Ключевые вопросы. Переход к специальной оценке условий труда в отраслевом разрезе Н. Р. Абрамов (№3, 2013)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №3 2013

«Не так страшен чёрт, как его малюют». Русская народная поговорка

Н. Р. Абрамов,к. т. н., доцент, директор по развитию Саморегулируемой организации Некоммерческое Партнерство «Национальное общество аудиторов трудовой сферы», Москва.

В течение 2013 года в стране ведётся интенсивная работа по разработке законодательных и нормативных правовых актов по специальной оценке условий труда (далее – СОУТ). Переход к ней от сегодняшней аттестации рабочих мест (далее – АРМ) требует определенного анализа.

Вводимая в стране СОУТ должна направить усилия аттестующих организаций (испытательных лабораторий) с 2014 года на работу с неохваченными до сих пор в процессе АРМ работодателями в производственных видах экономической деятельности, имеющих вредные и (или) опасные условия труда.

Минтрудом России были подготовлены проекты федеральных законов «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда». Законопроекты прошли общественное обсуждение на различных публичных площадках, в том числе в профессиональном сообществе на базе Саморегулируемой организации Некоммерческое Партнерство «Национальное общество аудиторов трудовой сферы», объединяющей 224 организации, оказывающих услуги по охране труда, в 57 субъектах РФ. Законопроекты также были поддержаны сторонами социального партнерства на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 26 июля 2013 года.

Указанные законопроекты, регулирующие проведение СОУТ, были рассмотрены и одобрены 27 августа 2013 года на заседании Правительства РФ, а в настоящее время проходят обсуждение в Госдуме ФС РФ.

Законопроект о специальной оценке условий труда предусматривает введение единой процедуры, позволяющей объективно выявить и оценить вредные условия на конкретных рабочих местах:

  • идентификацию вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
  • проведение измерений и оценок уровней указанных факторов;
  • распределение условий труда на рабочих местах по классам (оптимальные, допустимые, вредные, опасные);
  • использование для СОУТ результатов производственного контроля.

Законопроектом предусмотрено существенное усиление роли профсоюзов в сфере охраны труда. Они могут законодательным образом участвовать в идентификации и процедуре СОУТ, а также влиять на обоснование прав работников и работодателей. После пятилетнего перерыва возвращается допустимость проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных факторов испытательной лабораторией (центром) работодателя.

Законопроектом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» предусмотрено внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс в части усиления административной и уголовной ответственности за нарушения законодательства об охране труда. В частности, вводится повышенная административная ответственность за:

  • допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;
  • необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Наибольшая административная ответственность для работодателя установлена при повторном (в течение года) нарушении требований охраны труда – штраф до 200тыс. рублей и приостановление деятельности. Кроме того, усиливается уголовная ответственность за нарушения требований охраны труда, повлекшие гибель двух и более работников. Надзор за соблюдением требований закона возлагается на Роструд.

В отношении рабочих мест, на которых по результатам СОУТ не выявлены вредные или опасные условия труда, работодателем будет подаваться в государственную инспекцию труда в субъекте РФ декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, которая действительна в течение 5 лет. По окончании срока ее действия в случае отсутствия за этот период несчастных случаев и профессиональных заболеваний у работников, срок действия декларации будет продлеваться еще на 5 лет.

Как отмечено на заседании Правительства РФ, результаты специальной оценки условий труда носят универсальный характер и могут использоваться для широкого спектра социально-трудовых отношений:

1)в зависимости от итогов СОУТ будет устанавливаться размер дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд - чем безопаснее труд, тем ниже отчисления в ПФР, вплоть до полного освобождения работодателей от уплаты дополнительных страховых взносов, если ими обеспечены безопасные условия труда для работников;

2) на основании результатов СОУТ будет устанавливаться объем компенсаций работникам за работу во вредных условиях труда: повышенный размер оплаты труда, дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени.

В целях защиты прав работников Трудовым кодексом РФ устанавливаются минимальные гарантированные размеры компенсаций. Также предусмотрено сохранение работникам объема предоставляемых гарантий и компенсаций, достигнутого по состоянию на декабрь 2013 года, при условии их дальнейшей занятости во вредных условиях труда.

Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» предусматривает сохранение досрочного пенсионного обеспечения, но с введением нового дополнительного условия – досрочная пенсия должна предоставляться тем работникам из числа указанных в Списках, на чьих рабочих местах по результатам СОУТ подтверждено наличие вредных и (или) опасных условий труда.

Наряду с этим работникам предоставляется возможность добровольно включиться в систему негосударственного пенсионного обеспечения, создаваемую работодателем совместно с негосударственными пенсионными фондами.

В настоящее время гарантии и компенсации работникам, занятым на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, а также досрочные пенсии предоставляются на основании:

- Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22;

- Списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях; Список № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях).

Следует обратить внимание, что в строительных отраслях имеется свой обширный перечень работников, претендующих по указанным Спискам на компенсации и досрочную трудовую пенсию. Исходя из действующего Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22, применительно к отраслям строительства имеем такие цифры.

Строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы включают 46 наименований производств, охватывающих профессии рабочих, прорабов и мастеров, претендующих на дополнительный отпуск в 7 или 14 календарных дней, а также продолжительность сокращенной недели в 36 часов.

Строительство метрополитена, туннелей и других подземных сооружений полагает 20 профессий рабочих с продолжительностью дополнительного отпуска в 7, 14 и 28 календарных дней, а также сокращенной недели в 36 часов.

Списки на досрочную пенсию также имеют «строительную составляющую». Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях включает следующие работы, где трудятся рабочие, специалисты и руководители:<

- подземные работы в шахтах, рудниках и на приисках по добыче полезных ископаемых; в геологоразведке; на дренажных шахтах; на строительстве шахт, рудников, приисков;

- подземные работы на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении и капитальном ремонте: горных выработок, метрополитенов, подземных каналов, тоннелей и других подземных сооружений;

- производство строительных материалов;

- монтажные, демонтажные и ремонтно-строительные работы внутри промышленных зданий и сооружений, загрязненных радиоактивными веществами и др.

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях включает:

- работы на промышленных площадках строительства шахт, рудников, разрезов, карьеров, приисков, драг, метрополитенов, тоннелей, подземных каналов и других подземных сооружений;

- производство строительных материалов;

- строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов;

- подземные работы по строительству и ремонту метрополитенов, подземных сооружений (кроме профессий рабочих, предусмотренных Списком № 1) и др.

Законопроектом о СОУТ предусмотрено, что в отношении рабочих мест, занятых работниками, профессии (должности, специальности) которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также работники, которым в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, комиссией работодателя принимается решение об обязательном проведении исследований (испытаний) и измерений потенциально вредных и (или) опасных факторов на данных рабочих местах.

Резюмируя всё выше сказанное, можно констатировать, что реализация переходного периода к специальной оценке условий труда требует совершенствования оказания услуг по проведению специальной оценки условий труда аккредитованными испытательными лабораториями (далее – ИЛ) субъектов РФ и отраслевой направленности. Аккредитацию ИЛ осуществляет Росаккредитация, а их реестр как организаций, проводящих СОУТ, ведёт Минтруд России. На сегодня таких организаций в реестре Минтруда России насчитывается более 860.

С 2014 года реальная СОУТ будет направлена на производства и на рабочие места по профессиям, имеющим выраженную специфику наличия вредных и (или) опасных условий труда. В настоящее время (с 2013 года) статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в ред. Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ) установлен дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для работодателей, использующих труд наемных рабочих, чьи профессии предусмотрены Списками № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10. Указанный тариф постепенно повышается и будет составлять, начиная с 2015 года, 9 и 6 процентов от сумм выплат и иных начислений в пользу работников по Спискам № 1 и № 2 соответственно.

В связи с вышесказанным, в каждом виде экономической деятельности, в том числе строительной отрасли, должна быть известна картина по условиям труда:

- количество рабочих мест, на которых проведена АРМ;

- количество организаций всех форм собственности, имеющих рабочие места с вредными условиями труда (далее – ВУТ);

- количество рабочих мест с ВУТ и занятых на них работников, в том числе по пенсионным Спискам;

- количество организаций, оказывающих услуги по АРМ, и их возможности для проведения СОУТ с 2014 года.

