Под стук колёс. Транспортный шум в условиях городской среды. А. В. Зуев (№4, 2016)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4,2016

А.В. Зуев

Научный сотрудник отдела гигиены ФБУН  «Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии»  Роспотребнадзора,  г. Нижний Новгород.

E-mail: zuyev2006@ mail.ru

 

Реферат

В статье обсуждаются вопросы возрастающего влияния городской среды и транспортного шума на условия жизни населения. Рассмотрены особенности транспортного шума как физического фактора, место и  роль его в сочетанном воздействии факторов городской среды на здоровье человека. Освещены современные данные исследований транспортного шума как фактора стресса и последствий его воздействия на здоровье различных категорий населения. Приведены некоторые проблемные вопросы изучения влияния транспортного шума и оценки риска для здоровья населения. Анализируются данные собственных исследований транспортного шума на придомовых территориях селетебной зоны.

Ключевые слова: городская среда, транспортный шум, стресс, здоровье населения, оценка риска.

Traffic noise in urban environment

 

A.V. Zuev,

Research worker of department for hygiene of FBSI “Nizhny Novgorod research institute for hygiene and occupational pathology”, Rospotrebnadzor, Nizhny Novgorod

 

Abstract

In the paper, the issues of an elevating influence of urban environment and traffic noise upon living conditions of population are discussed. The features of traffic noise as physical factor, place and role of traffic noise in combined impact of urban environment factors have been examined. The current data of the studies on traffic noise as stress factor and outcomes of its influence on health in different categories of population have been elucidated. Some problems of scrutiny on traffic noise impact and assessment of health risk for population have been adduced. The data of our researches on traffic noise near houses in living areas are analyzed.

Keywords: urban environment, traffic noise, stress, health of population, risk assessment

 


 

      В настоящее время  3,5 миллиарда человек живут в городах. По прогнозу экспертов  в  2030 году городские жители будут составлять 60 % населения [53]. Современная городская среда с развитием  промышленности, транспорта, увеличением плотности застройки,  все больше способна  отрицательно влиять на здоровье и благополучие населения.  Одним из  основных неблагоприятных факторов  окружающей среды  является  шум [14,28,30,32] – нежелательный или вредный наружный шум, создаваемый в результате деятельности человека [3]. Специалисты считают шумовой фактор самым распространенным  источником загрязнения воздуха городов после химического. Среди других физических факторов, оказывающих влияние на человека, доля шумового воздействия составляет более 80%. Имеются данные, что каждый второй житель планеты   подвергается воздействию повышенных уровней шума [11]. В России в неудовлетворительных акустических условиях проживают около 40 млн. человек  и ежегодно эта цифра увеличивается [9,19,25].

     Широко признается, что шум от автомобильного транспорта, принадлежит к ключевым вызовам современности   [14,15,24,31,32].  В крупных городах уровни звука значительно превышают  допустимые нормы, в среднем составляют 70-80 дБА и более и  ежегодно повышаются  на 0,5-1 дБА  [10,28, 43,44,46].

     Особенность шума от дорожного транспорта состоит том, что его воздействию  постоянно подвергаются практически все категории  населения, круглосуточно,  даже во время сна. При этом действует он обычно в сочетании с другими вредными факторами среды (вибрация, инфразвук, химический фактор), усиливая их негативное воздействие. Дорожный шум влияет не только на людей, которые проживают в зоне акустического дискомфорта, но и водителей, и пассажиров транспортного средства. Наиболее неблагоприятное воздействие оказывается на человека,  если  он подвергается шумовой нагрузке не только на работе, но  и дома [6,15,20,47].

       Шум единственный фактор окружающей среды, на который за последние 30 лет  увеличилось количество жалоб населения [54]. В ряде регионов нашей страны доля таких жалоб достигает 70%  и продолжает увеличиваться [21,29]. Считают, что они являются более чувствительным индикатором,  чем показатели нарушения  здоровья [16].

      По мнению многих авторов, транспортный шум является мощным раздражающим фактором. Раздражение – общая реакция человека на шумовое воздействие, которая приводит к возникновению чувству гнева, тревоги, беспомощности. Многочисленные  исследования указывают, что следствием длительного влияния акустической нагрузки является раздражительность, нарушение сна, снижение умственной работоспособности и развитие стресса  [26,31,40,45].

