Пошаговый контроль. О проверке качества основных видов обучения по охране труда Г. З. Файнбург, В. И. Потемкин (№1, 2013)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1 2013

Г.З. Файнбург, директор Института безопасности труда, производства и человека Пермского национального исследовательского политехнического университета, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор технических наук, профессор

В.И. Потемкин, заместитель директора Института безопасности труда, производства и человека Пермского национального исследовательского политехнического университета, кандидат технических наук, доцент

Доверяй, но проверяй!
Народная мудрость

Главной задачей обучения по охране труда на современном этапе развития экономики является дальнейшее повышение научно-практического уровня подготовки специалистов в вопросах охраны труда. Стратегический, долговременный характер этой задачи ясен всем, и кто стремится ее выполнить, и кто уклоняется от нее, предпочитая «торговать удостоверениями».

В настоящее время созданы все необходимые предпосылки, обеспечивающие постоянное совершенствование обучения и воспитания положительной мотивации на безопасный труд у слушателей. В ведущих обучающих организациях, особенно в учреждениях образования, сформировался достаточно квалифицированный преподавательский коллектив, включающий ведущих специалистов-практиков, занятых управлением охраной труда, а также, в ряде случаев, кандидатов и докторов наук. Осуществлены важные мероприятия по обновлению и улучшению учебных планов и программ подготовки специалистов с учетом достижений науки и практики. Продолжает укрепляться учебно-материальная база. Ведутся исследования в области организации учебного процесса, создания и внедрения новых, более эффективных методов и технических средств обучения.

В этих условиях центральное место в обучении вопросам охраны труда должно занять комплексное использование всех многообразных возможностей, всех имеющихся ресурсов в целом и каждой обучающей организации в отдельности для повышения эффективности и качества работы системы обучения с позиций конечного результата ее деятельности — высокого уровня знаний слушателей, их подлинной убежденности в необходимости охраны труда, всесторонней подготовки к успешной профессиональной работе по специальности.

Перенос центра тяжести на качественные факторы развития обучения вызывает настоятельную потребность в совершенствовании организационно-управленческих аспектов работы обучающих организаций и, в первую очередь, обусловливает необходимость внедрения научно обоснованной системы контроля качества обучения, как основного средства, позволяющего получать достоверную информацию о соответствии результатов деятельности обучающих организаций и их подразделений поставленным целям.

Решающим звеном формирования профессиональной компетентности работников по вопросам охраны труда и, следовательно, самым важным объектом контроля является сам учебный процесс. Именно в учебном процессе в процессе организованного взаимодействия преподавателей и слушателей осуществляются передача и усвоение знаний и навыков, происходит профессиональное становление будущего специалиста.

В нашей стране была создана стройная система организационных форм и методов обучения, соответствующих целям высококачественной подготовки кадров. Основные виды учебной работы — лекции, практические занятия, выполнение аттестационных работ, инструктирование, стажировка и др. — образуют в своей совокупности определенное функциональное единство, направленное на глубокое усвоение учебного материала.

Ведущей организационной формой обучения является лекционное преподавание. Лекции, обеспечивая формирование у слушателей системы знаний, составляющих основу деятельности по обеспечению охраны труда, играют направляющую роль в отношении всех остальных видов учебной работы и выполняют ответственные воспитательные функции по формированию внутренней мотивации на безопасный труд.

Важным элементом системы обучения являются практические занятия (семинары или даже упражнения в решении тех или иных задач управления). Их главная цель состоит в том, чтобы закрепить и углубить знания слушателей, сформировать систему навыков использования этих знаний, привить необходимые практические умения.

Относительно самостоятельным типом практических занятий (и очень важным для специалистов по аттестации рабочих мест) являются «лабораторные» работы, которые, приближаясь по своему построению и условиям проведения к инструменттальной деятельности, прививают слушателям навыки практического приложения теории при решении широкого спектра учебных задач.

Большое значение в дидактической системе обучения вопросам охраны труда принадлежит и таким видам внеаудиторной практической работы слушателей, выполняемым под руководством инструктора-преподавателя, как стажировка и используемая только в высшей школе подготовка аттестационных работ. Эти организационные формы обучения соответствуют этапу практически действенного применения полученных знаний и навыков на междисциплинарной основе, они ответственны за реализацию важнейшего принципа педагогической теории — принципа неразрывной связи науки и практики, особенно с передовой научно-технической и технико-организационной практикой, соединения теоретического обучения с активным применением знаний.

Перечисленные организационные формы обучения являются основополагающими в учебном процессе и предусматриваются учебными планами и программами. Очевидно, что контроль их постановки представляет собой относительно самостоятельную и исключительно важную для повышения качества обучения по охране труда и подготовки специалистов задачу.

Способствовать успешному решению этой задачи могли бы утвержденные в установленном порядке методические указания, в которых должны найти отражение наиболее общие требования, предъявляемые к основным видам учебных занятий по действующей нормативной документации, а также рекомендации по организации процедуры контроля. К несчастью, «шабаш ведьм» переучившихся юристов, не позволяет пока принять даже новую единую для страны примерную ПРОГРАММУ обучения, поскольку установилось устойчивое мнение, что главное КТО и КАК КОГО УЧАТ (т.е. последовательность приема документов, оплаты учебы, выдачи документов), а ЧЕМУ УЧАТ, ДЛЯ ЧЕГО УЧАТ и КАК ДОЛГО УЧАТ совершенно неважно. Ведь жизнь по понятиям давно выявила НЕОБХОДИМОСТЬ УДОСТОВЕРЕНИЯ, но никак не необходимость знаний, и на смену знаменитого лозунга «Кадры решают все!» пришел новый еще более общий и тотально торжествующий лозунг «Деньги решают все!». И кто бы спорил, но от этого не решается главное дело – формирование профессиональной компетенции работников в сфере охраны труда и безопасности производства.