В настоящее время по данным Росстата численность экономически активного населения Российской Федерации, занятого в экономике, составила более 71 млн. человек (например, из них 7,2% приходится на строительство). Рабочие места с ВУТ составляют 31,8 % от общего количества рабочих мест, то есть на них занято свыше 21 млн. работников (таблица 1). В основных видах экономической деятельности доля рабочих мест с ВУТ колеблется от 21,7 % в строительстве до 46,2 % в добыче полезных ископаемых.

Работа во вредных условиях является причиной большого числа профессиональных заболеваний. Ежегодно их количество увеличивается на 5-7 тысяч. Суммарные экономические потери государства и работодателей от указанных причин составляют 1,94 трлн. рублей ежегодно.

В основных отраслях профзаболеваемость обусловлена такими факторами вредных условий труда, как:

- запылённость и загазованность воздуха рабочей зоны;

- повышенные уровни шума и вибрации;

- неблагоприятные микроклиматические условия;

- электромагнитные излучения;

- тяжесть и напряженность трудового процесса.

 

 

Таблица 1

Удельный вес численности работников, занятых во вредных условиях труда
в 2008—2012 гг. (по данным Росстата)

Вид экономической деятельности

Удельный вес работающих в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам (%)

2008

2009

2010

2011

2012

Всего по Российской Федерации

26,2

27,5

29,0

30,5

31,8

Добыча полезных ископаемых

39,1

40,3

42,5

45,3

46,2

Обрабатывающие производства

26,8

28,2

29,6

31,5

33,4

Промышленность

28,7

30,0

31,6

33,3

35,0

Транспорт и связь

24,5

25,7

26,5

27,2

27,7

Строительство

14,6

16,4

18,5

20,2

21,7

Как показывает таблица 1, налицо прогрессирующее ухудшение условий труда работников как в целом по России, так и в основных отраслях экономики. В настоящее время механизмом улучшения условий труда является проведение АРМ через каждые 5 лет.

В соответствии с данными Роструда, собранными госинспекциями труда в субъектах РФ с 1 сентября 2008 года (с момента приказного предоставления работодателями сводных ведомостей по АРМ) по 1 июля 2013 года, рабочие места с ВУТ составляют 46,6 % (таблица 2).

К сожалению, вся история АРМ (с 1997 года) не дала полную статистику такой работы. Результативность АРМ опирается на текущую статистику на основе сводных ведомостей работодателей, предоставляемых ими в госинспекции труда в субъектах РФ (обобщенные данные по субъектам РФ публикуются на сайте Роструда). В частности, «скорострельность» АРМ за 2-ое полугодие 2012 года дала такие результаты: аттестованы рабочие места в 30985 организациях с 1,15 млн. рабочих мест. За 1-ое полугодие 2013 год имеется небольшой рост аттестованных рабочих мест. По представленным работодателями в государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации данным о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда аттестация рабочих мест проведена в 35,9 тыс. организациях на более чем 1,44 млн. рабочих мест с общим количеством работников в них 1,71 млн. чел. При этом условия труда на более 1,02 млн. работников были квалифицированы как вредные и (или) опасные либо не соответствующие установленным требованиям по травмоопасности или обеспеченности средствами индивидуальной защиты.

По статданным Росстата в стране 4,8 млн. работодателей, имеющих 46,5 млн. рабочих мест. С этих позиций, на всеобщую аттестацию с повторностью каждые 5 лет понадобилось бы несколько десятилетий для 860 аккредитованных аттестующих организаций (далее – АО). На 1 АО в среднем приходится 6 тысяч работодателей, а 1 АО в год может охватить АРМ не более 150-200 работодателей. Усугубляет негативное положение дел «нежелание» АО проводить АРМ во вредных производствах. Проще – проводить АРМ каждые 5 лет для безопасных и безвредных условий труда, офисных рабочих мест, по одному и тому же кругу предприятий (некоторые АО «специализируются» на такой АРМ). Отсюда такой низкий процент охвата АРМ (3%) в стране за 5-летний период с 1 сентября 2008 года (таблица 2).

