Железобетонная связь. Контрольный осмотр при ремонте и техническом обслуживании воздушных линий связи. В. А. Сенченко (№4, 2014)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4,2014

В.А.Сенченко, ведущий инженер ОАО «Ростелеком»

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы надзора за эксплуатацией воздушных линий связи из различных материалов, порядок проведения планового контрольного осмотра, определение целостности деревянных и железобетонных опор

Ключевые слова

Контрольный осмотр опор, охрана  труда  на воздушных линиях связи, охрана  труда в отрасли связи, осмотр опор на гниение, степень загнивания.

 

Name of the article: Control survey of support as an element of decrease in risk of operational injuries at repair and maintenance of air-lines of communication

V.A. Senchenko, leading engineer in the Open Joint Stock Company "Rostelecom”, Volgograd, Russia

Annotation

The article deals with the supervision of the operation of air lines from different materials, the order of the routine follow-up visit, the determination of the integrity of wooden and concrete supports.

 

Keywords: control survey of support; labor   protection  on  communication  air-lines; labor  protection  in  branch  communication; survey of support on rotting; extent of rotting of support

Воздушные линии связи являются необходимыми сооружениями, обеспечивающие связь с самыми удаленными уголками страны. Травматизм,  связанный с падением работника вместе с гнилой опорой по своему составу является тяжелым или смертельным. Практика показывает, что если опора падает вместе с работником, то работник оказывается под опорой. Поэтому травмы всегда серьезные. В Волгоградском филиале с целью предупреждения производственного травматизма Служба охраны труда филиала уделяет повышенное внимание проведению контрольного осмотра опор, что дает свой результат.

С целью предотвращения производственного травматизма и своевременного определения степени загнивания деревянных опор, приставок и подпор, а также проверку целостности железобетонных опор и приставок воздушных линий связи в Волгоградском филиале регулярно проводится контрольный осмотр опор. Данная процедура предупреждает производственный травматизм, связанный с падением работников вместе с гнилой опорой при ремонте и обслуживании линий связи. Несчастные случаи, связанные с падением работников вместе с гнилой опорой, как правило, бывают тяжелые или со смертельным исходом.

В качестве опор для воздушных линий связи используют деревянные и железобетонные опоры. Деревянные опоры отличаются достаточной гибкостью, они выдерживают шквальный ветер, налипание снега и льда. По сравнению с, казалось бы, более основательными изделиями из железобетона, деревянные опоры способны выдерживать ощутимые нагрузки. Железобетон отличается большой хрупкостью, нежели опоры деревянные, и это отражается на его эксплуатационных качествах. В процессе транспортировки и монтажа деревянные опоры требуют меньшей деликатности, в то время, как небрежное отношение с железобетонными изделиями может стать причиной их повреждения. Железобетонные опоры во многих случаях так же имеют ряд преимуществ перед деревянными. 

В Волгоградском филиале действует Инструкция о порядке проведения контрольного осмотра опор воздушных линий связи Макрорегионального филиала «Юг» ОАО «Ростелеком», утвержденная приказом №235 от 28.05.2012 года.

Контроль состояния опор воздушных линий связи (ВЛС) проводится при контрольных осмотрах, при ремонте и в порядке текущего надзора. Контрольный осмотр опор ВЛС может быть плановый и внеплановый. Плановый контрольный осмотр опор ВЛС (независимо от проведения осмотра при ремонте и внепланового контрольного осмотра) проводится ежегодно весной до начала ремонтного сезона. Внеплановый контрольный осмотр может проводиться при необходимости в любое время года.

В ходе планового контрольного осмотра проверяются:

  • Состояние маркировки опор;
  • Наличие посторонних предметов и состояние растительности на трассе линии и непосредственно вокруг оснований опор;
  • Соответствие конструкции опор данным техучёта;
  • Вертикальность опор с учетом необходимых уклонов при несимметричности натяжений проводов по направлениям и профиля линии по рельефу;
  • Наличие перехлёста проводов и набросов посторонних предметов на провода, кабели, траверсы и кабельные площадки;
  • Наличие потёков пропиточного антисептика;
  • Степень загнивания деревянных столбов, подпор и приставок у поверхности земли, в местах наложения хомутов и прилегания столбов к приставкам;
  • Наличие загнивания деревянных столбов, подпор, приставок по всей высоте визуальным осмотром;
  • Наличие механических повреждений деревянных и железобетонных столбов,  приставок, деревянных подпор и болтов их крепления, состояние и натяжения хомутов крепления столбов к приставкам, тросов оттяжек и якорных креплений оттяжек;
  • Целостность и надёжность пола и ограждений кабельных площадок, состояние кабельных ящиков и коробов, ступенек на кабельных опорах;
  • Состояние молниеотводных спусков, защитных планок молниеотводных спусков при отсутствии искровых промежутков;
  • Целостность и положение траверс, состояние их креплений;
  • Целостность и состояние линейной арматуры, тросов подвески кабелей и креплений кабелей к тросам, чистота изоляторов;
  • Величины стрелы провеса проводов и соблюдения габаритов на переходах и в пересечениях, в том числе, проводов пересекаемых воздушных линий, с целью определения необходимости измерений.

