АРМейский порядок. Особенности проведения АРМ по условиям труда с учетом изменений в законодательстве о труде. Г. Ж. Склеменов, Е. П. Осиев, Е. В. Степанова (№1, 2012)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1 2012

АРМейский порядок. Особенности проведения аттестации рабочих мест по условиям труда  с учетом изменений в законодательстве о труде

Герман Жоржевич Склеменов,

начальник управления по труду и социальным вопросам  департамента труда и занятости населения Краснодарского края

Евгений Петрович Осиев,

начальник отдела государственной экспертизы условий труда департамента труда и занятости населения Краснодарского края

Екатерина Владимировна Степанова,

консультант отдела государственной экспертизы условий труда департамента труда и занятости населения Краснодарского края

В СЕНТЯБРЕ 2011 ГОДА ВСТУПИЛ В СИЛУ ПРИКАЗ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РФ «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ  АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА».

В соответствии со ст. 216 Трудового кодекса Российской Федерации государственная экспертиза условий труда проводится в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на уровне субъектов Российской Федерации. В Краснодарском крае оценка качества проведения аттестации рабочих мест возложена на отдел государственной экспертизы условий труда департамента труда и занятости населения Краснодарского края.

За годы работы специалистами собственной аккре­дитованной лаборатории отдела наработан огромный опыт: только за последние три года была осуществлена оценка качества проведения аттестации 19,7 тыс. рабо­чих мест в 302 организациях, в результате было выявле­но 2,3 тысячи нарушений Порядка проведения АРМ.

В Краснодарском крае, как и во всей стране, с аттес­тацией рабочих мест сложилась необычная ситуация. На сегодня при осуществлении госэкспертизы прихо­дится использовать три нормативных акта, это Прика­зы № 12 от 14.03.1997, № 569 от 31.08.2007 и № 342н от 26.04.2011. Так как результаты аттестации действитель­ны в течение пяти лет, до августа 2012 года будет дейст­вовать аттестация, проведенная еще по порядку 1997 года, вследствие чего со стороны представителей рабо­тодателей и самих аттестующих организаций возника­ет ряд вопросов. Стоит рассмотреть все отличия нового Порядка от предыдущих двух.

Новым Порядком введен ряд новшеств; он был раз­работан в целях совершенствования законодательства в сфере охраны труда и повышения ответственности работодателя и работника за нарушения норм охраны труда. Заметим, что кардинального изменения Порядка проведения аттестации по отношению к ранее дейст­вовавшему, утв. Приказом № 569, не произошло, но не­которые изменения заслуживают особого внимания.

Итак, требования нового Порядка, как и требования прежних, распространяются на всех работодателей — юридических и физических лиц, — за исключением работодателей, не являющихся индивидуальными пред­принимателями. При этом проведение аттестации си­лами работодателя не предусматривается: если ранее организация (работодатель) при определенных услови­ях могла провести АРМ собственными силами, то сей­час работодатель и аттестующая организация проводят ее совместно, причем последняя должна быть незави­симым лицом по отношению к работодателю. Обратим внимание, что по новому Порядку обязанности работо­дателя и аттестующей организации четко разделены. Так, инструментальные измерения параметров факто­ров производственной среды и трудового процесса, как и оценку соответствия условий труда государственным гигиеническим нормативам, оценку травмоопасности рабочих мест и обеспеченности работников СИЗ про­водят только специалисты аттестующей организации, которая несет ответственность за достоверность про­ведения измерений и оценок. Обратите внимание, что аттестующей организацией в полном объеме исследу­ется документация, связанная с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работода­теля. Это весьма хорошая опция для государственного контроля, поэтому необходимо очень тщательно опре­делять круг исследованной документации, т. к. инспек­тор, выявив отсутствие какого-либо обязательного до­кумента, может сослаться на его отсутствие и тем са­мым получить возможность усомниться в компетент­ности аттестующей организации.