В целом результаты проведенной АРМ в РФ по материалам, поступившим в госинспекции труда в субъектах РФ с 1 сентября 2008 года (с момента обязательности предоставления) по 1 июля 2013 года, дают следующую картину (таблица 2).

Таблица 2

Результаты проведенной АРМ в РФ по материалам, поступившим в госинспекции труда в субъектах РФ с 1 сентября 2008 года по 1 июля 2013 года

 

Количество хозяйствующих субъектов, представивших материалы АРМ

Количество рабочих мест, на которых проведена АРМ,

%

Количество работников, занятых на рабочих местах, на которых проведена АРМ,

%

Количество рабочих мест с опасными и вредными условиями труда и (или) не соответствующими по травмоопасности или обеспеченности СИЗ

Количество работников, занятых на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда и (или) не соответствующими по травмоопасности или обеспеченности СИЗ

Всего, на

1.07.13

в % от количества действующих хозяйствующих субъектов

Всего

в % от общей численности занятых на аттестованных рабочих местах

146689

3,0%

7020594

15,1%

 

11073695

15,6%

 

3595 859

5159616

46,6

Так же не выдерживает критики качество проведения АРМ. В соответствии с данными Роструда на 1.07.2013 в стране 46,6% работников трудятся в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. Рострудом в целом выявлено 13,5 тысяч нарушений по вопросам гарантий и компенсаций.

Анализируя причины нарушений трудового законодательства (таблица 3), следует отметить, что наибольший удельный вес, в общем количестве нарушений по видам экономической деятельности, составили нарушения в обрабатывающем производстве (16,1%), строительстве (12,9%).

Таблица 3

Нарушения в строительстве в 2012 году (по данным Роструда).

Нарушения

Выявлено нарушений всего, единиц

Гарантий и компенсаций

Проведения АРМ

Проведения медицинских осмотров работников

Обучения и инструктирования работников по охране труда

Обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты

По вопросам охраны труда

РФ

679146

100%

13506

2,0%

44026

6,5%

22846

3,4%

150816

22,2%

49750

7,3%

102486

15,1%

Обрабатывающие производства

(16,4% нарушений)

111665

100%

1896

1,7%

7419

6,6%

3897

3,5%

25443

22,8%

9585

8,6%

21081

18,9%

Строительство

(12,9% нарушений)

87851

100%

1609

1,8%

5274

6,0%

3128

3,6%

19640

22,4%

7159

8,1%

15177

17,3%

К числу наиболее типичных нарушений, выявленных должностными лицами федеральной инспекции труда в 2012 году по вопросам, связанным с предоставлением работникам, предусмотренных трудовым законодательством, гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, относятся следующие:

неустановление для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенного рабочего времени, предусмотренного статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации;

непредоставление дополнительного оплачиваемого отпуска в соответствии со статьей 117 ТК РФ;

неустановление повышенного размера оплаты труда согласно статье 147 ТК РФ.

Основными нарушениями, выявленными государственными инспекторами труда в 2012 году при проверке хозяйствующих субъектов по вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда, являются следующие:

- не проведение многими работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда;

- недоведение результатов аттестации рабочих мест до сведения работников;

- игнорирование результатов аттестации рабочих мест при планировании и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда и решении вопросов предоставления работникам установленных законодательством гарантий и компенсаций за условия труда.

По результатам анализа деятельности ИЛ в субъектах РФ, проведенного в рамках представленного профессионального сообщества, можно отметить, что эффективное проведение АРМ осложнено следующими причинами:

- неизвестна доля аттестованных рабочих мест, состояние условий труда и объём вредных условий труда по Спискам производств, работ, профессий, досрочных пенсий и т.п., действующим в настоящее время, в том числе в рамках отраслевого среза;

- отсутствует дифференциация по специфическим особенностям условий труда различных категорий рабочих мест и видов экономической деятельности, включая вредные и (или) опасные производства;

- имеется единообразный подход к проведению АРМ, её распространение на всех без исключения работодателей;

- обязательно проведение АРМ с периодичностью один раз в пять лет без опоры на ежегодный производственный контроль и санитарно-промышленные лаборатории работодателей;

- существует огромное количество различных видов рабочих мест, на которых риск возникновения травм, профессиональных заболеваний или несчастных случаев низок или вообще отсутствует;

- необоснованны расходы на АРМ для субъектов предпринимательской деятельности;

- аттестация за обозримый период (с 1997 года) не повлияла на улучшение состояния производственного травматизма, условий труда, заболеваемости на производстве.

