Будь готов! Организационные и планово-предупредительные мероприятия в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. А. М. Багаутдинов, Р. С. Хуссамов (№4, 2011)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4 2011

Будь готов!

 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПЛАНОВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

А. М. Багаутдинов, профессор Башкирского государственного аграрного университета,

Р. С. Хуссамов, преподаватель БГАУ, начальник штаба ГО

(Уфа)

 

ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ В СТРАНЕ УЧАСТИЛИСЬ СЛУЧАИ ВОЗГОРАНИЯ в учебных заведениях, и, заботясь о безопасности в Башкирском госуниверситете с учетом вероятности получения сообщений о пожаре, теракте или обнаружении взрывного устройства, во исполнение нормативных актов здесь ежегодно проводятся до 10 плановых тренировок по обеспечению комплексной безопасности (далее — ОКБ):

— эвакуация людей из учебных корпусов и общежитий;

— тренировка пожарных расчетов по выполнению своих прямых функциональных обязанностей — три раза в год;

— с учебными мастерами, заведующими лабораториями и лаборантами по ОКБ на рабочем месте — раз в год;

— показные занятия по эвакуации из учебных корпусов и общежитий с использованием средств спасения — два раза в год;

— изучение возможности развертывания СЭП № 219 и 220 и по приведению в готовность пункта выдачи СИЗ университета;

— пожарно-тактическое учение, проводимое лично начальником ГУ МЧС России по РБ;

— приобретение практических навыков по оказанию первой медицинской помощи с помощью тренажеров Максим и Витим вновь принятыми на работу (ежемесячно);

— комплексные проверки по ОКБ в объектах университета.

Этот вопрос сегодня особенно актуален в связи с введением технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

Привитие устойчивых практических навыков студентам и сотрудникам при возникновении ЧС:

— подготовка необходимых документов для должностных лиц (инструкции, памятки по ЧС, обеспечению пожарной безопасности, антитеррору и охране труда) с учетом особенности каждого структурного подразделения и спортивно-оздоровительного лагеря БГАУ и загородных объектов для практики студентов;

— создание нештатных аварийно-спасательных формирований (далее — НАСФ) и назначение ответственных по ГОиЧС структурных подразделений, доведение методики проведения занятий по ОКБ и гражданской защите населения;

— разработка тематики, организация обучения НАСФ и должностных лиц как в УМЦ МЧС РБ, так и университете;

— разработка схемы эвакуации с привязкой к реальной местности, изготовление переносных щитов с указанием наименования структурного подразделения, определение порядка сбора, доведение методики оперативного определения точного количества людей после эвакуации, перекличка и сверка с данными в день проведения занятий;

— размещение эвакуационных лестниц в зданиях; назначение ответственных; СИЗ органов дыхания для персонала;

— проведение инструктивных занятий с руководителями структурных подразделений, службы безопасности по организации тренировок с вручением папок с документами по ОКБ;

— анализ состояния дел, подготовка предложений и проведение конкретных мер по обеспечению результативности проводимых мероприятий по ОКБ;

— обеспечение реализации мероприятий федеральной целевой программы «Пожарная безопасность на период до 2012 г.»;

— постоянный мониторинг состояния обеспеченности объектов университета средствами комплексной безопасности;

— разработка перечня мероприятий по ОКБ объектов университета для включения в разрабатываемую Федеральную целевую программу развития образования на 2011–2015 гг.;

— подготовка обоснования и предложений по дополнительному целевому сметному финансированию мероприятий по ОКБ;

— усиление контроля за реализацией планов проведения профилактической работы по ОКБ в структурных подразделениях;

— изучение и обобщение передового опыта вузов Уфы и материалов журнала гражданской защиты, выставок, СМИ о положительном опыте по проведению пожарно-тактических учений по

отработке навыков экстренной эвакуации; направление материалов в структурные подразделения университета;

— исключение несанкционированных действий по выносу материальных и культурных ценностей во время тренировок;

— обсуждение материалов ОКБ на ученом совете и подготовка статьей в газете «Колос» БГАУ, обеспечение культуры БЖД;

— установка правил и мер безопасности при проведении мероприятий по ГОиЧС и их доведение до студентов и персонала;

— составление отчета для руководства университета;

— пропитка деревянных конструкций;

— наличие планов эвакуации, уголков гражданской защиты и журналов ГЗ.

Общие вопросы, отрабатываемые на каждом рабочем месте:

— порядок действий по проверке достоверности сигнала о теракте, пожаре и т. п.;

— порядок передачи объявления об эвакуации ровным спокойным голосом, но внушительным и повелительным тоном;

— методика проверки исходного положения аудиторий (наличие инструкций по обеспечению БЖД, ведение журнала учета технического состояния);

— исходное положение первичных средств пожаротушения, запасных выходов и пожарных гидрантов;

— снятие материалов и показ фильма по телесети университета;

— участие НАСФ университета на соревнованиях.

Виды оповещения в ходе тренировок: звуковая, речевая по системе ОПС «Сигнал-20м», световая (указатели «Выход»), три звонка по линии учебно-методического управления и голосом. На рабочих местах отрабатываются практические мероприятия:

— порядок действий при обнаружении взрывного устройства;

— методика проверки исходного положения аудиторий (наличие инструкций по обеспечению БЖД, ведение журнала учета);

— исходное положение первичных средств пожаротушения, установленных в пожарных щитках, и запасных выходов;

— правила и меры безопасности;

— знание «тревожных» телефонных номеров.

Рабочие места по обучению комплексной безопасности

Рабочее место службы безопасности (вахтера):

— наличие четкой и короткой инструкции о порядке действий при получении достоверного сигнала (сообщения) о теракте или очаге возгорания в рабочее время и внерабочее время;

— порядок передачи сообщений с использованием аппаратуры автоматической пожарной сигнализации «Сигнал-20 м» и голосом для эвакуации людей;

— наличие плана имущества по обеспечению БЖД (огнетушители, противогазы, эвакуационные лестницы, аптечки).

