Сравнительно-правовой анализ законодательств государств–членов ЕврАзЭС в области определения критериев качества профессионального образования (№4, 2012)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4 2012

Сравнительно-правовой анализ

 законодательств государств-членов ЕврАзЭС в области определения критериев качества профессионального образования

Межпарламентская ассамблея

 Евразийского экономического сообщества

Общие положения

Гармонизация критериев качества профессионального образования в государствах-членах ЕврАзЭС – одно из необходимых условий создания единого евразийского образовательного пространства. Целью создания единого евразийского образовательного пространства является  развитие интеграционных процессов в социальной, экономической  и гуманитарной сферах государств-членов ЕврАзЭС на основе многостороннего сотрудничества, информационного взаимодействия в сфере образования, взаимного признания и эквивалентности документов об образовании, учёных степенях и званиях, формирования общего рынка образовательных услуг и общего рынка труда.

Актуальность проблемы гармонизации критериев качества образования и соответствующей гармонизации национальных законодательств обусловлена задачами согласованной социальной политики государств – членов ЕврАзЭС. В Концепции, утвержденной решением Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав правительств от 18.04 2007г. №335), отражено стремление разработки нормативной правовой базы, включая создание единого образовательного пространства, единых образовательных стандартов, идентичной нормативной базы по лицензированию, аттестации и аккредитации учреждений образования.

Актуальность проблемы подтверждается и постановлением Бюро Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС от 26 мая 2006 года № 12 «О Предложениях по унификации законодательных актов государств – членов ЕврАзЭС по вопросам признания и  эквивалентности документов об образовании», в которых отмечается необходимость  выработки совместных систем контроля, ориентированных не на временные и содержательные параметры процесса, а на пороговые стандарты высшего образования, устанавливающие требования к уровню подготовки выпускников (результаты). В пороговых стандартах (нормах) качества высшего образования  предполагается смещение акцентов с количественно-затратных показателей на  показатели результата: компетентность, обученность, знания. Об актуальности проблемы говорится и в Совместном информационном сообщении о Совещании министров образования государств – членов ЕврАзЭС (30  ноября 2007 г., Новосибирск):

В предложениях министров государств-членов ЕврАзЭС по приоритетным направлениям взаимодействия отражена проблема качества образования и его оценки, среди них:

  • разработка согласованных параметров и механизма мониторинга качества образования (Республика Беларусь);

  • создание систем обеспечения качества в соответствии с требованиями международных сетей гарантии качества (Кыргызская Республика);

  • качество профессионального образования и его общественно-профессиональная оценка (Российская Федерация);

  • проведение совместных исследований по проблемам образования и оценке качества образования (Республика Таджикистан);

  • отражение информации о качестве образовательных услуг в организациях образования в единой специализированной информационной сети для государств-членов ЕврАзЭС (Республика Казахстан).

     

    Анализ представленных документов показывает, что на первый план для  евразийской интеграции в сфере образования и создания единого евразийского образовательного пространства выступают следующие задачи:

  • обеспечение качества профессионального образования и его оценки;

  • определение совместимых критериев качества профессионального образования и механизмов его мониторинга;

  • создание национальных систем оценки качества образования как предпосылки создания единой евразийской системы независимой экспертизы качества образования;

  • отражение критериев качества образования и национальных систем его оценки в национальных законодательствах по образованию государств-членов ЕврАзЭС.

    Первоначальный анализ законов «Об образовании» показал, что идет процесс последовательной унификации подходов к определению нормативно-правовой базы образования в государствах ЕврАзЭС, в ней отражаются мировые и общеевропейские тенденции развития образования и модернизации его системы. Вместе с тем, каждое государство ЕврАзЭС сохраняет свою специфику как в создании национальной системы образования, так и  в построении законов об образовании,  в их структуре и содержании.

    Стратегические задачи развития инновационной экономики  требуют создания современной модели образования в 2009 - 2012 годы и  адекватного обновления законодательств, в том числе типологии  образовательных учреждений.

