Первая Всероссийская Неделя охраны труда: олимпийскими трассами. Г. В. Федорович (№2, 2015)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2,2015

 

Г.В.Федорович,

д.ф-м.н., технический директор ООО «НТМ-Защита»

г.Москва

Е-mail: fedorgv@gmail.com

 

First All-Russia Week of protection of labor

 

G. V. Fedorovitch

Dr. Sci. (phys.-math.), technical director, Ltd “NTM-Zashita”,

Moscow

Вполне уместно будет начать обзор работы Первой Всероссийской Недели охраны труда с выражения благодарности в адрес Межрегиональной Ассоциации содействия обеспечению безопасных условий труда «Эталон» за большую и хорошо проделанную работу по организации деловой и «бытовой» сторон Недели: программы мероприятий, встречи участников, трансферт, компактное размещение в Олимпийской деревне, информационное обслуживание и пр.

1.Организационная структура Недели

Всероссийская Неделя – это, без сомнения, самое значительное по масштабу и насыщенности деловой программы событие в сфере охраны труда в стране.

Открытие Недели было торжественным (с исполнением Гимна, выступлением министра труда и социальной защиты М.А.Топилина, мэра Сочи А.Н.Попова, иностранных гостей), но  вполне  предсказуемым: приветствия, перечень задач, пожелания эффективной работы.

Пленарное заседание, приуроченное к Всемирному дню охраны труда, было проведено МОТ. Его тема: «Формирование культуры профилактики в области охраны труда». Этой информационно-разъяснительной кампанией МОТ стремится привлечь внимание общественности к проблемам в области охраны труда и к росту числа травм, заболеваний и смертельных случаев, связанных с трудовой деятельностью. Во всех регионах мира правительства, профсоюзные организации, организации работодателей и специалисты-практики в области охраны труда организуют мероприятия к Всемирному дню.

В ходе Заседания общественного совета Минтруда России рассматривались вопросы о выполнении Конвенции о правах инвалидов, о внесении изменений и дополнений в законодательство о СОУТ и об исполнении бюджета ФСС  РФ за 2014 год. Предварительно ФСС провел Совещание с руководителями ГИТ в субъектах РФ.

Минтруд провел конференцию «Обеспечение безопасных условий труда на производстве как фактор экономического развития России», на которой обсуждались вопросы увеличения эффективности труда через улучшение условий и уменьшение травмоопасности работы.

Еще одно «Совещание руководителей и специалистов организаций, проводящих СОУТ», прошло под эгидой Минтруда. В связи с принятием нового №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и сопутствующих подзаконных актов, требовалось максимально оперативно и широко довести до сведения организаций, проводящих СОУТ, информацию о накопленном опыте проведения СОУТ, результаты проведенного мониторинга реализации методики проведения СОУТ, предложения по корректировке нормативной правовой базы СОУТ. Также было важно обсудить с профессиональным сообществом роль и место организаций, проводящих СОУТ, в создании и модернизации 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году (указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»), в ускорении проведения СОУТ на рабочих местах основного персонала крупных предприятий промышленности, транспорта и связи, определить пути и этапы реализации поставленных целей.

Минздрав России провел совещание «Условия труда и безопасность работы медицинского персонала: как учесть новые риски и решить старые проблемы».  Серьезную опасность для медицинских работников представляют внутрибольничные инфекции, способные распространяться в ходе переливания крови и ее препаратов, использования и сбора травмоопасных медицинских инструментов, а также при тесном контакте с источником инфекции. Сотрудники учреждений здравоохранения работают с опасными лекарственными препаратами и подвергаются их воздействию через воздух, рабочие поверхности, одежду, медицинское оборудование, что вызывает аллергические реакции, негативное воздействие на репродуктивные функции, риск онкологических заболеваний.

Высокая загрузка врачей и среднего медицинского персонала, работа в условиях постоянного дефицита времени и высочайшей ответственности за жизнь пациентов, обуславливают высокие психологические факторы риска для медработников. Эмоциональное истощение и синдром «выгорания» персонала в современных условиях – очень серьезная проблема.