И все же, мы попытаемся наметить основы методики проверки качества обучения вопросам охраны труда.

При этом все требования к каждой организационной форме обучения должны быть сгруппированы по трем основным разделам, относящимся к содержанию, организации и методике проведения учебных занятий.

Содержание учебных занятий предлагается оценивать с позиций соответствия типовой учебно-методической документации, а также на основе анализа его содержания и соответствия профессиональным требованиям (сформулированным, например, в профессиональных стандартах), содержанию практической деятельности. Важным фактором является также логическая и методическая увязка учебной информации, реализуемой в пределах рассматриваемой организационной формы обучения, с содержанием других видов учебных занятий.

Организационный уровень постановки учебных занятий определяется наличием необходимых учебно-методических материалов, привлечением к их проведению научно-педагогических кадров и учебного персонала требуемой квалификации, рациональной регламентацией занятий, их материально-техническим обеспечением, состоянием организации труда преподавателей и слушателей и целым рядом других факторов.

Методический уровень преподавания отражает степень реализации основных психолого-педагогических требований к каждому виду учебных занятий с учетом их специфики. Существенным аспектом методики преподавания является дидактически целесообразное применение средств обучения, в том числе современной учебной техники, возможностей дистанционного и электронного обучения.

Особое место при проверке качества учебных занятий занимают вопросы, связанные с реализацией их основных целей, которые характеризуются знаниями и навыками слушателей, являющимися подлинным пробным камнем и содержания, и организации, и методики обучения. Для этого необходимо выработать некоторые целесообразные приемы оценки результативности учебных занятий и закрепить их в методических указаниях, посвященных организации контроля.

Следует, подчеркнуть, что действенность проверки учебных занятий, возможность использования результатов контроля для совершенствования учебного процесса в большой мере зависит от квалификации и опыта научно-педагогических работников, которые привлекаются к осуществлению контроля. Необходимым условием эффективности контроля является высокая профессиональная компетентность проверяющих лиц, тщательное предварительное изучение ими методики проверки, ознакомление с документами, содержащими общие и специфические требования к объекту контроля.

Ознакомление с предусмотренными учебным планом организационными формами обучения следует дополнить всесторонним анализом работы соответствующего подразделения обучающей организации и проверкой качества знаний слушателей.

Проверка качества постановки основных видов учебных занятий в обучающей организации в целом — а это самый трудоемкий, но и наиболее продуктивный вид контроля — предполагает ознакомление с вопросами, связанными с подбором, использованием и повышением педагогического мастерства преподавателей, и должна предусматривать анализ работы обучающей организации по обеспечению учебного процесса. При таком подходе полезно рассмотреть соответствие преподаваемых вопросов квалификации преподавателей, их базовому образованию, характеру работы.

Особое внимание следует обратить на вопросы, непосредственно связанные с совершенствованием отдельных видов учебных занятий: организацию проведения занятий, работу по оказанию помощи «начинающим» преподавателям, качество подготовки соответствующих методических материалов, роль методистов и библиотеки, административно-хозяйственных и других подразделений обучающей организации в обеспечении учебного процесса.

Подчеркнем, что контроль в настоящих условиях экономической свободы обучающих организаций должен носить систематический характер и рассматриваться не как чрезвычайная или карательно-расстрельная мера, а как средство совершенствования работы, предотвращения недостатков, распространения лучшего опыта.

Главная цель контроля различных видов учебных занятий — это следует еще раз подчеркнуть — состоит в определении соответствия их содержания, организационного и методического уровня существующим требованиям, анализе выполнения проверяемой организационной формой обучения ее учебных целей, выявлении и устранении недостатков, обобщении и распространении лучшего опыта постановки учебного процесса. Контроль качества учебной работы, безусловно, должен являться составной частью деятельности органов руководства охраной труда и предусматриваться в планах проверок. Особое значение принадлежит рациональной организации контроля учебных занятий в самих обучающих организациях. Руководству таких организаций необходимо систематически осуществлять контрольные мероприятия с тем, чтобы охватить периодическими проверками все виды учебных занятий по всем вопросам охраны труда.

Немаловажным является и документальное оформление результатов проверок, которое должно отличаться четкостью, аналитическим характером, изложением существенных сторон как положительных, так и отрицательных моментов учебного процесса, наличием конкретных рекомендаций по устранению недостатков и распространению опыта.

Рассмотрим теперь проверку качества лекций.

Лекции занимают ведущее место в учебном процессе при подготовке руководителей и специалистов, в том числе специалистов по охране труда. Лекционные занятия, на которых слушатели изучают основополагающий учебный материал, излагаемый преподавателем в развернутой, систематической, логически стройной и последовательной форме, проводятся по большинству вопросов действующей примерной программы обучения.