Важно, что ответственность за проведение аттеста­ции, достоверность и полноту представления информа­ции в госинспекцию труда в субъекте РФ возлагается на работодателя, который обязан при этом содейст­вовать аттестующей организации и запрашивать необ­ходимые сведения у третьих лиц. По новому порядку работодатель уже не обязан утверждать отчет об атте­стации с документами, указанными в п. 44 раздела V Порядка и не подписанные представителями аттесту­ющей организации из аттестационной комиссии.

Выбирая аттестующую организацию, работодателю следует помнить: заниматься оказанием таких услуг без аккредитации запрещено; организации должны быть аккредитованы в области охраны труда в части прове­дения АРМ и внесены в соответствующий реестр.

Заключая гражданско-правовой договор, работода­тель вправе требовать от аттестующей организации ко­пии документов на право проведения измерений и оце­нок (аттестат аккредитации и область аккредитации) и копию уведомления о включении в реестр организа­ций, оказывающих услуги в области охраны труда. Ра­ботодатель вправе привлечь для выполнения работ да­же ряд аттестующих организаций, при этом работа мо­жет быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выпол­няемых на данных РМ.

Из раздела «Результаты аттестации используют­ся в целях» было исключено:

— обоснование принимаемых в установленном поряд­ке решений о применении административного нака­зания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представи­тельств и структурных подразделений, производст­венного оборудования и участков;

— включение в трудовой договор характеристики ус­ловий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и/или опасных условиях труда;

— применение предусмотренных в законодательстве мер ответственности к лицам, виновным в наруше­ниях законодательства об охране труда, т. к. данные требования изложены в Кодексе об административ­ных правонарушениях и Трудовом кодексе РФ.

В то же время в данном разделе появился очень важ­ный дополнительный пункт — приведение в соответс­твие наименований должностей (профессий) с наиме­нованиями, указанными в Общероссийском классифи­каторе профессий рабочих… и тарифных разрядов.

Нельзя не отметить: многолетний опыт проведения госэкспертизы условий труда показывает, как важно называть профессию или же должность работника пра­вильно, т. е. в соответствии с Единым тарифно-квали­фикационным справочником работ и профессий рабо­чих и Единым квалификационным справочником дол­жностей руководителей, специалистов и др. служащих. Правильное наименование профессии или должности, внесенное в трудовую книжку на основании карт атте­стации, поможет оградить работника от многих непри­ятностей, начиная от невыплаты компенсаций за вред­ные условия труда и отсутствия выдачи СИЗ, вплоть до установления права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за вредные условия труда.

В Порядке, действовавшем ранее и утв. Приказом № 569, данная норма была установлена только для РМ, если для этих профессий и должностей предусмотрено предоставление компенсаций работникам в соответст­вии с требованиями законодательства. С 01.09.2011 это условие обязательно для всех РМ. По новому Порядку наименование профессии (должности) работника и в карте аттестации, и в протоколах инструментальных измерений и оценок факторов производственной сре­ды и трудового процесса, травмоопасности и обеспе­ченности работников СИЗ уже должно соответствовать указанным выше справочникам.

Изменился также и порядок формирования аттес­тационной комиссии: согласно п. 10 в ее состав включа­ются представители работодателя, специалист по ох­ране труда, представители профсоюза (или же др. пред­ставительного органа работников) и аттестующей орга­низации. Но в любом случае комиссия возглавляется представителем работодателя.

Итак, теперь в состав аттестационной комиссии обя­зательно должны быть включены представители работ­ников, а именно представители первичной профсоюз­ной организации или иного представительского органа работников по решению трудового коллектива, и это должно быть подтверждено документально. Если еще учесть, что результаты аттестации используются для обоснования назначения работникам компенсаций за работу во вредных и/или опасных условиях труда либо отмены компенсаций в случае обеспечения на РМ без­опасных условий труда, то это может сгладить остро­ту конфликтов, возникающих между работодателем и работниками по данному поводу.