Третий Всероссийский Съезд специалистов по охране труда был проведен  Межрегиональной Ассоциацией содействия обеспечению безопасных условий труда «ЭТАЛОН» совместно с Минтрудом России во исполнение решения Второго Всероссийского съезда.

ФМБА России провело Выездное заседание Профильной Комиссии по профпатологии. Обсуждались принятые в последнее время новые документы, регламентирующие систему медицинского наблюдения за здоровьем работников вредных профессий и диагностику профессиональных заболеваний. Также обсуждались вопросы развития профпатологической службы в Российской Федерации, современные подходы к диагностике, экспертизе связи с профессией и профилактике профессиональных заболеваний

В рамках мероприятий Недели свои проблемы обсуждали и решали различные ведомства, объединения отраслей промышленности и ведущие компании страны:

  • Профсоюз работников угольной промышленности (Круглый стол «Безопасность работников и условия труда в угольной промышленности»).
  • Общественное отраслевое объединение работодателей «Ассоциация  промышленников горно-металлургического комплекса России» (Панельная дискуссия «Инновационные подходы по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в металлургической промышленности»).
  • Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России» (Круглый стол «Атомная отрасль за безопасный и здоровый труд»).
  • ФМБА России (Панельная дискуссия «Профпатология: время перемен» и Круглый стол «Профессиональная заболеваемость в России. Как получить реальную картину?» ).
  • Федеральная служба по труду и занятости (Круглый стол «Нарушения в сфере оценки условий труда на рабочих местах и их последствия при установлении гарантий и компенсаций работникам: надзорная деятельность и судебная практика»).
  • ОАО «Газпром» (Круглый стол «Ключевые этапы формирования системы управления охраной труда и профессиональными рисками на предприятиях по добыче и транспортировке газа»). 
  • ФСС РФ (Панельная дискуссия «Модернизация системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
  • Ассоциации «СИЗ» (Круглый стол «Состояние и перспективы развития российского рынка  СИЗ в современных условиях»).
  • ОАО «РЖД» (Круглый стол «Повышение безопасности труда на железнодорожном транспорте: отечественный и мировой опыт»).
  • ОК РУСАЛ, ОАО «Мечел», УК «Металлоинвест» (Круглый стол «Инвестиции в здоровье персонала как элемент устойчивого развития. Международный опыт и российская практика»).
  • ОАО «СУЭК» (Панельная дискуссия «Экономической стимулирование работодателей к улучшению условий труда работников: что сделано, к чему это привело и что дальше?»).

Совершенно очевиден один аспект Недели – это большая площадка для обсуждения проблем безопасности и охраны труда. В стране назрела масса проблем, требующих затрат ресурсов и немалых усилий для обеспечения  безопасных, достойных условий труда.

Сформулировать какой-либо общий итог работы Недели невозможно – его просто нет. Но и дать сколько-нибудь содержательное описание всех отдельных направлений также невозможно в рамках текста приемлемого размера. Кроме того, из-за  насыщенности повестки дня Недели многие интересные мероприятия проходили в одно и то же время, важные вопросы обсуждались параллельно в ходе работы различных кластеров. Физически невозможно было присутствовать везде, где присутствовать стоило бы. Любые обобщения, сделанные одним из участников (последующее – не исключение), будут субъективными и неполными. Тем не менее, ниже будет предложена одна из возможных точек зрения (наиболее близкая к области интересов автора)  на главное направление работы Недели и выводы, которые можно сделать из анализа этой работы.

 

2.Некоторые итоги Недели

Оценка условий труда является частью системы управления охраной труда на предприятии,  с этой точки зрения №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в части ст. 4, 7, 15, 17 и др.) представляет собой регламент построения этой системы.  В некотором смысле №426-ФЗ  обобщил накопленный опыт в области охраны труда. Его главная направленность – на удовлетворение требований основных фигурантов в этой области  – работодателей, профсоюзов, профессионального сообщества, специалистов по охране труда.