Одновременно с вышеуказанными обходами и осмотрами проводятся проверки соответствия ВЛС требованиям строительных норм и правил, невыполнение которых снижает необходимую устойчивость столбовых линий связи (укрепление угловых опор подпорами или оттяжками, соблюдение требований по оборудованию вводов в здания и т.п.).

Все деревянные опоры, приставки, подпоры воздушных линий связи разрушаются вследствие гниения древесины – разложения ее целлюлозы, происходящее вследствие деятельности дереворазрушающих грибов и микроорганизмов.

Различные части деревянных опор подвержены гниению в различной степени. Прежде всего, гниение начинает развиваться на уровне заделки опоры в грунт. При этом гниение развивается обычно в виде концентрического кольца, поражая в первую очередь наружные слои древесины. Нередко гниение захватывает лишь одну сторону столба, расположенную по большей части с теневой стороны. В следующую очередь гниение захватывает верхушку столба, затем те его места, в которых нарушен наружный слой древесины (в местах расположения затёсок, зарубок, болтов, глухарей и пр.), и, наконец, целиком весь столб. Обычно гниение развивается от наружных частей столба к внутренним. Однако наблюдаются, хотя и редко, случаи, когда гниение захватывает в первую очередь сердцевину столба. Такие случаи являются наиболее опасными, так как не всегда при этом удаётся своевременно установить необходимость смены подгнившей опоры. Наиболее неблагоприятны условия загнивания опор на насыпях. В этих случаях гниением может поражаться вся подземная часть опор. Как показывает опыт эксплуатации деревянных опор, столбы одного сорта и качества древесины, пропитанные одним и тем же способом и установленные в одних и тех же условиях грунта, выбывают неравномерно. Небольшая часть столбов требует замены уже в ближайшие годы после их установки; другая часть, наоборот, остаётся в работе значительно дольше среднего срока службы для данного типа столбов. Загнивание верхних частей опоры происходит значительно позднее, чем нижней её части, расположенной на уровне заделки опоры в грунт. Поэтому полной смене опоры обычно предшествует постановка опоры на пасынки или смена пасынков (в том случае, если опора установлена сразу на пасынках). Ввиду значительной неопределённости характера и интенсивности гниения деревянных опор необходимо для предупреждения поломки их в местах, ослабленных загниванием, вести систематический контроль за их состоянием путём замера в установленные сроки глубины загнивания опор.

В песчаном грунте опоры загнивают быстро, причем гниение распространяется на весь комель. В глинистом и суглинистом грунтах гниение происходит медленнее, а зона гниения находится главным образом на 5-10 см выше и на 40-50 см ниже поверхности земли. В болотистом грунте опоры загнивают медленно, зона гниения зависит от уровня меженных вод и находится на 10-40 см выше уровня воды. В песчаном грунте гниение распространяется на весь комель. У опор, установленных в воде или почве с высоким уровнем грунтовых вод, зона гниения расположена на 50-60 см выше поверхности воды или земли. У древесины одной и той же породы стойкость против гниения зависит от ширины годичного слоя, мелкослойная древесина (с тонким годичным слоем) противостоит гниению в большей степени, чем крупнослойная.

Сроки службы непропитанных деревянных опор зависят от скорости их гниения, которая определяется, главным образом, климатическими условиями, характером грунта, породой и качеством древесины.

Определение степени загнивания деревянных опор, приставок и подпор

Степень загнивания деревянных опор, подпор и приставок, пропитанных по всей длине, производится внешним осмотром и простукиванием.

Осмотром можно выявить внешнее круговое загнивание древесины и местные загнивания (отдельные очаги, гнили и трещины, где может иметь место глубокое и быстрое загнивание). Особенно тщательно следует осмотреть места, наиболее подверженные загниванию, зоны, так называемых, опасных сечений (в месте выхода  деревянной опоры, приставки  из земли).

Простукивание осуществляется с уровня роста человека до поверхности земли с трёх сторон, перемещая линии контроля по окружности примерно через 120 градусов, а также по всей окружности у поверхности земли и выполняется обычным молотком весом не менее 0,4 кг, выявляя внутреннее загнивание древесины. Здоровая древесина при простукивании издает характерный звонкий звук, гнилая – глухой.

Зона загнивания захватывает 0,6 м выше и 0,6 м ниже уровня грунта По результатам внешнего осмотра определяют необходимость проверки степени загнивания древесины с помощью щупа.

После простукивания столб откапывают на глубину 30 – 60 см. Откопку основания опоры производят, сначала погружая штык лопаты вертикально в землю у основания опоры, а затем, откапывая по касательной к окружности столба, не направляя штык лопаты в сторону столба, чтобы не повредить его.

