Точка контроля. Роль аудита в социально-трудовой сфере современной России. А. М. Елин (№2, 2012)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2 2012

Точка контроля. Роль аудита в социально-трудовой сфере современной России

А.М. Елин, Кандидат социологических наук, доцент

Главный научный сотрудник ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда»

За последние годы на предприятиях сложилась четкая система организации и проведения мероприятий по охране труда. Ответственность за создание достойных условий труда на предприятии лежит по государственному законодательству на владельце организации. Организация выбирает себе страховую компанию, научное учреждение или специальную фирму, которые имеют опыт и знания по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, а внешний контроль и надзор за правильностью проведения этих мероприятий осуществляет государственная инспекция по труду.

Совершенствование управления охраной труда основывается на сформированном у работодателя понимании экономической выгоды, производственной обоснованности и социальной престижности своей организации.

Социальные отношения во взаимосвязи с трудовыми и экономическими отношениями охватывают весь период жизни и деятельности человека, занимают особое место в федеральном и региональном законодательстве, регулируются гражданским, административным, трудовым, семейным, налоговым и уголовным правом, нормами практически всех действующих кодексов Российской Федерации.

Сегодня всё большую роль играют документы, содержащие нормативные требования, обеспечивающие социальную ответственность организаций, в первую очередь, в областях, определённых Всемирной декларацией прав человека, конвенцией ООН по правам детей и других категорий.

Социальная ответственность – это широкое понятие, охватывающее и  такие проблемы, как экология, социальная справедливость, равноправие. Представляется, что организации обязаны проявлять ответственность, как минимум, в трёх областях – финансы, влияние деятельности организации на общество и окружающую среду, воздействие на экологию. Это относится не только к бизнесу, но и к государственным и муниципальным органам управления, и общественным организациям.

Аттестация рабочих мест по условиям труда является наиболее затратными из всего комплекса расходов на организацию профилактических мероприятий. Однако, работодатель идет на такие затраты, будучи уверенным, что они окупятся не только с точки зрения экономической выгоды, но и с точки зрения социальной ответственности, престижности и рекламы, что в условиях конкуренции совсем не последний аргумент.

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и инспекционного контроля (аудита) работ по охране труда позволяют добиваться постоянного улучшения условий труда работников, снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Кроме этого, организации, прошедшие аттестацию приобретают определенные экономические преференции. Например, они получают скидку на страховой тариф по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другие льготы. Таким образом, деятельность работодателя по организации работ по охране труда в организации постоянно стимулируется материально и морально и заинтересовывает его в совершенствовании мероприятий по условиям и охране труда.        

Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011года №342н утверждён новый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Его успешная реализация в полном объёме требует проведения широкой разъяснительной и подготовительной работы непосредственно в коллективах, среди специалистов, занятых измерениями и оценкой факторов производственной среды и трудового процесса, подготовки дополнительных уточнений и разъяснений отдельных положений в виде комментария. В настоящее время такая работа проводится. Однако ей надо придать определённое ускорение и вдумчивый подход.   

Отдельно хочу остановиться на вопросе социального аудита по условиям труда. Дело в том, что социальный аудит – это, по существу, более высокая стадия контроля организации работ по охране труда, в том числе аттестации рабочих мест по условиям труда.

Если Вы помните, то в самом начале становления аттестации рабочих мест для проведения этой работы были аккредитованы различные, и далеко не равнозначные по уровню подготовки специалистов организации, по оснащению контрольно-измерительной аппаратурой, а также по степени ответственности за качество оказываемых услуг. Многие из этих организаций приобрели значительный опыт и оказывают качественные услуги.

Однако, в результате ряда отступлений от действующего порядка и приниженного контроля, в ряде организаций не оценивается комплексность многих, так называемых, не основных факторов производственного риска, не осуществляется адекватная оценка влияния профессиональных рисков на здоровье работников, и соответственно не разрабатываются с учетом этого комплексные меры по оздоровлению условий труда. То есть, проводимые мероприятия оказываются работой на процесс, а не на результат. А ведь достаточно изменить акценты, возложив ответственность за их проведение на подготовленных и квалифицированных специалистов, и результаты могут быть иными. Значит, один из аспектов состоит в том, чтобы перераспределить функции и оказать существенное влияние на качество проведения измерений и установление истинных параметров условий труда, что обеспечит сохранение здоровья работников. Он заключается в последовательном изучении методик проведения измерений, знаний назначения и правильности использования измерительных средств. Начало этому положено. Уже изменился Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Заканчивается подготовка требований к аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Это абсолютно верный путь решения одной из проблем –  качества оказываемых услуг. Но процесс подготовки порядка аккредитации  организаций, занятых в сфере услуг, неоправданно затянулся.