Оценка результативности действия этого закона определяется уровнем глубины анализа ситуации с охраной труда на производстве. Можно указать на, по крайней мере, три таких уровня. 

При поверхностном взгляде «со стороны» можно прийти к выводу, что система оценки и управления условиями труда представляет собой неотъемлемую часть процесса производства. Действительно, такая система существует практически на всех производствах, руководители соответствующих отделов входят в состав руководства предприятия. На деятельность по охране труда регулярно выделяются значительные средства.

Сомнения в «неотъемлемости» появляются как результат более внимательного анализа ситуации с системой управления предприятием и ролью охраны труда на нем.

Для достижения приемлемых результатов, на  предприятии  должна быть система управления различными сферами деятельности: планирования ресурсов, управления основными фондами, складами, подготовки сырья и комплектующих, взаимоотношений с клиентами и пр. Эта система совершенно необходима для сколько-нибудь эффективной работы предприятия. C другой стороны, современные предприятия работают в условиях внешних ограничений их деятельности: требования экологии, минимизации ущерба здоровью работников и пр. Как всякие ограничения, стандарты и нормы безопасности снижают возможности (и результативность) систем управления производством.  Из-за этого, на большинстве предприятий они воспринимаются руководителями как неизбежные, но тем не менее – помехи в их деятельности. Их следует учитывать и выполнять, но они не органичны для производства.

Если посмотреть еще глубже, обнаружится, что эта точка зрения ошибочна, хотя и достаточно распространена среди отечественных предпринимателей. В промышленно развитых странах бизнес-сообщество вполне отчетливо осознает, что уровень охраны труда, в числе прочих показателей, определяет уровень капитализации компании. Чем ниже этот уровень, тем «дешевле» компания.

Вина за распространенность ошибочного взгляда на систему охраны труда частично  лежит на самих специалистах по охране труда. Дело в том, что действующая в стране  система построена по лекалам другого времени – общественной собственности на материальную базу производства, централизованного планирования и командной системы управления экономикой. В современную экономику эту систему необходимо «внедрять», используя карательные методы – административную ответственность, повышение тарифов страховых взносов в ПФР и ФСС и пр.  Такая система охраны труда отмирает и ее нужно не подправлять, а создавать заново, на новых основаниях. Должна быть поставлена другая цель: не ограничивать свободу бизнеса, заставляя его предпринимать строго определенные действия, а помогать ему принимать наиболее эффективные решения.  Для этого санитарно-гигиеническое нормирование должно быть комплементарным финансово-экономической структуре производства. Оно должно оперировать с количественными характеристиками рабочей среды и приводить к количественным оценкам уровней заболеваемости работников и соответствующим потерям трудовых ресурсов. Разумеется, для этого доктрина «нулевого риска» или «абсолютной безопасности», лежащая в основе современного санитарно-гигиенического нормирования, совершенно неприемлема. Ее следует заменить системой оценки реальных рисков и их последствий.

Возвращаясь к №426-ФЗ, следует отметить, что сразу после вступления его в силу (т.е. с начала 2014 года) велся мониторинг практики применения законодательства о СОУТ. В этой работе принимали участие более 600 организаций, оказывающих услуги по СОУТ, региональные органы власти, работодатели и профсоюзы. Результаты мониторинга легли в основу работы по совершенствованию соответствующего законодательства. Основные результаты мониторинга и предполагаемые изменения в законодательстве, задачи работодателя и организаций, проводящих СОУТ, практика СОУТ обсуждались на Неделе в формате круглых столов и панельных дискуссий.

Общий вывод из этих обсуждений неутешителен. Разработанная на основе №426-ФЗ система охраны труда во многих случаях не является органической составной частью системы менеджмента предприятия. Доклады на мероприятиях Недели ОТ специалистов, имеющих опыт ее внедрения, свидетельствуют, что часто попытки встроить ее органически в систему менеджмента предприятия результата не давали – она по факту оставалась инородным телом. Проблема оказалась слишком трудной для большинства предприятий. Причина этого, конечно, кроется не только в недостатках самого №426-ФЗ.   В работе по его внедрению много формализма. Свою отрицательную лепту в сложившуюся ситуацию внесла и действующая сегодня система декларирования на соответствие этому закону. В стране уже сейчас можно назвать десятки предприятий, задекларировавших допустимость условий труда на своих рабочих местах,  не отвечающих, однако, условиям безопасной работы.