При проведении аттестации в организациях, отне­сенных в соответствии с действующим законодательс­твом к микропредприятиям и малому бизнесу, в состав аттестационной комиссии должны быть включены ра­ботодатель (его представитель) и представители аттес­тующей организации и выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представитель­ного органа работников (при наличии), представители организации или специалист, привлекаемые работода­телем по гражданско-правовому договору для осущест­вления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда). Перечень обязанностей комиссии остал­ся практически прежним, кроме нескольких пунктов:

— подготовка предложения по приведению наименова­ний профессий и должностей работников в соответ­ствие с Единым тарифно-квалификационным спра­вочником работ и профессий рабочих и Единым ква­лификационным справочником должностей…, утв. в порядке, установленном Постановлением Прави­тельства РФ от 31.12.2002 № 787;

— присвоение номеров каждому рабочему месту.

Согласно п. 8 Порядка, сроки проведения аттестации остались прежними: каждое РМ должно аттестоваться не реже одного раза в пять лет. Следует отметить, что появилось и обязательное требование: указанный срок отсчитывается от даты завершения предыдущей аттес­тации.

  За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об ут­верждении состава аттестационной комиссии и графи­ка аттестации. Установлен срок и для вновь созданных РМ: они должны пройти аттестацию не позднее чем че­рез 60 дней с момента ввода в эксплуатацию.

Всё это касается плановой аттестации. Однако иног­да требуется проведение и внеплановой аттестации. Данное понятие введено впервые. Давайте рассмотрим, когда же проводится внеплановая аттестация.

Новым Порядком расширен перечень случаев про­ведения внеплановой аттестации в случае ввода в экс­плуатацию вновь организованных РМ и по результатам государственной экспертизы условий труда. Также на работодателе лежит обязанность проведения внепла­новой аттестации в случаях: выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государ­ственными нормативными требованиями охраны тру­да, мероприятий по улучшению условий труда, замены производственного оборудования, изменения техноло­гического процесса, изменения средств коллективной защиты. Что важно, по новому порядку результаты вне­плановой аттестации оформляются в полном объеме в соответствии с Порядком, при этом для каждого рабо­чего места оформляется новая карта аттестации с уче­том изменений и дополнений.

Хочется обратить внимание: согласно п. 47 Порядка, как было указано выше, по результатам государствен­ной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации, проводится внеплановая аттестация. В то же время согласно п. 51 по результатам госэкспертизы условий труда, прове­денной в целях оценки качества проведения аттеста­ции, аттестационная комиссия разрабатывает и реали­зует комплекс мер по приведению материалов аттеста­ции в соответствие с экспертным заключением. Кри­терии, в каких случаях по результатам государственной экспертизы необходимо заново провести аттестацию, а когда достаточно привести материалы аттестации в соответствие с экспертным заключением, Порядком не определены, и этот момент может быть использован контролирующими органами.

При проведении оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам исследуются все имеющи­еся на рабочем месте факторы производственной сре­ды и трудового процесса, характерные для технологи­ческого процесса и оборудования, которые применя­ются на данном РМ. Оценка соответствия проводится путем инструментальных измерений и оценок уровней факторов производственной среды и трудового процес­са. При этом используются методы, предусмотренные действующими нормативными актами. При проведе­нии АРМ по условиям труда не допускается использо­вание нестандартизованных методов измерений, а при проведении измерений физических, химических, био­логических факторов, тяжести и напряженности тру­дового процесса следует использовать средства изме­рений, внесенные в госреестр и прошедшие госповерку в установленные сроки, соответствующие обязатель­ным метрологическим требованиям.

