О высоком. Экспертиза промышленной безопасности строительных конструкций зданий и сооружений. Н. П. Гладков, С. Н. Шутов, В. А. Шакина, В. Е. Тяжелов (№2, 2015)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2,2015

 

Н.П. Гладков,

Заместитель генерального директора - начальник отдела

ООО «Экспертный центр», эксперт в области промышленной безопасности

С.Н. Шутов,

Начальник отдела ООО «Экспертный центр»,

эксперт в области промышленной безопасности

В.А. Шакина,

 Ведущий специалист ООО «Экспертный центр»,

эксперт в области промышленной безопасности

В.Е. Тяжелов,

 главный инженер ООО «Экспертный центр»

E-mail: TyazhelovVE@gaz.ru

 

About the high. Examination of industrial safety of building structures

 

N. P. Gladkov

Deputy general manager — head of department, expert in industrial safety

S. N. Shutov

Head of department, expert in industrial safety

V. A. Shakina

Head specialist, expert in industrial safety

V. E. Tyazhelov

Chief engineer of Limited company “Expert Centre”

 

Я помню сотни

Каменных глыб, что в стенах

Моего дворца,

Но вдруг заметил росток —

Папоротник на крыше.

Император ДЗЮНТОКУ,

Япония, 1197-1242г.г.

 

Что такое кровля

Крыша – это верхняя ограждающая конструкция здания, выполняющая несущие, гидроизолирующие и, при бесчердачных (совмещенных) крышах и теплых чердаках, теплоизолирующие функции.

Кровля — верхний элемент покрытия, предохраняющий здание от проникновения атмосферных осадков.

При проведении экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ) строительных конструкций зданий и сооружений дефекты и повреждения классифицируются по категории их опасности (согласно РД 22-01-97):

«А» - дефекты и повреждения особо ответственных элементов и соединений представляющие опасность разрушения;

«Б» - дефекты и повреждения, которые на момент осмотра не грозят опасностью разрушений конструкций, но, которые могут в дальнейшем вызвать повреждения других элементов и узлов или, при развитии повреждения, перейти в категорию «А»;

«В» - дефекты и повреждения локального характера, которые при последующем развитии не могут оказать влияние на другие элементы и конструкции (повреждения вспомогательных конструкций, площадок, местные прогибы и вмятины ненапряжённых конструкций).

Особое внимание следует уделять состоянию кровельного покрытия. Хотя выявляемые дефекты и повреждения кровель чаще относятся к категории «Б» или даже «В» тем не менее, они несут в себе большую потенциальную опасность.

Следует сказать несколько слов о рулонных кровельных материалах наиболее массово применяемых сегодня в промышленном строительстве, реконструкции и капитальном ремонте производственных площадей. Одна из их основных составляющих – битум, обладает температурой затвердения на уровне 15 градусов и температурой размягчения 45-50 градусов, что мало для кровельного материала. Посредством окисления битума достигается увеличение теплостойкости, но при этом снижается морозостойкость и процесс его окисления не завершается после нанесения на картон или стеклоткань, а продолжается, вызывая коксование и, как следствие, растрескивание кровельного ковра. Для улучшения физических свойств кровельных материалов в битум вводят добавки-модификаторы: СБС (стирол-бутадиен-стирольный термоэластопласт) и АПП (атактический полипропилен). У материалов с добавкой АПП – высокие показатели теплостойкости до плюс 110-150 градусов, морозостойкость до минус 15 градусов. У материалов с добавкой СБС – высокая эластичность при отрицательных температурах морозостойкость минус 20-25 градусов, теплостойкость до плюс 95-120 градусов.

Маркировка кровельных  материалов в основном состоит из названия материала и аббревиатуры из трех букв:

первая буква маркировки – тип основы: Э-нетканое полиэфирное полотно (полиэстер), Т-каркасная стеклоткань, Х-стеклохолст;

вторая и третья буквы маркировки – тип покрытия, соответственно, верхнего и нижнего: П-защитная полимерная плёнка, К-крупнозернистая минеральная посыпка, М-мелкозернистый песок.

Дополнительно используются цифры, которые в зависимости от производителя, обозначают толщину или удельный вес 1 метра квадратного материала.

 

Системные нарушения и дефекты при эксплуатации кровли

Системными нарушениями и дефектами, выявляемыми при обследовании кровель, в ходе проведения экспертиз промышленной безопасности являются:

1. Разрушения примыканий кровельного ковра к парапетам, стенам, бортам фонарей, проходящим через крыши технологическим коммуникациям (рис. 1). Из курса школьной физики известно что объем воды при замерзании стремительно увеличивается на 10%. Добавим наши зимы с бесконечно чередующимися оттепелями и заморозками, в итоге попадания воды в примыкания имеем повреждение категории «В», переходящее в категорию «Б», так же стремительно, как вода в лед, если своевременно этот дефект не выявить и не принять исчерпывающих ремонтных мер.