    С учетом вышеназванных позиций следует провести сравнительно-правовой анализ национальных законодательств в области определения критериев качества профессионального образования в государствах ЕврАзЭС.

    Анализ законодательств государств – членов ЕврАзЭС

    Сравнительно-правовой анализ был проведен в отношении следующих нормативно-правовых актов:

    Республика Беларусь

  1. Кодекс Республики Беларусь Об образовании
  2. Закон Республики Беларусь от 11.07.2007 г. № 253-3 «Об образовании в Республике Беларусь».

  1. Закон Республики Беларусь от 11.07.2007 г. № 252-3 «О высшем образовании».
  2. Закон Республики Беларусь  от 29.06.2003 г. № 216-3 «О профессионально-техническом образовании».

Республика Казахстан

  1. Закон Республики Казахстан от 27.07.2007 г. № 319-111 «Об образовании».

  2. Приказ министра образования и науки Республики Казахстан от 21 июня 2006 года №343 № «Об утверждении Положения «О послевузовском профессиональном образовании»

    Кыргызская  Республика

  1. Закон Кыргызской Республики от 31.07. 2007 г. № 115 «Об образовании».
  2. Закон Кыргызской Республики от 03.04. 2008 г. № 38 «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья».
  3. Закон Кыргызской Республики от 05.04. 2008 г. № 53 «О начальном профессиональном образовании».

Российская Федерация

  1. Закон Российской Федерации от 10.07. 1992 г. № 3266 - 1 «Об образовании».
  2. Федеральный Закон Российской Федерации от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
  3. Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования».

Республика Таджикистан

  1. Закон Республики Таджикистан от 17.05.2004 г. № 34 «Об образовании».
  2. Закон Республики Таджикистан от 30.07.2007 г. № 334 «О начальном профессиональном образовании».
  3. Закон Республики Таджикистан от 08.12.2003 г. № 48 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

 

Анализ  законодательства об образовании Республики Беларусь

Проведенный анализ законодательства в области образования Республики Беларусь показал, что в целом вопросы качества образования в нормативно-правовых актах затрагиваются, однако четкой, проработанной системы не имеется. В частности, проблема критериев качества образования как самостоятельная ни в Кодексе Республики Беларусь Об образовании, ни в Законе «Об образовании» не ставится, четкого понятия качества образования не дается, проработанные критерии качества образования отсутствуют.

Ориентация на критерии качества образования представлена в виде системы целей и задач образования в связи с общими требованиями к содержанию и характеристикой отдельных видов образования и образовательных программ.

В частности, в Законе Республики Беларусь «Об образовании» сформулированы цели общего среднего образования на уровне результата – личности выпускника: «Общее среднее образование призвано обеспечить духовное и физическое становление личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение им основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование у него нравственных  убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни».

Цели среднего специального образования определены в статье 29 Закона Республики Беларусь «Об образовании». Цели высшего образования также раскрыты достаточно полно (статья 32): «Высшее образование призвано обеспечить наиболее полное развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности, возможность ее активного, свободного и конструктивного участия в развитии общества с целью удовлетворения потребностей общества и государства  в специалистах высокой квалификации».

В данных формулировках приоритет отдается воспитанию и формированию личности как глобальным критериям качества образования в целом.

Однако достаточно подробное перечисление целей и задач образования в названных Законах не завершается указанием на итоговую модель (норму) качества выпускника на отдельных ступенях системы образования, включая  высшее.

В законе Республики Беларусь «О высшем образовании» от 11 июля 2007 г. ориентация на критерии качества образования представлена в формулировке определения понятия «высшее образование» (статья 1), которое рассматривается как «уровень основного образования, достигаемый на основе общего среднего образования… в ходе последовательного и целенаправленного процесса обучения и воспитания, обеспечивающего подготовку квалифицированных специалистов, развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности, и завершающийся итоговой аттестацией, по результатам которой присваиваются соответствующая  квалификация, а также степень магистра в случаях, предусмотренных настоящим Законом». Конкретизация целей воспитания студентов (курсантов, слушателей) отражена в статье 21 (п. 3), где указана направленность процесса воспитания в высшем учебном заведении на формирование нравственной, социально-активной и творческой личности, воспитание патриотизма, активной гражданской позиции.