Обратите внимание, что термин «травмобезопас­ность», употреблявшийся в двух предыдущих Поряд­ках проведения аттестации, изменен на «травмоопас­ность». При проведении оценки травмоопасности РМ исследуются: производственное оборудование и при­способления и инструменты, используемые при осуще­ствлении технологических процессов, а также соответ­ствие подготовки работников в вопросах охраны труда установленным требованиям. При этом под понятием «подготовки работников по вопросам охраны труда» понимаются средства обучения и инструктажа, в т. ч. наличие инструкций по охране труда и соответствие их нормативным документам, проведение инструкта­жей и наличие журналов, а также наличие удостовере­ний о прохождении обучения по охране труда. Оцени­вается степень соответствия данных объектов требова­ниям охраны труда: требованиям по защите от механи­ческих воздействий, электрического тока, повышенных или пониженных температур и токсического воздейст­вия химических веществ. В частности, проверяется на­личие и соответствие нормативным требованиям ком­плекта эксплуатационной документации; средств за­щиты работников от воздействия движущихся частей производственного оборудования, а также и разлетаю­щихся предметов, сигнальной окраски, знаков безопа­сности, защиты электрооборудования, электропровод­ки от различного рода воздействий, т. е. по всем имею­щимся ГОСТам и правилам. Фактически оценить все требования по травмоопасности крайне сложно, поэ­тому данную оценку должен проводить квалифициро­ванный специалист с необходимым опытом.

При оценке травмоопасности оборудования, инст­рументов и приспособлений может проверяться нали­чие сертификатов или деклараций соответствия требо­ваниям безопасности. Следует обратить внимание, что их наличие обязательно, но только при включении дан­ного оборудования или приспособлений, инструментов в Единый перечень продукции, подлежащей обязатель­ной сертификации, или же Единый перечень продук­ции, подтверждение соответствия которой осуществля­ется в форме принятия декларации о соответствии.

При оценке травмоопасности РМ, имеющих объек­ты, которые контролируются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведе­ние госнадзора и контроля в установленной сфере дея­тельности, в протоколах оценки травмоопасности ра­бочих мест следует дополнительно указывать наличие необходимых разрешений на ввод производственного оборудования и/или его отдельных составных частей в эксплуатацию и происхождение технических освиде­тельствований. Для этого необходимо знать весь пере­чень экспертиз промышленной безопасности и т. п.

Условия труда по-прежнему классифицируются на три класса травмоопасности:

— 1-й класс — оптимальный: на РМ не выявлено ни од­ного несоответствия требованиям охраны труда; не производятся работы, связанные с ремонтом произ­водственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и др. работы, требу­ющие специального обучения, или отсутствуют про­изводственное оборудование и инструмент;

— 2-й класс — допустимый: не выявлено ни одного не­соответствия требованиям охраны труда; произво­дятся работы, связанные с ремонтом производствен­ного оборудования и сооружений, работы повышен­ной опасности и др., требующие специального обу­чения по охране труда; эксплуатируется производс­твенное оборудование с выработанным ресурсом, что не запрещено специальными требованиями без­опасности на это оборудование; выявлены повреж­дения и/или неисправности средств защиты, не сни­жающие их защитных функций;

— 3-й класс — опасный: на РМ выявлено одно и более несоответствий требованиям охраны труда.

Соблюсти все требования по травмоопасности весь­ма не просто, поэтому класс 3, скорее всего, будет часто фигурировать в картах аттестации.

Оценка обеспеченности работников специальной одеждой и обувью и др. СИЗ проводится при наличии результатов по первым двум элементам оценки и осу­ществляется путем последовательной реализации сле­дующих процедур: сопоставления номенклатуры фак­тически выданных средств защиты с типовыми норма­ми их бесплатной выдачи; проверки наличия сертифи­катов (деклараций) соответствия и установленного порядка обеспечения работников СИЗ и оценки их со­ответствия фактическому состоянию условий труда на рабочем месте. Стоит уточнить, что проверка наличия сертификата соответствия проводится при условии включения СИЗ в Перечень продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации, и номенкла­туру продукции, соответствие которой может быть под­тверждено декларацией о соответствии.

Помимо того, на данном этапе дополнительно может быть проведена оценка эффективности выданных ра­ботнику СИЗ (п. 33 Порядка). В данном случае слово «может» является спасительным: обязательное требо­вание проводить оценку отсутствует.

