Всё по полочкам. Концепция построения национальной системы квалификаций Республики Беларусь. С. В. Шевченко, Т. Л. Рогова (№2, 2012)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2 2012

Все по полочкам. КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

THE CONCEPT OF BELARUS NATIONAL SYSTEM OF QUALIFICATIONS

С.В.Шевченко, канд. экон. наук, доцент, директор НИИ труда Минтруда и соцзащиты РБ, г. Минск

Т.Л.Рогова, младший научный сотрудник НИИ труда Минтруда и соцзащиты РБ, г. Минск

Сложившаяся в Республике Беларусь система квалификаций сегодня, несомненно, требует совершенствования. Это связано, с одной стороны, с тем, что существует необходимость приведения системы квалификаций в соответствие с потребностями нанимателей, активно внедряющих современные технологические процессы и осваивающих производство новой продукции, с другой стороны, с тем, что система образования не имеет источника информации о тех знаниях, навыках и умениях, спрос на которые существует на рынке труда. Решение этих задач посредством создания в Республике Беларусь современной системы квалификаций позволит сбалансированность спрос и предложение на рынке труда и, одновременно, повысит инвестиционную привлекательность нашей страны для иностранных инвесторов.

В настоящее время система квалификаций включает в себя:

систему квалификационных справочников, содержащих более семи тысяч тарифно-квалификационных (квалификационных) характеристик профессий рабочих и должностей служащих;

общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Виды экономической деятельности»;

общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Занятия»;

общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих»;

общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Специальности и квалификации»;

образовательные стандарты по специальностям, содержащие описания профессиональной деятельности, требования к образовательным программам, организации образовательного процесса и итоговой аттестации по результатам обучения.

В действующей системе квалификаций можно выделить не менее четырех уровней квалификации служащих (квалификационных категорий) и не менее восьми уровней квалификации рабочих (квалификационных разрядов). Однако эти уровни, по существу, не имеют привязки к системе подготовки рабочей силы. Для решения этой задачи в Республике Беларусь целесообразно организовать разработку национальной и отраслевых рамок квалификаций с учетом международного опыта структурированного описания всех уровней квалификаций на основе специальных дескрипторов (критериев качества квалификаций) и организовать процессы приобретения и оценки (признания) квалификаций на рынке труда (см. рис.).

Учитывая принципы построения национальных систем квалификаций в странах Евросоюза, в качестве основы для национальной рамки квалификаций может быть использована Европейская или Транснациональная рамка квалификаций. Разработка же рамок квалификаций на отраслевом уровне должна осуществляться на основе анализа трудовых функций, выполняемых в Республике Беларусь в рамках конкретных видов (областей) профессиональной деятельности, взаимоувязанных через виды экономической деятельности, а также знаний, умений и навыков (компетенций), необходимых для их эффективного выполнения.

Существующие тарифно-квалификационные (квалификационные) справочники необходимо будет совершенствовать на основе изучения международного опыта по разработке профессиональных стандартов, в результате чего справочники приобретут качественно новую структуру и будут иметь иной порядок формирования и наполнения.

Переходным этапом на пути совершенствования тарифно-квалификационных (квалификационных) справочников должна стать их группировка по видам экономической деятельности, осуществляемая в нашей стране с 2009 года. Это необходимо в связи с тем, что в Республике Беларусь тарифно-квалификационные (квалификационные) справочники являются «работающим инструментом», они используются всеми организациями в обязательном порядке как основа при формировании штатных расписаний, должностных и рабочих инструкций, определяющих трудовые функции, закрепляемые за работниками при оформлении с ними трудовых отношений. В этом состоит государственная регламентация труда в нашей стране.

Отличительная особенность квалификационных справочников нового поколения будет заключаться в том, что в качестве их основных элементов станут выступать квалификационные характеристики не на отдельные профессии рабочих или должности служащих, а на виды (области) профессиональной деятельности в целом. При этом квалификационные характеристики будут содержать структурированное по уровням квалификации описание трудовых функций, выполняемых в рамках соответствующего вида (области) профессиональной деятельности, и примерный перечень наименований должностей служащих (профессий рабочих), которые могут их выполнять. Наниматель в зависимости от компоновки рабочего места, используемого оборудования и техпроцесса будет принимать решение о выборе из рекомендуемого перечня профессий рабочих и должностей служащих того наименования, которое в большей мере, по мнению нанимателя, соответствуют конкретному рабочему месту с учетом закрепляемых за работником трудовых функций. Таким образом, перечни профессий рабочих и должностей служащих будут носить рекомендательный характер. В качестве источника формирования этих перечней будут использоваться общегосударственные классификаторы Республики Беларусь «Занятия» и «Профессии рабочих и должности служащих».

Совершенствование системы квалификационных справочников является одним из наиболее ответственных этапов на пути трансформации сложившейся в Республике Беларусь системы квалификаций в Национальную систему квалификаций Республики Беларусь, отвечающую современным требованиям экономики и сопоставимую с зарубежными аналогами.

Однако не менее важным этапом является и создание в Республике Беларусь независимой системы учреждений, отвечающих за оценку (признание) и сертификацию квалификаций за пределами системы образования, которые при оценке у заявителя квалификации учитывали бы результаты его формального, неформального и информального образования. Основой для них могут стать уже существующие сертификационные центры. На основе изучения зарубежного опыта функционирования таких сертификационных учреждений и с учетом особенностей государственного управления в Республике Беларусь предстоит определить для них целесообразный статус, порядок их финансирования, полномочия, взаимодействие с заинтересованными органами государственного управления и иными организациями.

Реализация рассмотренных подходов к совершенствованию системы квалификаций в Республике Беларусь возможна в случае принятия соответствующего политического решения на уровне Правительства Республики Беларусь или Главы государства.

С целью выработки подходов по совершенствованию в Республике Беларусь национальной системы квалификаций в 2010 году была создана межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли представители 17 республиканских органов государственного управления, учёные, а также представители бизнес-сообщества. К декабрю 2012 года данной рабочей группой должны быть подготовлены предложения в Правительство Республики Беларусь по совершенствованию национальной системы квалификаций. По результатам рассмотрения этих предложений, возможно, будет принято необходимое политическое решение.