Малые предприятия: управление охраной труда с применением аутсорсинга. Н. Р. Абрамов (№3, 2011)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №3 2011

Малые предприятия:

Управление охраной труда с применением аутсорсинга

 

Н.Р. Абрамов, директор по развитию СРО некоммерческое

партнерство «Национальное общество аудиторов

трудовой сферы», к. т. н. (Москва)

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ В УПОМЯНУТЫХ ВЫШЕ ОБСУЖДЕНИЯХ ПЛАНИРУЕТСЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ путем формирования рынка услуг в области охраны труда, включающих обслуживание по вопросам охраны труда, обучение работодателей и работников вопросам охраны труда, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. При этом по делу и не по делу оперируют аутсорсингом, подменяя и его суть, и его предназначение.

Аутсорсинг (от англ. outsourcing: (outer-source-using) — использование внешнего источника/ресурса) — передача организацией на основании договора определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой организации, специализирующейся в соответствующей области.

В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический или же случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее года). Наличие бизнес-процесса является отличительной чертой аутсорсинга от различных других форм оказания услуг и абонентского обслуживания.

Главным источником экономии затрат с помощью аутсорсинга является повышение эффективности организации в целом и появление возможности освободить соответствующие человеческие, организационные, финансовые ресурсы, что позволяет развивать новые направления или сконцентрировать усилия на уже существующих и требующих повышенного внимания.

К СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. Федерального закона от 05.07.2010 № 153-ФЗ) относятся организации, в которых средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней их численности для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

— от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних

предприятий;

— до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых

предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек.

В отечественной предпринимательской практике на аутсорсинг чаще всего передаются такие функции, как ведение бухгалтерского учета, обеспечение функционирования офиса, переводческие и транспортные услуги, поддержка работы компьютерной сети и информационной инфраструктуры, рекламные услуги, обеспечение безопасности.

Охрана труда и малый бизнес в России развиваются в далеко «не дружественных аспектах», и любые подходы и методы из других областей хорошо было бы применять разумно, в том числе и тот же аутсорсинг. Но сохранение жизни и здоровья работников на производстве, являясь приоритетом государственной политики (Ст. 210 Трудового кодекса РФ), возлагает на нашего работодателя обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда (Ст. 212 Трудового кодекса РФ) и меры ответственности согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях и Уголовному кодексу РФ. В связи с этим аутсорсинг необходимо применять взвешенно, и далеко не все проблемы охраны труда в малом предпринимательстве можно взваливать на него.

Не секрет: с точки зрения охраны труда малый бизнес характеризуется более высоким по сравнению со среднероссийским уровнем производственного травматизма, и условия труда на малых предприятиях чаще приводят к профессиональной заболеваемости. Усугубляет негативные тенденции и отношение руководителей тех же предприятий и предпринимателей к охране труда. Факты свидетельствуют, что безопасностью труда и здоровьем работников там начинают заниматься только лишь при возникновении несчастных случаев с работниками или же по результатам проверок уполномоченных надзорных органов. Все это не может не вызывать тревоги и требует усиления внимания к вопросам и проблемам охраны труда в сфере малого предпринимательства.

Организация работ по охране труда на малых предприятиях определяется спецификой их деятельности и численностью работников. Внедрение аутсорсинга, как правило, реализуется на малых предприятиях, где численность работников не превышает пятидесяти человек, и работодатель в соответствии со ст. 217 Трудового кодекса РФ принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с непременным учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии у работодателя такой службы или штатного специалиста по

 охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или же специалист, занятые оказанием услуг в области охраны труда и привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Упомянутые организации и индивидуальные предприниматели подлежат обязательной аккредитации в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация…». Данным приказом определен перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация:

— осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность которого не превышает 50 человек;

— проведение АРМ по условиям труда;

— обучение работодателей и работников вопросам охраны труда.

