Об изменениях в нормативной базе по организации предварительных и периодических медицинских осмотров работников. В. А. Быков (№4, 2011)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4 2011

Об изменениях в нормативной базе по организации

предварительных и периодических медицинских осмотров работников

 

В. А. Быков

Заместитель начальника отдела надзора по гигиене

труда Управления Роспотребнадзора по Нижегородской

области

 

С 1 ЯНВАРЯ 2012 ГОДА ВСТУПАЕТ В СИЛУ ПРИКАЗ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», зарегистрировано в Минюсте 21 октября 2011, № 22111 (далее – Приказ).

С момента вступления в силу Приказа отменяются ранее действовавшие нормативные акты:

  • приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 14 марта 1996 г. № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» (по заключению Минюста России документ в государственной регистрации не нуждается, письмо от 30 декабря 1996 г. № 07-02-1376-96);
  • приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых поводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 сентября 2004 г. № 6015);
  • приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 мая 2005 г. № 338 «О внесении изменений в приложение № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004г. № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июня 2005 г. № 6677)
  • подпункты 11, 12 (за исключением подпунктов 12.2, 12.11, 12.12), 13 приложения № 2 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 г. № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств».

С текстом Приказа можно ознакомиться на сайте Минздравсоцразвития: minzdravsoc.ru

Необходимо отметить, что зарегистрированная в Минюсте 21 октября 2011 года версия Приказа имеет существенные отличия от первоначально опубликованного варианта, главным образом это касается приложения №3 «Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда». Но самое главное то, что с вступлением в силу Приказа меняются многие основные принципы организации и проведения медицинских осмотров, на этом хотелось бы остановиться подробнее.

Кратность проведения осмотров, перечень врачей специалистов и объем лабораторно-инструментальных исследований в Приказе приводятся конкретно для каждого производственного фактора, что очень удобно для медицинских организаций, проводящих медицинские осмотры и исключает влияние всякого рода субъективных факторов.

В приложении №3 Приказа определен порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), который принципиально отличается от содержащихся в ранее действовавших Приказах. Вот лишь некоторые из наиболее существенных отличий:

  • основная ответственность по организации медицинских осмотров возлагается на работодателя. Именно работодатель разрабатывает и утверждает список профессий (контингент) подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам, а также поименные списки работников, направляемых на периодические медицинские осмотры;
  • утвержденный работодателем список контингента (профессий) в 10 дневной срок направляется в территориальные органы Роспотребнадзора, но не для согласования, как это было прежде, а для информации. Данная информация будет использована специалистами Роспотребнадзора при проведении плановых проверок предприятий и организаций для оценки обоснованности включения в списки тех или иных категорий работающих, а также полноты охвата осмотрами работников вредных профессий. Поименные списки, подлежащих осмотрам, также не подлежат согласованию с Роспотребнадзором и направлять их в Роспотребнадзор не надо. Форма списков и контингента Приказом не определена, здесь дается лишь перечень того, что необходимо отразить в данных документах. До особых указаний целесообразно пользоваться списками и контингетом, оформленными в соответствии с прежними Приказами, изменив наименование вредного фактора (при необходимости) и его код, например:

  • большое внимание уделяется предварительному медицинскому осмотру, в Приказе приводятся четкие требования к оформлению направления на предварительный медицинский осмотр. В направлении обязательно необходимо указывать перечень вредных и опасных производственных факторов, с которыми предстоит работать освидетельствуемому в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников;
  • впервые вводится понятие «Паспорт здоровья», который заполняется медицинской организацией, проводившей осмотр, за исключением организаций, прикрепленных на медицинское обслуживание к ФМБА.

В приложении №2 Приказа по сравнению с аналогичным приложением Приказа №83 можно отметить следующее:

  • по ряду пунктов, например п. 1. «Работы на высоте…» внесена разбивка на подпункты;
  • отдельные пункты перенесены из приложения №2 в приложение №1. Если в Приказе №83 «Работы, выполняемые в условиях измененного геомагнитного поля…» были в приложении №2, то в Приказе данный фактор приводится в приложении№1 (п. 3.2.2.5);
  • появились и новые пункты, которых не было в Приказе №83, например п.10. «Работы, выполняемые непосредственно  на механическом оборудовании,  имеющем открытые движущиеся (вращающиеся) элементы конструкции (токарные, фрезерные и другие станки, штамповочные прессы и др.».

Несомненный интерес представляет п. 27. приложения №2 Приказа «Управление наземными транспортными средствами», где определены критерии осмотра водителей по разным категориям, чего не было в Приказах №83 и №555.

В приложении№2 Приказа, как и прежде, приводится перечень работ и профессий, при которых необходимо прохождение медицинских осмотров. Цель осмотров по приложению №2: выявить противопоказания, препятствующие выполнению указанных здесь работ. А вот выявить профессиональную патологию, противопоказания к выполнению работ в условиях воздействия вредных производственных факторов призваны медицинские осмотры, которые проводятся по приложению №1 Приказа «Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)».

Приложение №1 Приказа по сути своей мало отличается от аналогичного приложения Приказа №83, даже нумерация многих пунктов совпадает. По отдельным пунктам (1.2.7, 1.2.14. и т.д.), вводятся дополнительные подпункты, другие пункты дополняются новыми факторами. Часть пунктов перешла из приложения № 2 Приказа №83 и т.д. А вот отдельные производственные факторы, например перенапряжение голосового аппарата (п.4.3. Приказа № 83), не вошли в новый Приказ.

Необходимо отметить, что по отдельным факторам вносится уточнение, что осмотр проводится лишь при отнесении условий труда по данному фактору в ходе аттестации рабочих мест к вредным, т.е. измеренные уровни по данному фактору превышают ПДУ. Если такой пометки нет, то осмотр работников может проводиться и в случае, если измеренные уровни (концентрации) производственных факторов не превышали ПДУ (ПДК).

Очень много вопросов по реализации нового Приказа может возникнуть у представителей медицинских организаций, участвующих в проведении медицинских осмотров, т. к. повышается ответственность за качество осмотров, требуется привлечение широкого круга специалистов и проведение дополнительных лабораторных исследований.

На многие вопросы, возникающие в связи с вступлением в силу нового Приказа, на данный момент невозможно дать четкий ответ. Очевидно надеяться, что в ближайшее время из Минздравсоцразвития поступят какие-то разъясняющие документы или методические рекомендации.