О значении локальных нормативных актов по охране труда на отечественных предприятиях. В. А. Ольшевский, Н. А. Ольшевский, О. И. Козак (№2, 2016)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2,2016

В.А. Ольшевский, преподаватель

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Парус» (г. Ульяновск);

Н.А. Ольшевский,

 кандидат физико-математических наук, инженер;

E-mail: nikolayolshevskiy@gmail.com

О.Козак,

 кандидат технических наук, главный инженер

Московский научно-исследовательский  радиотехнический институт

 

Реферат

В статье приводится примерный перечень локальных нормативных актов по охране труда для предприятий и организаций, разработанный на основании Трудового кодекса Российской Федерации. Основным результатом локального нормотворчества Работодателя на основании примерного перечня локальных нормативных актов по охране труда является установление локального правового режима производственной среды на предприятии и в организации.

Ключевые слова: государственный надзор за соблюдением трудового законодательства, примерный  перечень локальных нормативных актов по охране труда, локальный правовой режим производственной среды.

 

The significance of local regulations on labor protection in enterprises of the Russian Federation

 

V. A. Olshevsky

Teacher, Autonomous nonprofit organization of additional professional

education “Parus”, Ulyanovsk

N. A. Olshevsky

Engineer, Cand. of Sci. (Phys. and Math.)

O. I. Kozak

Chief engineer, Cand. of Sci. (Tehn.), Scientific Research Institute of Radio Engineering, Moscow

 

Abstract

The article provides an indicative list of local regulations on labor protection for businesses and organizations, developed on the basis of the Labour Code of the RF. The main result of the Employer local rulemaking on the basis of the indicative list of local regulations on occupational safety is establishing the local legal regime of the working environment in businesses and organizations.

Keywords: state of compliance with labor legislation, an indicative list of local regulations on occupational safety, local legal regime of the working environment

 

 

      В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса РФ [1] работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты по охране труда на предприятии и в организации. Локальное нормотворчество в области охраны труда является правовым мероприятием, входящим в систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Для организации данного мероприятия необходимо на основании Трудового кодекса РФ разработать перечень локальных нормативных актов по охране труда на предприятии и в организации. Наличие или отсутствие локальных нормативных актов по охране труда на предприятии и в организации  учитывается при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства [2]. На основании пункта 7 указанного Регламента  уполномоченные должностные лица Роструда и его территориальных органов  при исполнении государственной функции имеют право запрашивать у работодателей и их полномочных представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для исполнения государственной функции. В Регламенте не приводится примерный перечень запрашиваемых локальных нормативных актов по охране труда на предприятии и в организации. С целью оказания помощи работодателям в организации локального нормотворчества в области охраны труда, а также для подготовки  к административной проверке разработан на основании Трудового кодекса РФ примерный перечень локальных нормативных актов по охране труда на предприятиях и в организациях, состоящий из двадцати четырех позиций.     

1. Положение о системе управления охраной труда.

2. Положение об управлении профессиональными рисками.

3. Порядок предоставления сведений о государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях.

4. Порядок обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами.

5. Перечень правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

6. Порядок обеспечения безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.

7. Положение о режиме труда и отдыха работников (Правила внутреннего трудового распорядка).

8. Порядок обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведения инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

9. Порядок организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.

10. Порядок проведения  обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

11. Порядок информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

12. Порядок предоставления федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий.

13. Порядок принятия мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи.

14. Порядок расследования и учета  несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

15. Порядок санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставки работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи.

16. Порядок обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

17. Порядок разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.

18. Порядок разработки, утверждения и формирования комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой  деятельности.

19. Порядок подтверждения соответствия машин, механизмов и другого производственного оборудования, транспортных средств, технологических процессов, материалов и химических веществ, средств индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, государственным нормативным требованиям охраны труда.

20. Положение о комитете (комиссии) по охране труда.

21. Порядок выдачи  специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств.

22. Порядок выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания, порядок осуществления компенсационной выплаты.

23. Порядок финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

24. Порядок разработки и утверждения перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (на текущий год).

        Предложенный примерный перечень локальных нормативных актов по охране труда на предприятиях и в организациях определяет основных субъектов локального нормотворчества в области охраны труда: работодатель, работник (работники), выборный орган первичной профсоюзной организации или иной уполномоченный работниками орган, комитет (комиссия) по охране труда. Локальное нормотворчество в области охраны труда осуществляется на условиях  сотрудничества работодателей и работников.