Аутсорсинг в области охраны труда (Осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность которого не превышает 50 человек) имеет следующее примерное содержание:

— организация охраны труда на малом предприятии;

— разработка основных локальных нормативных актов по охране труда малого предприятия;

— планирование и реализация мероприятий по охране труда;

— исполнение обязанностей инженера (специалиста) по охране труда в соответствии с квалификационными требованиями;

— организация работы службы охраны труда в соответствии с рекомендациями, утв. Постановлением Минтруда РФ от 08.01.2000 № 14, осуществление функций службы охраны труда;

— консультирование деятельности комиссии по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов;

— создание, сопровождение и аудит системы управления охраной труда на малом предприятии.

Организация охраны труда на малом предприятии осуществляется в соответствии с ГОСТ Р ССБТ 12.009–2009 «Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению» (Утв. и введены в действие с 1 июля 2010 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.08.2009 № 283-ст). Российской энциклопедией по охране труда (М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006) СУОТ представляется как организационная система — часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанная с деятельностью организации. Исходя из законодательного определения (Ст. 209 Трудового кодекса РФ), управление охраной труда в организации можно рассматривать как подготовку, принятие и реализацию решений по осуществлению правовых, социально-экономических, организационно- технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение жизни, здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Национальным стандартом для малых предприятий ГОСТ Р ССБТ 12.009–2009 позволяется разработать СУОТ в соответствии с международными стандартами и руководствами (Стандартами серии ISO 9000 «Управление качеством», OHSAS 18001 «Системы управления охраной труда и безопасностью персонала», Руководством МОТ-СУОТ 2001/ILO-OSH 2001 по управлению системами профессиональной безопасности и здоровья МОТ), а также и межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230–2007 «Система стандартов безопасности труда. СУОТ. Общие требования».

Согласно стандартам методология создания и функционирования систем управления основывается на известных принципах: «планируй — выполняй — контролируй — совершенствуй». Система, соответствующая стандартизованным требованиям, предназначена не только для реализации организацией своей политики и задач в области охраны труда, но и оценки ее деятельности в этой области сторонними организациями.

СУОТ дает возможность предприятию разработать свою концепцию (политику) по охране труда и установить ее цели, организовать трудовые процессы с принятием необходимых мер повышения результативности охраны труда, а также создать социально ориентированное производство с исключением ущерба в результате аварий и несчастных случаев. Руководители малых предприятий (индивидуальные предприниматели) в качестве первых шагов в этом направлении должны:

— изучить свои обязанности в соответствии с законодательством об охране труда;

— выбрать в соответствии со спецификой деятельности организационную форму работы по охране труда (создание службы, назначение специалиста, оформление договорных отношений со сторонними организациями или специалистами);

— пройти обучение и направить на учебу отдельных специалистов и работников в специализированные учебные центры с получением удостоверения о проверке знаний требований охраны труда.

Распорядительными документами в коллективе назначаются должностные лица, которым поручается ответственность за обеспечение охраны труда, электрохозяйство и безопасную эксплуатацию объектов повышенной опасности, пожарную безопасность, и другие ответственные лица в соответствии с направлениями работы предприятия. Это делается даже в случае, когда малое предприятие применяет услуги аутсорсинга.

Известно, что деятельность малого предприятия применительно к требованиям законодательства об охране труда можно разбить на два этапа:

— этап организации деятельности предприятия;

— этап осуществления деятельности.

Безусловно, его деятельность имеет свою специфику и далеко не всегда удается подстроить ее под какую-либо схему. Тем не менее практика работы по охране труда многих предприятий показывает: наилучший результат в этой области достигается лишь тогда, когда требуемые меры принимаются своевременно. Да, трудно ожидать положительных результатов там, где нарушения государственных нормативных требований охраны труда были изначально заложены на стадии планирования производственной деятельности.

ГОСТ Р ССБТ 12.009–2009 поставлена цель методического обеспечения возможности функционирования вновь создаваемого малого предприятия, а также профилактической работы на действующем малом предприятии путем непрерывного совершенствования деятельности по обеспечению охраны труда для предупреждения травматизма и профзаболеваний.

