Меры приятия риска. Построение структуры страхового тарифа с учетом финансирования предупредительных мероприятий в соцстраховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. С. Н. Яшин (№2, 2012)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2 2012

Меры принятия риска. Построение структуры страхового тарифа с учетом финансирования

предупредительных мероприятий в социальном страховании от

несчастных случаев на производстве и профессиональных

заболеваний

Сергей Николаевич Яшин, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой управления инновационной деятельностью Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева

Страхование - это стабилизирующий фактор экономического развития, имеющий большую социальную значимость. Основная идея страхования заключается в том, что благодаря распределению убытков, возникающих у одного лица, между множеством лиц потери для каждого из них в отдельности "едва ощутимы, а положение пострадавшего восстанавливается быстро и достаточно полно". При осуществлении страхования гражданской ответственности лицо стремится уменьшить свои расходы по возмещению убытков.

В последнее время страхование становится одной из самых динамично-развивающихся сфер хозяйственной деятельности. Это обусловлено функцией страхования и образуемого страхового фонда - минимизировать неблагоприятный результат воздействия отдельных обстоятельств, затрагивающих ту или иную сферу жизнедеятельности. Кроме того - интенсивностью развития хозяйственного оборота и желанием субъектов снизить свои риски.

Законодательство о страховании постоянно обновляется. Важнейшие изменения затрагивают правовой статус участников страховых отношений. В Законе о страховании закрепляется: новые участники страховых отношений уже давно существуют на практике - объединения субъектов страхового дела, в том числе саморегулируемые организации. К ним относятся в первую очередь объединения страховщиков, например профессиональное объединение страховщиков, участвующих в обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, или Российский союз автостраховщиков. Основными целями их деятельности является координация работы страховых компаний, организационная и методологическая помощь страховщикам, представительство в отношениях с государственными органами власти. По вопросам деятельности саморегулируемых организаций будет принят отдельный федеральный закон.

Законы устанавливают порядок и условия проведения различных видов обязательного страхования в соответствии с законом об основах такого страхования (об обязательном страховании то несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; обязательном медицинском страховании; обязательном государственном страховании государственных служащих, в том числе военнослужащих; обязательном страховании гражданской ответственности организаций, осуществляющих междугородние перевозки пассажиров и т.д.).

В основе любого страхования лежит принцип адекватности уплачиваемых страхователем взносов объёму страховой ответственности, взятой на себя страховщиком, уровню страхового риска данного страхователя. И здесь речь не может идти о простом равенстве поступивших страховых взносов и произведенных расходов, поскольку механизмы, влияющие на уровень страхового риска, зависят от многих экономических, социальных, общественных факторов, относящихся как к настоящему, так и к будущему периодам страховой деятельности.

Осуществление предусмотренных Законом РФ от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страховых выплат – лишь одна из важнейших решаемых задач, тогда как другая не менее важная – снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости требует своего дальнейшего развития. И то, насколько Фонд социального страхования справляется с решением указанных задач, во многом зависит оптимальность установления страхового тарифа.

Управление профессиональными рисками в рамках социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний включает в себя управление затратами, связанными с возмещением причиненного вреда застрахованным, и применение методов финансового стимулирования работодателей в улучшении условий труда. Применение таких методов позволяет уменьшить уровень профессионального риска и сократить расходы на страховое обеспечение, что выгодно как самому страховщику, так и обществу в целом, заинтересованному в обеспечении жизни, здоровья и безопасности своих членов, в сбережении трудовых ресурсов. Система защиты от профессиональных рисков, деятельность которой сводилась бы только к предоставлению компенсаций при отсутствии мер профилактики случаев профессиональных поражений, будет чрезвычайно дорогостоящей.

По опыту социального страхования от профессиональных рисков как в РФ, так и за рубежом можно выделить два принципиально различных подхода к стимулированию деятельности работодателя, направленной на снижение профессионального риска:

1) Дифференциация страхового тарифа в зависимости от уровня профессионального риска страхователя - повышение и снижение страховых тарифов по страхованию от профессиональных поражений (например, путем установления надбавок и скидок к страховому тарифу), штрафы за несоблюдение правил техники безопасности.

2) Полное или частичное финансирование мероприятий, направленных на снижение профессионального риска за счет средств страховщика – обучение по охране труда персонала, занимающегося вопросами техники безопасности непосредственно на производстве; финансирование предупредительных мероприятий, направленных на снижение профессионального травматизма и профзаболеваемости: медицинское обслуживание на производстве, в том числе проведение регулярных обследований и восстановительное лечение работников, занятых на вредных производствах; экономическое стимулирование улучшения производственной среды и обеспечения безопасных условий труда для работников.