 

Совокупность лекционных занятий, предусмотренных рабочим учебным планом и определенных рабочей учебной программой, представляет собой курс лекций. Главная его цель — сформировать у слушателей системное представление об изучаемом предмете, обеспечить усвоение будущими специалистами принципов и закономерностей развития охраны труда и безопасности производства, а также методов практического применения полученных знаний.

Необходимым условием эффективности лекционного преподавания является его направленность на развитие познавательной активности слушателей. Оно должно стимулировать формирование профессиональных интересов слушателей, воспитывать у них сознательное отношение к обеспечению охраны труда, стремление к безусловному соблюдению государственных нормативных требований охраны труда в их самостоятельной практической работе.

Наряду с учебной и воспитательной ролью лекционное преподавание призвано обеспечить дидактическое единство обучения по каждому разделу Примерной Программы и всего учебного процесса в целом, организовывать и направлять самостоятельную работу слушателей, в том числе с помощью дистанционных форм обучения.

При проверке качества лекционного курса следует установить:

1. Содержание курса

1.1. Соответствие содержания лекционного курса примерной/типовой и рабочей учебным программам. Наиболее полное отражение в нем всех основных вопросов обеспечения охраны труда и безопасности производства.

1.2. Построение лекционного курса на основе органической связи теории с практикой, раскрытие практического значения излагаемых теоретических положений.

1.3. Отражение новейших достижений научно-технического прогресса, изменений в нормативных правовых актах и нормативно-технической документации, раскрытие современных международно-признанных научных концепций, понятий и идей, а также перспектив дальнейшего развития охраны труда.

2. Организация занятий

2.1. Проведение лекционных занятий высококвалифицированным в соответствующей научной области лектором (группой лекторов) из числа профессиональных преподавателей (в том числе профессоров и доцентов), а также практических работников, имеющих опыт педагогической и управленческой работы, глубокое знание предмета, владеющих необходимыми методами и средствами обучения.

2.2. Наличие документов (типовой и рабочей программ курса и др.), определяющих: содержание лекционного курса; взаимосвязь лекций и других видов учебных занятий; последовательность и объем разделов курса; темы курса, выносимые на самостоятельную проработку; перечень технических и других средств обучения, используемых на учебных, занятиях; основную учебно-методическую литературу по курсу; сроки и формы контроля работы слушателей.

2.3. Рациональное, регламентированное учебным расписанием распределение времени на лекционные занятия по дням обучения, обеспечивающее их проведение, как правило, с начала учебного дня при продолжительности лекций не более двух академических часов (по 45—50 мин) с обязательным перерывом.

2.4. Привлечение к подготовке и проведению лекционных занятий необходимого учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала соответствующей квалификации.

2.5. Наличие научно обоснованных методических рекомендаций и разработок по проведению курса, содержащих методику проведения и конспекты вводных лекций, методические и инструктивные материалы по применению технических средств обучения в лекционном курсе и т. п.

2.6. Обеспеченность курса необходимым количеством учебников и учебных пособий, а также конспектами лекций (по наиболее сложным разделам курса и разделам, по которым не имеется учебников и учебных пособий и др.), методическими указаниями для слушателей по изучению материала лекционного курса, список основной и дополнительной литературы.

2.7. Проведение лекционных занятий в специально приспособленных помещениях (лекционных аудиториях), удовлетворяющих санитарно-гигиеническим нормам и современным требованиям эстетического оформления помещений и обеспечивающих достаточную вместимость, возможность использования необходимых технических средств и оборудования для демонстрации слайдов, другого видеоматериала.

2.8. Наличие современных средств, способствующих повышению эффективности обучения, в том числе необходимого демонстрационного оборудования и инвентаря, технических средств обучения, а также выполненных на высоком профессиональном уровне с учетом требований действующих стандартов слайдов, схем, плакатов, наглядных пособий, тиражированного в необходимом количестве материала, предназначенного для выдачи слушателям в ходе проведения лекционных занятий.

2.9. Обеспечение обязательной посещаемости занятий, соблюдение слушателями дисциплины и порядка, их организованная и активная учебная работа на лекциях.

2.10. Осуществление действенного контроля качества лекционного курса со стороны руководства обучающей организации.

3. Методический уровень лекционного курса

3.1. Целостность и дидактическая обоснованность последовательности изложения содержания каждой лекции (систематизированность, логическая стройность изложения материала, наличие вводной и заключительной частей и т. д.).

3.2. Осуществление необходимого контакта лектора со слушателями, основанного на соблюдении норм профессиональной этики педагога и направленного на создание в аудитории отношений доброжелательности и требовательности, увлеченности предметом изучения.

3.3. Использование дидактически целесообразных форм и методов изложения материалов курса, предполагающее: ясность и доступность изложения с учетом уровня подготовленности обучаемых; акцентирование внимания аудитории на основных моментах лекционного курса; четкое раскрытие и объяснение явлений, событий, закономерностей; точность профессиональной терминологии; свободный стиль изложения лекций с привлечением в необходимых случаях заранее подготовленного конспекта или тезисов; соответствие темпа изложения возможности конспективной записи слушателями основных положений курса и восприятия логики его изложения; эффективное использование методов разъяснения трудного для усвоения учебного материала, приемов повышения внимания, интереса и активности слушателей.

3.4. Рациональное сочетание методических приемов традиционной педагогики и элементов новейших методов обучения.

