Городская среда. Концепция построения системы «Безопасный город» на примере Мурманска. А. А. Челтыбашев, Э. А. Багаудинова, А. Н. Никанов (№4, 2016)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4,2016

А.А Челтыбашев,

зав. кафедры специальных дисциплин Мурманского филиала ФГБОУ ВО СПБу ГПС МЧС РФ, кандидат педагогических наук

E-mail: xu31@yandex.ru

 

Э.Багаудинова,

консультант отдела специальной оценки и экспертизы условий труда Управления государственного надзора в сфере Федеральной службы по труду и занятости (Роструд)

 

А.Н. Никанов,

 зам. директора Центра, директор филиала «Научно-исследовательская лаборатория ФБУН Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора (Кировск), кандидат медицинских  наук

Реферат

 В статье рассматривается построение аппаратно-програмного комплекса «Безопасный город» в г. Мурманске. Описаны решаемые данным комплексом задачи  и реализуемые с его помощью функции.

Ключевые слова: Аппаратно-программный комплекс, комплексная безопасность, «Безопасный город».

 

Concept of system “safe city” on the example of Murmansk

 

A. A. Cheltybashev

Associate Professor of the Murmansk branch of St. Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia, Associate Professor, Ph. D.

E. A. Bagaudinova

Consultant of the special assessment and examination of working conditions of state supervision Office in the Federal Labour and Employment Service (Rostrud)

A. N. Nikanov

Deputy Director of the Center, Director of “Research Laboratory of Northwest Science Public Health” Centre of Rospotrebnadzor (Kemerovo), Ph. D. (Med.)

 

The article discusses the construction of hardware and software complex “Safe city” in Mur-mansk. Described solved by the complex tasks and implemented with its help functions.

Keywords: hardware-software complex, comprehensive security, “Safe city”.

 

Концепции обеспечения безопасности современного города в настоящее время уделяется большое внимание. Одним из средств воплощения данной концепции является программа «Безопасный город», которая  реализуется в большинстве  регионов нашей страны, в том числе и в Мурманской области.

Данная программа представляет собой комплекс программно-аппаратных средств и организационных мер для обеспечения видеоохраны и технической безопасности, а также для управления в едином информационном пространстве объектами жилищно-коммунального хозяйства и другими распределёнными объектами.

Целью построения и развития аппаратно-промышленного комплекса (АПК) «Безопасный город» является повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач. Это достигается путем внедрения на базе муниципальных образований (в соответствии с едиными функциональными и технологическими стандартами) комплексной информационной системы, обеспечивающей мониторинг, прогнозирование, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений. Для обеспечения данного комплекса решаемых задач реализовано объединение под её управлением действий информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских, муниципальных служб для их оперативного взаимодействия в интересах муниципального образования.

Основными задачами построения и развития АПК «Безопасный город» являются:

  • формирование информационно-коммуникационной платформы муниципального образования с целью устранения рисков обеспечения безопасности среды обитания, общественной безопасности и правопорядка на базе межведомственного взаимодействия;
  • разработка единых функциональных и технических требований к аппаратно- программным средствам, ориентированным на идентификацию потенциальных точек уязвимости, прогнозирование, реагирование и предупреждение угроз обеспечения безопасности;
  • обеспечение информационного обмена между участниками всех действующих программ соответствующих федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера;
  • обеспечение информационного обмена на муниципальном, федеральном и региональном уровне через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера;
  • создание дополнительных инструментов на базе муниципальных образований для оптимизации работы существующей системы мониторинга состояния общественной безопасности;
  • построение и развитие систем ситуационного анализа причин дестабилизации обстановки и прогнозирования существующих и потенциальных угроз для обеспечения безопасности населения муниципального образования.