В статье 7 (п. 1) отмечено, что критерии оценки качества образования и подготовки выпускников содержатся в образовательных стандартах высшего образования, которые и предназначены для обеспечения качества высшего образования.

Государственный контроль за качеством высшего образования отражен в статьях 14, 24 указанного Закона и ряде других.

В Законе отмечено, что организационной основой реализации государственной политики в сфере высшего образования являются государственные программы развития высшего образования, утвержденные Правительством Республики Беларусь (статья 3 п. 3).

В Законе также отражены особенности организации высшего образования в Республике Беларусь:

две ступени высшего образования: подготовка специалиста  с высшим образованием и магистратура (статья 6 п. 1);

  • наличие высшего колледжа как типа высшего учебного заведения, которое осуществляет подготовку специалистов с высшим и со средним специальным образованием, а также переподготовку и повышение их квалификации (статья 10 п. 5);

  • обоснован статус ведущего высшего учебного заведения в национальной системе образования и в отрасли (статья 11);

  • текущая и итоговая аттестация лиц, получающих высшее образование, осуществляется в баллах по десятибалльной шкале (статья 24 п. 2);

  • студенты высших учебных заведений имеют право на отсрочку от призыва на срочную военную службу (статья 30 п. 1, 19); лица, отучившиеся за счет средств республиканского бюджета по дневной форме обучения, подлежат распределению на работу и обязаны отработать по распределению два года как молодые специалисты; молодой специалист, не отработавший, срок работы по распределению, обязан возместить в республиканский бюджет средства, затраченные на его подготовку (статья 30 п. 5);

  • высшие учебные заведения организуют образовательный процесс на государственных языках Республики Беларусь и создают белорусскоязычные и русскоязычные группы (потоки) студентов (статья 21 п. 2).

    Последняя позиция имеет особое значение для создания единого евразийского образовательного пространства, его открытости и доступности образовательных услуг государств ЕврАзЭС при наличии объединяющего их общего языка. Знание такого языка может рассматриваться как один из критериев качества высшего образования в государствах-членах ЕврАзЭС.

    Закон Республики Беларусь «О высшем образовании» достаточно полно отражает и вопросы послевузовского образования, его интеграцию с высшим образованием, указывает на то, в каких типах высших учебных заведений возможно обучение в аспирантуре и докторантуре, переподготовка и повышение квалификации лиц со средним специальным и высшим образованием (статья 10), что служит одним из критериев государственной аккредитации типов высших учебных заведений.

    Анализ законодательства об образовании Республики Казахстан

    Проведенный анализ законодательства в области образования  Республики Казахстан показал, что в целом вопросы качества образования в нормативно-правовых актах, регулирующих отношения в области образования, затрагиваются, однако четкой, проработанной системы критериев качества образования не имеется. Ориентация на критерии качества образования представлена в виде системы целей и задач образования в связи с общими требованиями к содержанию образования и характеристикой отдельных видов образования и образовательных программ.

    В частности, в Законе Республики Казахстан «Об образовании» имеется специальная статья 55 «Управление качеством образования», в которой раскрыты основы единой национальной системы оценки качества образования, при этом сами критерии качества образования не раскрываются.

    В Законе «Об образовании» Республики Казахстан (от 27 июля 2007 г.) представлена наиболее полно система целей и задач образования как ориентиров на критерии его качества, где в статье 11 даны общие задачи образования, а их конкретизация с учетом особенностей всех видов образования и видов образовательных программ представлена в статьях 13 – 24.

    Однако достаточно подробное перечисление целей и задач образования в названных Законах не завершается указанием на итоговую модель (норму) качества выпускника на отдельных ступенях системы образования, включая высшее.

    Анализ законодательства об образовании Кыргызской Республики

    Проведенный анализ законодательства в области образования в Кыргызской Республике показал, что в целом вопросы качества образования в нормативно-правовых актах затрагиваются, однако четкой проработанной системы не имеется.

