Направления использования результатов аттестации рабочих мест по условиям труда И. А. Карпова (№2, 2013)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2 2013

Направления использования результатов аттестации рабочих мест по условиям труда

И. А. Карпова Заместитель Ректора по аттестации рабочих мест Регионального центра Охраны труда «Труд-Эксперт Максимум»

Важная область применения результатов аттестации рабочих мест по условиям труда - это планирование и проведение мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами. Так Федеральным законом "О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ " от 18.07.2011г. N 238-ФЗ[1], Минздравсоцразвитию РФ было определено устанавливать Типовой перечень мероприятий по улучшению условий труда и снижению профессиональных рисков, ежегодно реализуемых работодателем за счет средств, направляемых на охрану труда. В соответствии с Трудовым кодексом РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Для предприятий малого бизнеса разработка плана мероприятий порой становится первым шагом организации и построения системы охраны труда, т.к в план мероприятий включаются такие важные пункты, как определение лица, ответственного за охрану труда, издание распорядительных приказов по вопросам охраны труда, обучение работников вопросам охраны труда, обеспечение работников спецодеждой.

Следующим направлением использования результатов аттестации рабочих мест является установление работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда. В связи с изменением Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ[2] определения порядка установления минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальных размеров повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и изданием Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870[3], ранее действующие Списки[4] перестали применяться, поскольку противоречили Трудовому кодексу РФ. В соответствии с гигиеническими требова­ниями, установлены четыре класса условий труда: оптималь­ные (1-й класс), допустимые (2-й класс), вредные (3-й класс), опасные (экстремальные) (4-й класс)[5]. Если по результатам аттестации рабочих мест установлен класс условий труда 3.1 и выше работнику предоставляется:

- сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю;

- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;

-повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Информирование работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях является обязательным для работодателя по окончанию аттестации рабочих мест. Порядком[6] установлены процедура и сроки ознакомления работающих с условиями труда на рабочих местах. Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение десяти календарных дней с даты его поступления, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю). Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

Благодаря своевременно проводимой аттестации рабочих мест с периодичностью не реже чем раз в пять лет работодатель[7] может отслеживать и контролировать динамику улучшения или ухудшения условий труда на каждом рабочем месте. Так наличие данной статистики проводимой в структурных подразделениях Южно-Уральской железной дороги показало динамику уменьшения рабочих мест с классами 3.1 и выше за счет проведения оздоровительных мероприятий и улучшения условий труда на рабочих местах в 2002г-65%; 2007г.-43% и 2012г-31%, что соответственно привело к увеличению рабочих мест с оптимальными и допустимыми условиями труда 2002г.-35%, 2007г.-57% и в 2012г.-69%.

Существенным новшеством применения результатов аттестации рабочих мест по условиям труда является применение их для оценки профессионального риска обоснования права на получение компенсаций работником, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Так Федеральным законом "О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ " от 18.07.2011г. N 238-ФЗ[8] ст.209 ТК РФ[9] была дополнена частями четырнадцатой и пятнадцатой следующего содержания: "Профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. Положение о системе управления профессиональными рисками утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений". В настоящее время оценку профессионального риска выполняют при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного контроля, проведении социально-гигиенического мониторинга. Аттестация рабочих мест по условиям труда – необходимое, но недостаточное условие для оценки профессионального риска. Для решения этой задачи необходима не только оценка уровней отклонения условий труда от гигиенических критериев, но и оценка уровня заболеваемости работающих. Этот подход оценки профессионального риска для здоровья работников изложен в "Р 2.2.1766-03. 2.2. Гигиена труда. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки. Руководство", утвержденное Главным государственным санитарным врачом РФ 24.06.03[10]. При использовании данного документа следует учитывать, что с 1 июля 2009 г. для применения в Российской Федерации введен в действие в качестве национального стандарта ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования"[11].

В Руководстве[12] для категорирования профессионального риска предлагается проводить анализ по таким социально значимым показателям здоровья работников как состояние здоровья по результатам периодических медицинских осмотров, заболеваемости с временной утратой трудоспособности, биологического возраста в сравнении с паспортным, смертности, недожития, инвалидности, нарушения репродуктивного здоровья и здоровья потомства. Процедура оценки профессионального риска включает в себя: проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
анализ профессиональной заболеваемости; анализ результатов периодических медицинских осмотров; анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности; анализ несчастных случаев на производстве; упорядочивание идентифицированных опасностей по приоритетам необходимости исключения или снижения риска. При оценке риска анализируется и оценивается каждая из идентифицированных опасностей, а также рассматриваются как нормальные условия функционирования производства, так и случаи отклонения в работе, связанные с происшествиями и возможными аварийными ситуациями. Оценке подвергается текущая и будущая деятельность.