Одним из направлений снижения профессиональных рисков является повышение уровня квалификации персонала предприятия в области охраны труда.

В конце 2011 года в ряд законодательных актов о страховых взносах были внесены значимые изменения. Новые положения должны применяться с 1 января 2012 года.

Правительство РФ установило предельную величину базы для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды на 2012 год. Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.11.2011 № 974 сумма будет увеличена по сравнению с 2011 годом (463 тыс. руб.) в 1,1048 раза и составит 512 тыс. руб. Тариф снизится с 34 % до 30 %, но будет регрессивным.

В 2011 году страховые взносы уплачивались теми, кто не имел льгот по ставке 34 процента (в ПФР - 26 %, в ФСС - 2,9 % и в ФОМС - 5,1 %). Предельная величина облагаемых страховыми взносами выплат в пользу работника, исчисленная нарастающим итогом, - 463 тыс. руб. С выплат, превышающих эту сумму, взносы не взимались.

Тарифы на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве сохраняются на прежнем уровне. Всего установлено 32 страховых тарифа (от 0,2 процента до 8,5 процента к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования) в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска. Закон также сохраняет льготы по уплате страховых взносов в размере 60 % от существующих тарифов для организаций любых организационно-правовых форм, использующих труд инвалидов. Размер тарифа зависит от отрасли, к которой относится предприятие (чем опаснее направление деятельности, тем выше тариф), и от индивидуальных показателей работы.

Сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, составляет в 2012 году 72 701,2 рубля, в 2013 году - 76 699,8 рубля и в 2014 году - 80 534,8 рубля;

Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, исчисленный в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", не может превышать в 2012 году 55 900,0 рубля, в 2013 году - 58 970,0 рубля и в 2014 году - 61 920,0 рубля.

Федеральный закон от 06.11.2011 № 300-ФЗ внес изменения в статьи 17 и 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон № 125-ФЗ).

С 1 января 2012 года работодатель обязан предоставлять в ФСС РФ информацию об аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медосмотрах работников (пп. 18 п. 2 ст. 17 Закона № 125-ФЗ в новой редакции). Порядок предоставления сведений будет прописан в правилах установления скидок и надбавок к страховым взносам. Эти сведения будут использоваться для расчета скидок и надбавок к страховому тарифу (ст. 22 Закона № 125-ФЗ). При этом расчет будут производить по итогам работы организации за три года с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест). В настоящее время при расчете принимаются сведения за предшествующий год.

Как и ранее, размер надбавки или скидки не может быть более 40 %.

Но если произошел страховой случай со смертельным исходом, скидка страхователю устанавливаться не будет на протяжении трех лет. Смысл нововведений в том, чтобы создать условия, когда работодателю будет выгоднее обеспечить безопасные условия труда, чем потом платить штрафы и повышенные тарифы.

Кроме того, пункт 3 статьи 17 Закона № 125-ФЗ дополнен положениями, согласно которым в порядке, определяемом Правительством РФ, будет утверждаться и порядок предоставления сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медосмотрах, а также правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Ранее порядок утверждения указанных правил ежегодно устанавливался федеральными законами о бюджете ФСС РФ на соответствующий год и плановый период.

С 2001 года за счет средств Фонда социального страхования РФ осуществляются предупредительные мероприятия по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Ежегодно законодательно устанавливается право Фонда социального страхования принимать решения о направлении страхователем до 20% сумм подлежащих перечислению страховых взносов на частичное финансирование этих мероприятий. Перечень мероприятий, подлежащих финансированию, меняется:

1) проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами (2001-2005гг.);

2) оплата профилактического лечения, в том числе стоимости путевок на профилактическое санаторно-курортное оздоровление работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами;

3) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;

4) приобретение приборов контроля за состоянием условий труда (2002-2003гг.);

5) оплата расходов на приобретение работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, сертифицированных средств индивидуальной защиты по установленным нормам;

6) проведение запланированных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда работ по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Финансируемые Фондом социального страхования предупредительные мероприятия по степени опосредованности их влияния на уровень профессионального риска условно можно разделить на оценочные, оздоровительные и превентивные.

Оценочные мероприятия позволяют оценить текущее состояние профессионального риска – условия труда страхователя и состояние здоровья застрахованных при работе с вредными и опасными производственными факторами. К ним относят проведение обязательных периодических медицинских осмотров, аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификация работ по охране труда и приобретение приборов контроля за состоянием условий труда. Осуществление данных мероприятий не снижает уровень профессионального риска проведение их за счет работодателя является основанием для финансирования других предупредительных мероприятий.