В зависимости от глубины закопки, внешним осмотром и простукиванием определяют качество древесины. Если при осмотре древесина повреждена, то её промазывают битумной мастикой. Если столб подгнил, то щупом определяют глубину загнивания. Для этого щупом делают по окружности несколько проколов (но не менее трех) и определяют глубину загнивания в сантиметрах. Затем складывают полученные величины, делят сумму на число проколов щупом и получают среднюю величину загнивания опоры. После этого измеряют длину окружности опоры у места проколов. Вычитая из полученной длины окружности среднюю величину глубины загнивания, умноженную на 6,3, получают длину окружности оставшейся здоровой части опоры. Минимально допустимая длина окружности оставшейся здоровой части древесины определяется по таблице. Если она не превышает нормы, столб очищают от гнили, дополнительно промазывают битумной мастикой.

На выявленных аварийных опорах наносятся предупредительные знаки (маркировка).

Определение целостности железобетонных опор и приставок

При осмотре железобетонных приставок и опор обращают особое внимание на качество поверхности их бетона, так как в большинстве случаев постепенное разрушение установленных приставок (опор) и уменьшение их несущей способности (прочности) начинается с повреждения их поверхности и разрушения защитного слоя бетона. Часто такие разрушения или повреждения поверхности бетона приставок (опор) происходят у поверхности земли. Поэтому при осмотре установленных приставок и опор особенно тщательно обследуется поверхность их бетона у самой земли.

На поверхности бетона приставок и опор не должно быть раковин глубиной и шириной более 5 мм и сколов углов глубиной более 8 мм.

Сколы бетона глубиной более 8 мм и раковины на поверхности приставок и опор размером или глубиной более 5 мм должны быть закрашены битумом или отремонтированы цементно-песчаным раствором.

В случае появления на отремонтированном месте, после твердения свежего бетона, волосных трещин между старым и свежим бетоном ремонт должен быть проделан заново.

На приставках и опорах с обычной, не напряженной арматурой в результате перегрузок, ударов или усадки бетона, во время его твердения, могут появиться поверхностные волосные (тонкие) трещины. Такие трещины, с шириной раскрытия не более 0,3 мм, а также выходы на поверхность бетона поперечных хомутов или продольной арматуры, на небольших участках, длиной до 15 - 20 см, могут быть отремонтированы путем закрашивания их разогретым битумом.

Сквозные трещины, проходящие через все сечения приставок и опор шириной более 0,3 мм, или сколы бетона, проходящие на всю толщину стенки или поперечного сечения, а также трещины и следы разрушения бетона от коррозии арматуры ремонту не подлежат.

Такие приставки (опоры) должны быть заменены.

Приставки и опоры с предварительно-напряженной арматурой не должны иметь никаких трещин. Наличие трещин на поверхности бетона таких приставок и опор указывает на потерю или ослабление предварительного напряжения арматуры и бетона, что вызовет значительное уменьшение их несущей способности.

При осмотре вновь построенной или отремонтированной линии на железобетонных приставках или опорах дополнительно проверяется:

  • Соответствие типа, длины и расчетного момента приставок (опор) проекту. Тип и расчетный момент приставок (опор) проверяется по маркировке, внешнему виду и размерам, а также по документам изготовителя;
  • Правильность установки и глубина закопки приставок и опор, а также качество уплотнения грунта в ямах. Глубина закопки приставок и опор проверяется по наружным размерам (длине надземной части) и, в случае необходимости, выборочной откопкой. Допускаются отклонения в глубине закопки приставок и опор в пределах до 5 см;
  • Наличие и качество битумного защитного покрытия закапываемой части опор и приставок, устанавливаемых в районах с агрессивными грунтовыми водами или вблизи электрических железных дорог постоянного тока, трамвая или троллейбуса;
  • Надежность и силу затяжки хомутов на приставках, плотность прилегания выступов приставок к опоре, отсутствие под хомутами следов сползания опоры.

На выявленных аварийных опорах наносятся предупредительные знаки (маркировка) – наносится красная полоса по окружности опоры на высоте 2 метра от земли.

Приставки (опоры) с трещинами любого характера и размеров со сколами бетона, обнаруженной продольной арматурой, ремонту не подлежат и должны быть заменены.

Выходы продольной арматуры на торцах предварительно-напряженных опор или приставок должны быть закрыты цементно-песчаным раствором или закрашены масляной краской.

Небольшие сколы бетона на торцах приставок и опор, хотя и не влияют на их прочность или долговечность, но ухудшают внешний вид, поэтому такие сколы бетона следует ремонтировать цементно-песчаным раствором.

Качественное проведение вышеуказанных мероприятий в Волгоградском филиале дает свой эффект. За последние годы отсутствуют случаи падения работников филиала вместе с опорами. В этом большая заслуга Службы охраны труда Волгоградского филиала, которая осуществляет надлежащий контроль за проведением данного мероприятия.

 

Литература:

1. Правила по охране труда при работах на воздушных линиях связи и проводного вещания (радиофикации) ПОТ Р О – 45 – 006 – 96 от 25.01.1996 № 8;

2. Инструкция о порядке проведения контрольного осмотра опор воздушных линий связи Макрорегионального филиала «Юг» ОАО «Ростелеком», утвержденная приказом №235 от 28.05.2012 года