    В частности, проблема критериев качества образования как самостоятельная в Законе «Об образовании» не ставится, четкого понятия качества образования не дается, проработанные критерии качества образования не отражаются.

    Критерии качества образования в Законе Кыргызской Республики не выявлены. В то же время статья 5 Закона содержит указание на государственные образовательные стандарты, в которых отражены критерии качества образования, выраженные в форме требований к знаниям, навыкам и качествам выпускника учебного заведения.

    Анализ законодательства об образовании Российской Федерации

    Проведенный анализ законодательства в области образования в Российской Федерации показал, что в целом вопросы качества образования в нормативно-правовых актах затрагиваются, однако четкой, проработанной системы не имеется. В частности, проблема критериев качества образования как самостоятельная в Законе «Об образовании» не ставится, четкого понятия качества образования не дается, проработанные критерии качества образования не отражаются.

    Ориентация на критерии качества образования представлена в виде системы целей и задач образования в связи с общими требованиями к содержанию образования и характеристикой отдельных видов образования и образовательных программ.

    Наиболее полно система целей и задач образования как ориентиров на критерии его качества представлена в Законе РФ «Об образовании» – ст. 14 – 15 Закона.

    Однако, достаточно подробное перечисление целей и задач образования в Законе РФ «Об образовании» не завершается указанием на итоговую модель (норму) качества выпускника на отдельных ступенях системы образования, включая высшее.

    Федеральным законом Российской Федерации от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определяются принципы государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и интеграции российской высшей школы в мировую систему высшего образования (статья 2). Данные принципы предполагают ориентацию на международные стандарты в сфере образования и критерии его качества. Предусматривается интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки в целях кадрового обеспечения научных исследований, а также развитие и совершенствование системы образования путем использования новых знаний и достижений науки и техники. Данное положение позволяет рассматривать интеграцию образования и науки как ведущий критерий качества высшего и послевузовского профессионального образования и условие использования интеллектуальных наукоемких образовательных технологий в образовательном процессе вуза.

    Статья 5 определяет ведущую роль Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в обеспечении:

  • единства образовательного пространства Российской Федерации;

  • качества высшего профессионального образования;

  • основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования;

  • признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании (п.1.).

    Федеральные государственные образовательные стандарты по каждой специальности содержат критерии качества образовательного процесса и  результатов освоения основных образовательных программ.

    Основные образовательные программы высшего профессионального образования (статья 6) реализуются по уровням: 1) бакалавриат и 2) подготовка специалиста или магистратура (п. 2.).

    Общие критерии качества подготовки выпускников определяются задачами высших учебных заведений, которые отражены в статье 8:

  • удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;

  • развитие науки и искусств;

  • формирование гражданской позиции учащихся, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

  • сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

  • распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня и др. (п.2).

    Названные задачи показывают, что критерии качества результатов высшего профессионального образования соотносятся с интересами личности, общества и государства, что позволяет выделить три группы критериев качества результатов высшего профессионального образования:

  • личностно-профессиональные,

  • общественные,

  • государственные.

    Конкретизировать личностно-профессиональные критерии качества результатов высшего профессионального образования позволяет статья 20 (п. 5), указывающая на обязанности научно-педагогических работников высшего учебного заведения:

  • формировать профессиональные качества учащихся по избранному направлению подготовки (специальности), гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

  • развивать самостоятельность, инициативу, творческие способности и др.

    Исходя из структуры Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, все личностно-профессиональные критерии качества подготовки специалистов – выпускников вуза объединяются в три группы:

  • критерии общекультурного и социального развития специалиста;

  • критерии общепрофессионального развития личности специалиста;

  • критерии специального профессионального развития специалиста.

    Совокупность этих критериев составляет систему качества высшего профессионального образования, которая отражена в Федеральном законе Российской Федерации «О высшем и послевузовском образовании» в виде определенного перечня задач образования и его контроля.

