Страховочные берега. Современные тенденции развития обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в Приволжском федеральном округе. С. Н. Яшин, А. М. Авдеева (№3, 2012)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №3 2012

Страховочные берега. Современные тенденции развития обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Приволжском федеральном округе

С.Н. Яшин, д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Управление инновационной деятельностью» Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е.Алексеева

А.М.Авдеева, начальник отдела страхования профессиональных рисков Государственного учреждения — Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ

В основе тенденций, сложившихся в обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2012г., лежит состояние экономики в условиях политической стабильности в период после кризиса 2008года.

СПАД В ПРОИЗВОДСТВЕ и предпринимательстве, наблюдавшийся в 2009-2010гг. остался позади, но до высокой экономический активности 2007-2008гг. еще далеко. Как показал проведенный анализ, на страхователей разной территориальной и отраслевой принадлежностей  кризис оказал разное воздействие, восстановление после него также идет по-разному. В ходе анализа, приведенного в данной статье, были рассмотрены данные по Нижегородской области и Приволжскому федеральному округу (далее - ПФО) в целом на основании данных финансовой отчетности​, оперативной информации и Поисково-мониторинговой системы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Стабилизация экономической обстановки, последовавший после финансового кризиса 2008г., проявляется в частности в увеличении количества граждан, занятых в экономике, в том числе наемных работников, что наблюдается в подавляющем большинстве регионов, образующих ПФО (таблица 1). В целом по ПФО численность работающих увеличилась  с 11302 тыс.чел. в 2010г. до 11705,6 тыс.чел. в 2011г. , т.е. на 3,6%, однако не достигла даже значений 2009г. Наибольшее увеличение численности наемных работников наблюдается в регионах, в которых в  2010г. было отмечено наибольшее сокращение рабочих мест: в Нижегородской области (численность работающих увеличилась на 23% по сравнению с 2010г.) и в Чувашской Республике (на 11,4% по сравнению с 2010г.). В Саратовской области и Республике Мордовия, где в 2010г. были отмечены самые низкие показатели снижения численности работающих, данная тенденция имеет место до сих пор: в 2011г. в указанных регионах сокращения коснулись 1,9% и 1,1%  работающих соответственно.

В 2011г., так же как и в 2010г. в большинстве регионов ПФО наблюдалась тенденция снижения уровня первичного производственного травматизма (таблицы 2, 3). В целом по ПФО количество несчастных случаев на производстве  снизилось с 13537 случаев в 2010г. до 12670 случаев в 2011г., т.е. на 6,4%. Из 14 субъектов Федерации, входящих в федеральный округ, увеличение числа случаев производственного травматизма наблюдается только в 3 регионах: в Республике Татарстан (на 3,7%), Удмуртской Республике (на 9,6%) и Саратовской области (на 0,3%). Однако следует отметить, что частота случаев производственного травматизма в перечисленных субъектах Федерации ниже соответствующего показателя по ПФО в целом.

Значительное увеличение количества впервые выявленных профессиональных заболеваний (с 994 случаев в 2010г. до 1455 случаев в 2011г.) также не может свидетельствовать о резком неблагоприятном изменении условий труда, поскольку профзаболевания являются отсроченным во времени последствием как правило длительного воздействия вредных производственных факторов. Малое количество впервые выявленных профзаболеваний является последствием спада промышленного производства 1990-х-начала 2000-х годов. Данный показатель также зависит от такого субъективного фактора, как выявляемость профессиональных заболеваний, в том числе при проведении обязательных периодических медицинских осмотров работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, и здесь значительную роль играет качество проводимых обязательных медосмотров, проведение обязательных  медицинских осмотров стажированных работников в специализированных медицинских учреждениях (центрах профпатологии). Нет возможности оценить качество проведения медосмотров в других регионах, однако анализ проведения углубленных и периодических медицинских осмотров за счет средств Фонда социального страхования РФ в Нижегородской области дают основания сделать неутешительный вывод о их невысоком качестве в ряде случаев. Данный вывод подтверждается низкой выявляемостью профессиональных заболеваний в Нижегородской области в сравнении с другими промышленно развитыми регионами ПФО, например, с Республикой Татарстан и Самарской областью.

