Единый аршин? Обеспечение единства измерений при выполнении работ, связанных с охраной труда. Ю. В. Куриленко (№4, 2011)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4 2011

Единый аршин?

Обеспечение единства измерений при выполнении работ,

 связанных с охраной труда

 

Ю.В.Куриленко, генеральный директор

ООО «ПКФ Цифровые приборы»,

Группа компаний «Октава-Электрон-Дизайн», к. ф.-м. н.

 (г. Москва)

ЕЩЕ СОВСЕМ НЕДАВНО БОЛЬШИНСТВО ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ привычно ограничивало свой интерес к единству измерений двумя вопросами: внесен ли прибор в

реестр средств измерений и имеется ли действующая поверка?

И «вдруг» выходят сразу два документа, вызвавшие переполох: Приказ Минздравсоцразвития № 1034 от 09.09.2011 «Об утверждении Перечня измерений, относящихся к сфере государственного

регулирования обеспечения единства измерений…» и Федеральный закон от 18.07.2011 № 237-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях».

Наученное горьким опытом борьбы за включение в реестр аттестующих организаций, профессиональное сообщество тут же интерпретировало первый приказ как требование иметь в своем арсенале приборы, полностью отвечающие всем требованиям Приложений 1 и 2. Производителям средств измерений и торгующим организациям посыпались запросы. А когда узнали, что приборов, полностью перекрывающих требуемые диапазоны, нет, возникло ощущение очередной надвигающейся катастрофы: «От нас опять хотят невозможного!»

А второй закон лишь подлил масла в огонь: были установлены большие штрафы за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений: до 50 тысяч рублей с физических лиц и до

100 тысяч — с юридических. Суммы немалые и способные вывести из душевного равновесия неподготовленного человека. Давайте попробуем провести собственный анализ новых нормативных документов, что, надеемся, поможет коллегам избавиться от апокалиптических настроений. Начнем с Приказа № 1034: а что же, собственно, он «приказывает»? Документ настолько короток, что можно привести его полностью:

Как видим, приказ ничего не говорит о том, какие приборы нужно использовать специалистам по охране труда, а о средствах измерений не упоминается вообще ни разу. Он решает две задачи:

— четко очертить сферу государственного регулирования в области обеспечения единства измерений;

— установить для этой сферы обязательные метрологические требования, в т. ч. показатели точности измерений.

Что же означают слова «государственное регулирование обеспечения единства измерений»? Это определено Федеральным законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (т. е. мы уже более трех лет живем с этими требованиями!).

Государство в лице Государственной метрологической службы (далее — ГМС) контролирует, чтобы в сфере, относящейся к госрегулированию, измерения проводились:

— с применением стандартизованных единиц измерения;

— по аттестованным методикам, за исключением лишь прямых измерений (см. далее пояснение этого положения);

— с применением средств измерений, прошедших процедуру утверждения типа (включенных в реестр СИ) и имеющих действующую поверку.

В действительности Приказ № 1034 не расширяет, а конкретизирует, сужает сферу госрегулирования обеспечения единства измерений. До его принятия не было однозначного понимания, какие конкретно измерения в области охраны труда должны регулироваться государством, и в зависимости от «настроения» были возможны две трактовки: а) любые измерения; б) никакие.

Перечень измерений, приведенный в прил. № 1, долго обсуждался профессиональным сообществом, и, на наш взгляд, результат получился компромиссным и небесспорным. Известно, в частности,

что технические комитеты Росстандарта ТК153 «Вибрация и удар» и ТК358 «Акустика» направили в министерство обращения с предложениями по улучшению перечня измерений и обязательных

требований к ним. По виброакустическим факторам следует, например, отметить такие недостатки:

 

 

______________________________________________________________________________

В соответствии с частью пятой ст. 5 Федерального закона от 26.07.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» приказываю:

УТВЕРДИТЬ

Перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимых при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в т. ч. на опасных производственных объектах, согласно приложению № 1; обязательные метрологические требования, в т. ч. показатели точности, к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимым при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в т. ч. на опасных производственных

_________________________________________________________________________________

 

— отсутствие измерения корректированного ускорения — основного показателя вибрации на рабочих местах;

— включение в список необоснованного метрологическими критериями измерения общего уровня инфразвука;

— включение измерения третьоктавных уровней звукового давления в инфразвуковой области и т. д.

В то же время к несомненным достоинствам документа следует отнести давно назревшее исключение измерений виброскорости и контактного ультразвука.

В прил. № 2 к Приказу указаны обязательные метрологические требования (выдержка из таблицы приведена ниже), задача определения которых к измерениям не нашла, к сожалению, удовлетворительного решения.

Коснемся требований к диапазону измерений: а как их понимать? Значит ли это, что теперь можно пользоваться только теми приборами, которые перекрывают весь диапазон? Конечно, нет.