         По нашему мнению, необходим пересмотр самой процедуры аттестации, включение в нее компонентов оценки профессиональных рисков на основе разработки и утверждения уточнённых методик. Требуется унификация подходов к проведению измерения гигиенической оценки полученных данных, то есть разработка и совершенствование  механизмов их реализации, подготовка специального руководства и критериев оценки соответствующих параметров, пригодных для целей аттестации. Должны быть пересмотрены или подготовлены новые методики оценки различных факторов среды и трудового процесса. При этом нельзя не учитывать эргономические критерии, что особенно важно для  оценки рабочих мест, используемых оборудования и инструмента. 

Действующее ныне Руководство Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» не отвечает в полной мере требованиям аттестации рабочих мест по условиям труда, да оно и не может им отвечать, так как было принято для других целей.

В настоящее время подготовлен и рассматривается проект новых «Гигиенических критериев…», в котором содержатся отличия, характеризующие позицию Минздравсоцразвития России по некоторому смягчению требований к работодателю и приближению этих требований к европейскому уровню оценки.

В новых критериях не оцениваются: контактный ультразвук; микроклимат на открытой территории; коэффициент пульсации; блесткость; параметры освещения ВДТ, ЭМП от компьютера. Напряженность трудового процесса оценивается по трем вместо двадцати пунктам: плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений; число объектов одновременного наблюдения; работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т.п.). Вводится новая классификация условий труда по классам опасности и др. Хотелось бы, чтобы, с одновременным смягчением оценочных критериев, не ухудшилось общее состояние выявления рисковых ситуаций по факторам рабочей среды и трудового процесса. Именно поэтому проект нового варианта «Гигиенических критериев…» должен быть широко обсужден в среде научных и практических работников.

Учитывая, что ведущими научными учреждениями страны наработаны различные технологии обработки материалов аттестации, наступил момент, когда необходимо внедрить единую унифицированную программу, позволяющую формировать сводные данные аттестации рабочих мест по условиям труда и оценку степени риска для здоровья персонала, включая также оценку репродуктивной функции работников.

Необходимо интенсифицировать работу по совершенствованию гигиенических и эргономических критериев оценки и квалификации условий труда, ускорить разработку технических нормативов или параметров безопасности по ряду действующих вредных и опасных факторов трудового процесса и производственной среды, разработать и принять единый порядок по внедрению современных технических средств защиты работников от влияния вредных и опасных факторов на рабочих местах всех категорий работников, в том числе государственных служащих.

В организациях должны быть особо учтены те рабочие места, которые по гигиеническим или иным параметрам не соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда. Необходимо также усилить контроль состояния условий и охраны труда на производстве, проведения аттестации рабочих мест со стороны специалистов инспекции по труду и государственной экспертизы условий труда, иных уполномоченных организаций. Непосредственно в организациях в этот процесс должны быть более активно вовлечены представители работников.

         На следующем этапе целесообразно привлечь к организации  внешнего социального аудита специалистов государственной экспертизы условий труда, а в ряде случаев и независимых экспертов.

         Государственная экспертиза условий труда должна включить в себя контроль условий охраны труда, качество аттестации рабочих мест, подготовку предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска, осуществление государственной экспертизы на рабочих местах при проектировании и строительстве, реконструкции.

         Эти проблемы касаются, в основном, оценки условий и охраны труда. Вместе с тем, в определенной степени  за пределами законодательного и нормативно-правового решения остались не менее важные вопросы. И, прежде всего, это отсутствие действенной экономической, в том числе налоговой политики, направленной на повышение заинтересованности и ответственности работодателей за выполнение требований охраны труда и сохранения здоровья работающего персонала. Это привело к нарастанию тенденций сокрытия предпринимателями имеющихся профессиональных рисков.

Одна из ведущих ролей должна быть отведена эргономической оценке рабочих мест, их обустройству и соответствию эргономическим параметрам  безопасности производственного оборудования, рабочего инструмента и другой оснастки, используемой в различных видах труда.