     Известно, что высокие уровни звука  (80 дБА и более) приводят к поражению органа слуха и  развитию тугоухости. Кроме того  через центральную и вегетативную нервные системы шум оказывает влияние на внутренние органы, изменяя  функциональное состояние организма [12,18,26]. Реакции со стороны нервной системы (нервозность, растройство сна, когнитивные нарушения, вегетососудистая дистония) формируются при длительном воздействии даже относительно небольших уровней шума в 32-50 дБА, которые не воспринимаются негативно человеком, но могут  приводить к серьезным  последствиям [51,52].

      В настоящее время ученые рассматривают шум как фактор риска, который увеличивает вероятность развития различных нарушений здоровья [21,22,24,33,35].  Наряду со специфическими (ауральными или слуховыми) отмечают и неспецифические (экстраауральные или внеслуховые), среди которых выделяют: сенсорно-информационные (громкость, шумность), вегетативно-соматическиие (нарушение сна, учащение пульса, повышение АД) и  психосоциальные (агрессия, депрессия), которые всё чаще оказываются в фокусе внимания исследователей [17,18,24].

          Последние данные свидетельствуют о том, что через стресс шум от транспорта может приводить к нарушениям иммунной и эндокринной систем, избыточному весу и ожирению, увеличивать риск развития диабета, неблагоприятных исходов беременности, депрессии, влиять на психическое здоровье и резко снижать уровень жизни [23,36,37,38,48].

        Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) обеспокоена ситуацией с возрастающим влиянием шума на общественное здоровье. Принимая во внимание  появившиеся за последние годы новые данные, эксперты ВОЗ в настоящее время  разрабатывают  обновленное  Руководство по шуму окружающей среды, в котором будут пересмотрены более ранние рекомендации [32].

       Все вышеизложеное подтверждает актуальность проблемы шумового загрязнения городов в современных условиях. При этом знаний о последствиях воздействия транспортного шума на здоровье население все еще  недостаточно, а вопросы оценки его влияния  на человека требуют дальнейших исследований и подтверждений. Например, в настоящее время не согласована позиция ученых о значимости низкочастотного и тонального шума. Отсутствуют методики, позволяющие прогнозировать ожидаемые уровни инфразвука от транспортного потока [7,49].

     Существенной проблемой признается  доказательность негативных последствий со стороны  психической сферы от действия  неспецифических эффектов шума [17]. Требует  подтверждения существующая гипотеза, что стресс, вызванный шумом, влияет на развитие эмбриона и, возможно, обусловливает преждевременные роды [39]. Актуальной практической задачей остается разработка методов комплексной оценки сочетанного влияния шума и химического фактора среды [11,27].

В современной научной повестке – вопросы избирательного влияния и индивидуальной чувствительности человека к шуму [12,33,34]. Для полного понимания и комплексного изучения проблем влияния шума на население, ученым требуются новые знания и инструменты.

    В этой связи заслуживает внимания позиция ученых о необходимости создания  гигиенической, или патофизиологической  акустики  – нового, самостоятельного раздела акустики, «изучающего акустический дискомфорт от шумового загрязнения и медико-социальные последствия для сохранения здоровья и благополучия населения» [16].

Создание самостоятельного раздела науки, как нам кажется, будет полезно, если учесть, что ежегодно поступают все новые данные о подтверждении вредных последствий воздействия  шума на человека [13,41,42].

    Методической основой для оценки риска здоровью населения от воздействия транспортного шума в настоящее время являются Методические рекомендации МР 2.1.10. 0059-12 «Оценка риска здоровью населения от воздействия транспортного шума». Рекомендации определяют порядок  оценки риска здоровью населения, проживающего на селитебных территориях. Документ включает в себя описание всех этапов оценки риска, начиная с идентификации опасности и завершая управлением риском. Управление риском направлено на его устранение или минимизацию и предполагает принятие технических, технологических, организационных, социальных и иных решений на основе сделанных выводов и оценок. В условиях городской среды эти  решения могут осуществляться в  нескольких направлениях.