3.5. Методически обоснованное и эффективное применение технических учебных средств: наглядных пособий, демонстрационного оборудования, технических средств контроля и обучения,— обеспечивающих интенсификацию учебного процесса, повышение прочности усвоения учебного материала, рационализацию труда преподавателя и слушателей.

В процессе проверки необходимо:

—проанализировать документацию, определяющую содержание и организацию лекционного курса;

— выяснить обеспеченность курса учебниками и учебными пособиями, методической документацией, средствами обучения, а также наличие аудитории;

— ознакомиться с материалами, характеризующими квалификацию лектора и учебно-вспомогательного персонала;

— посетить необходимое количество лекционных занятий;

— ознакомиться с конспектами лекций преподавателей и слушателей;

— проанализировать документы, характеризующие посещаемость занятий.

Изучение документации и непосредственное ознакомление с лекциями должно дополняться обсуждением полученных материалов с руководством обучающей организации, а также с лицами непосредственно организующими и ведущими занятия.

Целесообразно знать мнение слушателей о качестве лекционного преподавания.

Проверка качества лекционного курса должна предусматривать также изучение вопроса о том, насколько успешно реализуются его основные учебные цели. Для этого необходимо ознакомиться с фактическими знаниями слушателей по изучаемому материалу, используя результаты тестирования и собеседований, результаты проверки знаний, предусмотренных графиком учебного процесса.

Одновременно следует выяснить мнение компетентных лиц (руководства образовательной организации и преподавателей) об уровне подготовки слушателей по охране труда в целом.

Рассмотрим теперь проверку качества практических занятий. Практические занятия в различных формах (семинары, упражнения в решении задач и т. п.) органически дополняют лекционные курсы и самостоятельную работу слушателей. По ряду вопросов, например, оказание первой помощи, практические занятия являются ведущей организационной формой обучения. Большие возможности совершенствования подготовки специалистов открывает характерный для практических занятий непосредственный контакт преподавателя и слушателей. Совокупность практических занятий, предусмотренных учебным планом и определенных учебной программой, представляет собой практикум по охране труда. Это относительно новое понятие в практике обучения охраны труда, но достаточно перспективное, учитывая стремление замены лекционного курса дистанционным обучением и самотестированием.

Главная цель практикума состоит в том, чтобы закрепить и углубить знания слушателей в соответствующей области, сформировать систему навыков их использования, привить необходимые практические умения.

Выполнение практических заданий является важным связующим звеном между теоретическим освоением охраны труда и применением ее положений на практике. Они' способствуют развитию самостоятельности слушателей, более активному овладению учебным материалом, служат важной предпосылкой формирования профессиональных качеств. Для ряда вопросов охраны труда практические занятия носят основополагающий характер в приобщении слушателей к овладению приемами прикладного использования полученного теоретического знания.

Основные требования к практикуму по охране труда

1. Содержание практикума

1.1. Соответствие содержания практикума примерной/типовой и рабочей учебным программам, отражение в нем основных разделов курса охраны труда, требующих практической проработки и овладения навыками применения изученных положений, использование современных подходов и методов практического изучения объектов, процессов и явлений.

1.2. Построение практических занятий на практико ориентированной основе, использование апробированных методов в оценке рисков и других форм обеспечения охраны труда, раскрытие на конкретных примерах органического единства теории и практики.

1.3. Профессиональная направленность практикума, обеспечивающая отображение особенностей правоприменительной практики охраны труда.

1.4. Проведение практических занятий с применением современных образцов техники и вспомогательных учебных средств, а в необходимых случаях — непосредственно с применением действующего оборудования соответствующих предприятий, организаций и учреждений.

1.5. Реализация в содержании практикума внутри- и междисциплинарных логических связей. Обеспечение преемственности между практическими и лекционными занятиями, а также самостоятельной работой слушателей.

2. Организация практических занятий

2.1. Соответствие количества часов практических занятий типовому учебному плану.

2.2. Проведение практических занятий преподавателями, владеющими методами выполнения соответствующих практических заданий и приемами использования технических и других средств, предусмотренных в практикуме.

2.3. Организационно-методическое руководство практикумов ведущими педагогическими работниками.

2.4. Наличие документов (типовой и рабочей программ дисциплины, расписания занятий, и др.), определяющих согласованное проведение практических занятий с лекциями и другими видами учебной работы, их правильную последовательность, а также содержащих перечень тем практикума, формы и методы его проведения.

2.5. Обеспеченность практикума методическими материалами, определяющими учебные цели занятий и методику их проведения, порядок проверки готовности слушателей к выполнению практических заданий, формы отчетности слушателей по практическим занятиям, а также содержащими методические рекомендации по выполнению практических заданий и по организации самостоятельной работы слушателей над заданиями практикума, список рекомендуемой литературы по каждой из тем практикума.

2.6. Рациональное, регламентированное учебным расписанием распределение времени на практические занятия по дням курса обучения, обеспечивающее их проведение после соответствующих лекций по дисциплине. Соблюдение установленной продолжительности занятий.

2.7. Наличие аудиторий соответствующей вместимости или специально приспособленных для проведения практических занятий кабинетов, залов и других помещений, удовлетворяющих требованиям научной организации труда, техники безопасности и санитарно-гигиеническим нормам.