2. Технологические выбросы, мусор, растительность на кровле могут быть легко ликвидированы при периодической очистке кровель, но встречаются довольно часто и наносят ощутимый вред (рис. 2).

3. Перегруз кровли, возникающий в процессе ранее производимых ремонтных работ, когда на старый кровельный «пирог» укладывали новые слои утеплителя, стяжки, рулонных материалов и так не один раз за долгие годы эксплуатации. Обязательная составляющая обследования крыши при ЭПБ – определение фактического состава кровельного покрытия. При устройстве шурфов иногда выявляются нагрузки, превышающие проектные в несколько раз.

 

4. Неисправное состояние водоприемных воронок и ливневой канализации в целом. Водоприемные воронки на кровле, как правило, находятся в ведении службы главного архитектора предприятия, а вся остальная ливневая канализация от стояков и ревизий до ливневого колодца в ведении службы главного энергетика. При согласованности данных служб ремонтные работы проводятся в необходимом комплексе от воронки до колодца. Есть «талантливые» энергетики, применяющие так называемое «шайбирование». Когда водоприемная воронка диаметром 100мм. перекрывается на кровле диском с отверстием от 40 до 50мм. что бы уменьшить нагрузку на ветхую ливневую канализацию. Тогда на крыше после дождей появляются водоемы в несколько тонн (рис. 3, рис. 4). Не трудно предугадать дальнейшее развитие событий. Если это кровля литейного цеха? При попадании воды в расплавленный металл происходит мгновенное выделение большого количества пара, разложение воды (при 1200°С) на водород и кислород с образованием гремучей смеси, взрывом, выбросом горячих продуктов и ожогами. Вышеупомянутые рулонные материалы предназначены для гидроизоляции, а не создания бассейна на крыше.

На механических повреждениях кровли останавливаться не будем, их появление обусловлено только человеческим фактором и производственной культурой, а вот на производстве ремонтно-строительных работ стоит остановиться.

 

Допуск подрядчиков на объект для производства ремонтно-строительных работ

В основном ремонтно-строительные работы производятся с привлечением подрядных организаций. Для согласованной работы структурных подразделений промышленного предприятия и подрядных организаций при выполнении строительных, монтажных и специальных работ с соблюдением технологической последовательности и технически обоснованного совмещения, соблюдения Правил охраны труда и промышленной безопасности, должны быть прописаны четкие и понятные требования к организации строительного, монтажного производства на территории опасного производственного объекта.

Производство строительных, монтажных и ремонтных работ должно быть увязано с производственной деятельностью участка или другого подразделения, где будут производиться работы, для исключения нарушений технологического процесса, Норм и Правил охраны труда и промышленной безопасности. Заказчик и Подрядчик (здесь и далее термин «Заказчик» означает руководителя подразделения, на территории которого производятся строительные, монтажные и ремонтные работы подрядной организацией, а термин «Подрядчик» означает руководителя организации, выполняющего строительные, монтажные и ремонтные работы) должны определить порядок согласованных действий и назначить распоряжениями по своим подразделениям ответственных за техническую подготовку работ и дальнейшее оперативное руководство работами.

При производстве строительных, монтажных и ремонтных работ необходимо предусматривать совместное использование внутризаводских транспортных коммуникаций, инженерных сетей, а также цехового грузоподъемного оборудования строительным, монтажным и эксплуатационным персоналом.

В обязательном порядке учитывать данные обследования технического состояния строительных конструкций, внутрицеховых транспортных и грузоподъемных средств, коммуникаций, оборудования, инженерных сетей, условий производства (загазованность, запыленность, взрыво и пожароопасность, повышенный шум, стесненность и т.п.).

Заказчику, Подрядчику совместно с организацией, осуществляющей надзор за производимыми видами работ и проектной организацией, разработавшей проект строительных, монтажных или ремонтных работ, необходимо:

согласовать объемы, техническую последовательность, сроки выполнения строительных, монтажных и ремонтных работ, а также условия их безопасного совмещения с работой производственных цехов и участков;

определить порядок оперативного руководства, включая действия Подрядчика и Заказчика, при возникновении аварийных ситуаций, желательно разработать «цепочки помощи»;

определить последовательность разборки конструкций, а также разборки или переноса инженерных сетей, места и условия подключения временных сетей водоснабжения, электроснабжения и др.;

составить перечень услуг Заказчика и его технических средств, которые могут быть использованы Подрядчиком в период производства работ;

определить условия организации перевозок и складирования грузов, передвижения строительной техники по территории «наименование  предприятия», а также размещение мобильных (инвентарных) зданий и сооружений.