Основными задачами единой дежурно-диспетчерской службы (в составе системы АПК «БГ») в соответствие с ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения» в настоящее время являются:

  • прием от населения любых сообщений о происшествиях, несущих информацию об - угрозе или факте возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ЧС), их анализ и оценка достоверности, доведение поступившей информации до дежурно-диспетчерской службы (ДДС), в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение, и контроль принятых ими мер; 
  • сбор информации от дежурно-диспетчерских служб, систем мониторинга окружающей среды и распространение между ДДС города информации об угрозе или факте возникновения ЧС, требующих совместных действий городских служб;
  • обработка и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и состава дежурно - диспетчерских служб, привлекаемых для реагирования на ЧС;
  • оценка и контроль обстановки, подготовка вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС, принятие необходимых решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий), доведение задач до дежурно-диспетчерских служб и подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;
  • представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и предпринятых действиях по ликвидации ЧС вышестоящим органам управления по подчиненности;
  • информирование об обстановке и принятых мерах дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых к ликвидации ЧС, подчиненных сил постоянной готовности;
  • обобщение информации о произошедших ЧС, ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности.

В рамках дальнейшего развития АПК «Безопасный город» состав задач, решаемых единой дежурно-диспетчерской службой города, может быть существенно расширен, в первую очередь, в целях обеспечения правоохранительной деятельности и безопасности среды обитания, а также эффективного предупреждения возможных кризисных ситуаций и происшествий.

Для эффективного решения перечисленных задач единая дежурно-диспетчерская служба поддерживает информационное взаимодействие с необходимыми городскими, а также региональными органами управления, в том числе:

  • жилищно-коммунального и топливно-энергетического хозяйства;
  • транспорта и связи;  архитектуры и строительства;
  • экологического надзора и промышленной безопасности;
  • пожарно-спасательной службы и службы скорой медицинской помощи;
  • территориальными органами МЧС России, МВД России и ФСБ России.

Внедрение программы «Безопасный город» позволяет:

  • максимально повысить безопасность на улицах и дорогах города;
  • охватить основные магистрали города, перекрёстки, места проведения общественных мероприятий;
  • лучше управлять дорожным движением в городе;
  • более оперативно и обоснованно разрешать спорные ситуации при ДТП;
  • эффективно бороться с криминальными и террористическими угрозами;
  • осуществлять мониторинг ситуации и контроль во дворах многоквартирных домов, в подъездах, лифтах и на чердаках.

Программа «Безопасный город» является важнейшим элементом оснащения правоохранительных органов и всех экстренных служб современными техническими средствами и системами информирования.

АПК «Безопасный город» является территориально распределенной автоматизированной информационно- управляющей системой. Система должна функционировать в непрерывном круглосуточном режиме и быть в постоянной готовности к обеспечению экстренного реагирования на вызовы от населения и сообщения о происшествиях. Согласно разработанной концепции АПК ««Безопасный город»» должен обеспечивать выполнение следующих функций:

  • прием, обработку и переадресацию вызовов на единый телефонный номер;
  • обеспечение отображения географического положения источника вызова на - электронной карте;
  • обеспечение регистрации и документирования всех входящих и исходящих вызовов;
  • обеспечение поддержки иностранных языков;
  • обеспечение передачи информации о фактическом местонахождении абонента каждого вызова (адреса размещения абонентского устройства или географических координат местонахождения абонентского устройства на момент осуществления вызова);
  • сбор и аналитическую обработку видеосигнала с камер видеонаблюдения и фото -видеофиксации, предоставление информации на уровень принятия решений по предотвращению и (или) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • сбор и обработку статистических данных, представление информации на уровень- принятия решений по предотвращению и (или) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • координацию, управление и поддержку межведомственного взаимодействия при реагировании на поступившие вызовы в ситуациях, требующих участия нескольких экстренных оперативных служб с отображением оперативной ситуации на электронной карте;
  • информационное сопряжение с системами мониторинга критически важных объектов, оснащенных датчиками контроля параметров функционирования;  информирование и оповещение населения;
  • интеграцию данных, необходимых для решения задач АПК «Безопасный город» в единое информационное пространство и обеспечение взаимодействия систем на уровне протоколов, форматов обмена данными.

Большинство городских происшествий неразрывно и как правило, связаны с человеческим фактором. Объединение всей информации в едином центре позволит не только оперативно зафиксировать информацию о событиях предшествующих ЧС, но и определить круг лиц причастных к её возникновению. Заложенный в системе «Безопасный город» функционал позволяет считать её технологически передовой и при этом максимально удобной для пользователя, что определило её успешное внедрение на территории г. Мурманска.

Литература:

1. ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения». // Электронный ресурс - СПС КонсультантПлюс

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 2446-р. // Электронный ресурс - СПС КонсультантПлюс.