные здания и используются башенные краны высотой в несколько десятков метров, представляют для окружающего общества серьезную опасность: башенные краны, центр тяжести которых расположен на большой высоте, а опорный контур имеет малые по сравнению с высотой размеры, даже при незначительном перегрузе, превышении скорости ветра или неисправности кранового пути могут потерять устойчивость. К сожалению, производство работ такими машинами нередко сопровождается нарушением требований безопасности.

Другой особенностью этой категории ОПО является то, что эксплуатацией грузоподъемных механизмов зачастую занимаются не проходившие специальную подготовку граждане, в том числе инвалиды. В таких условиях эксплуатации особую актуальность приобретает выполнение комплекса организационных и технических мер по обеспечению максимального уровня безопасности окружающего общества и окружающей среды.

Одна из важнейших составляющих обеспечения промышленной безопасности- достаточная квалификация работников. Законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлена обязательная дополнительная подготовка всех работников ОПО, предусматривающая изучение самого закона, подзаконных и нормативнотехнических документов. Порядок такой подготовки определен руководящими документами [2, 3]. В последние редакции этих документов внесен ряд существенных изменений:

  • Предаттестационная подготовка может проводиться как в очной, так и в дистанционной формах с предоставлением учебного материала учащимся в электронном виде, а также в режиме самоподготовки.
  • Отменено требование о согласовании учебных программ подготовки ответственных лиц с Ростехнадзором.
  • Специалисты подрядных и других привлекаемых организаций могут проходить аттестацию в комиссиях организации-заказчика.
  • В случае изменения учредительных документов и/или штатного расписания, ранее аттестованные специалисты, должностные обязанности которых не изменились, первичной аттестации не подлежат.
  • Сокращено количество случаев, когда должна проводиться внеочередная проверка знаний.

Эти изменения существеннее упрощают процедуру дополнительной подготовки, сокращают финансовые затраты, потери рабочего времени. Однако они не должны привести к снижению качества подготовки. По данным статистики, аварийность на ОПО напрямую зависит от уровня квалификации специалистов, а квалификация – от качества обучения. Специализированные учебные заведения, располагающие высококвалифицированными штатными преподавателями, методическими материалами, современными электронными средствами обучения, оборудованными классами и стендами имеют гораздо больше возможностей для подготовки высококвалифицированных кадров по сравнению с самоподготовкой. Поэтому руководителям производства, прежде чем делать выбор в пользу самоподготовки, рекомендуется всесторонне оценить производственную базу, количество единиц оборудования, сложность технологии, уровень квалификации специалистов. В противном случае финансовые потери, связанные с авариями и инцидентами, могут кратно превысить экономию, полученную за счет самоподготовки, привести к увеличению числа случаев травматизма. Анализ многолетнего опыта предаттестационной подготовки позволяет выделить наиболее существенные аспекты повышения качества и эффективности дополнительной подготовки специалистов и ответственных лиц на ОПО, использующих стационарно установленные грузоподъемные механизмы. Программы дополнительной подготовки, в силу их краткосрочности, предполагают наличие у учащихся объема базовых знаний, необходимых для эффективного усвоения материала. Поэтому руководству предприятий рекомендуется направлять на дополнительную подготовку работников, имеющих определенный опыт работы с использованием грузоподъемных механизмов. Другой проблемой, снижающей эффективность обучения, является недостаточная мотивация учащихся. Часто процесс обучения воспринимается ими как необходимое условие получения разрешения на работу и не связывается с дальнейшей производственной деятельностью. Поэтому целью учащегося становится освоение материала в минимальном объеме, необходимом для прохождения тестирования, аттестации и получения допуска к работе. В связи с этим обучение не должно ограничиваться учебным материалом, предусмотренным программой, а играть и важную воспитательную роль, подчеркивать связь учебы с дальнейшей производственной деятельностью, необходимостью неукоснительного выполнения на практике требований безопасности, установленных в правовых, нормативно-технических документах.

Литература

1. Федеральный закон от 4 марта 2013 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

2. Приказ от 15 декабря 2011 г. № 714 «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. № 37».

3. Приказ Ростехнадзора от 29 января 2007 г. № 37 «Положение об организации подготовки и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».