Всё это, так или иначе, связано с тем, что охрана труда может быть эффективной, если (возможно – только если) бизнес будет рассматривать ее как составную часть организации производства. Сегодняшняя ситуация представляет собой прямое следствие половинчатости принимаемых решений. С одной стороны есть понимание необходимости выходить на менеджмент предприятия в целом, а с другой  – это менеджмент охраны труда только. Это обстоятельство нашло свое отражение в докладах на профильных совещаниях специалистов по охране труда различных отраслей промышленности.

Для коренного изменения ситуации необходимо интегрирование охраны труда в финансово-экономический менеджмент производства. Задача это сложная, как в научном, так и в организационном отношении. Законодательное вмешательство государства, в том числе и усилия по «гармонизации» отечественных НПА с западными стандартами, должно быть подчинено этой цели. От государства требуются координирующие усилия по трансформации системы управления ОТ к новым принципам  регулирования профессиональных рисков,  к совершенствованию процедур оценки условий труда, к созданию системы обучения и сертифицирования работников соответствующих служб.

Система охраны труда, соответствующая требованиям №426-ФЗ, строится на базе процессного подхода и ее можно рассматривать как программно-целевую часть системы менеджмента предприятия. Однако, отсутствие методически проработанных рекомендаций по ее интеграции в действующую систему управления предприятием создает при внедрении значительные трудности в организации функционирования предприятия как единого целого, включая определение обязанностей и должностных инструкций специалистов и управленческого персонала. Большинство предприятий не могут самостоятельно преодолеть эти проблемы.

В условиях, когда отсутствует согласованное функционирование системы охраны труда с действующей системой менеджмента предприятия, добиться ее эффективного действия не представляется возможным: нельзя обеспечить подготовку и принятие решений с учетом всех аспектов и критериев деятельности предприятия. Действительно, нельзя со стороны руководства проводить анализ охраны труда и вырабатывать на этой основе рекомендации, без учета задач, стоящих перед предприятием в части объемов и сроков поставки продукции, решения технологических, экологических и прочих проблем.

Процесс производства един. Спроектированный с учетом только лишь одного критерия, он не может быть жизнеспособным. Это негативно сказывается на деятельности всех уровней управления предприятием. Но, прежде всего, на работе высших руководителей, основной задачей которых является организация деятельности предприятия как единого целого. И именно это является основной причиной их недостаточно активного участия во внедрении и обеспечении функционирования системы охраны труда.

  1. Программа на будущее

Обобщая изложенное, можно предложить направления дальнейшей работы  в этой области.

Необходима научно-методическая и организационная проработка вопросов интеграции систем охраны труда в систему менеджмента предприятия в целом и разработка на этой основе рекомендаций для предприятий. При этом необходимо воспользоваться накопленным, прежде всего на предприятиях-лидерах в своих отраслях промышленности, опытом проектирования структур управления предприятием.

В связи с этим необходимо специально отметить, что, как показывает отечественная и зарубежная практика, успешное действие структуры управления возможно только при условии ее опоры на информационную базу, предусматривающую организацию информационного взаимодействия между всеми подразделениями предприятия и интегрированную переработку информации. Безусловно,  эти вопросы должны найти отражение в будущих рекомендациях и руководствах.

Целесообразно обобщить отечественный и зарубежный опыт создания интегрированных структур управления предприятием, проанализировать действующую практику проектирования предприятий. С этой целью следует организовать проведение научно-исследовательских работ и разработать рекомендации по интегрированию системы охраны труда в действующую систему управления предприятием. Говоря о сегодняшней практике внедрения СОУТ, обратить внимание специалистов предприятий и консультационных организаций на необходимость при создании, внедрении и совершенствовании системы охраны труда учета и согласования всех процессов принятия решений по всем критерием деятельности предприятия.