Предложенный примерный перечень локальных нормативных актов по охране труда на предприятиях и в организациях   устанавливает предмет локального нормотворчества в области охраны труда: установление локальных прав и обязанностей работников и работодателя, установление локального правового режима рабочих мест (пространства  рабочей зоны), установление локального правового режима производственной среды.   

         Локальный правовой режим рабочих мест (пространства  рабочей зоны),  локальный правовой режим производственной среды предопределяет локальные права и обязанности работников и работодателя, локальный правовой режим производственной среды первичен, локальные права и обязанности работников и работодателя вторичны, производны от локального правового режима производственной среды, следует применять принцип объективности при осуществлении локального нормотворчества в области охраны труда [4].

        Основное значение для работодателя приводимого примерного перечня локальных нормативных актов по охране труда состоит в следующем. В результате разработки двадцати четырех локальных нормативных актов по охране труда Работодатель устанавливает  локальный правовой режим производственной среды на предприятии (в организации).   

          Дополнительное значение для работодателя приводимого примерного перечня локальных нормативных актов по охране труда состоит в следующем. Конкретизируется предмет доказывания в ходе мероприятий по надзору, примерный перечень локальных нормативных актов соответствует статьям 16-21 Конвенции Международной организации труда № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (в части мероприятий на уровне предприятия) [3] и разделу Х «Охрана труда» Трудового кодекса РФ,  именно на основании Конвенции МОТ № 155  и ТК РФ осуществляется государственная функция надзора (см. пункт 4 Регламента).

       Локальные нормативные акты предприятия (организации)  являются основанием проведения мероприятий по охране труда, основанием формирования исполнительной документации по охране труда (оформление журналов, карточек, актов, протоколов, удостоверений и т.п.) и последующего обоснованного включения затрат в себестоимость продукции при расчете налога на прибыль. Локальные нормативные акты предприятия (организации) стимулируют сотрудничество работодателей и работников и/или их представителей на предприятии. Локальные нормативные акты предприятия (организации) подтверждают уровень правопослушания  работодателя, его убежденность в правильности законов и следованию им, наличие локальных нормативных актов предприятия по охране труда является  смягчающим обстоятельством при назначении мер административной и уголовной ответственности.

       В этой связи на современном этапе развития и стабилизации экономики представляется актуальным для работодателей систематически определять рейтинг своего предприятия в национальной системе управления охраной труда (новый добровольный метод соблюдения положений законодательства об охране труда):

ААА ˗-  высший уровень надежности системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, имеется полный комплект локальных нормативных актов по охране труда (из 24 позиций) и исполнительная документация, подтверждающая исполнение локальных нормативных актов по охране труда, то есть на предприятии установлен и поддерживается локальный правовой режим производственной среды;

ВВВ ˗- инвестиционный уровень надежности системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, имеется неполный комплект локальных нормативных актов по охране труда  и исполнительная документация, то есть на предприятии неполно установлен и неполно поддерживается локальный правовой режим производственной среды;

ВВ ˗- низший уровень надежности системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, отсутствует комплект локальных нормативных актов по охране труда и исполнительная документация, на предприятии не установлен и не поддерживается локальный правовой режим производственной среды (прогноз неблагоприятный, административная приостановка деятельности, штрафы, дисквалификация).

Выводы:

1. Основным результатом локального нормотворчества Работодателя на основании примерного перечня локальных нормативных актов по охране труда является установление локального правового режима производственной среды на предприятии и в организации.

2. Работодатель вправе непосредственно применять Трудовой кодекс РФ, нормативные правовые акты уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда без разработки локальных нормативных актов по охране труда, однако разработка и исполнение локальных нормативных актов по охране труда подтверждает законность установления локального правового режима производственной среды на предприятии и в организации.

3. Рекомендуется дополнить пункт 7 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства примерным перечнем запрашиваемых локальных нормативных актов предприятия (организации) в целях устранения неопределенности прав и обязанностей должностных лиц при осуществлении государственного надзора, в целях проверки законности установленного локального правового режима производственной среды на предприятии и в организации.

Литература:

1.Трудовой кодекс Российской Федерации – Режим доступа: http://base.consultant.ru, свободный.

2.Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 октября 2012 г. N 354н) – Режим доступа: http://base.consultant.ru, свободный.

3. Конвенция Международной организации труда № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» 1981 года – Режим доступа: http://base.consultant.ru, свободный.

4. Шулевский Н.Б. Принцип объективости познания: предметное содержание и логические функции. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1985.- 201 с.