К оздоровительным мероприятиям предлагается отнести мероприятия по оздоровлению застрахованных, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда - оплату профилактического лечения, в том числе стоимости путевок на профилактическое санаторно-курортное оздоровление работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами. Осуществление оздоровительных мероприятий не влияет на уровень профессионального риска, но позволяет уменьшить влияние неблагоприятных производственных факторов на здоровье застрахованных, тем самым снизить вероятность наступления нетрудоспособности как страхового случая и последующих страховых выплат. Заинтересованность работодателей к оздоровительным мероприятиям в Нижегородской области постоянно высокая и колеблется от 34,2% до 42,3%.

К собственно превентивным мероприятиям относятся мероприятия, непосредственно снижающие уровень профессионального риска: проведение работ по нормализации уровней запыленности и загазованности и оплата расходов на приобретение средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных режимах.

Возможно несколько вариантов распределения обязанностей по финансированию предупредительных мероприятий между субъектами страхования профессиональных рисков:

1) снижение профессиональных рисков без привлечения средств социального страхования, за счет работодателей;

2) полное или частичное финансирование любых предупредительных мер за счет страховщика в пределах законодательно установленных норм и выделенных на это средств;

3) финансирование за счет страховщика только определенных видов предупредительных мероприятий, наиболее способствующих снижению профессионального риска.

Снижение профессиональных рисков без привлечения средств социального страхования осуществляется в странах, где отсутствует институт социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Государство берет на себя управление системой охраны труда - разработку нормативных актов, требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующим работникам здоровье и безопасные условия труда, и надзор и контроль за выполнением установленных норм через государственные структуры. Такой подход может быть эффективным при высокой культуре труда, активной позиции профсоюзов и при высокой стоимости трудовых ресурсов, сопоставимой с затратами на проведение мероприятий по охране и улучшению условий труда, и применяется в странах, придерживающихся частнокорпоративной и смешанной моделей государственной защиты пострадавших на производстве и управления профессиональным риском, а также модели Бевериджа и прямого возмещения вреда пострадавшим на производстве. Но как показала практика, система снижения профессиональных рисков, ограничивающаяся только регламентирующей и контролирующей функциями государства, отличается низкой эффективностью.

Считается, что страхователи, претендуя на частичное финансирование предупредительных мероприятий в счет страховых взносов, оказываются в неравных условиях. На мероприятия по охране труда может быть направлено не более 20% начисленных страховых взносов за вычетом расходов Фонда социального страхования на выплату страхового обеспечения по случаям, произошедшим у страхователя. В результате в проведении предупредительных мероприятий в счет страховых взносов мало заинтересованы предприятия малого бизнеса и предприятия, расходы по страховым выплатам у которых превышают начисленные страховые взносы. Предлагается рассмотреть возможность установления постоянно действующей нормы о направлении 20% страховых взносов страхователя на финансирование предупредительных мер при возможности для предприятий малого бизнеса объединять (накапливать) начисляемые взносы за несколько лет для направления их на финансирование предупредительных мер и утверждать перечень предупредительных мер, подлежащих финансированию, на более длительный срок, например три года. Это позволит предприятиям планировать расходы на мероприятия по охране труда и проводить их с большей эффективностью. На срок более трех лет устанавливать перечень предупредительных мер считается нецелесообразным, т.к. он постоянно нуждается в изменениях.

Возникает вопрос, действительно ли потребность в проведении различных мероприятиях по охране труда так меняется во времени, что перечень предупредительных мер, подлежащих финансированию, нуждается в постоянной, ежегодной корректировке? Разумеется, нет, если перечень изначально составлен таким образом, что включает в себя только определенные виды предупредительных мероприятий, наиболее способствующих снижению профессионального риска. Например, в Германии, чья модель социального страхования от профессиональных рисков послужила прообразом для создания аналогичной в России, за счет средств 35 обществ профессионального страхования финансируется в первую очередь предупредительные мероприятия, проводимые сверх законодательно установленных норм и требований к условиям и охране труда. Прочие мероприятия страхователи обязаны в соответствии с действующим законодательством осуществлять за свой счет. В этом случае страховщик не берет на себя обязанности работодателя, а стимулирует последнего на проведение дорогостоящих, но высокоэффективных мероприятий по охране труда, таким образом, средства профессионального страхования расходуются наиболее эффективно.