Конкретные предложения к тематике будущей (2016 года) Недели охраны труда могут быть сформулированы следующим образом:

  1.  Охрана труда как ресурсосберегающий компонент финансово-производственной структуры предприятия

Непосредственная связь условий труда на предприятии с экономическим ущербом обуславливает реальный стимул к улучшению условий труда. Существование такой связи определяет целесообразность затрат на ОТ через рост прибыли и капитализацию предприятия при уменьшении потерь от профессионально обусловленной заболеваемости работников.

Наблюдение за состоянием производственной среды и трудового процесса должно сопровождаться оценками здоровья, трудоспособности работников и направлено на  установление взаимосвязи между состоянием условий труда и вероятностью возникновения повреждающих эффектов.

Признание принципиальной невозможности полного исключения профессионального риска в процессе трудовой деятельности требует пересмотра взглядов на место и роль санитарно-гигиеническое нормирования. Необходима разработка справочно-рекомендательной основы суждений об уровне опасности вредных производственных факторов на конкретных производствах. Новая концепция санитарно-гигиенического нормирования воздействий вредных производственных факторов может опираться на развитый в наиболее «продвинутых» областях санитарии и гигиены (фармакология, токсикология, радиобиология) метод прогноза результатов того или иного воздействия на организм с помощью соотношения «доза-эффект». 

В общем виде доза – это количественная характеристика действия вредного фактора. При этом уровень воздействия определяется видом фактора, его  интенсивностью и продолжительностью воздействия. Определение дозы воздействия различных факторов - это проблема, стоящая перед гигиенистами и исследователями в области медицины труда.

Помимо упомянутых выше разделов гигиены, понятно, как определять дозу в исследованиях влияния микроклиматических условий на рабочих местах. То же относится к шуму и вибрации. Считается, что известны дозы для пылевых нагрузок (следует учитывать, только, эффект длительной очистки легких от очень мелких аэрозольных частиц). Принято и используется в действующих санитарно-гигиенических НПА определение «дозы» для воздействия электромагнитных полей. Реально, однако, более-менее серьезное обоснование с использованием методов доказательной медицины существует только для доз электромагнитного излучения в СВЧ-диапазоне частот. Для более низких частот дозы принимаются «по аналогии», или вообще без всякого обоснования (ЭМП ПЧ 50 Гц). Количественная зависимость «эффекта» не установлена даже для СВЧ-полей.

Предстоит работа практически «с нуля» для таких вредных производственных факторов, как «тяжесть и напряженность труда» и «освещенность рабочих мест». Пока здесь не удается даже сформулировать понятие дозы. Представления о возможном влиянии этих факторов, в том числе и о развитии соответствующих профессиональных заболеваний имеют в основном качественный, описательный характер.

Для того, чтобы использовать зависимость «доза-эффект» в санитарно-гигиеническом нормировании необходимо дать определения «эффекту».  Одним из плодотворных и часто используемых в эпидемиологии понятий является риск заболевания.  В области эпидемиологии профессиональных заболеваний это понятие ассоциируется с профессиональным риском. Именно его целесообразно отождествить с понятием «эффект».

В обосновании такого предложения можно указать на то, что мера эффекта – это  количественный показатель, отражающий влияние  исследуемого фактора на частоту и качество исходов: увеличивается доза - увеличиваются частота и тяжесть поражения. Для малых доз (именно они характерны для воздействия вредных производственных факторов), приводящих к  стохастическим, вероятностным последствиям, речь идет не о тяжести поражений, а о повышении частоты (вероятности) случаев проявления заболеваний или наследственных дефектов в популяции. Хотя при изучении заболеваний принято исходить из представлений, развитых при изучении зависимости на уровне отдельного организма, однако, в эпидемиологии (в том числе и профессиональных заболеваний) имеют дело с группами, состоящими из большого количества особей, поэтому оценка частот дает статистическое описание группы.