Таким образом, основной целью принятия законопроекта является унификация процедуры оценки условий труда на рабочих местах как единого способа реализации установленного законодательством о пенсионном обеспечении механизма освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и механизма предоставления предусмотренных законодательством об охране труда гарантий и компенсаций одновременно с формированием мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.

Законопроектом предусматривается возможность использования результатов СОУТ во всех процедурах в сфере охраны труда, которые обязательны для реализации всеми работодателями и предполагают привязку к реальным условиям труда на рабочих местах, в том числе:

- предоставление работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;

- разработка и реализация мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;

- контроль за состоянием условий труда на рабочих местах;

- организация обязательных предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу и периодическим медицинским осмотрам;

- оценка уровня профессиональных рисков;

- расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

С целью обеспечения максимальной «прозрачности» проведения процедуры специальной оценки условий труда законопроектом установлены однозначно понимаемый терминологический аппарат, права и обязанности работодателя и работника при проведении специальной оценки условий труда, а также организаций, проводящих специальную оценку условий труда.

В соответствии с законопроектом Федеральная служба по труду и занятости будет наделена полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в рамках осуществляемого ей в настоящее время государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства, а также по ведению реестра деклараций соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда.

Законопроектом о СОУТ в рамках определения порядка допуска к осуществлению деятельности в области специальной оценки условий труда предлагается возложить на Минтруд России полномочия по проведению аттестации и выдаче соответствующих сертификатов экспертам в области специальной оценки условий труда, на Росаккредитацию - полномочия по проведению аккредитации испытательных лабораторий (центров) организаций, осуществляющих специальную оценку условий труда.

Минтруд России наделяется полномочиями по ведению федеральной государственной информационной системы учета результатов СОУТ.

С целью сохранения преемственности в реализации действующей на сегодняшний день процедуры оценки условий труда устанавливается переходный период на срок до 31 декабря 2018 г., в течение которого будут признаваться действующими и подлежащими реализации имевшиеся до момента вступления в силу законопроекта результаты оценки условий труда при проведении АРМ.

Для реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда в строительстве, а также подготовке и внедрению указанных законопроектов Общероссийская негосударственная некоммерческая организация «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство», и Саморегулируемая организация Некоммерческое Партнерство «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» (далее – Стороны) планируют усиление совместных действий, что нашло отражение в рамках подготовленного совместного Соглашения о сотрудничестве и взаимодействию.

Стороны ставят своей целью развитие сотрудничества в пределах имеющихся полномочий, объединение и координацию усилий в области строительной деятельности и охраны труда, и действуют в целях развития системы оказания качественных услуг.

Стороны осуществляют сотрудничество и взаимодействие по следующим направлениям:

- участие в разработке правил, стандартов, учебных пособий и методических рекомендаций в области охраны труда в строительстве.

- координация деятельности членов-организаций Сторон с участием представителей Сторон по соблюдению законодательства о труде и оказания услуг в области охраны труда, включающих проведение специальной оценки условий труда; обучения работодателей и работников вопросам охраны труда; осуществления функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность которого не превышает 50 человек;

- содействие развитию и совместное участие в подготовке предложений по совершенствованию системы государственного управления, надзора и контроля, качества оказания услуг в области охраны труда в строительной деятельности;

- выработка общих подходов при разработке стандартов и правил оказания услуг в области охраны труда в строительной деятельности, а также совместных мер, направленных на улучшение деятельности и повышение качества работы организаций, оказывающих услуги в строительной деятельности в части соблюдения требований охраны труда;

- проведение взаимных консультаций в целях выработки согласованных позиций по вопросам развития деятельности и системы услуг в области строительной деятельности и охраны труда;

- участие и проведение совместных совещаний, конференций, семинаров, симпозиумов по проблемам охраны труда в строительстве, улучшения качества и повышения конкурентоспособности услуг в области охраны труда в строительной деятельности;

- изучение и анализ состояния соблюдения законодательства об охране труда в строительстве в субъектах РФ и в целом по России;

 

- сбор и обмен информацией о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований нормативных правовых актов при оказании услуг в области охраны труда и проведения специальной оценки условий труда.