Использование результатов аттестации рабочих мест для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, крайне важно для работодателя, поскольку средства индивидуальной защиты применяются в тех случаях, когда безопасность работ не может быть обеспечена конструкцией оборудования, организацией производственных процессов, архитектурно-планировочными решениями и средствами коллективной защиты. Следовательно, актуальным становится вопрос обеспечения средствами индивидуальной защиты работающих с целью снижения и устранения воздействия вредных и опасных производственных факторов, установленным именно по результатам аттестации рабочих мест. Согласно требованиям п.30 Порядка проведения аттестации рабочих мест[13] «Оценка обеспеченности работников СИЗ проводится при наличии результатов оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам и оценки травмоопасности рабочего места», т.е оцениваются реальные условия труда на рабочем месте с учетом всех действующих опасных и вредных производственных факторов, тяжести и напряженности трудового процесса, состояния оборудования, инструментов и приспособлений, средств обучения и инструктажа. Для сравнения, ранее наличие средств индивидуальной защиты оценивалось лишь на соответствие предусмотренным типовым отраслевым нормам выдачи СИЗ. Кроме того, согласно требованиям п.31 Порядка[14] проводится еще и «оценка соответствия выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда на рабочем месте». Например, по Типовым отраслевым нормам для подсобного рабочего хозяйства автоматики и телемеханики на ж/д транспорте[15] положены ботинки юфтевые на полиуретановой подошве, а работник вынужден выполнять определенные работы в помещении, залитом водой. Следовательно, в протоколе оценки обеспеченности работников СИЗ указывается выдача дополнительно резиновых сапог. В дальнейшем, руководствуясь п.6. Межотраслевых правил обеспечения работников СИЗ[16], «Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения. Указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты».

Подбор и выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляется также на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проводимой в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда[17]. Перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, как правило составляются специалистами службы охраны труда и утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа. Данные перечени формируются на основании Типовых норм[18] и в соответствии с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда с учетом особенностей существующего технологического процесса и организации труда, применяемых сырья и материалов.

Результаты аттестации рабочих мест используются для составления статистической отчетности о состоянии условий труда по форме (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда» согласно требований Приказа Росстата от 26.08.2009 N 184 (ред. от 19.08.2011)[19]. Основой для заполнения раздела являются данные по аттестации рабочих мест по условиям труда. На основании результатов аттестации рабочих мест оценивают численность занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, работающих под воздействием повышенного уровня шума, ультразвука, инфразвука, повышенного уровня вибрации, повышенной запыленности воздуха и т.д. От достоверности полученных замеров при проведении аттестации рабочих мест зависит правильность заполнения данных. На основании результатов аттестации рабочих мест работодатель составляет контингент и поименные списки лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам. Согласно требований п. 19 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда[20] «Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники: подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке».

Результаты аттестации рабочих мест используются при расчете скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний согласно требований п.5 Постановления Правительства РФ от 30.05.2012 N 524 "Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"[21] «Скидки и надбавки определяются с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года.». Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н[22] утверждена методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При рассмотрении вопроса об установлении скидок и надбавок к страховому тарифу страхователя учитывается коэффициент уровня проведения аттестации рабочих мест по условиям труда у страхователя. Уровнем проведения аттестации рабочих мест по условиям труда является отношение числа рабочих мест, по которым проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, к их общему числу у страхователей. Однако, практика свидетельствует об отсутствии заинтересованности страхователей в получении скидок к страховому тарифу и по этой причине не повышается потребность в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. Об отсутствии заинтересованности страхователей в получении скидок свидетельствует устойчиво низкая доля страхователей, получивших скидки, к общей их численности, в среднем 0,03%.

По результатам аттестации рабочих в соответствии со статьей 222 Трудового кодекса Российской Федерации[23] на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты согласно Приказа Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 45н (ред. от 19.04.2010)[24]. И наоборот, «в случае обеспечения безопасных (допустимых) условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, работодатель принимает решение о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников»[25].

Следующая цель аттестации рабочих мест по условиям труда-подтверждение соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда, которая осуществляется в соответствии с требованиями ст.216.1 ТК Российской Федерации[26], а именно: «Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ[27], от 18.07.2011 N 242-ФЗ[28])» Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки: качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

После проведения аттестации работодатель согласно требований п.45 и п.46 Порядка проведения аттестации рабочих мест[29] в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также ведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации. В свою очередь аттестующая организация на электронном носителе передает информацию согласно Письма Минтруда России от 06.12.2012 N 15-3-1108 «О порядке передачи аттестующей организацией данных об аттестации в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных». Данная информационная система введена в промышленную эксплуатацию приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2011 г. N 1604 "О вводе в промышленную эксплуатацию автоматизированной системы анализа и контроля в области охраны труда"[30].