Задачами стандарта являются:

— организация работы по охране труда;

— организация безопасных процессов производства;

— создание безопасных условий труда;

— содействие защите работников от опасностей;

— подготовка к аудиту, страхованию и представлению предприятия контрольным органам;

— развитие положений ГОСТ 12.0.230 с учетом особенностей предприятия, законодательства и национальной нормативной правовой базы по охране труда.

Система управления охраной труда на малых предприятиях включает следующие направления:

— предварительный анализ состояния охраны труда;

— планирование системы управления охраной труда;

— разработка и применение СУОТ;

— проверка системы управления охраной труда;

— анализ функционирования СУОТ.

Кроме того, на каждом этапе организации и деятельности малого предприятия неизбежны и дополнительные к данному стандарту мероприятия, выполнение которых проводится на использовании соответствующих нормативных правовых актов. Расширенное толкование выглядит следующим образом: на этапе организации и этапе осуществления деятельности малого предприятия по охране труда руководители (индивидуальные предприниматели) должны провести организационные мероприятия в соответствии с перечнем, приведенным ниже.

Первый этап:

1.1 Ознакомление с обязанностями и личной ответственностью работников в соответствии с законодательством об охране труда.

1.2 Определение организационной формы работы по охране труда (создание службы, назначение специалиста по охране труда, оформление договорных отношений со сторонними специалистами или организациями, оказывающими услуги в этой области).

1.3 Прохождение обучения и направление на учебу специалистов и работников, связанных с вопросами охраны труда, в аккредитованные учебные центры охраны труда.

1.4 Назначение ответственных должностных лиц, распределение обязанностей по охране труда между должностными лицами и ответственности в области организации безопасного производства работ и контроля за соблюдением требований охраны труда.

1.5 Формирование перечня нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

1.6 Разработка локальных нормативных документов работодателя, инструкций по охране труда для работников.

1.7 Выделение работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, и работ, для проведения которых требуется оформление наряда-допуска.

1.8 Определение профессий и видов работ, при выполнении которых необходимо бесплатно выдавать работникам СИЗ, смывающие и обезвреживающие средства.

1.9 Выделение профессий и видов работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда и предусмотрено дополнительное специальное обучение безопасности труда.

1.10 Определение контингента работников, для которых предусмотрены предварительный и периодический медицинские осмотры.

1.11 Выделение производств, профессий и должностей с условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации.

1.12 Заключение трудовых договоров с работниками.

1.13 Определение порядка бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, смывающих и обезвреживающих средств и разработка перечней профессий, для которых предусмотрена бесплатная выдача СИЗ.

1.14 Организация работ повышенной опасности (при наличии).

Второй этап

2.1 Проведение инструктажей по охране труда.

2.2 Создание комиссии по охране труда.

2.3 Избрание уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов или иных уполномоченных представительных органов.

2.4 Расследование, учет и оформление несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2.5 Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

2.6 Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2.7 Создание и ведение документации по охране труда.

2.8 Санитарно-бытовое обеспечение работников.

2.9 Оборудование уголка по охране труда.

2.10 Обеспечение работников специальной одеждой и обувью и другими СИЗ, смывающими и обезвреживающими средствами.

2.11 Выдача молока или лечебно-профилактического питания.

2.12 Организация и обучение первой помощи пострадавшим на производстве.

2.13 Финансирование мероприятий по охране труда.

2.14 Обеспечение прав и обязанностей работников малых предприятий.

Создание СУОТ направлено на осуществление приоритета сохранения жизни и здоровья работников, и нам никогда не мешает вспомнить незыблемые лозунги «Сначала безопасность — потом работа», «Охрана труда — дело всех и каждого».

Как показывает практика, аутсорсинг охраны труда на малых предприятиях возможен, но не в полной мере: его ограничение связано с законодательными установками и требованиями, непосредственно определяющими ответственность и обязанности работодателя. А есть и функции ответственного лица по охране труда на таком предприятии, не подлежащие аутсорсингу, они должны исполняться лично им и работниками предприятия:

— соблюдение требований охраны труда;

— прохождение медосмотров (освидетельствований);

— применение СИЗ;

— расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— проведение инструктажей по охране труда;

— ежедневный контроль состояния безопасности и условий труда и др.