2.8. Обеспеченность практикума современным оборудованием, образцами материалов, техническими и другими вспомогательными средствами, необходимыми для достижения основных целей практикума и повышающих его эффективность, в том числе: схемами, плакатами, средствами оргтехники, макетами и наглядными пособиями, выполненными в соответствии с требованиями действующих стандартов. Поддержание оборудования и учебно-вспомогательных средств в исправном состоянии.

2.9. Наличие необходимого количества учебников, сборников задач и упражнений, практических руководств и других учебных пособий, а также справочного материала, стандартов и другой литературы, рекомендованной слушателям.

2.10. Систематическое осуществление организационных и технических мероприятий, направленных на повышение качества и эффективности практических занятий; повышение квалификации преподавателей и учебно-вспомогательного персонала, участвующего в проведении практических занятий; работа по обновлению содержания и техническому переоснащению практикума и т. п.

2.11. Обеспечение обязательной посещаемости занятий, соблюдение слушателями дисциплины и порядка, их организованная и активная учебная работа.

2.12. Осуществление действенного контроля качества практических занятий со стороны руководства обучающей организации.

3. Методический уровень практикума

3.1. Рациональное использование дидактически целесообразных форм, методов и приемов обучения, направленных на наиболее эффективное осуществление учебных целей практикума и обеспечивающих логическую последовательность его построения и взаимосвязь практических занятий.

3.2. Осуществление необходимого контакта преподавателя со слушателями, способствующего активной учебной работе каждого обучаемого и созданию в аудитории обстановки доброжелательности, требовательности и увлеченности предметом изучения.

3.3. Использование в практикуме проблемного и других методов обучения, формирующих у слушателей творческий подход и способствующих самостоятельному поиску путей выполнения практических заданий.

3.4. Применение индивидуализированных заданий, учитывающих склонности, способности и характер профессиональной деятельности слушателей и обеспечивающих их интенсивную самостоятельную работу во время занятий.

3.5. Оказание студентам необходимой методической и практической помощи в выполнении практикума, акцентирование их внимания на важнейших приемах и методах учебной работы, являющихся определяющими в достижении целей практикума.

3.6. Методически обоснованное применение основных и вспомогательных средств обучения, способствующих успешному выполнению практических заданий, рационализации труда преподавателей и слушателей.

3.7. Использование эффективных методов контроля хода и результатов выполнения слушателями заданий практикума.

При проверке практикума необходимо:

— проанализировать документацию, определяющую содержание и организацию практических занятий (рабочую программу курса, расписание занятий, методические указания по проведению практикума и др.);

— проверить выполнение требований, относящихся к обеспеченности практических занятий помещениями, оборудованием, учебниками и учебными пособиями, методической литературой;

— ознакомиться с материалами, характеризующими квалификацию преподавателей;

— посетить необходимое количество практических занятий, ознакомиться с ходом выполнения программы практикума и выполнением слушателями под руководством преподавателя практических заданий, обратив особе внимание на целесообразность используемых форм, методов и приемов обучения; определить качество и объем выполненных слушателями заданий практикума;

— проанализировать документы, характеризующие посещаемость практических занятий.

Изучение документации и непосредственное ознакомление с практическими занятиями должно дополняться обсуждением полученных материалов с руководством обучающей организации, лектором, ведущим данный курс, преподавателями, ведущими практические занятия, и слушателями.

Проверка практикума предусматривает также изучение вопроса о том, насколько успешно реализуются его основные учебные цели, характеризующиеся глубокими знаниями слушателей по проработанным на практических занятиях теоретическим положениям, овладением средствами и методами выполнения практических заданий, формированием у них необходимых практических навыков и умений. Для этого могут использоваться опрос слушателей пройденного материала, наблюдение за ходом выполнения освоенных операций и приемов, ознакомление со знаниями и умениями слушателей в процессе приема результатов практикума. Целесообразно также выяснить мнение о качестве практикума и результатах его изучения слушателями у компетентных в соответствующей области лиц.

Проверка качества обучения экспертов и специалистов по проведению инструментальных замеров производственных факторов. Всем хорошо известна исключительная роль аттестации рабочих мест по условиям труда, где от «качества» инструментальных замеров поистине зависит «судьба человека». К сожалению, очень многие, берущиеся сейчас «аттестовывать» специалистов по проведению замеров, сами не обладают никакой лабораторной базой и учат разморенных полуденным зноем слушателей на побережье Черного моря «на пальцах».

Предлагаемая ниже проверка качества лабораторного практикума могла бы поставить заслон хотя бы явной халтуре и торговли «аттестатами».

Лабораторные занятия, проводимые в соответствии с учебным планом подготовки и программой курса, составляют в своей совокупности лабораторный практикум. Его главная цель — практически раскрыть теоретические положения охраны и гигиены труда, обеспечить глубокое понимание слушателями свойств изучаемых закономерностей и форм их проявления, сформировать у специалистов практические умения обращения с приборами контроля условий труда, лабораторным оборудованием и другими средствами инструментального контроля, привить им навыки практической деятельности.

Проведение лабораторных занятий служит правильному пониманию слушателями принципа органического единства теории и практики, овладению приемами инструментального подтверждения и проверки условий труда. Выполнение лабораторных работ развивает у будущих специалистов интерес к исследованиям, способствует освоению методов планирования и проведения инструментального контроля, обработки и анализа полученных данных, оформления их результатов. Им принадлежит важное значение в развитии профессиональных качеств будущих специалистов, навыков самостоятельной практической работы.

