Методические аспекты формирования личности безопасного типа поведения. А. А. Челтыбашев, И. П. Карначев, Э. Б. Сусленкова (№4, 2016)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4,2016

А.А. Челтыбашев,

заведующий кафедрой специальных дисциплин Мурманского филиала ФГБОУ ВО СПБу ГПС МЧС РФ, доцент, кандидат педагогических наук E-mail: xu31@yandex.ru

 

И.П. Карначёв,

 профессор кафедры специальных дисциплин Мурманского филиала ФГБОУ ВО СПБу ГПС МЧС РФ, ведущий научный сотрудник филиала «Научно-исследовательская лаборатория ФБУН Северо-Западного научного центра гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора (Кировск), доктор технических наук

 

Э.Б. Сусленкова,

директор Мурманского филиала ФГБОУ ВО СПБу ГПС МЧС РФ, доцент кафедры общетехнических дисциплин, кандидат педагогических наук

 

Реферат

 В статье рассматриваются подходы к определению личности безопасного поведения на основе комплексного анализа литературных источников. Определена характеристика человека являющегося «человеком безопасного типа поведения».

Ключевые слова: безопасное поведение, качества личности, формирование нового человека.

 

Organizational-pedagogical conditions of formation of human security type of conduct of students through study of "safety"

 

A.A. Cheltybashev,

 associate professor, department of special disciplines of the Murmansk branch of FGBOU in jack-fire Service of EMERCOM of Russia, Ph.D

I.P. Karnachev,

leading researcher of the branch «Cola Research Laboratory SZNTC Hygience and Public Healthy» (Kirovsk), professor of the department of special disciplines of the Murmansk branch of FGBOU in jack-fire EMERCOM of Russia, Dr. Of Sci. (Techn.)

E.B. Suslenkova,

 chef of the Murmansk branch of FGBOU in jack-fire Service of EMERCOM of Russia, associate professor, Ph.D.

 

Abstract

The article discusses approaches to the definition of safe behavior on the basis of the individual analysis of literary sources. Determined human characteristics are "safe man-like behavior."

Keywords: safe behavior, personality traits, the formation of the new man.

 

В настоящее время приходится констатировать факт, что безопасность человека начинается с того, что сам человек является активным участником обеспечения своей безопасности и безопасности других людей. Поэтому важнейшей особенностью новых подходов к безопасности XXI века является способность каждого человека действовать в секторе безопасности от имени других людей, а также от своего имени [1].

Существует обобщённое понятие: «личность безопасного типа поведения» - человек, ориентированный на добро и способный к продуктивной деятельности по сохранению своего духовного и физического здоровья, защите окружающих людей и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений. Для такой личности характерны поисковая активность, коллективистская мотивация, осознание единства всего живого, понимание своего места в обществе, коллективе, семье, чувство уверенности в собственных силах для решения возникающих проблем, навыки гармоничного общения, стремление помогать другим людям, готовность к сопереживанию, отсутствие страха перед мнимыми угрозами, страданий из-за мелочей и неудобств личной жизни. Это – человек, способный таким образом выстраивать свою жизнь и деятельность, чтобы не наносить ущерба себе, другим людям, окружающему миру, и одновременно способный противостоять угрозам, осуществлять специфическую деятельность по обеспечению безопасности, другими словами, это – человек, овладевший основами культуры безопасности [2].

По утверждению проф. Л.А. Михайлова, личность безопасного типа поведения должна отличаться гарантирующим безопасность жизнедеятельности уровнем психологической устойчивости и психологической готовности к действиям в различных жизненных ситуациях [3]. По его мнению, содержание поведения определяется наличием трех основных компонентов, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия сред обитания для человека, а именно:

  1. предвидение опасности от среды и от собственного «Я» -
  2. избежание влияния опасности - для достижения которого человек должен знать природу возникновения, характер развития опасных ситуаций; знать свои возможности по преодолению опасности; уметь правильно оценить ситуацию и распределить свои силы и возможности на период избежание влияния опасностей; 
  3. Исследователи в области безопасности жизнедеятельности указывают на большое количество разнообразных составляющих, присущих «безопасной» личности. На рис. 1 представлена та часть этих составляющих, которая составят, по нашему мнению, структуру личности безопасного типа поведения [4]. Таким образом, основными составляющими модели личности безопасного типа поведения являются: общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина; бережное отношение к окружающему миру; грамотность во всех областях обеспечения безопасности жизнедеятельности; наличие правовых навыков защиты от угроз природы, людей, самому себе, исходящих от внешних источников и от самого себя. В свою очередь безопасное поведение предполагает: предвидение опасности; уклонение от опасности; преодоление опасности; оказание помощи.

 

 
 

                                                                                    Рис. 1. Компоненты структуры личности безопасного типа поведения

 

 

Предвидение опасности как от среды обитания (природной, техногенной, социальной и т.д.), так и от собственного «я» включает правильную оценку ситуации (вид опасности, характер развития опасности), а также ее последствия. Правовая направленность поведения включает в себя организацию и планирование действий по недопущению влияния конкретной опасности, а также создание материальной и духовной базы для оказания помощи пострадавшим.

На основе проведенного нами комплексного анализа литературных источников предлагается  определять личность безопасного типа поведения, как - личность, безопасную для себя, окружающих и среды обитания, готовую к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, а в случае необходимости, к защите себя, социума и природы от внешних угроз, основными чертами которой являются: общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина, бережное отношение к окружающему миру, грамотность во всех областях безопасности жизнедеятельности, наличие навыков защиты от угроз, исходящих от внешних источников и самого себя.

Для увеличения количества людей обладающих безопасным типом поведения нами проводились занятия со студентами 1-го курса обучения специальностей «Судебная экспертиза» и «Пожарная безопасность» Мурманского филиала ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС РФ. После проведения данного цикла занятий студенты стали рассматривать опасные ситуации в более широком ракурсе, называя не только ЧС техногенного характера, но и аварийную ситуацию на производстве, нарушение норм охраны труда и т.д. Можно констатировать, что проведение дополнительных занятий способствует формированию личности безопасного типа поведения в большей мере, чем традиционное информирование об опасных ситуациях. Это свидетельствует, что создание специальных условий для формирования личности безопасного типа поведения повышает не только личную безопасность людей, но и способствует формированию потенциально безопасного общества.

По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:

1. В ходе проведенного комплексного анализа литературных источников по проблеме исследования определено понятие «личности безопасного типа поведения» и показано, что сформированность данной личности определяется закреплением в сознании  основных компонентов, единство и реальность которых обуславливают приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания человека. Такими компонентами являются предвидение опасности, уклонение от опасности, преодоление опасности.

2. Очевидна необходимость применения комплексной работы по формированию личности безопасного типа поведения, и в первую очередь, посредством специального обучения.

 

Литература:

  1. Лызь Н. А. Безопасность как характеристика личности / Н.А. Лызь, А.В. Непомнящий // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2002. № 5. - С. 138-142.
  2. Маралов В.Г. Психологические особенности взаимосвязи сензитивности к угрозам и потребностей в безопасности у старших школьников и студентов / В.Г. Маралов, Е.Ю. Малышева, О.В. Нифонтова, Е.Л. Перченко, И.А. Табунов // Вестник ЧГУ. 2012. № 3. Т.1. – С. 145 – 150.
  3. Михайлов Л.А. Психолого-педагогические подходы к формированию качеств личности безопасного типа / Л.А. Михайлов, У.З. Ахмадуллин, Е.С. Васильев // Вестник ВЭГУ. 2008. № 1. - С. 103-107.
  4. Челтыбашев А.А. Организационно-педагогические условия формирования личности безопасного типа поведения у студентов через изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»/ А.А. Челтыбашев, И.П. Карначёв, Е.Ю. Александрова // Безопасность жизнедеятельности. 2016. №9. - С. 55- 63.