    Статья 26 регулирует процедуры государственного контроля качества высшего и послевузовского профессионального образования, который направлен на повышение качества подготовки специалистов, его соответствия государственным образовательным стандартам. Качество деятельности высших учебных заведений обеспечивается их нормативно-правовым регулированием, которое осуществляется на государственном, региональном и муниципальном уровнях и проводится в форме лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений (статья 10 Закона).

    Анализ требований государственного контроля качества деятельности высших учебных заведений позволяет их объединить в три группы и выделить:

  • критерии качества условий обеспечения образования;

  • критерии качества образовательного процесса;

  • критерии качества результатов образования (выпускников).

     

    Основная цель и глобальный критерий качества профессионального образования – повышение конкурентоспособности российского профессионального образования на международном рынке образовательных услуг и возможность участия российских студентов в системе международного непрерывного образования. Основные пути достижения цели: создание новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновление структуры, содержания и технологий высшего образования, развитие фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирование системы непрерывного образования.

    В Федеральной целевой программе развития образования на 2006 – 2010 гг. была поставлена стратегическая задача развития системы обеспечения качества образовательных услуг. Основные направления в решении данной задачи заключаются в следующем:

  • совершенствование государственной системы оценки деятельностиобразовательных учреждений и организаций с целью обеспечения ее соответствия развивающейся системе образования;

  • развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений, в том числе с привлечением общественности и профессиональных объединений;

  • совершенствование механизмов признания эквивалентности документов об образовании с целью повышения академической мобильности и увеличения экспорта образовательных услуг, а также интеграции России вмировое образовательные пространство;

  • введение единого государственного экзамена как формы государственного контроляи управления качеством образования на основе независимой оценки уровня подготовки выпускников;

  • создание общероссийской системы оценки качества образования для всех уровней и ступеней образования, что в итоге обеспечит его качество и доступность;

  • совершенствование государственной аттестации научных и научно-педагогическихкадров с целью повышения качества и результативностисистемы подготовки кадров высшей квалификации и приведения отечественных процедур аттестации научных и научно-педагогических кадров в соответствии с международной практикой.

     В Федеральной целевой программе развития образования на 2006 –2010 гг. так же отмечалось, что одной из проблем является несоответствие действующего законодательства целям интенсивного развития системы образования.

    Это несоответствие имеется и в показателях  деятельности и критериях государственной аккредитации высших учебных заведений (Приказ Минобрнауки РФ и Федеральной Службы по надзору в сфере образования и науки от 30 сентября 2005 г. № 1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений» в редакции Приказа Рособрнадзора от 25.04.2008 г. № 885), среди которых преобладают количественные показатели качества организационно-образовательных условий и результатов деятельности вузов, но отсутствуют личностные критерии и критерии инновационного развития.

    Основные направления инновационного развития системы российского образования отражены в Проекте «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики», разработанном Министерством образования и науки Российской Федерации (май 2008 г.) и в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Д. А. Медведева (ноябрь 2008 г.): создание нового поколения образовательных стандартов, поддержка одарённых, талантливых детей; формирование нового поколения учителей, способных к инновационному развитию системы образования; создание новой школы как центра обязательного образования, самоподготовки, занятий творчеством и спортом; внедрение новых принципов проектирования зданий учебных заведений; обеспечение здоровья и приоритет здорового образа жизни учащихся.

    Анализ законодательства об образовании Республики Таджикистан

    Проведенный анализ законодательства в области образования Республики Таджикистан показал, что вопросы качества образования в нормативно-правовых актах практически не затрагиваются. Какой-либо четкой проработанной системы не имеется. В частности, проблема критериев качества образования как самостоятельная в Законе «Об образовании» не ставится, понятие качества образования не дается, выработанные критерии качества образования не отражаются.

    Ориентация на критерии качества образования представлена в виде системы целей и задач образования в связи с общими требованиями к содержанию образования и характеристикой отдельных видов образования и образовательных программ.

    Закон Республики Таджикистан «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 8 декабря 2003 г. № 48 в статье 2 «Основные понятия», определяющей 31 понятие, не содержит термина «качество профессионального образования».