Основные требования к лабораторному практикуму

1. Содержание лабораторного практикума

1.1. Соответствие содержания лабораторного практикума типовой и рабочей учебным программам, отображение и инструментальное раскрытие основных положений аттестации рабочих мест по условиям труда.

1.2. Построение лабораторного практикума на научно-практической основе. Использование научных методов инструментального исследования сущности изучаемых условий труда, явлений и процессов на рабочем месте, всесторонняя реализация принципа единства теории и практики.

1.3. Отражение в лабораторном практикуме особенностей аттестации рабочих мест по условиям труда как российского варианта оценки профессиональных рисков.

1.4. Обеспечение преемственности лабораторных занятий с лекционными и практическими видами учебной работы.

1.5. Ознакомление слушателей с современным оборудованием и методами проведения инструментальных исследований в охране труда, а в необходимых случаях выполнение практикума и проведение лабораторных занятий на базе ведущих предприятий и аттестующих организаций.

1.6. Введение в лабораторный практикум современных методов планирования, обработка результатов замеров с применением ЭВМ, обеспечивающих - ознакомление слушателей с принципами автоматизации инструментальных исследований; выполнение в рамках лабораторного практикума заданий исследовательского характера.

2. Организация лабораторного практикума

2.1. Соответствие количества часов лабораторного практикума по дисциплине и их распределения учебному плану.

2.2. Проведение лабораторных занятий преподавателями, владеющими методикой и навыками выполнения соответствующих инструментальных замеров с использованием предусмотренного оборудования. Привлечение к проведению занятий подготовленного учебно-вспомогательного персонала.

2.3. Организационно-методическое руководство практикумом ведущими работниками – экспертами в области аттестации рабочих мест по условиям труда.

2.4. Наличие документов (типовой и рабочей программ дисциплины, расписания занятий, и др.), определяющих согласование проведения лабораторных работ с лекциями и другими видами учебных занятий, их правильную последовательность, а также содержащих перечень тем практикума, наименование работ, выполняемых каждым слушателем по всем темам.

2.5. Обеспеченность практикума методическими указаниями, определяющими методику проведения лабораторных занятий, порядок проверки готовности слушателей к выполнению лабораторных работ, формы и сроки отчетности слушателей по лабораторным работам.

2.6. Наличие необходимого количества описаний лабораторных работ, определяющих учебные цели работ, продолжительность их выполнения, содержащих необходимый минимум теоретических сведений, требующихся для выполнения задания (в случае отсутствия литературы по теме), характеристику измерений и используемых в них средств, рекомендации и указания по планированию, методике проведения, обработке и анализу данных инструментального обследования рабочего места, рекомендации слушателям по самостоятельной подготовке к лабораторной работе с перечнем основной литературы, а также правила техники безопасности.

2.7. Наличие приспособленных для проведения лабораторных занятий помещений достаточной вместимости, удовлетворяющих требованиям техники безопасности и санитарно-гигиеническим нормам.

2.8. Оснащенность необходимым лабораторным оборудованием, наличие образцов, материалов и средств обработки данных. Своевременная проверка и поверка измерительной и другой аппаратуры, поддержание оборудования в рабочем состоянии.

2.9. Обеспеченность вспомогательными учебными средствами, способствующими повышению эффективности лабораторных занятий: техническими средствами обучения, средствами оргтехники, схемами, плакатами и другими пособиями, составленными в соответствии с требованиями действующих стандартов.

2.10. Обеспеченность практикума учебниками и учебными пособиями, необходимыми для выполнения лабораторных работ, а также справочниками, стандартами и другими материалами.

2.11. Соответствие численности групп слушателей задачам качественного выполнения лабораторных работ с учетом вместимости помещений и наличия оборудования. Создание условий для индивидуального выполнения лабораторных заданий.

2.12. Организация систематической и равномерной проверки выполнения каждым студентом лабораторных работ по всем темам практикума. Постановка контроля качества оформления отчетов слушателей по лабораторным работам.

2.13. Четкое взаимодействие преподавателя и слушателей с персоналом, обслуживающим оборудование, средства проведения инструментальных замеров и другую учебную технику.

2.14. Систематическое проведение организационных и технических мероприятий, направленных на повышение эффективности лабораторного практикума. Периодическое обновление и расширение комплекса лабораторных работ.

2.15. Обеспечение обязательной посещаемости занятий, соблюдение слушателями дисциплины и порядка, их организованная и активная учебная работа.

2.18. Осуществление действенного контроля качества лабораторного практикума со стороны руководства обучающей организации.

3. Методический уровень лабораторного практикума

3.1. Дидактически обоснованное методическое построение лабораторного практикума в целом и каждого лабораторного занятия, направленное на качественное выполнение его учебных целей, формирование и развитие умений и навыков самостоятельной работы, усвоение основных приемов инструментального контроля за условиями труда.

3.2. Осуществление необходимого контакта преподавателя со слушателями, направленного на создание обстановки доброжелательности и требовательности, увлеченности предметом изучения и обеспечивающего действенное руководство работой обучаемых, оказание им необходимой помощи в выполнении лабораторных заданий.

3.3. Использование в практикуме знаний и навыков, полученных слушателями по общенаучным и обще-профессиональным дисциплинам.