Обратите внимание на отсутствие в разделе V По­рядка «Оценка обеспеченности работников специаль­ной одеждой, обувью и др. СИЗ» обязательного требо­вания, что одновременно с этим проводится и оценка обеспеченности работников смывающими и/или обез­вреживающими средствами, что имело место в преды­дущем Порядке. Однако согласно п. 12 Приказа Мин­здравсоцразвития РФ от 17.12.2010 № 1122н «Об утвер­ждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и/или обезвреживающих средств» и стан­дарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и/или обезвреживающими средствами», сведения о выдаваемых средствах отражаются в про­токоле оценки обеспеченности работников СИЗ на ра­бочем месте. Предложения о дополнениях и изменени­ях норм выдачи смывающих и/или обезвреживающих средств, обоснованных результатами аттестации, тоже следует включать в протокол оценки обеспеченности работников СИЗ и Карту аттестации рабочего места.

По окончании данных этапов начинается комплекс­ная оценка состояния условий труда на рабочем месте, что является еще одним нововведением действующего Порядка. Комплексная оценка включает в себя резуль­таты оценок класса (подкласса) условий труда на пред­мет их соответствия гигиеническим нормативам, клас­са условий труда по травмоопасности и обеспеченнос­ти работников СИЗ.

В случае успешного прохождения аттестации рабо­чее место признается аттестованным с комплексной оценкой: «соответствует государственным норма­тивным требованиям охраны труда» (п. 37 Порядка). При несоответствии условий труда вышеперечислен­ным параметрам РМ признается аттестованным с ком­плексной оценкой условий труда: «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда» (п. 38 Порядка).

Следующим из нововведений является положение о том, что измерения и оценку факторов рабочей среды и трудового процесса можно не проводить, если это уг­рожает безопасности работников либо специалистов аттестующей организации. В таких случаях аттестаци­онная комиссия, созданная работодателем, вправе при­нять мотивированное решение о непроведении изме­рений и оценок факторов рабочей среды и трудового процесса. Указанное мотивированное решение оформ­ляется в письменном виде, подписывается всеми члена­ми комиссии и прилагается к материалам аттестации. В этом случае условия труда на данных РМ относятся к опасным условиям труда (п. 5 Порядка).

Новым Порядком более четко определены особен­ности проведения аттестации аналогичных и нестаци­онарных рабочих мест, а также РМ, где на работника возложены дополнительные обязанности (виды работ).

В соответствии с п. 40 Порядка оценка вредных и/или опасных производственных факторов на аналогич­ных рабочих мест производится на основании данных, полученных при аттестации 20% таких РМ от общего их числа (но не менее двух). Напомним: под вредным производственным фактором подразумевается произ­водственный фактор, воздействие которого на работ­ника может привести к заболеванию, а под опасным производственным фактором — фактор, воздействие которого на работника может привести к травме.

При выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценке под­вергаются 100% этих РМ. После этой оценки определя­ется новый перечень с учетом результатов измерений и оценок; на аналогичные РМ заполняется одна карта. Условия труда и мероприятия по их улучшению, уста­новленные хотя бы для одного рабочего места из числа 20% аналогичных, являются едиными для всех анало­гичных РМ.

В соответствии с п. 41 Порядка нестационарное ра­бочее место — это РМ с территориально меняющимися рабочими зонами. Их аттестация проводится путем предварительного определения технологических опе­раций со стабильным набором и величиной вредных и/или опасных производственных факторов и последую­щей оценки этих операций. Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем на основа­нии локальных нормативных актов и путем опроса ра­ботников и их непосредственных руководителей.

При выполнении работ, не содержащихся в квали­фикационной характеристике конкретной профессии (должности), но включенных приказом работодателя или трудовым договором в должностные обязанности работника этой профессии, оценке подлежат все виды работ, выполняемых работником на данном РМ.