         В последнее время практически утрачены позиции по оценке профессиональной пригодности персонала к соответствующим видам работ и преимущественному медицинскому обслуживанию работников различных видов деятельности. Резкое сокращение инфраструктуры здравоохранения на производстве, включая сеть здравпунктов, санаториев - профилакториев на предприятиях, договоров с медицинскими учреждениями на оказание дополнительных медицинских услуг привело к значительному сокращению объемов и качества профилактической и оздоровительной работы. Целесообразно изучить и внедрить опыт Минтруда Франции, где координацию аналогичной работы осуществляет высший совет профилактики профессиональных рисков, в состав которого входят представители исполнительной власти, работодателей, профсоюзов, медико-социальной и технической науки.

К сожалению, в нашей стране подобная система не предусмотрена, а ранее существовавшие на предприятиях медико-санитарные части в во многих из них - ликвидированы. В большинстве хозяйствующих субъектов  ресурсные и иные возможности для оказания первой неотложной помощи на рабочем месте в случае травмы или острого заболевания используются слабо. Не подготовлены к оказанию первой помощи кадровые рабочие, руководители, особенно среднего звена. Из-за низкого уровня социальной ответственности бизнеса чрезвычайно высоки показатели неблагоприятных исходов.

         Для решения этих проблем наряду с использованием системы государственной экспертизы условий труда, необходимо формирование системы социального и медицинского аудита. Система медико-социального аудита – это система независимой комплексной документированной оценки соблюдения субъектом хозяйствующей деятельности требований и норм в области охраны здоровья работающих и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

         И если мы говорим о том, что необходимо соблюдать нормы и требования безопасности и сохранения здоровья, то вначале должны быть разработаны критерии и механизмы их реализации. Это утверждение в установленном порядке критериев и требований технической и эргономической безопасности, регламентов по профилактике профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, стандартов и методик осуществления выявления рисков, оценки эффективности мер профилактики, медико-санитарного и медико-социального обеспечения работников.

          Сегодня не учитываются комплексные многофакторные влияния различных производственных, экологических, поведенческих и иных рисков для здоровья. Можно только предполагать, что углубленное изучение состояния здоровья работников позволило бы внести коррективы в медицинские регламенты их освидетельствования и возможно, профессиональной деятельности. Но таких исследований пока очень и очень мало.

         В связи с изменяющимися условиями труда перечень общих противопоказаний к приему на работу во вредные, неблагоприятные условия труда требуют постоянной корректировки с учетом развития новых производственных технологий, комплексного и потенцирующего воздействия различных рисков производственного и иных характеров.

Аудит системы управления в сфере труда – независимая проверка положения с охраной труда в организации и определение соответствия  деятельности, направленной на обеспечение безопасности труда, законам и иным нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования.

Социальные отношения во взаимосвязи с трудовыми и экономическими отношениями охватывают весь период жизни и деятельности человека, занимают особое место в федеральном и региональном законодательстве, регулируются гражданским, административным, трудовым, семейным, налоговым и уголовным правом, нормами практически всех действующих кодексов Российской Федерации.

Мировая практика показывает, что степень воздействия на людей негативных факторов производственной деятельности (в т.ч. различного рода авариях, экологических нарушениях) зависит не только от существующих технологий, но и, в первую очередь, от уровня управления безопасностью труда.

Любая система может считаться эффективно функционирующей лишь в том случаев, если обеспечено её непрерывное совершенствование, достигаемое благодаря постоянному анализу и оценке её качества. Именно на получение информации для последующего анализа и корректировки системы управления охраной труда в организации должен быть направлен аудит. Одной из форм такого аудита (внешнего) сегодня выступает инспекционный контроль мероприятий, проводимых в области охраны труда.

Аудит (внутренний и внешний) должен быть направлен на оценку качества и эффективность функционирования системы управления охраной труда, а не на поиск конкретных нарушений. Любое нарушение – это повод к поиску несоответствия в структуре системы управления охраной труда, либо в процессе реализации намеченных целей.

К осуществлению аудита необходимо привлекать независимых специалистов, которые не несут персональной ответственности за проверяемые участки. Специалисты, занятые аудитом, могут быть штатными сотрудниками в составе организации либо наняты для проведения конкретной проверки. Лучший вариант, когда специалисты, привлекаемые для проведения аудита, не являются штатными сотрудниками организации, но хорошо знают технологию работ и знакомы с требованиями охраны труда и управления этими процессами.