3.4. Соответствие методики проведения лабораторных занятий требованиям, предъявляемым к приемам и методам инструментальных исследований. Создание обстановки, способствующей привитию студентам качеств, необходимых для инструментальных исследований.

3.5. Применение технических и других вспомогательных средств, способствующих повышению эффективности обучения, улучшению организации труда преподавателей и слушателей.

3.6. Создание условий для развития творческих способностей слушателей на основе использования принципов проблемного обучения; индивидуализация лабораторных заданий с учетом склонностей и возможностей обучаемых; реализация в методическом построении лабораторных работ элементов научного поиска.

В процессе контроля качества лабораторного практикума необходимо:

— проанализировать документацию, определяющую содержание и организацию лабораторного практикума (рабочую программу курса, журнал учета выполнения слушателями лабораторных работ, расписание занятий и др.);

— проверить выполнение требований, относящихся к обеспеченности практикума помещениями, необходимым лабораторным оборудованием, учебниками, учебными пособиями, методической литературой;

— ознакомиться с материалами, характеризующими квалификацию преподавателей и учебно-вспомогательного персонала;

— выяснить содержание и результаты мероприятий, осуществленных по совершенствованию данного лабораторного практикума, научной организации труда преподавателей и слушателей;

— посетить необходимое количество лабораторных занятий и ознакомиться с ходом выполнения программы практикума, выполнением слушателями лабораторных заданий, используемыми на занятиях формами, методами и приемами обучения;

— ознакомиться с отчетами слушателей по лабораторным работам.

Анализ документации и ознакомление с лабораторными занятиями должны дополняться обсуждением полученных материалов с преподавателем, ответственным за лабораторный практикум и другими компетентными лицами. Целесообразно также знать мнение слушателей о лабораторном практикуме.

Важной составной частью проверки лабораторных занятий является определение их результативности, предусматривающее изучение вопросов, связанных с качеством реализации учебных целей лабораторного практикума. Одной из наиболее показательных форм проверки результативности лабораторного практикума является собеседование со слушателями по тематике лабораторных занятий. Одновременно следует привлекать и другие данные, характеризующие степень выполнения основных целей лабораторного практикума. Целесообразно также ознакомиться с мнением об уровне подготовки слушателей по тематике практикума компетентных в этом вопросе лиц.

Проверка качества выполнения аттестационных работ.

Сегодня все чаще говорят о повышении квалификации и о профессиональной переподготовке, поскольку действующее законодательство Российской Федерации об охране труда и промышленной безопасности предъявляет высокие квалификационные требования к специалистам служб охраны труда и промышленной безопасности. В частности, ст. 217 Трудового Кодекса установлено, что «… в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку».

В развитие этого требования охраны труда согласно приказа Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н с 1 июля 2013 года вступает в силу раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда», который предусматривает обязательное наличие у данной категории специалистов либо высшего профессионального образования по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки) в области охраны труда[1].

Одним из важных элементов профессиональной переподготовки и повышения квалификации является написание слушателем аттестационной (выпускной) работы.

В системе организационных форм обучения в высшей школе, а именно ей поручено проведение профессиональной переподготовки, ответственное место отведено аттестационным работам. По сути они обязательны для всех слушателей.

Выполнение аттестационной работы представляет собой самостоятельное решение слушателем, под руководством преподавателя, частной задачи или проведение исследования, освещающего один из вопросов охраны труда, применительно к месту работы слушателя, завершающееся публичной защитой полученных результатов. Главными целями этой формы учебной работы являются закрепление, углубление и обобщение слушателями знаний, полученных за время обучения, и выработка у них умения самостоятельно применять эти знания в их комплексе для практического творческого решения конкретной задачи управления профессиональными рисками.

Подготовка аттестационных работ должно развить навыки использования слушателями приобретенных общенаучных знаний, знаний нормативных актов, нормативно-технической документации, научной и справочной литературы по охране труда. Оно также способствует овладению специалистами умением производить расчеты с использованием современных методов и ЭВМ, составлять технико-экономические обоснования принятых решений, готовить презентации.

Основные требования к выполнению аттестационных работ

1. Содержание аттестационных работ

1.1. Соответствие содержания работ типовой и рабочей учебным программам, учебным задачам данного предмета и характеру работы слушателя.

1.2. Построение аттестационных работ на научной основе.

1.3. Реальность тематики аттестационной работы, ее соответствие современному уровню производства, уровню развития нормативной регламентации.

1.4. Построение тематики аттестационных работ на фактическом материале соответствующих предприятий и учреждений с учетом производственной деятельности слушателей.

1.5. Направленность тематики аттестационных работ на решение практических задач, связанных с внедрением новой техники или технологий, развитием организационных приемов охраны труда; введение в работу элементов научных исследований.

1.6. Комплексность решаемой в процессе выполнения работы задачи или проблемы в сочетании с направленностью на детальную разработку одного из ее аспектов.

1.7. Необходимость использования при выполнении аттестационных работ приобретенных общенаучных знаний, современной нормативной документации, международных стандартов, научной и технической литературы, а также применения новейшей аппаратуры и точных измерительных приборов.

1.8. Возможность целесообразного использования результатов аттестационных работ на практике.

2. Организация выполнения аттестационных работ

2.1. Соответствие количества часов типовому учебному плану.