Рассмотрим СУОТ на малом предприятии и роль аутсорсинга и работодателя (малого предприятия) с позиций ГОСТ 12.0.009–2009, а также совместное выполнения ими работ по охране труда (в таблице ниже использована понятная читателям аббревиатура: А — аутсорсинг, МП — малое предприятие)

 

 

Как видно из приведенного в таблице анализа, руководитель МП по закону не может обойтись только лишь услугами аутсорсинга: требования законодательства, связанные с его обязанностями и ответственностью, не позволяют делать полную ставку на аутсорсинг.

В то же время, к примеру, в случае если сотрудники малого предприятия не могут взяться за квалифицированное выполнение работ по охране труда на этапе проектирования или оценить выполнение ее требований на уже действующем предприятии, заинтересованная сторона должна обратиться к услугам специализирующихся на решении этих вопросов организаций (в режиме аутсорсинга или договорных отношений). К тому же предприятие может иметь дело и с работами повышенной опасности или опасными производственными объектами. Следует еще выполнять требования и электро-, пожарной и экологической безопасности, проводить профилактические и санитарно-эпидемиологические мероприятия, заниматься производственным контролем, в целом обеспечивать соблюдение требований технических регламентов безопасности (По двенадцати направлениям безопасности в соответствии с Федеральным законом от 24.06.2003 № 109-ФЗ «О техническом регулировании техническими регламентами о безопасности»).

По имеющимся на малом предприятии направлениям безопасности в сфере законодательства о техническом регулировании работодатель должен назначить ответственные лица, которые должны быть направлены на обучение в установленном порядке. Аутсорсинг в области безопасности труда, электробезопасности, промышленной, пожарной, экологической и другим видам безопасности не может решить всех проблем работодателя и «все взять на себя». В этих случаях за аутсорсингом остаются консультационные функции.

Напомню: ответственность за охрану труда и обеспечение требований безопасности законодательно несет все тот же работодатель.

Реализация аутсорсинга в области охраны труда после 1 декабря 2010 года выявила следующие проблемы:

— возникновение трудностей аккредитованных организаций по предложению такой услуги ввиду ее невостребованности руководителями малого бизнеса;  отсутствие спроса на аутсорсинг;

— недооценка работодателями его возможностей для системной работы по управлению охраной труда;

— привлечение аутсорсинга лишь для решения вдруг возникших проблем — предписания по результатам проверок надзорных органов; обучения; расследования несчастных случаев и т. п.;

— игнорирование обязательного финансирования мероприятий по охране труда в соответствии с трудовым законодательством;

— игнорирование работодателем требований защиты человека труда от опасностей производства и вредных, тяжелых, напряженных условий труда;

— обидное незнание сообществом малого бизнеса законодательных требований охраны труда;

— нежелание использования механизмов экономического стимулирования (скидок к страховому взносу или дополнительного финансового обеспечения мероприятий по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний);

— использование аутсорсинга на начальном этапе организации работы по охране труда или для разовых работ по охране труда;

— невысокая стоимость оказания данного вида услуг;

— редкое посещение представителями аутсорсинга малого предприятия (до раза в неделю, нехватка времени или работа сразу на нескольких МП);

— упрощенный подход к решению вопросов охраны труда руководителем предприятия за счет использования труда на полставки или по совместительству сотрудников или пенсионеров, имеющих опыт в области охраны труда.

В целом развитие аутсорсинга требует постановки общесистемного подхода к данному виду услуги в области охраны труда:

— разработка и введение профессиональных стандартов и правил по оказанию услуг по осуществлению функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность которого не превышает 50 человек; проведению АРМ по условиям труда; обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.

— развитие саморегулирования в области охраны труда, в т. ч. аутсорсинга, путем объединения субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в саморегулируемые организации;

— реальная поддержка органами государственной власти системы оказания услуг в области охраны труда.