 

В ходе реализации указанных направлений Стороны регулярно:

 

- обмениваются информацией по вопросам, относящимся к предмету настоящего Соглашения;

 

- организуют проведение обучения специалистов и экспертов организаций по охране труда и по специальной оценке условий труда;

 

- проводят рабочие совещания и взаимные консультации с участием представителей Сторон и их территориальных органов в субъектах РФ;

 

- принимают необходимые документы, конкретизирующие формы и методы взаимодействия Сторон.

В настоящее время с участием профессионального сообщества ведется активная работа по разработке нормативных правовых актов во исполнение требований законопроектов:

  1. Порядок ведения реестра организаций, проводящих СОУТ;
  2. Порядок аттестации лиц на право выполнения работ по СОУТ;
  3. Перечень видов деятельности и организаций, в которых СОУТ проводится с учетом особенностей.
  4. Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении СИЗ;
  5. Форма, технические требования, инструкция по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по СОУТ и порядок ведения реестра лиц, имеющих сертификат эксперта;
  6. Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, форма отчета комиссии и иных документов, оформляемых по результатам СОУТ, и инструкции по их заполнению;
  7. Порядок проведения экспертизы качества СОУТ;
  8. Порядок оформления декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и порядка ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
  9. Порядок аттестации специалистов по охране труда;
  10. Рекомендации по системе управления охраной труда в организации;
  11. Положение об аккредитации организаций в области охраны труда (перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации);
  12. Порядок обучения по вопросам охраны труда;
  13. Рекомендации по определению эффективности системы управления охраной труда в организации;
  14. Рекомендации по определению, устранению, и ограничению опасностей на рабочем месте и профессиональных рисков работника.

По мере выхода проектов этих документов, они будут вынесены на обсуждение профессионального сообщества. В первоочередном порядке СРО НП «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» готовит предложения по таким актам, как:

  • Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, форма отчета комиссии и иных документов, оформляемых по результатам СОУТ, и инструкции по их заполнению;
  • Порядок проведения экспертизы качества СОУТ;
  • Порядок аттестации лиц на право выполнения работ по СОУТ;
  • Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении СИЗ.

Просьба особое внимание обратить на формулировки (именно на формулировки, а не рассуждения) статей законопроектов, регламентирующих работы, непосредственно затрагивающие деятельность организаций, осуществляющих СОУТ, в частности:

  • Требования к организациям, экспертам, их полномочия, права, ответственность. Разделение полномочий и ответственности организации и эксперта;
  • Идентификация потенциально вредных факторов. Процедура, роль и ответственность комиссии, эксперта, профсоюзов, требования к профсоюзному эксперту. Условия использования лаборатории работодателя;
  • Декларирование соответствия: роль эксперта, ответственность работодателя;
  • Порядок проведения СОУТ.
  • Критерии и порядок аттестации экспертов, экспертизы качества СОУТ;
  • и другие подзаконные акты.

Дополнительно членами СРО ставятся вопросы:

- насколько обоснованы широкий перечень факторов, включаемых в область аккредитации;

- о формулировках, позволяющие исключить из области аккредитации лаборатории по редко используемым факторам, требующие дорогостоящего оборудования, специализированных помещений, особый персонал и т.п.;

- о переходных положениях, определяющие порядок инспекционного контроля в 2014 году, необходимости соответствия лаборатории новым требованиям с 2014 года, переходе от АРМ к СОУТ с 1.01.2014 и других проблемах переходного периода.

Только совместная работа всех заинтересованных сторон может эффективно и полезно решить накопившиеся проблемы улучшения условий труда, перейти к их специальной оценке.