Очевидно, что разные мероприятия по охране труда в разной степени оказывают влияние на уровень профессионального риска страхователя. Поэтому для оптимизации расходов Фонда социального страхования в этом направлении перед включением того или иного мероприятия в Перечень предупредительных мер необходимо оценить его эффективность с точки зрения снижения профессионального риска. Выявив наиболее эффективные предупредительные мероприятия, следует осуществлять их приоритетное финансирование. Остальные мероприятия должны осуществляться за счет работодателя при нематериальном стимулировании их проведения со стороны Фонда.

Из всех трех видов предупредительных мероприятий только превентивные непосредственно приводят к снижению профессионального риска. Оздоровительные мероприятия - позволяют уменьшить влияние производственных факторов на здоровье застрахованных, не снижая уровень профессионального риска. Проведение оценочных мероприятий не влечет за собой ни снижение вероятности наступления страхового события, ни предотвращения и уменьшения последствий воздействия рисков. Следовательно, интересы Фонда социального страхования должны быть сосредоточены в первую очередь на финансировании превентивных мероприятий - проведении работ по нормализации уровней запыленности и загазованности, приобретении средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных режимах. Есть смысл расширить этот перечень за счет включения в него финансирования приобретения, реконструкции и модернизации коллективных средств защиты работников – более эффективных и дорогостоящих, чем средства индивидуальной защиты. Также рационально включить в указанный перечень обучение отдельных категорий застрахованных, упростив тем самым механизм финансирования этого мероприятия. В большой степени Фонд заинтересован в осуществлении оздоровительных мероприятий - профилактическом лечении работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, но только при условии их обоснованности – оздоровление застрахованных должно проводиться на основании медицинских заключений и на том этапе, когда еще есть возможность нивелировать влияние вредных и(или) опасных производственных факторов, не доводя до установления диагноза «профессиональное заболевание». От финансирования оценочных мероприятий Фонду следует отказаться.

Исходя из опыта коммерческого страхования, при заинтересованности страховщика в снижении страхового риска, страховщик может использовать на это средства из резерва предупредительных мероприятий. За счет данного резерва страховая фирма может организовать проведение различных инженерно-технических и других мероприятий, позволяющих снизить не только частоту и тяжесть страховых случаев, но и выплаты по ним [1]. Оценка уровня страхового риска (оценочные мероприятия) за счет данного резерва не осуществляется, т.к. не приводит к снижению количества и тяжести страховых случаев и объема страховых выплат.

Изменение перечня мероприятий по охране труда позволит сократить расходы Фонда, но необязательно эта мера скажется на проведении других видов предупредительных мероприятий. Проведение превентивных и оздоровительных мероприятий невозможно без предварительных оценочных мероприятий. Например, для приобретения средств индивидуальной защиты и приобретения, реконструкции и модернизации коллективных средств защиты работников, в том числе проведения работ по нормализации уровней запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах, необходима предварительная оценка потребности в этих мерах, что возможно только при проведении необходимых замеров с помощью приборов контроля за состоянием условий труда, проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. Для обоснованного проведения профилактического лечения работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, необходимо предварительно выявить круг лиц, нуждающихся в таком лечении и применительно к которым данное лечение даст положительный эффект. Это невозможно без предварительного проведения обязательных периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и(или) опасными производственными факторами. Если проведение указанных оценочных мероприятий Фонд социального страхования сделает необходимым условием для получения разрешения на финансирование, страхователи будут вынуждены проводить данные мероприятия по охране труда за свой счет. Кроме того, проведение обязательных периодических медицинских осмотров и аттестации рабочих мест – необходимое условие для получения скидки к страховому тарифу. Получается что Фонд, вкладывая свои средства в данные предупредительные мероприятия, в частности в аттестацию рабочих мест, сам же заинтересован в уменьшении своих будущих доходов. Поскольку в снижении страхового тарифа должен быть заинтересован страхователь, то он и только он обязан осуществлять действия на это направленные. Таким образом, и без финансирования оценочных мероприятий в счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, они будут проводиться в достаточном объеме, поскольку стимулы для их проведения останутся.

В настоящее время у Фонда социального страхования РФ нет единого подхода в финансировании мероприятий по охране труда. С 2006 года действуют несколько независимых программ, среди которых наиболее важными являются:

1) финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

2) финансирование дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

3) финансирование научно-исследовательских работ по вопросам охраны труда.

Эти программы направлены на снижение профессионального риска у конкретных работодателей, однако способы их финансирования различны.