2.2. Осуществление действенного руководства выполнением аттестационных работ со стороны преподавателей, обладающих необходимой квалификацией и опытом. Привлечение к руководству курсовым проектированием специалистов с производства или научных учреждений.

2.3. Наличие организационно-плановой документации, определяющей тематику аттестационных работ, количество часов, отводимых для их выполнения, и календарные сроки подготовки. Соответствие этой документации типовому учебному плану обучения.

2.4. Обеспеченность методическими указаниями по подготовке аттестационных работ, определяющими учебные цели проекта работы, с указанием конкретных умений и навыков, которые должны приобрести студенты, а также содержание и объем работы, организацию выполнения работ в части выдачи слушателям заданий, проведения консультаций, порядка защиты и др.

2.5. Наличие заданий на аттестационные работы, содержащих название темы, исходные данные для выполнения расчетно-графической части, перечень необходимой литературы, требования к оформлению работы. Своевременность подготовки, утверждения и выдачи этих заданий слушателям.

2.6. Регулярное проведение групповых и индивидуальных консультаций по вопросам выполнения аттестационных работ. Наличие и выполнение графика этих консультаций.

2.7. Осуществление постоянного контроля выполнения слушателями аттестационных работ.

2.8. Рациональная координация и взаимосогласование тем аттестационных работ, обеспечивающие возможность создания бригад, совместно разрабатывающих общую крупную задачу (проблему).

2.9. Обеспеченность учебниками и учебными пособиями, справочной и иной литературой, типовыми проектными и другими материалами по тематике аттестационных работ.

2.10. Проведение конкурсов, на лучшую аттестационную работу.

2.11. Действенный контроль качества выполнения аттестационных работ со стороны руководства обучающей организации.

3. Методический уровень выполнения аттестационных работ.

3.1. Обеспечение методически обоснованной последовательности выполнения аттестационных работ (изучение литературы по тематике, расчетная часть, графическая часть, разработка и оформление пояснительной записки, подготовка к защите и т. п.).

3.2. Установление эффективного контакта руководителя работы со слушателями, основанного на создании обстановки высокой требовательности и доверия.

3.3. Рациональное, дидактически целесообразное определение содержания лекций, групповых и индивидуальных консультаций по вопросам подготовки аттестационных работ.

3.4. Применение необходимых технических и других учебно-вспомогательных средств, способствующих повышению качества работ, улучшению организации труда слушателей и преподавателей.

3.5. Использование приемов и методов педагогического воздействия, стимулирующих самостоятельную работу слушателей, развитие у них творческих способностей. Индивидуализация заданий, выдаваемых студентам для выполнения аттестационных работ, с учетом интересов, склонностей и способностей, а также характера трудовой деятельности слушателей.

3.6. Организация защиты аттестационных работ в обстановке высокой требовательности, с детальным анализом результатов работы слушателей, разбором типичных ошибок и недостатков, выделением и поощрением лучших работ.

При проверке качества выполнения аттестационных работ необходимо:

— проанализировать организационно-плановую и учебно-методическую документацию, определяющую содержание, организацию и методику выполнения аттестационных работ;

-— изучить методические указания по выполнению аттестационных работ, а также задания на их выполнение;

— ознакомиться с состоянием обеспеченности аттестационных работ учебниками и учебными пособиями, нормативной документацией, справочной и методической литературой, оборудованием, помещениями и т. п.;

— рассмотреть материалы, характеризующие работу обучающей организации по совершенствованию выполнения аттестационных работ, а также квалификацию руководителей аттестационных работ и организацию их труда;

— ознакомиться с ходом выполнения аттестационных работ;

— провести выборочную проверку качества как выполненных в период контроля, так и подготовленных в предшествующие годы аттестационных работ;

— посетить защиту аттестационных работ.

Ознакомление с документацией должно дополняться обсуждением полученных материалов с преподавателями, осуществляющими руководство подготовкой аттестационных работ, другими компетентными лицами. Следует также выяснить мнение слушателей о постановке соответствующей работы.

Проверка качества выполнения аттестационных работ предполагает изучение вопроса о том, насколько успешно реализуются его основные учебные цели. Главным показателем здесь служит качество работ. Важно также выяснить, в какой мере выполнение этого вида учебной работы способствует углублению знаний слушателей по охране труда и формированию их профессиональных навыков. Материалы для соответствующих выводов могут быть получены в результате тщательного анализа выполненных аттестационных работ, проведения собеседований со слушателями по вопросам, изучение которых необходимо для выполнения заданий. Целесообразно также ознакомиться с мнением о качестве и результатах выполнения аттестационных работ компетентных в этой области лиц (преподавателей, ведущих другие виды занятий по охране труда, руководителей аттестационных работ, работников предприятий и учреждений, на материалах которых выполнялись соответствующие или работы).

Все вышеизложенное, на наш взгляд, должно быть положено в основу систематического контроля за качеством обучения по охране труда выполнения аттестационных работ в обучающих организациях.


[1] Именно такая профессиональная переподготовка по лицензированной и аккредитованной образовательной программе «Безопасность технологических процессов и производств» объемом свыше 500 часов с получением диплома установленного образца, дающим право профессиональной деятельности в сфере охраны труда и промышленной безопасности, успешно осуществляется в ПНИПУ, где в 1999-2012 гг. успешно проучились более 1000 специалистов предприятий Западного Урала и других регионов страны.