Общими правилами для предприятий, организаций, учреждений и частных лиц, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, при производстве строительных, монтажных работ, реконструкции, расширении, техническом перевооружении, капитальном ремонте зданий и сооружений действующих предприятий являются требования СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве» (Часть 1. Общие требования), СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве» (Часть 2. Строительное производство), СП 12-135-2003 «Отраслевые типовые инструкции по охране труда», СП 12-136-2002 «Решения по охране труда и промышленной безопасности в ПОС и ППР».

Ответственность за соблюдение требований охраны труда и промышленной безопасности при эксплуатации машин, электро и пневмоинструмента и технологической оснастки должно быть возложено:

за техническое состояние машин, инструмента, технологической оснастки – на организацию, на балансе которой они находятся, а при их передаче во временное пользование (аренду) – на организацию, определенную договором;

за выполнение требований безопасного производства строительных, монтажных и ремонтных работ – на организацию, выполняющую работу, в штате которой состоит работающий или привлекаемый к выполнению данной работы по договору персонал.

Перед началом выполнения строительных, монтажных и ремонтных работ на территории предприятия представитель подразделения, эксплуатирующего объект, где будут производиться работы - Заказчик и Подрядчик обязаны оформить акт-допуск по установленной форме.

Ответственность за соблюдение мероприятий, предусмотренных актом-допуском, несут руководители подрядной организации и подразделения, на территории которого производятся строительные, монтажные и ремонтные работы.

Перед началом производства работ представитель Подрядчика, уполномоченный приказом руководителя подрядной организации, обязан выдать наряд-допуск по установленной форме непосредственному руководителю работ (прорабу, мастеру), являющемуся работником данной подрядной организации.

Мероприятия по охране труда и промышленной безопасности при производстве строительных, монтажных или ремонтных работ в наряде-допуске должны быть согласованы с Заказчиком.

Наряд-допуск должен быть оформлен в 3-х экземплярах (1-й экземпляр находится у лица, выдавшего наряд-допуск - Подрядчика, 2-й экземпляр – у ответственного руководителя работ – Подрядчика, 3-й экземпляр – у представителя действующего предприятия, согласовавшего мероприятия по охране труда и промышленной безопасности производства строительных, монтажных или ремонтных работ - Заказчика).

Контроль выполнения предусмотренных в наряде-допуске и акте-допуске мероприятий по охране труда и промышленной безопасности при производстве строительных, монтажных или ремонтных работ обязаны осуществлять лицо, выдавшее наряд-допуск (Подрядчик) и лицо, согласовавшее мероприятия по охране труда и промышленной безопасности при производстве строительных, монтажных или ремонтных работ (Заказчик). Ответственность за выполнение предусмотренных в наряде-допуске и акте-допуске мероприятий по охране труда и промышленной безопасности несет лицо, выдавшее наряд-допуск - Подрядчик. Несчастный случай, происшедший с работником подрядной организации, проводящей работы на выделенном в установленном порядке участке организации Заказчика, расследуется и учитывается комиссией организации, производящей эти работы - Подрядчиком, с обязательным участием представителя организации Заказчика, согласно статье 229 Трудового Кодекса РФ.

На основании вышеизложенного, очевидно, что своевременные ремонтные работы и грамотная техническая эксплуатация кровли являются одними из важнейших условий безаварийной долговременной эксплуатации всего здания. Поэтому задача обследования крыши при проведении ЭПБ – это не только всестороннее выявление имеющихся повреждений, но и нарушений условий эксплуатации, которые могут привести к появлению и развитию дефектов несущих конструкций здания.

 

Литература:

1.РД 22-01-97. Требования к проведению оценки безопасности эксплуатации производственных зданий и сооружений поднадзорных промышленных производств и объектов (обследование строительных конструкций специализированными организациями).

РАЗРАБОТЧИК: Экспертно-консультативный ЭКЦ-МЕТАЛЛУРГ

Директор Е.А. Щербаков 10 декабря 1997г.

М.: ЦНИИПСК им. Мельникова; ЦНИИПРОЕКТСТАЛЬКОНСТРУКЦИЯ, 1997 - 29с.

2.СП 13-102-2003. ПРАВИЛА ОБСЛЕДОВАНИЯ НЕСУЩИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ.

РАЗРАБОТЧИК: ФГУП «КТБ ЖБ», ГУП «НИИЖБ», ЦНИИ-26, ГУП «ЦНИИСК им.Кучеренко», ГУП «НИИ Мосстроя» 21 августа 2003г.

М.: ФГУП ЦПП, 2003 - 32с.

3.Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 ноября 2013г. N 538 г. Москва «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности».

М.: Российская газета № 6272 от 31 декабря 2013 г.

4.Японская лирика. Пер. В.В. Соколова, Под ред. В. Орлова

М.: ООО «Издательство АСТ», Мн.: Харвест, 2000 – 456с.