Рабочее место возле пожарного шкафа (далее — ПШ):

А. Исходное положение пожарного щитка, ПШ снаружи:

— ПШ закрыт на замок, ключ в установленном месте, нанесены номера ПШ и телефонов для вызова экстренных служб.

Б. Исходное положение ПШ при открытой двери:

— комплектность, пожарный кран исправен и шланги подключены, огнетушители заряжены и опломбированы.

Рабочее место по тренировке пожарных расчетов (далее — ПР):

— назначение, устройство и принцип действия порошковых огнетушителей, установленных в университете; указания по эксплуатации и безопасности; сроки перезарядки; возможные неисправности и методы их устранения; сертификация;

— отработка вопросов проверки исходного положения первичных средств пожаротушения;

— порядок подключения штатных пожарных рукавов;

— правила работы с огнетушителями;

— локализация очага возгорания с помощью воды, кошмы, песка или войлока и других подручных средств;

— порядок действий при получении достоверного сигнала о теракте, пожаре или обнаружении взрывного устройства;

— приведение средств пожаротушения в положение для локализации очагов возгорания.

Проводится тренировка ППЖ звеньев, которые при эвакуации остаются на закрепленных этажах в готовности выполнить свои прямые функциональные обязанности по ГОиЧС.

Тренировка ПР по ликвидации очага возгорания:

— без использования индивидуальных средств защиты;

— с использованием средств защиты органов дыхания и кожи в условиях выделения вредных веществ (газов);

— порядок эвакуации из учебных корпусов с использованием штатных эвакуационных спасательных лестниц и носилок.

Проведение тренировок по ОКБ по привитию студентам и сотрудникам устойчивых практических навыков имеет большое значение в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

Роль нештатных аварийно-спасательных формирований

Эти формирования создаются для проведения неотложных работ и первоочередного жизнеобеспечения пострадавших при ведении или вследствие военных действий; проведения радиационной, химической, биологической разведки и обозначения районов заражения; обеззараживания населения, техники, зданий и территорий; восстановления необходимых коммунальных служб и др. объектов жизнеобеспечения, восстановления общественного по-рядка в пострадавших районах и участия в борьбе с пожарами.

Для успешного решения задач с формированиями проводятся обучение, смотры, тренировки и тактико-специальные учения.

Смотры НАСФ проводятся с целью:

— проверки соответствия их структуры характеру и объему выполняемых задач;

— проверки обеспеченности средствами индивидуальной и медицинской защиты, техникой, имуществом и спецодеждой, а также порядка их хранения и готовности к использованию;

— проверки готовности личного состава к выполнению задач;

— определение лучших формирований по уровню укомплектованности и подготовленности личного состава;

— выявление недостатков в работе по созданию и оснащению техникой и табельным имуществом.

Организация планирования и проведения смотра возлагается на органы управления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. Даты проведения смотра НАСФ отражаются в плане основных мероприятий по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Основанием для проведения смотра в организации является приказ руководителя.

Смотр также может быть назначен органом исполнительной власти ПФО или главой администрации городского округа во всех организациях независимо от форм собственности; план проведения смотра доводится до них заблаговременно. Органы управления должны руководствоваться нормативными правовыми актами Правительства РФ и МЧС и настоящим Положением.

Периодичность проведения смотра НАСФ в организациях, на базе которых они создаются, — один раз в год; его целесообразно проводить в период проведения оценки готовности состояния гражданской обороны, учений и тренировок.

В проведении смотра рекомендуется задействовать все созданные в организации формирования с полным привлечением личного состава. Местом его проведения, как правило, назначается открытый участок местности для размещения штатной техники, оборудования и табельного имущества и в зависимости от количества и видов формирований отводится от одного до трех часов.

На объектовом уровне руководство проведения смотров возлагается на руководителей организаций или на другие лица по их указанию, на базе которых создаются НАСФ. Непосредственная подготовка к проведению смотра возлагается на командиров НАСФ, а руководитель организации утверждает планирующие смотр документы.

Для проведения смотра назначаются проверяющие лица от органов управления организации и вышестоящего звена. На смотре проверяются:

— ведомость учета НАСФ;

— правильность расчета работников, подлежащих зачислению в состав НАСФ;

— наличие штатно-должностных списков у командиров НАСФ;

— соответствие численности формирований примерному перечню НАСФ, утв. приказом МЧС РФ от 23.12.2005 № 999;

— обеспеченность личного состава средствами индивидуальной и медицинской защиты, спецодеждой и их состояние;

— оснащение спецтехникой и табельным имуществом;

— знание личным составом функциональных обязанностей;

— умение личного состава формирования пользоваться закрепленной за ним техникой и приборами.

— план проведения смотра НАСФ;

— место, порядок и схема построения НАСФ;

— оценочная ведомость смотра.

Руководитель структурного подразделения или органа, уполномоченного на решение задач в области ГО организации, должен при себе иметь:

— ведомость учета НАСФ, численности и обеспеченности основными видами техники и имуществом;

— расчет работников, подлежащих зачислению в состав НАСФ.

Каждый командир формирования должен при себе иметь:

— штатно-должностной список своего формирования;

— перечень техники и табельного имущества, которое рекомендуется для оснащения формирования;

— функциональные обязанности личного состава.

Формирования выстраиваются с техникой и табельным имуществом, и руководитель смотра отдает проверяющим команду на осмотр НАСФ. Проведение смотра направлено на определение степени их готовности и подготовленности личного состава к действиям по предназначению в условиях чрезвычайных ситуаций.