Полевой акцент. Основные аспекты организации обучения работников АПК Республики Башкортостан. А. Ф. Гаитов, Р. С. Хуссамов (№4, 2012)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4 2012

Полевой акцент.

Основные аспекты организации обучения

работников АПК Республики Башкортостан

А. Ф. Гаитов, проректор по безопасности ФГБОУ ВПО

 «Башкирскийгосударственный аграрный университет»;

Р. С. Хуссамов, начальник отдела ГО, воинского учета и мобработы

Обучение отдельной категории работников агропромышленного комплекса Республики Башкортостан (далее - АПК РБ) по вопросам и тематикам, связанным с охраной труда, обеспечением и реализацией требований комплексной безопасности, организовано Башкирским ГАУ после выполнения ряда организационных и практических мер, обусловленных процедурой прохождения конкурса на право проведения занятий методом сборов.

Само обучение осуществляется выездной группой сотрудников Башкирского ГАУ в состав которой включены преподаватели, имеющие практический опыт работы на производстве, победители конкурсов на звание лучшего преподавателя, организаторы смотр-конкурсов нештатных аварийно- спасательных формирований, лица, привлекаемые в качестве руководителей различных тренировок по эвакуации людей из мест массового пребывания при пожаре, обнаружении взрывного устройства, включенные в составы пожарных расчетов и пунктов выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ), прошедшие обучение в специализированных учреждениях в гг. Москве, Казани, Уфе, а также в УМЦ МЧС РБ.

Процесс организации обучения вопросам обозначенной тематики строится в полном соответствии с Федеральным законодательством в области обеспечения комплексной (пожарной и антитеррористической) безопасности, Трудовым кодексом РФ, рядом иных нормативных актов МЧС РФ, Минобрнауки России.

Возможности выездной учебной группы позволяют в ходе обучения работников АПК РБ в области обеспечения безопасности жизнедеятельности (БЖД) использовать различные формы традиционного обучения: лекции, семинары, беседы, просмотр видеоматериалов, практические занятия, а также тестирование обучаемых по заранее выданным вопросам. Непосредственно перед каждым выездом, лица, включенные в состав выездной учебной бригады, изучают реальное положение дел в каждом конкретном районе РБ, оптимизируют программы обучения в соответствии с наиболее актуальными проблемами и темами.

В ходе занятий, согласно утвержденным планам, в обязательном порядке излагаются и рассматриваются:

  • требования ТК РФ и других нормативных актов, а также инструкций в области обеспечения БЖД;

  • характерные потенциально опасные объекты, имеющиеся в Республике Башкортостан, практические действия должностных лиц и работников АПК при получении достоверной информации по линии гражданской защиты (пожары, теракты), знание предназначения телефонов экстренного вызова - 01, 112, систем экстренного и локального оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;

  • типовые отраслевые нормы обеспечения работников АПК средствами индивидуальной защиты (СИЗ), потребность и наличие у дежурного персонала на рабочих местах первичных средств пожаротушения и СИЗ органов дыхания;

  • о принятых мерах для реализации основ здорового образа жизни, активного отдыха, по профилактике ДТП, особенно при выезде работников на различных видах транспорта, порядке действий в местах массового пребывания людей, при резких изменениях климатических и дорожных условий, по сохранению и исключению несанкционированного выноса материальных ценностей при проведении различного рода тренировок (пожары, теракты) и т.д.;

  • положения доктрины продовольственной безопасности РФ (выдержки из выступлений руководителей государства и правительства), вопросы перспективного развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, проблемы водного баланса в южных районах РБ в засушливые годы и т.д.;

  • передовой опыт российских сельскохозяйственных производителей,опыт представителей зарубежных стран в области обеспечения БЖД, тематический анализ выполнения мероприятий по БЖД в республике;

  • порядок подготовки и применения первичных средств пожаротушения для локализации очагов возгорания;

  • требования по проведению медицинских осмотров (при поступлении на работу, периодических и т.п.), приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, аттестация рабочих мест по условиям труда;

  • правила пользования коллективными, индивидуальными и подручными средствами защиты, а также использования защитных свойств рельефа местности на территории АПК;

  • проведение практических занятий и тренировок в области безопасности жизнедеятельности;

  • оказание помощи должностным лицам АПК по разработке документов (Планов эвакуации по ГОСТ у Р.12.2.143-2009 и тушения пожаров) и созданию видеороликов для показа по телевидению из материалов снятых при проведении различных тренировок, организации выставок специальной литературы по БЖД в дни проведения месячников гражданской защиты, накоплению материалов по БЖД (в электронном виде), составлению актов формы Н-1 (введен в системе АПК с 1961 г.) с обязательным напоминанием об отсутствии сроков давности для расследования несчастных случаев, произошедших на производстве).

    Только при умелом использовании всей имеющейся УМБ по обеспечению комплексной (пожарной и антитеррористической) безопасности, различных форм и методов проведения наглядной агитации и пропаганды на объектах АПК РБ, за счет активного применения возможностей выездной учебной группы из числа сотрудников ВУЗа, современных СМИ и образовательных технологий, может быть достигнут успех и качество подготовки работников АПК в обозначенной области.

    Знание  реального  положения дел  в каждом конкретном случае позволяет выездной учебной  группе по обучению работников АПК в районах РБ:

  • из набора различных форм выбрать оптимальную модель обучениядля конкретных условий и конкретной группы обучаемых;

  • осуществлять анализ состояния подготовленности обучаемых лиц;

  • прогнозировать эффективность результатов планируемого обучения.

    Успешное решение задач в области подготовки работников АПК в части обеспечения БЖД в дальнейшем требует:

  • совершенствования методик обучения, в привязке к различным категориям работников АПК, разработки новых технологий и доступныхсредств обучения;

  • максимального распространения сведений и информации о достижениях науки и техники в области БЖД, передового накопленного опыта в одном или нескольких районах региона, конкретных мерах по устранению имеющихся недостатков в области организации охраны труда, БЖД и гражданской защиты работников агропромышленного комплекса.