        Одно из эффективных направлений  в районах со сложившейся жилой застройкой – снижение интенсивности транспортных потоков (организация транзитных и объездных путей, ограничение проезда шумных транспортных средств по селитебной территории,  ограничение их движения в ночное время суток). Другое направление  –  снижение транспортного шума на территории жилой застройки  и в жилых помещениях с помощью  мероприятий технического характера: экранирование автомагистралей, усиление шумозащитных свойств фасадов зданий, остекления окон, покрытия дорог. При проектировании новых жилых районов  важным   архитекурно-планировочным решением, направленным на исключение воздействия шума на население, является организация санитарно-защитных зон и разрывов. В любом случае выбор решений и мероприятий по снижению негативного влияния транспортного шума на окружающую среду и здоровье населения города должен основываться на оценке существующего и прогнозируемого уровня шумового загрязнения. Для этого необходимо иметь данные социально-гигиенического мониторинга и инструментальных измерений акустической обстановки [51].

       С целью практического вклада в изучение шумовой ситуации города Нижнего Новгорода ФБУН «Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии» Роспотребнадзора  в текщем году приступил к проведению исследований по оценке уровней шумового и химического загрязнения придомовых территорий.

    К настоящему времени выполнены натурные инструментальные измерения шума от автотранспорта, с оценкой интенсивности движения и состава транспортных потоков на оживленных перекрестках проспекта Гагарина и ул. Коминтерна. Интервалы наблюдений включали дневное время в часы «пик», в будние дни. Измерения уровней звука проводились в нескольких расчетных точках, в том числе: у полосы движения транспорта, у фасадов домов, обращенных к магистралям, на придомовой территории, в жилом помещении. При этом учитывался фоновый шум (при отсутствии транспортных потоков), время измерения, происхождение и характера источника шума и неопределенность измерений [4,50]. Измеренные основные нормируемые параметры транспортного шума – эквивалентные (LАэкв., дБА)  и максимальные уровни звука (LАмакс., дБА), сравнивались с предельно допустимыми действующих санитарных норм [1,2].

     Предварительная оценка результатов измерений  показала наличие зон акустического дискомфорта на проспекте Гагарина. При этом эквивалентые и максимальные уровни звука от автомобилей, в дневное время суток, на этом участке наблюдений, превышали  допустимые  значения  на  3-17 дБА. На контрольном участке ул. Коминтерна превышений  уровней шума не установлено. В конкретном  исследовании это объясняется  достаточной удаленностью (более 20 м)  автомагистрали от жилых домов. Полученные результаты измерений транспортного шума согласуются с результатами  инструментальных замеров специалистов Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области и данными научной литературы об уровнях шумового загрязнения  в крупных городах [5,8].

     Учитывая научную важность оценки сочетанного действия акустического и  химического  загрязнения, исследования  шумовой нагрузки от автотранспорта будут продолжены и дополнены изучением качественного состава воздушной среды на  селитебной территории города. Результаты исследований будут использованы для  оценки   риска для здоровья жителей придомовых территорий.

Необходимо отметить, что важными  источниками информации для оценки риска являются оперативные шумовые карты населенных мест и данные  шумового  мониторинга –  комплексной системы наблюдения за шумом в окружающей среде и прогноза изменения шумового состояния  в связи с хозяйственной деятельностью человека [51]. К сожалению, в г.Нижнем Новгороде, несмотря на то, что транспортная инфраструктура города за последние годы значительно изменилась и продолжает меняться, современной шумовой карты пока нет. По нашему мнению, в связи с увеличением транспортных потоков и нарастанием шумовой нагрузки, актуальная  шумовая карта города и план действий на ее основе должны стать эффективным  механизмом  не только контроля, но и защиты населения от шума.

 

Литература:

  1. СаНПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям          проживания в жилых зданиях и помещениях.– М.: ФГУП «ИнтерСЭН», 2010.–18 с.
  2. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Утверждены и введены в действие постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31 октября 1996 г. № 36.
  3. ГОСТ Р 53187—2008  Акустика Шумовой мониторинг городских территорий.                        М.: Стандартинформ. - 2009. -  19с.
  4. ГОСТ 23337—2014  Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий. - М.: Стандартинформ. - 2015. - 18с.
  5. Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Нижегородской области в 2015 году» / Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области, - Н.Новогород. - 2016. - 263с. // URL:http://www.52.rospotrebnadzor.ru/sites/default/files/52_gd_2015.pdf  -  (дата обращения 10.11.16).
  6. Безопасность жизнедеятельности. Учебник / Под ред. проф.Э.А.Арустамова, - 10-е изд. перераб. и доп. - М.:Издательско-торговоая корпорация «Дашков и К⁰»., 2006. – 476с.
  7. Алексеева И.А. Инфразвук в окружающей среде/  Алексеева И.А., Минина Н.Н. // Защита населения от повышенного шумового воздействия: Сборник докладов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Россия, Санкт-Петербург, 17-19 марта 2009 г.) / под ред. Н.И. Иванова – Санкт-Петербург: Изд-во ИННОВА, 2014. – 660 с. -  С. 639 - 645.
  8. Боголепов И.И., Лаптева Н.А Шумовая карта городов и агломераций// Инженерно-строительный журнал. - 2010. - №6 - С.5-11.
  9. Буторина М.В. Проблема снижения шума, воздействующего на население/ Иванов Н.И, Минина Н.Н// Защита населения от повышенного шумового воздействия: Сборник докладов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Россия, Санкт-Петербург, 17-19 марта 2009 г.) / под ред. Н.И. Иванова – Санкт-Петербург : Изд-во ИННОВА, 2014. – 660 с. -  С.36- 66.
  10. Васильев А.В. Мониторинг акустического загрязнения территории Самарской области // Защита населения от повышенного шумового воздействия: Сборник докладов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Россия, Санкт-Петербург, 17-19 марта 2009 г.) / под ред. Н.И. Иванова – Санкт-Петербург: Изд-во ИННОВА, 2014. – 660 с. - С.148- 159.
  11. Васильев А.В. Проблемы оценки сочетанного влияния шума и других физических факторов на здоровье человека // http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-otsenki-sochetannogo-vliyaniya-shuma-i-drugih-fizicheskih-faktorov-na-zdorovie-cheloveka - (дата обращения 20.10.16.).
  12. Васильев А.В. Шумовая безопасность урбанизированных территорий // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. -  2014. - Т. -  16. - № 1. - С. 299-305. http://cyberleninka.ru/article/n/shumovaya-bezopasnost-urbanizirovannyh-territoriy - (дата обращения 20.10.16.).
  13. Винокурова МВ. Влияние автомобильно-дорожного комплекса г.Сургута на загрязнение атмосферного воздуха и здоровье населения / Винокуров МВ., Воронин С.А.// Гигиена и санитария. -2015. - 94 (1).- С. 57-61.
  14. Галевко Ю.В. Направление снижения шума от автомобильного транспорта в Европейской экономической комиссии /  Галевко Ю.В. [и др.] // Защита населения от повышенного шумового воздействия: Сборник докладов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Россия, Санкт-Петербург, 17-19 марта 2009 г.) / под ред. Н.И. Иванова – Санкт-Петербург : Изд-во ИННОВА, 2014. – 660 с. - С. 200 -205.
  15. Голенков В.А., Васильева В.В. Комплексная оценка воздействия автотранспорта на акустическую среду городских территорий // URL: http://elibrary.ru/ item.asp?id=50916879  – (дата обращения 27.10.16.). 
  16. Денисов Э.И. Громкость и вредность шума /Денисов Э.И.,Степанян И.В.// Защита населения от повышенного шумового воздействия: Сборник докладов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Россия, Санкт-Петербург, 17-19 марта 2009 г.) / под ред. Н.И. Иванова – Санкт-Петербург: Изд-во ИННОВА, 2014. – 660 с. - С.257-263.
  17. Денисов Э.И., Чесалин П.В. Неспецифические эффекты воздействия шума//Гигиена и санитария . -2007. - №6. -С.54-56.