Основными причинами, определяющими высокий уровень производственного травматизма и профзаболеваемости, являются:

- старение основных производственных фондов, сокращение объемов капитального и профилактического ремонта промышленных зданий, сооружений, машин и оборудования;

- снижение темпов технического обновления производства;

- ослабление ответственности работодателей и руководителей производств за состояние условий и охраны труда;

- ухудшение контроля за техникой безопасности производств в результате сокращения служб охраны труда на предприятиях.

Положение усугубляет резкий рост числа малых и средних предприятий, где вопросами охраны труда не занимаются совсем.

Главной проблемой при расследовании несчастных случаев на производстве остается сокрытие несчастных случаев на производстве как работодателями, так и самими пострадавшими работниками, несвоевременное извещение страховщика о произошедшем несчастном случае и затягивание формирования и работы комиссии по расследованию несчастного случая. Все это усложняет расследование несчастных случаев и проведение экспертизы страхового случая, затрудняет, а иногда делает невозможным проведение своевременной медицинской реабилитации, лечения непосредственно после полученной травмы, в том числе и высокотехнологичного, выходящего за рамки государственных гарантий, по тяжелым производственным травмам.  

Рассматривая характер, получаемых пострадавшими повреждений здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, их можно распределить следующим образом:

  1. Опорно-двигательный аппарат (58,7% случаев);

  2. Кожа и мягкие ткани (12,2%);

  3. Черепно-мозговые травмы (11,5%);

  4. Органы зрения (4%);

  5. Органы дыхания (0,8%);

  6. Другие (12,8%).

    Общеизвестно, что чем раньше после получения увечья оказана высококвалифицированная медицинская помощь, тем выше вероятность полного выздоровления или минимизации последствий для здоровья и трудоспособности пострадавшего работника. Поэтому страхователям стоит обратить особое внимание на соблюдение сроков извещения страховщика, формирования комиссии по расследованию несчастного случая и проведения расследования несчастного случая, установленных  Трудовым Кодексом РФ, Федеральным законом от 24.07.1998 №125-ФЗ, постановлением Министерства труда РФ от 24.10.2002 №73.

    В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006г. N286 "Об утверждении Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" оплата расходов на лечение застрахованного лица после произошедшего тяжелого случая осуществляется страховщиком до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности.

    Оплате подлежат расходы, связанные с  оказанием стационарной медицинской помощи (в том числе высокотехнологичной специализированной медицинской помощи) при лечении последствий тяжелых несчастных случаев на производстве,  оказанием амбулаторно-поликлинической помощи, предоставляемой после оказания стационарной помощи либо медицинской реабилитации, как в поликлинике, так и на дому, а также в дневных стационарах, осуществлением медицинской реабилитации в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, после оказания стационарной либо амбулаторно-поликлинической помощи в период временной нетрудоспособности в связи со страховым случаем до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты трудоспособности.

    За счет страховщика оплачиваются расходы на лечение застрахованного лица, осуществляемое медицинскими организациями в объеме, определяемом врачебной комиссией соответствующей медицинской организации.

    Территориальные органы Фонда социального страхования РФ оплачивают расходы на лечение застрахованных (таблица 4), которое осуществляется одной или несколькими медицинскими организациями, включая случаи перевода застрахованного лица в другую медицинскую организацию, привлечения медицинской организацией специалистов из иных медицинских организаций для оказания застрахованному лицу специализированной медицинской помощи при наличии медицинских показаний, которые определены врачебной комиссией медицинской организации.

    Оплата расходов на лечение застрахованного лица производится на основании договора об оплате лечения застрахованного лица, заключаемого страховщиком с медицинской организацией, иной способ оплаты, например, в виде компенсации уже понесенных застрахованным или страхователем расходов на реабилитацию, дейстующим законодательством не предусмотрен.