Рассмотрев цели использования результатов аттестации рабочих мест, представленные в данной главе можно сделать ряд выводов:

  1. Ранее недостаточные масштабы аттестации рабочих мест по условиям труда определялись отсутствием заинтересованности со стороны работодателей в ее проведении, т.к. основными сферами применения результатов аттестации являлись планирование мероприятий по охране и условиям труда и составление статистической отчетности о состоянии условий труда по форме № 1-Т (условия труда), о чем свидетельствует количество целей использования результатов аттестации установленных в прошлых нормативных документах, регламентирующих проведение аттестации рабочих мест. Для сравнения в настоящем Порядке проведения аттестации рабочих мест прописано 17 направлений использования результатов аттестации рабочих мест.
  2. Существенное возрастание значения аттестации рабочих мест по условиям труда в системе управления охраной труда в организациях в настоящее время связано с тем, что результаты аттестации рабочих мест становятся основанием для регулирования всех трудовых отношений работников в процессе трудовой деятельности, включающих в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные отношения.

[1] Федеральный закон от 18.07.2011 №238-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 25.07.2011,№30,(ч.1), ст. 1586.

[2] Федеральный закон от 30.06.2006 №90-ФЗ (в ред. от 18.07.2011) «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации// Собрание законодательства РФ, 03.07.2006,№27, ст. 2878.

[3] Постановление Правительства Российской Федерации «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» (ред. от 28.06.2012)// Собрание законодательства РФ, 01.12.2008,№48, ст. 5618.

[4] См. "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (ред. от 29.05.1991)

[5] См.: Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда: Утверждено Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным врачом Российской Федерации от 29 июля 2005 года // Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора. 2005. №3. С. 62.

[6] Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011г. №342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»// «Российская газета» №135,24.06.2011.

[7] См.: Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011г. №342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»// «Российская газета» №135,24.06.2011.

[8] Федеральный закон от 18.07.2011 №238-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 25.07.2011,№30,(ч.1), ст. 1586.

[9] Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. N 1 (ч. 3).

[10] "Р 2.2.1766-03. 2.2. Гигиена труда. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки. Руководство"( утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 24.06.2003)//М., Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава РФ, 2004

[11] "ГОСТ 12.0.230-2007. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования"(введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 N 169-ст)// М.: Стандартинформ, 2007

[12] "Р 2.2.1766-03. 2.2. Гигиена труда. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки. Руководство"( утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 24.06.2003)//М., Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава РФ, 2004

[13] См.: Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011г. №342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»// «Российская газета» №135,24.06.2011.

[14] См.: Там же.

[15] См.: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.10.2008 N 582н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.11.2008 N 12624// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 47, 24.11.2008 (Приказ)

[16] Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н (ред. от 27.01.2010)"Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.09.2009 N 14742)// "Российская газета", N 181, 25.09.2009

[17] См.: Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011г. №342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»// «Российская газета» №135,24.06.2011.

[18] См.: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 N 1122н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»// «Российская газета» №107,20.05.2011.

[19] См.: Приказ Росстата от 26.08.2009 N 184(ред. от 19.08.2011)"Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, оплатой и условиями труда работников"// "Вопросы статистики", N 12, 2009 (Приказ).

[20] См.: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда"(Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.10.2011 N 22111)// "Российской газете", N 243, 28.10.2011, приложения N 1 - 2 к Приказу

[21] Постановление Правительства РФ от 30.05.2012 N 524 "Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"// «Российская газета", N 127, 06.06.2012

[22] Приказ Минтруда России от 01.08.2012 N 39н "Об утверждении Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2012 N 25340)// "Российская газета", N 206, 07.09.2012.

[23] Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. N 1 (ч. 3).

[24] Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 45н (ред. от 19.04.2010) "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.04.2009 N 13795)// "Российская газета", N 92, 22.05.2009

[25] См.: Там же.

[26] "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)// "Российская газета", N 256, 31.12.2001

[27] Федеральный закон от 23.07.2008 N 160-ФЗ (ред. от 12.11.2012) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации"//"Российская газета", N 158, 25.07.2008,

[28] Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ(ред. от 16.10.2012)"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"//"Российская газета", N 160, 25.07.2011.

[29] См.: Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011г. №342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»// Российская газета» №135,24.06.2011.

[30] См.: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2011 N 1604 "О вводе в промышленную эксплуатацию автоматизированной системы анализа и контроля в области охраны труда// "Бюллетень трудового и социального законодательства РФ", N 1, 2012