Сертификация работ по охране труда на Алтае: итоги последних лет. С. Н. Кислинских, Б. А. Баландович, Б. Н. Федоров (№2, 2012)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2 2012

Компенсации работникам, занятым на тяжелых работах,

работах с вредными и опасными условиями труда

Г.Ж.Склеменов, Заместитель руководителя Департамента труда и занятости

населения Краснодарского края

Е.П.Осиев, Начальник отдела государственной экспертизы условий труда департамента

Л.В.Южанинова, Ведущий консультант отдела государственной

экспертизы условий труда департамента

На сегодня действует постановление российского правительства от 20.11.2008 № 870, которым установлены минимальные уровни компенсаций (повышенная оплата труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и сокращенная продолжительность рабочего времени), предоставляемых таким работникам. Закреплен и единый подход к установлению минимальных размеров компенсаций: он основывается на результатах аттестации. Введением постановления был отменен дискриминационный (списочный) подход к предоставлению компенсаций, недостатком которого было отсутствие механизма установления компенсаций тем, чьи должности не были поименованы в списках и перечнях, но в то же время они предоставлялись тем, кто был там упомянут, но трудился во вполне комфортных условиях.

Согласно ст. 3 Трудового кодекса РФ запрещена дискриминация в сфере труда, в т. ч. и на основании их принадлежности к той или иной профессии, должности или же виду деятельности. Также ст. 219 ТК РФ определено «в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами АРМ, компенсации работникам не устанавливаются».

Часть вторая ст. 117 и ст. 147 ТК РФ в редакции, действовавшей до 7 октября 2006 года, устанавливали, что Перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и/или опасными условиями труда, а также Перечни аналогичных работ, за которые устанавливается повышенная заработная плата, утверждаются правительством с учетом мнения Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Поскольку правительством такие перечни определены не были, Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ внесены изменения в часть вторую ст. 117 и ст. 147, в соответствии с которыми минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и минимальные размеры повышения оплаты труда занятым на таких работах и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ с учетом мнения Трехсторонней комиссии.

Во исполнение требований федерального законодательства Правительство РФ  20 ноября 2008 года издало постановление № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего  времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными  и иными особыми условиями труда».  Данное Постановление установило работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными  и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест, следующие компенсации: сокращенную продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Рф; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда – не менее 4 процентов тарифной ставки, установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Минздравсоцразвития РФ было поручено установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными  и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную  продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций. Отсутствие вышеназванного нормативного правового акта на сегодняшний день не является препятствием для установления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными  и иными особыми условиями труда в соответствии с трудовым законодательством РФ.

На основании вышеизложенного, в связи с изменением федеральным законодателем определения порядка установления минимальных размеров компенсаций, повышенная оплата труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и сокращенная продолжительность рабочего времени  предоставляются работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда,  согласно  Трудовому кодексу РФ и постановлению Правительства РФ от 20 ноября 2008 года № 870. «Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22,  и отраслевые Перечни работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденные постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС, на сегодняшний день противоречат Трудовому кодексу РФ  и  являются недействующими. Данная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда РФ от 25 августа 2010 года №ГКПИ10-673 и от 4 апреля 2012 года № АКПИ12-317.

В сложившейся сегодня ситуации, когда отменен устаревший (списочный)  подход предоставления компенсаций, работодатель обязан либо улучшить условия труда на рабочих местах, привести их в соответствие с требованиями нормативных документов по охране труда, либо предоставить три вида компенсаций всем работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.  В данной ситуации,  работодатель экономически заинтересован провести мероприятия по оздоровлению условий труда, выполнив план мероприятий по улучшению условий труда, составленный по результатам аттестации рабочих мест. В результате чего работодатель кроме получения экономической выгоды выполняет мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников организации, что является одним из основных этапов выполнения программы, направленной на развитие производительности труда организаций в условиях реализации инновационного сценария развития экономики и имеющей отношение к охране труда.

На заседании Государственного совета «О  стратегии развития России до 2020 года» Президент России поставил задачу радикального  повышения эффективности нашей экономики, и в первую очередь на основе кардинального роста производительности труда в условиях реализации инновационного развития производства. Концепция предусматривает основные направления развития производительности труда в организациях, которые включают в себя выполнение следующих программ, имеющих отношения к охране труда:

- рационализация рабочих мест в части обеспечения производительности, качества и безопасности труда;

- обеспечение безаварийной работы действующего оборудования;

- повышение эффективности мероприятий по охране труда  и безопасного проведения работ.

 В ходе проведения экспертизы с целью оценки правильности предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в организациях Краснодарского края работники государственной экспертизы условий труда руководствуются  Трудовым кодексом РФ, постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 года № 870 и Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 года № 342н. Не предоставление компенсаций указанной категории работников в нашем крае расценивается как грубейшее нарушение трудового законодательства.