  18. Денисов Э.И.Шум и риск потери слуха / ДенисовЭ.И., Илькаева Е.Н. // Профессиональный риск для здоровья работников (Руководство) / Под ред.Н.Ф.Измерова и Э.И.Денисова.- М.;Тровант, 2003. - 448с. - С.114-124.
  19. Иванов Н.И  Концепция снижения шума в РФ //Защита от повышенного шума и вибрации:    доклады V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Россия, Санкт-Петербург, 18-20 марта 2015 г.) / под ред. Н.И. Иванова — Санкт-Петербург : Изд-во «Айсинг», 2015; - 701 с. - С12-24.
  20.  Климова М.Г., Христофорова Н.К. Физическое воздействие шума на здоровье водителей // URL:http://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskoe-vozdeystvie-shuma-na-zdorovie-voditeley - (дата обращения 26.10.16.).
  21. Кошурников Д.Н Динамическая оценка риска для здоровья населения крупного промышленного города в результате шумового воздействия // Защита от повышенного шума и вибрации: доклады V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Россия, Санкт-Петербург, 18-20 марта 2015 г.) / под ред. Н.И. Иванова — Санкт-Петербург: Изд-во «Айсинг», 2015; - 701 с. - С 246 - 255.
  22. Лим Т. Е. Влияние транспортных загрязнений на здоровье человека. Обзор литературы.//URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-transportnyh-zagryazneniy-na-zdorovie-cheloveka-obzor-literatury - ( дата обращения  19.10.16.).
  23. Лычёва О.А., Галиев Р.С. Влияние городского шума на особенности развития аллергической реакции немедленного типа//  Экология человека -2012. -№ 4. –С.11-15.
  24. М. Braubach .Значение жилищных условий городской среды для здоровья / М. Braubach [и др.] // Гигиена и санитария.-2014.-№1.-С.8-15.
  25. Мавлютов О.М.Проблемы снижения уровня шума в городах //Башкирский экологический вестник . -2012. - №3. - С.46 - 49.
  26. Погонышева И.А.Влияние шума на психофизиологические параметры и работоспособность организма человека/ [Погонышева И.А.и др.] /Вестник НВГТУ. - 2015. -№1.// URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-shuma-na-psihofiziologicheskie-parametry-i-rabotosposobnost-organizma-cheloveka - (дата обращения 26.10.16.).
  27. Санник А. О. Комплексная оценка влияния динамических характеристик автотранспортного потока на уровень загрязнения окружающей среды города/ Санник А. О. [и др.] // URL:  http://elibrary.ru/item.asp?id=20992086  - (дата обращения 22.11.16.).  
  28. Скворцов А.Н. Оценка акустического загрязнения селитебной территории в           г.Саранске /Скворцов А. Н., Савельев А. П., Пьянзов С. В. // Вестник Мор­довского университета. -2016. -Т. 26, -№ 2. - С. 218–227.
  29. Спиридонов П.Ю. Основные источники шумовой нагрузки мегаполисов на примере г. Нижнего Новгорода и проблемы нормирования коммунальных шумов//Защита от повышенного шума и вибрации: доклады V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Россия, Санкт-Петербург, 18-20 марта 2015 г.) / под ред. Н.И. Иванова — Санкт-Петербург : Изд-во «Айсинг», 2015; - 701 с. - С.311-318.
  30. Степанова И.А.Экологическая оценка транспортной инфраструктуры по фактору шумового загрязнения на примере города Оренбурга / Степанова И.А. [и др.]// Вестник Оренбургского государственного университета. -2015. - № 10 (185). - С 438-440.
  31. Шаде В. Транспортный шум: вызов устойчивой мобильности / Международный журнал социальных наук. - 2004.-№ 46. - C. 127-145 // URL: http://library.ua/m/articles/view/ТРАНСПОРТНЫЙ-ШУМ-ВЫЗОВ-УСТОЙЧИВОЙ-МОБИЛЬНОСТИ. -  (дата обращения 27.10.16.).
  32. Эру М.Е. Краткий обзор текущей деятельности европейского регионального бюро ВОЗ относительно воздействия шума окружающей среды на  здоровье / Эру М.Е. [и др.] // Гигиена и санитария. - 2014. -№5. - С.25 -28.
  33. Babisch W. Updated exposure-response relationship between road traffic noise and        coronary heart diseases: a meta-analysis. Noise Health. 2014 Jan-Feb;16(68):1-9.
  34.  Banerjee D, Das PP, Foujdar A. Association  between road traffic noise and  prevalence of coronary heart disease. Environ Monit Assess. 2014 May;186(5):2885-93.
  35.  Barregard L, Bonde E, Ohrstrцm E.Risk of hypertension from exposure to road traffic   noise in a population-based sample.  Occup Environ Med. 2009 Jun;66(6):410-5.