Если представитель ГМС начнет проверять соответствие диапазонов измерений ваших приборов прил. № 2, это будет вопиющей безграмотностью. Подчеркнем еще раз: данный документ ничего не говорит о средствах измерения.

Внимательно прочтем закон «Об обеспечении единства измерений»; пункт 3 ст. 1 этого закона гласит:

3. Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные требования и которые выполняются при:

1) осуществлении деятельности в области здравоохранения;…

5) выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда…

То есть «обязательное требование» — диапазон — это необходимое условие отнесения какого-то вида измерения к сфере госрегулирования, и не более того. Или еще конкретнее: приказ совместно с законом говорят буквально следующее: измерения, включенные в перечень (прил. № 1 и второй столбец приведенной табл.) и удовлетворяющие обязательным требованиям (т. е. попадающие в нормируемый прил. № 2 диапазон) относятся к сфере госрегулирования.

Добавим, что проверка соответствия средств измерений обязательным требованиям проводится при утверждении типа, но не эксплуатации. Метрологическая служба должна проверять у вас (лабораторий, эксплуатирующих приборы): сертифицирован ли и поверен ли ваш прибор, и по каким методикам вы работаете.

Теперь обратимся к самой проблемной части приказа, а именно к показателям точности измерений. Бедой разработчиков было то, что они попытались найти универсальный подход всех видов измерений, но сделать этого не удалось. Сразу было отмечено, что для очень многих измерений в натурных условиях термин «погрешность», понимаемый как отклонение от точного значения, сегодня не применяется; вместо него используется термин «неопределенность».

Более того, говорить о нормировании точности измерения можно лишь в контексте конкретной методики. Но сегодня практически не существует аттестованных методик выполнения прямых измерений — а это все физические факторы, анализ концентрации газов портативными газоанализаторами и пр. Попутно отметим, что ни стандарты (ГОСТ), ни методические указания или рекомендации (МУК, МУ, МР) не являются аттестованными МВИ. И получается, что для таких измерений понятие «предельно допустимой погрешности» висит в воздухе и является бессодержательным. Ведь если нигде не сформулировано, что такое погрешность и как ее оценить, можно выбрать любое удобное нам значение, и никто не сможет его оспорить.

На этапе обсуждения приказа предлагалось заменить требования к погрешности измерений на требования к погрешности приборов. Разработчики на это не пошли, и их можно понять, ведь тогда бы возникли еще большие трудности с требованиями к непрямым измерениям, а это почти вся химия!

Выход из ситуации, мы надеемся, будет найден в обозримом будущем, а пока же получается, что установленные требования к точности (предельно допустимой погрешности) можно применить лишь к измерениям по аттестованным методикам. А там, где они отсутствуют, эти требования фактически не действуют.

Подведем итог. Теперь мы готовы со знанием дела посмотреть на «ужасные» санкции Федерального закона № 237-ФЗ.

Вопрос. За что нас могут оштрафовать? Ответ. За нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в сфере государственного регулирования единства измерений.

Вопрос. Какие это измерения? Ответ. Те, которые сформулированы в прил. № 1 и 2 Приказа № 1034. Если измерение не включено в перечень (например, контактный ультразвук) или осуществляется вне нормируемых диапазонов, оно не подлежит госрегулированию

Вопрос. Какие могут быть нарушения? Ответ. 1) Измерения без применения аттестованных методик или с их нарушением. 2) Применение средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших поверку. 3) Несоблюдение обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и к условиям их эксплуатации. 4) Использование не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин.

Вопрос. Любые ли измерения надо проводить по аттестованным методикам? Ответ. Аттестованные методики необязательны для прямых измерений, проводимых с использованием средств измерения утвержденного типа, прошедших поверку (закон № 102-ФЗ, статья 5.1). При этом методики прямых измерений вносятся в эксплуатационную документацию на средства измерений. (ст. 5.2).

Краткая памятка руководителям испытательных лабораторий:

— для измерений, указанных в прил. 1 Приказа № 1034 и внутри диапазона, указанного в прил. 2, используйте только средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку;

— если измерения являются непрямыми, проводите их только по аттестованным методикам, обеспечивающим погрешность, не превышающую допустимых значений прил. 2 приказа;

— если измерения прямые и для них отсутствуют аттестованные методики, отмечайте в протоколе измерения в качестве методического нормативного документа тот эксплуатационный документ (руководство по эксплуатации, руководство пользователя и т. п.), который содержит метод измерений (это важнее, чем ссылки на ГОСТы или МУК!);

— не используйте не допущенных у нас единиц величин (фунтов, дюймов, галлонов и пр.);

— соблюдайте правила эксплуатации средств измерения — за их нарушение тоже можно получить штраф! Если у вас остались еще вопросы по рассмотренной теме, обращайтесь к нам через НАЦОТ или info@octava.info