 

2. Углубленное исследование производственно обусловленных заболеваний на  предприятии

 

Охрана труда как  ресурсосберегающий фактор может стать составляющей частью финансово-экономического управления деятельности предприятия только если основа этой работы  – рациональная эпидемиология профессиональных заболеваний – будет использоваться как строгая (точная) дисциплина, включающая аналитический аппарат количественных оценок. Эта дисциплина должна быть комплементарна структуре производства, оперировать с количественными характеристиками ситуаций на производстве и приводить к количественным прогнозам уровней заболеваемости.

Отслеживание динамики развития производственно обусловленных заболеваний у работников. Акцент должен быть сделан на ранних стадиях заболевания, так как доступные клинической диагностике морфологические изменения означают не начало заболевания, а уже ту его стадию, с которой патологические изменения могут превращаться в самоподдерживающийся процесс безотносительно к воздействию этиологического фактора.

Биометрические характеристики утраты трудоспособности.

Для рутинного биометрического описания распределения вероятности профессионально обусловленных заболеваний  в зависимости от стажа работы с вредным производственным фактором можно использовать модель случайных блужданий, анализируемую методами теории цепей Маркова. Определение биометрических характеристик частоты утраты трудоспособности в зависимости от стажа работы во вредных и опасных условиях труда представляет собой первый шаг в актуарном обосновании тарифов, определяющих величину затрат на досрочное пенсионное обеспечение.

Определение актуарных характеристик.

На следующем шаге определяются общий и постажевый коэффициенты профзаболеваемости, ожидаемая продолжительность работы для лиц, доработавших до заданного стажа. Эти характеристики дают  наиболее точное и адекватное описание ситуации с профессионально обусловленными заболеваниями как в отдельных коллективах, так и в отраслях промышленности и в стране в целом.  Существуют универсальные соотношения между скоростью ухода работников, их численностью и средним стажем работы до ухода.

Оценка страховых тарифов.

Результаты предыдущего этапа позволяют оценить нетто-тариф, покрывающий пенсионные выплаты работникам, вышедшим на пенсию из-за хронических профессиональных заболеваний. Финансовые начисления (дисконтирование, сложные проценты и пр.) определяются экономической политикой страховщика. Адекватная страховая модель реализации профессиональных рисков обеспечивает выполнение принципа финансовой эквивалентности  –  соблюдения баланса страховых взносов страхователя и страховых выплат страховщика.

Биометрические характеристики частоты утраты трудоспособности дают возможность выявить универсальные соотношения между скоростью ухода работников, их численностью и средним стажем работы до ухода.

 

3. Денежные потоки предприятия

Решение задачи оптимизации прибыли предприятия в первую очередь базируется на создании и успешном функционировании определенной системы анализа и управления денежными потоками (cash flow).

Анализ денежных потоков приводит к строгому соотношению для описания уменьшения чистой прибыли. Уменьшение прибыли пропорционально суммарному обороту предприятия и риску заболеваемости работников R. Для оценки профессионального риска (по известным условиям труда на предприятии) можно использовать «стандарт сравнения», представляющий собой выявленную в результате статистических исследований зависимость между классами условий труда и заболеваемостью работников. Суммарно это должно привести к созданию Методики  пересчета классов условий труда в уровень профессионального риска.

 

4. Государственная поддержка деятельности по интегрированию охраны труда в систему менеджмента предприятия

Основными задачами государственной поддержки деятельности по интегрированию охраны труда в финансово-производственную структуру предприятия является создание правовых условий для:

  • Финансирования научных исследований в области безопасности и гигиены труда.
  • Создания научно обоснованной нормативной правовой базы, обеспечивающей разработку государственных нормативов в области охраны профессионального здоровья и обеспечения безопасности работников в местах выполнения работ.
  • Осуществления деятельности, а также формирования соответствующей инфраструктуры, в области обучения специалистов по интегрированию охраны труда в финансово-производственную структуру предприятия.
  • Льготное кредитование работ по охране труда.  Для возможности своевременного принятия мер по профилактике нарушений профессионального здоровья работников и обеспечению безопасности в местах выполнения ими своих трудовых обязанностей
  • Льготы по налогообложению и социальному страхованию.  Для создания и поддержания условий для обеспечения необходимого уровня безопасности и профессионального здоровья работников на основе учета специфических опасностей, имеющих место в организации, и реализации необходимых и достаточных профилактических мер;

 

4.Заключительные замечания

 

Есть одна проблема, которая всплывает как в докладах, так и в частных разговорах с руководителями различных организаций и ведомств. Проблема денег.