 

Обратите внимание на то, что все особенности атте­стации должны быть установлены локальным норма­тивным актом работодателя, разработанным на основа­нии Порядка, и согласованы с первичной профсоюзной организацией или иным представительным органом ра­ботника. В прежних документах такой конкретики не было, и это необходимо сделать для защиты работодате­ля от непредвиденных ситуаций.

С 01.09.2011 результаты аттестации оформляются комиссией в виде отчета об аттестации, а ранее го­ворилось лишь о пакете документов. К отчету прилага­ются документы, перечисленные в п. 44 Порядка:

— приказ о создании аттестационной комиссии и ут­верждении графика проведения работ;

— перечень рабочих мест, подлежащих АРМ;

— карты АРМ с протоколами измерений и оценок;

— сводная ведомость результатов АРМ;

— сводная таблица классов условий труда, установлен­ных по результатам АРМ, и требуемых компенсаций работникам;

— план мероприятий по улучшению условий труда;

— протоколы заседаний аттестационной комиссии;

— итоговый протокол заседания комиссии;

— сведения об аттестующей организации с приложе­нием копий документов на право проведения изме­рений и оценок аттестующей организацией;

— заключение по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);

— предписание должностных лиц о выявленных нару­шениях порядка проведения АРМ (при наличии).

Аттестационная комиссия рассматривает отчет в те­чение десяти календарных дней с даты его поступления, подписывает протокол заседания комиссии и передает его вместе с отчетом работодателю.

Работодатель, в свою очередь, в течение десяти рабо­чих дней с даты поступления документов подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отче­та, а также под роспись знакомит работника с результа­тами аттестации его рабочего места (п. 44 Порядка). В соответствии со старыми правилами эти документы ре­комендовалось хранить 45 лет, а теперь в п. 46 Порядка указано: отчеты хранятся у работодателя в течение сро­ков, установленных законодательством РФ; место и по­рядок их хранения определяются работодателем. Эти сроки установлены Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе дея­тельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденным Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558. Документы — положения, прото­колы, решения и предложения, заключения, перечни стандартов и норм, обоснования, ведомости РМ,  карты аттестации и планы — хранятся 45 лет, а при тяжелых, вредных и опасных условиях труда — 75. Место и поря­док их хранения определяются работодателем.

После проведения аттестации в течение десяти ка­лендарных дней с даты издания приказа о ее заверше­нии и утверждении отчета сводная ведомость резуль­татов АРМ и сведения об аттестующей организации направляются работодателем в государственную инс­пекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Напомним: государственный надзор за соблюдением настоящего Порядка осуществляется госинспекци­ей труда в субъекте РФ. Государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества аттестации осу­ществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение госнадзора за соблюдением трудового законодательства и иных нор­мативных правовых актов с нормами трудового права, и органами исполнительной власти субъекта Российс­кой Федерации в области охраны труда в законодатель­но установленном порядке. Новым моментом является п. 55 Порядка: контроль за соблюдением работодателя­ми Порядка в подведомственных организациях осуще­ствляется в соответствии со ст. 353 и 370 ТК РФ феде­ральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ и органами мест­ного самоуправления, а также профессиональными со­юзами, их объединениями и состоящими в их ведении техническими инспекторами труда и уполномоченны­ми (доверенными) лицами по охране труда.

Кроме требований, возложенных на работодателя, информировать госинспекцию труда в субъекте РФ о результатах АРМ в новом Порядке есть обязательное требование для аттестующей организации: передавать на электронном носителе сводную ведомость и сведе­ния об аттестующей организации в федеральную сис­тему сбора, обработки и хранения данные (п. 46).

В заключение отметим: поскольку обязанность по проведению АРМ предусмотрена на законодательном уровне в ст. 212 ТК РФ, за ее неисполнение организа­ция или индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ, согласно которой на руководителя может быть наложен штраф в размере от 1000 до 5000 рублей, а на организацию — от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Индивидуальному предпринимате­лю грозит штраф в размере от 1000 до 5000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, а если они ранее уже были наказаны за аналогичное правонарушение, возможна их дисква­лификация на срок от года до трех лет.