Решение о финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и(или) опасными производственными факторами в отношении того или иного страхователя принимается исполнительным органом Фонда социального страхования, в котором претендующий на финансирование страхователь состоит на учете. Сумма финансирования не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предыдущий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предыдущем году.

Рассмотрим финансовую модель страхового тарифа, позволяющую проводить финансирование предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма, представленную на рис 1.

где РЗП – часть тарифа для создания резерва заработанной премии;

РНП - часть тарифа для создания резерва незаработанной премии;

РЗНУ - часть тарифа для создания резерва заявленных, но не урегулированных убытков;

РПНЗУ - часть тарифа для создания резерва произошедших, но не заявленных убытков;

РКУ - часть тарифа для создания резерва колебаний убытков;

РКатУ - часть тарифа для создания резерва катастрофических убытков;

ПР - часть тарифа для создания прочих резервов;

РВД - часть тарифа для формирование расходов на ведение дела;

РПМ - часть тарифа для формирования расходов (резервов) предупредительных мероприятий;

П - часть тарифа для формирования тарифной прибыли – прибыли от страховой деятельности.

Резервы РНУ, РЗНУ, РПНЗУ не могут быть израсходованы в течение календарного года, поскольку являются источником страхового покрытия в периоды времени, выходящие за пределы данного года. Часть резервов РКУ, РКатУ, ПР также могут быть не израсходованы в календарном году при условии, что фактическая убыточность ниже средней, заложенной в тариф, поскольку формируются они исходя из условия равномерной амортизации риска. Суммы перечисленных выше резервов будут перенесены на следующий год, иллюстрируя превышение доходов над расходами в текущем году - профицит бюджета, но они должны быть использованы только на осуществление страхового покрытия, т.к. являются частями нетто-ставки. Направление этих резервов на финансирование предупредительных мер может привести к недостаточности средств для осуществления страховых выплат, снизит финансовую устойчивость Фонда.

Законодательное установление постоянно действующей нормы о направлении 20% страховых взносов страхователя на финансирование предупредительных мер [4] позволит Фонду социального страхования способствовать снижению профессионального риска на предприятиях-страхователях, и обеспечит застрахованным более безопасные условия труда. Но в существующих условиях невозможно финансирование предупредительных мер, превышающее неизрасходованные средства на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших. Для снятия возникших противоречий целесообразно расходы на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний выделить в бюджете Фонда отдельной строки и относить их не к нетто-ставке, а к нагрузке. Условная схема предлагаемой финансовой модели представлена на рис.2.

В соответствии с предлагаемой финансовой моделью появляется возможность финансировать проведение предупредительных мер и у страхователей, расходы которых на страховые выплаты пострадавшим на них работникам превышают страховые взносы. Это позволит снижать профессиональный риск и у наиболее неблагополучных работодателей.

В целях обеспечения страховых выплат по обязательному страхованию можно предложить создание централизованных гарантийные фонды (страховых резервов):

• введение видов обязательного страхования объектов, подверженных значительным рискам и убыткам, граждан и юридических лиц, которым причинен существенный ущерб в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф (страхование ответственности владельцев транспортных средств, страхование производственных объектов от аварий техногенного характера, страхование имущества от пожаров и стихийных бедствий, страхование на случай причинения вреда в результате крупных аварий при перемещении опасных грузов).

• усиление контроля за проведением обязательного государственного страхования.
Обязательное страхование должно основываться на принципе формирования страховых резервов для компенсации ущерба и возмещения убытков застрахованным лицам и иным выгодоприобретателям и исключать финансирование мероприятий, направленных на сокрытие фактов бесхозяйственности организаций за счет средств страхователей. Принятие законодательных актов должно осуществляться на основе предварительной финансово-экономической проработки, подтверждающей возможность решения проблем страховой защиты в обязательной форме и на предлагаемых условиях.

При существующем уровне платежеспособного спроса на услуги добровольного страхования приоритетным является обязательное страхование, которое позволит создать страховую защиту для потенциально рисковых групп работников, юридических лиц, а также значительно снизить затраты государства на возмещение ущерба пострадавшим в результате несчастных случаев, стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Список литературы.

1. Гогин А.А. О некоторых проблемах страхового законодательства // Финансовое право. – 2008. – № 2.

2. Кульбовская Н.К. Экономика охраны труда. – М.: Социономия, 2005.

3. Стрельников В.В. Финансово-правовые отношения в сфере страхования // Журнал российского права. – 2008. – № 2.

4. Маркушина И.Ю. Совершенствование социальной защиты застрахованных от профессиональных рисков. – М: 2004