    В целом по ПФО лечение непосредственно после тяжелого несчастного случая в прошли 2010г. прошли 65,2% пострадавших, имеющих право на такую реабилитацию, в 2011г. еще больше — 61,5%. Следует отметить работу территориальных органов Фонда социального страхования РФ в Саратовской области, обеспечивших прохождения реабилитации более 80% пострадавших в результате тяжелого несчастного случая в 2010 и 2011гг. Такое лечение непосредственно после тяжелой травмы позволяет полностью восстановить здоровье каждого пятого пострадавшего.

    В целях снижения уровня производственного травматизма и профзаболеваемости Фонд социального страхования РФ финансирует проведение страхователями определенных мероприятий по охране труда (таблица 5, 6). Перечень мероприятий ежегодно утверждается приказом Минздравсоцразвития России.

 

В 2010-2011гг. было предусмотрено финансирование расходов по 9 направлениям:

-санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

-приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, сертифицированных средств индивидуальной защиты по установленным нормам (далее - СИЗ);

-проведение аккредитованной организацией аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация);

-проведение запланированных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда работ по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

-обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием (далее – ЛПП), для которых указанное питание предусмотрено нормативными документами;

-обучении отдельных категорий работников по охране труда (далее - обучение);

-проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

-приобретение страхователями, работники которых заняты на подземных работах, а также на работах, связанных с движением транспорта, для проведения предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры);

-приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые автомобильные перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов).

Некоторые страхователи обратились за финансированием сразу нескольких мероприятий.    

Всего в 2010г. разрешение на финансовое обеспечение мер по снижению производственного травматизма и профзаболеваемости получили 5770 страхователей ПФО. Общая сумма финансирования составила 815,5 млн.руб. За счет средств страховых взносов было аттестовано 135209 рабочих мест, 13124 работника прошли показанное им санаторно-курортное лечение, было приобретено 316,8 тысяч единиц СИЗ и на 164 рабочих места были улучшены, благодаря установке на них и модернизации средств коллективной защиты. Кроме того, за счет средств Фонда социального страхования РФ были проведены обязательные периодические медицинские осмотры 101,1 тыс. работников, 2894 работника пришли обучение по охране труда, было приобретено 111 алкотестеров и 2 тахографа.

В 2011г. 5482 страхователей ПФО получили разрешение часть страховых взносов направить на проведение мероприятий по охране труда. Общая сумма финансирования увеличилась  на 11,6% и составила 910,1 млн.руб., за счет которых было аттестовано 130994 рабочих места (на 3,1% меньше, чем в 2010г.), 12356 работников, занятых во вредных условиях труда, прошли необходимое им санаторно-курортное лечение (на 5,9% меньше, чем в 2010г.), было приобретено 284,4 тысяч единиц СИЗ (на 10,2% меньше, чем в 2010г.) и на 227 рабочих местах условия труда были улучшены (на 38,4% больше, чем в 2010г.). Были проведены обязательные периодические медицинские осмотры 121,8 тыс. работников (на 20,5% больше, чем в 2010г.), 3431 работник пришли обучение по охране труда (на 18,6% больше, чем в 2010г.), было приобретено 123 алкотестеров (на 10,8% больше, чем в 2010г.) и 2 тахографа.

В 2010-2011гг. порядка 14,5% всех ассигнований на проведение мероприятий по охране труда ПФО приходились на Нижегородскую область. Распределение ассигнований между направлениями финансирования по Нижегородской области в 2010г. и 2011г. представлено в таблице 7.

 

Итоги финансирования предупредительных мер, проводимых страхователями Нижегородской области в 2010-2011гг. следующие.