Очевидно, целесообразно было бы сформировать общественный институт экспертов (аудиторов) в области охраны и безопасности труда из числа наиболее подготовленных и высококвалифицированных специалистов, умеющих не только контролировать требования безопасности, что очень важно, но и знающих как обеспечить решение данных проблем и способных оказать практическую помощь работодателю в конкретно сложившейся ситуации.

Заказчиком (потребителем, клиентом) аудита может выступать сама организация (1-я сторона), потребитель продукции и услуг данной организации (2-я сторона) и какая-либо независимая внешняя организация (3-я сторона – акционеры, инвесторы и др.)

Согласно ГОСТ 12.0.230-2007 «Общие требования к управлению охраной труда» объектами аудита могут быть:

       - риски;

  • < >

    цели и задачи в области охраны труда;

  • планы мероприятий (программы);

  • ответственность за соблюдение требований охраны труда;

  • обучение и осведомлённость персонала в области охраны труда;

  • связь и информация между структурными подразделениями и должностными лицами по вопросам охраны труда;

  • документация и управление документацией;

  • управление операциями (проектирование, технологический процесс, производственное оборудование, эксплуатация и др.);

  • готовность к действиям в условиях аварийных ситуаций;

  • мониторинг условий и охранытруда, измерение параметров условий труда;

  • несоответствия и профилактические действия;

  • зарегистрированные данные;

  • анализ со стороны руководства;

  • степень соответствия конкретных административных, рабочих процедур и рабочих участков, операций (производственных процессов) нормативной документации по охране труда.

    Исходя из требований данного стандарта, объекты аудита целесообразно подразделить по видам оборудования. Объектом аудита будет, к примеру, не просто структура и ответственность, а структура и ответственность в области безопасной эксплуатации конкретного оборудования, например, грузоподъёмных машин.

    По видам аудит должен подразделяться на: аудит адекватности и аудит соответствия. Аудит адекватности устанавливает, отвечает ли документация системы управления охраной труда требованиям стандарта. Аудит соответствия уточняет, в какой степени требования этих документов понятны и соблюдаются персоналом.

    Аудит может быть внешним и внутренним. Внешний аудит осуществляется организацией, не зависящей от проверяемого субъекта. Внутренний аудит связан с изучением организацией своей собственной системы управления охраной труда. Внутренний аудит является самым важным из всех аудитов. Он обеспечивает акционеров, инвесторов и руководство организации информацией об эффективности системы.

Разработка документов по проведению внутреннего аудита должна быть проведена в рамках организаций в виде их локальных нормативных актов, порядок и последовательность принятия которых определен статьей 372 ТК РФ.

В зависимости от количества объектов аудит делится на оперативный (внеплановый), целевой и комплексный.

Оперативный (внеплановый) аудит проводят специалисты службы охраны труда в организации при установлении недопустимых фактов или происшествий. Его основная цель – сбор данных для оперативного принятия корректирующих мер. Инициаторами данного вида аудита могут быть руководитель службы охраны труда или соответствующий специалист.

Целевой аудит, по сути, является аналогом оперативного, но проводится согласно утверждённому плану и своей основной целью имеет сбор информации об одном из объектов аудита. Такие аудиты включают в планы работы  группы, которые утверждает руководитель службы охраны труда или работодатель и в обязательном порядке рассылают во все подразделения организации.

Комплексный аудит должен проводиться по всем возможным объектам аудита и чётко по графику, который разрабатывается службой охраны труда и утверждается работодателем до начала следующего года и направляется руководителям структурных подразделений.

Проведению и организации социального аудита должна предшествовать разработка механизма и основных принципов его проведения, строго регламентирующих процедуру и все подходы к этой деятельности.

Социальный аудит в России приобретает особое значение, так как он становится современным инструментом социального партнёрства, которое в нашей стране превращается из механизма разрешения конфликтных ситуаций в систему выработки совместных решений в сфере социальных отношений и стратегии социально-экономческого развития страны.

Организацию указанных выше мероприятий могут и должны осуществлять хорошо подготовленные и компетентные специалисты. Именно поэтому вопросам подготовки, развития, компетенции и аттестации персонала в подавляющем числе организаций и корпоративных сообществ должно предаваться приоритетное значение.

 

Литература:

1.Трудовой кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 31 декабря 2001г.№ 197-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями).

2.Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда.//Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора, издание официальное, М.:, 2005, выпуск 3(21).

3. Елин А.М. Охрана труда: проблемы и пути решения (монография), М.:, 2010 -464с.