Как только речь заходит о новых НПА, все упирается в отсутствие дополнительного финансирования.  Основной рефрен таких разговоров: без дополнительного финансирования санитарно-гигеническая наука развиваться не может. Почему-то считается само собой разумеющимся, что за зарплату никто ничего делать не будет.  Аргумент сомнительный и не очень убедительный, хотя бы потому, что вряд ли те, кто бездельничает за зарплату, начнут работать после  появления дополнительного финансирования.

Тем не менее, ситуация именно такова, какой ее предлагает  руководство.

При посещении различных мероприятий Недели можно обнаружить, что деньги меняют не результат, а скорее отношение к нему. Не часто, но бывает, что на общем фоне не очень интересных докладов, надерганных из различных справочников и уже известных трудов, появляются вполне содержательные работы – результат накопленного опыта, серьезной аналитики и исследований. Ясно проявляется и новизна и творчество. Такие исключения редки. Авторам важно «сделать дело хорошо», а не «как получится». Причем, именно сделать, а не продекларировать такой подход. Не сымитировать его. То, что они производят – товар штучный. Именно эти работы могут составить основу будущей санитарно-гигиенической науки. Для того, чтобы создать эту науку, от государственных органов требуется не дополнительное финансирование, а большое искусство. Как и для всякого искусства, универсальных рецептов здесь, конечно, нет.

Необходимо изучать бизнесы, формирующие для себя высокие стандарты работы. Это могут быть отечественные или зарубежные компании или даже конкретные люди. Такой бизнес должен быть рационален, структурирован, продуман и эстетически выверен. Идея состоит в том, что базовым отличием всех выдающихся продуктов (товаров, услуг, идей, проектов, компаний и т.д.) является наличие у них сильной концепции. Чем лучше проработана концепция, тем проще и быстрее рождается продукт. Без сильной концепции возникают только посредственные или самые предсказуемые решения. Фундаментом любой сильной концепции является стратегическая идея. Она сводится к реализации набора ясных и очень точных принципов, требующих от нее быть:

 

  1. Адресной – нацеленной на вполне конкретную аудиторию.
  2. Незаурядной – вызывать мгновенный интерес.
  3. Остроумной – элегантно сформулированной.
  4. Компактной – без ненужной велеречивости и бюрократизмов.
  5. Многофункциональной – допускать применение в различных контекстах.

 

У концепции должен быть  автор. Именно в его голове должны аккумулироваться все идеи и разрешаться все конфликты. Именно он должен "жить проектом", быть погруженным в него. Уравновешивать интересы. Быть недовольным качеством. Поднимать планку. Делать это постоянно.

Для технического воплощения идей и решений концепции необходима команда. Каждый член команды должен быть высокопрофессиональным исполнителем. Но этого не достаточно. Сама концепция должна пройти проверку реальностью, быть принятой и поддержанной командой. Предпосылкой к этому является совпадение психологических ценностей ключевых членов команды и системы ценностей, лежащей в основе концепции.

Есть еще одна функция Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (короче – Минтруда), без использования которой не обойтись. От этого органа требуется недвусмысленное обещание продвигать результаты научных разработок до уровня НПА, при условии позитивного результата их обсуждения научным сообществом (например, на площадке будущей Недели ОТ).

Разумеется, изложенное – это лишь одно из возможных мнений. Скорее всего, в рамках будущей Недели ОТ предстоит обсудить ряд проблем и представленные выше – только часть из них.