В 2011г. за разрешением на финансовое обеспечение санаторно-курортного лечения обратились 63 страхователя, что меньше аналогичного показателя 2010г. на 4,5%. Большинство страхователей, обратившихся за указанным направлением финансирования — это крупные предприятия с сильными профсоюзными органами, часть из этих предприятий имеют свои санатории-профилактории (например, ОАО «Выксунский металлургический завод», ОАО «Нижегородский машиностроительный завод»). Количество застрахованных, прошедших санаторно-курортное лечение, в 2011г. выросло на 8,8% и составило 1142 человека.

За разрешением на приобретение СИЗ обратились 296 страхователей, что на 19,4% больше, чем в прошлом году. Выбор обеспечения работников СИЗ как приоритетного направления более чем четвертью страхователей обусловлен тяжелым финансовым состоянием многих из них, недостаточностью собственных средств на их приобретение, однако расширение перечня мероприятий по охране труда и необходимость проведения аттестации рабочих мест, как обязательное условие выделения финансирования, привели к снижению заинтересованности в приобретении СИЗ.

За разрешением на проведение аттестации рабочих мест обратились 677 страхователей, что соответствует показателям 2009г. Большинство обратившихся за финансированием аттестации — бюджетные учреждения и малые предприятия, для которых проведение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов — единственный способ финансирования мероприятий по охране труда, проведение которых предписано Трудовым кодексом РФ. Около трети обратившихся – образовательные учреждение, преимущественно школы и дошкольные образовательные учреждения, шестую часть составляют учреждения здравоохранения, одну седьмую – учреждения социальной сферы – приюты, дома престарелых и т.п. Более, чем у половины страхователей, обратившихся за финансовым обеспечением данного мероприятия по охране труда, сумма финансирования не превышает 10 тыс.руб.

За разрешением на проведение запланированных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда работ по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, вибрации, шума и всех видов излучений на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда обратились 11 страхователей, что также на уровне 2010г. Улучшены условия труда на 118 рабочих местах, что в 2 раза больше, чем в предшествующем году. Это связано с активным участием в продвижении и организации данного направления финансирования предприятий, занимающихся изготовлением, продажей оборудования и проведением работ по снижению запыленности и загазованности, пропагандой эффективности данного направления охраны труда среди крупных промышленных предприятий.

Ни один из страхователей не выразил желания направить средства финансирования на обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием. Такая ситуация связана с тем, что обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием может быть профинансировано Фондом социального страхования РФ только при условии проведения его в строгом соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009г. №46н, который фактически не выполняется страхователями.

На 15% повысилась востребованность среди страхователей такого направления, как обучение застрахованных по охране труда.

Правом направлять часть страховых взносов на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (далее - ПМО) воспользовались 22 страхователя. Наблюдается снижение более чем в 2 раза как количества обращений за данным направлением финансирования, так и количества застрахованных, прошедших обязательные периодические медицинские осмотры в 2011г. в сравнении с 2010г. Отказ страхователей от этого направления зачастую связано с проведением ПМО медицинскими организациями с нарушением требований законодательства.

За разрешением на приобретение алкотестеров обратилось 6 страхователей — структурных подразделения ОАО «Российские железные дороги» в целях проведения предрейсовых осмотров работников, занятых на работах, связанных с движением железнодорожного транспорта. За приобретением тахографов страхователи не обращались.

По сравнению с 2010г. в 2011г. наблюдалось незначительное увеличение (на 2,9%) количества страхователей, обратившихся за финансированием. Из общего числа страхователей Нижегородского регионального отделения, зарегистрированных на 01.06.2011г., за финансированием обратилось 0,93%, однако, это наиболее крупные страхователи, чьи взносы составляют львиную долю поступлений в региональное отделение. Так на согласование представили документы 97% страхователей, чьи страховые взносы в 2010г. превысили 6 млн.руб., и 62% страхователей, чьи взносы в 2010г. составили от 500 тыс.руб. до 6 млн.руб.

Есть основания полагать, что совместно финансируемые страхователями и страховщиком, системно проводимые мероприятия по охране труда позволят не только улучшить состояние здоровья застрахованных в настоящем, но и снизить уровень профессионального риска по итогам уходящего 2012года.