  36.  By Nicole, Wendee. Road Traffic Noise and Diabetes: Long-Term Exposure May Increase Disease Risk. Environ Health Perspect. 2013 Feb;121(2):a60.
  37.  Christensen JS, Raaschou-Nielsen O, Tjшnneland A, Nordsborg RB, Jensen SS, Sшrensen TI, Sшrensen M. Long-term exposure to residential traffic noise and changes in body weight and waist circumference: A cohort study. Environ Res. 2015 Nov;143(Pt A):154-61.
  38. Christensen JS, Raaschou-Nielsen O, Tjшnneland A, Overvad K, Nordsborg RB, Ketzel M, Sшrensen TI, Sшrensen M. Road Traffic and Railway Noise Exposures and Adiposity in Adults: A Cross-Sectional Analysis of the Danish Diet, Cancer, and Health Cohort. Environ Health Perspect. 2015 Aug .
  39. Díaz, Julio; Linares Gil, Cristina. Traffic Noise and Adverse Birth Outcomes in Madrid: A Time-series Analysis. Epidemiology: -January 2016 - Volume 27 - Issue 1 - p e2e3.
  40. FAROUGH MOHAMMADIAN;PARVIN NASIRI;OMID GIAHI;ZAHRA   REZVANI;MEHDI KANGAVARI ;ATHENA RAFIEEPOUR. Effects of Noise and Whole Body Vibration on Individuals Mental Performance. International Journal of Occupational Hygiene,Vol 7,№4 (2015),209-214.
  41. Huang J, Deng F, Wu S, Lu H, Hao Y, Guo X. The impacts of short-term exposure to noise and traffic-related air pollution on heart rate variability in young healthy adults. J Expo Sci Environ Epidemiol. 2013 Sep-Oct;23(5):559-64.
  42. Kundu Chowdhury A, Debsarkar A, Chakrabarty S. Critical assessment of day time traffic noise level at curbside open-air microenvironment of Kolkata City, India. J Environ Health Sci Eng. 2015 Sep26;13:65.
  43.  Lee EY, Jerrett M, Ross Z, Coogan PF, Seto EY. Assessment of traffic-related noise in three cities in the United States. Environ Res. 2014 Jul;132:182-9.
  44. Monazzam MR, Karimi E, Abbaspour M, Nassiri P, Taghavi L. Spatial traffic noise pollution assessment - A case study. Int J Occup Med Environ Health. 2015;28(3):625-34.
  45. Mйline J, Van Hulst A, Thomas F, Karusisi N, Chaix B. Transportation noise and annoyance related to road traffic in the French RECORD study. Int J Health Geogr. 2013 Oct 2;12:44.
  46.   Orban E, McDonald K, Sutcliffe R, Hoffmann B, Fuks KB, Dragano N, Viehmann A, Erbel R, Jцckel KH, Pundt N, Moebus S. Residential Road Traffic Noise and High Depressive Symptoms after Five Years of Follow-up: Results from the Heinz Nixdorf Recall Study. Environ Health Perspect. 2015 Nov 25.
  47. Richard Neitzel, MS, Robyn R. M. Gershon, DrPH, MHS, Marina Zeltser, BS, Allison Canton, BA  and Muhammad Akram, PhD. Noise Levels Associated With New York City's Mass Transit System. American Journal of Public Health, August 2009, Vol 99, No. 8 | 1393-1399.
  48. Sygna K, Aasvang GM , Aamodt G, Oftedal B, Krog NH.Road traffic noise, sleep and mental health. Environ Res. 2014 May;131:17-24.
  49. Torija AJ, Flindell IH. Differences in subjective loudness and annoyance depending on the road traffic noise spectrum. J Acoust Soc Am. 2014 Jan;135(1):1-4.
  50. МУК 4.3.2194-07. 4.3. Методы контроля. Физические факторы. Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях. Методические указания. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора. 2007. - 12 с.
  51. МР 2.1.10.0059-12 Оценка риска здоровью населения от воздействия транспортного шума. Методические рекомендации. – М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2011 – 40 с.
  52. Здоровье и окружающая среда в Европейском регионе. Транспорт и здоровье. /Европейское региональное бюро ВОЗ//URL:http://www.euro.who.int/ru/media-centre/sections/press-releases/2010/09/rc-to-convene-in-moscow/10-facts –  (дата обращения 26.10.16 ).
  53. Устойчивое развитие городов / Документационный центр ВОЗ. Информационный бюлетень.// URL: http://whodc.mednet.ru/en/component/attachments/download/89.html - (дата обращения 30.09.15).
  54. Transport, environmen and health. – WHO Regional Publications, European Series, No. 89. – 13-17 pages. // URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0003/87573/E72015.pdf . - (дата обращения  27.10.16).