    В статье 7 говорится о том, что государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования предназначены для обеспечения «качества высшего и послевузовского профессионального образования, единства образовательного пространства; признания и установления эквивалентности документов иностранных государств в области высшего и послевузовского профессионального образования».

    Однако требования государственных образовательных стандартов сводятся к содержанию основных образовательных программ, срокам их освоения и к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся. Это критерии качества образовательного процесса, но не его результат.

    Ориентация на критерии качества результата образования в целом представлена в статье 2 в определении понятия «образование»: это непрерывный процесс воспитания и обучения, целью которого является достижение высокого уровня нравственного, интеллектуального, культурного, физического развития и профессиональной  компетентности членов общества.

    Статья 8 отражает три ступени высшего профессионального образования: «бакалавр» – «специалист» – «магистр» (в Российской Федерации – 2 ступени высшего образования, статья 6).

    Статья 10 определяет задачи высших учебных заведений, которые соотносятся с критериями качества результатов (выпускников) высшего образования и которые в своем содержании определяют развитие личности в интересах как самой личности, так и общества и государства.

    Система государственного контроля за качеством высшего и послевузовского профессионального образования определяется ст.ст. 11, 30, 31, 32, 33, которые разграничивают компетенции органов государственной власти по управлению образованием, однако не указывают на критерии качества самого образования.

     

    Выводы по результатам анализа законодательства в сфере образования в государствах-членах ЕврАзЭС

     

    Сравнительно-правовой анализ национальных законодательств в сфере образования государств ЕврАзЭС показал необходимость совершенствования основных Законов «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании» с позиций:

  • унификации принципов государственной политики в сфере образования и введения принципа качества образования в каждый Закон;

  • введение понятий «качество образования», «критерии качества образования», «национальная система обеспечения качества образования»;

  • введения специальной статьи «Цели и критерии качества образования»;

  • отражения современных реалий инновационного развития в системе образования их связи с задачами инновационного развития экономики;

  • важность и необходимость дополнительных нормативно-правовых документов, конкретизирующих цели и критерии качества образования и регламентирующих правовые отношения в национальных системах обеспечения качества образования. Особое значение в реализации государственной политики в сфере образования в целом и высшего образования в том числе, имеют государственные целевые программы развития образования, определяющие глобальные критерии качества образования, и государственные образовательные стандарты, определяющие локальные критерии качества образования, среднего и высшего, подготовки специалистов определённого уровня и профиля. Разработку нового поколения государственных образовательных стандартов в целях создания единого евразийского образовательного пространства необходимо осуществлять на основе согласованных и совместимых моделей структуры и содержания таких стандартов и гармонизации отражаемых в них критериев качества образования;

  • наименее обработанным в нормативно-правовых документах остаётся вопрос о качестве послевузовского образования и его критериях; необходимо унифицировать структуру послевузовского образования в национальных системах образования и разработать систему государственных требований к послевузовскому профессиональному образованию, включая критерии его качества:

  • при получении второго высшего образования;

  • при подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре и докторантуре;

  • при профессиональной переподготовке кадров, дающей право на новый вид профессиональной деятельности;

  • при повышении квалификации специалистов в соответствии с задачами инновационного развития их профессиональной деятельности;

  • разбросанность вопросов о критериях качества образования по отдельным нормативно-правовым документам затрудняет их целостное восприятие и не создаёт представления о единой иерархической системе этих критериев, что необходимо для их гармонизации в государствах ЕврАзЭС. В связи с этим, осуществляя совершенствование имеющихся национальных законодательств с позиций проблемы качества образования, целесообразна разработка специального закона «О национальной системе обеспечения качества образования» в каждом государстве ЕврАзЭС. Такой закон призван обобщить и систематизировать все критерии качества национальной системы образования и процедуры государственного контроля за качеством образования и измерения показателей качества; в основу разработки закона «О национальной системе обеспечения качества образования» может быть положена предлагаемая в Приложении модель системы критериев качества образования как средство их гармонизации в государствах ЕврАзЭС.