ПЛЮС ЭМС ВСЕЙ СТРАНЫ
(В этом номере автором предлагается продолжение
многочисленных публикаций на страницах нашего журнала,
посвященных вопросам электромагнитной совместимости)
Ю. А. Таранюк
Помощник генерального директора ФГУП «НПП “Циклон-Тест”»
по сертификации и новым технологиям
Базовая основа ЭМС
Вся система электромагнитной совместимости (далее — ЭМС) базируется сегодня на основе Директивы Европейского парламента и Совета, а Соединенные Штаты и многие другие регионы мира решили обособиться: у них «несколько другая» ЭМС, и отменять «свои правила» они не собираются; их разработкой занят Американский национальный институт стандартов.
Понятно, что ЭМС в Европе существовала задолго до директивы, а с принятием Европейской комиссией директивы ЭМС № 89/336/ЕЕС с 1 января 1992 года все кардинально изменилось. Было замечено, что Директива ЭМС наиболее всесторонняя, сложная и, возможно, наиболее придирчива. Если вспомнить про оборонную промышленность, то и в России она прижилась легко и быстро.
После принятия Директивы ЭМС для обеспечения соответствия продукции ее требованиям вышли две книги. В публикации [1] изложены законодательные положения и нормативные требования по обеспечению электромагнитной совместимости и приведены эффективные инженерные методы конструирования аппаратуры с учетом упомянутых требований, изложены современные требования и эффективные инженерные методы обеспечения ЭМС как при проектировании, так и монтаже электротехнических и электронных систем и установок.
Один из авторов [2] пишет: «Настоящая книга предназначена для оказания помощи в работе центра ЭМС компании. Книга может служить справочником для инженера, отвечающего за вопросы ЭМС, применяться в качестве основного материала для конструкторов и технических специалистов или же являться частью документации, используемой группой разработчиков, начинающей работу над новым проектом». И тут же: «Сегодня существует крайняя необходимость принятия обязательных мер для защиты и обеспечения электромагнитной совместимости оборудования».
Почти одновременно с Директивой ЭМС появляется и целый ряд директив «нового подхода», направленных на обеспечение свободного движения товаров на европейском рынке; теперь все государства-члены просто обязаны заниматься обеспечением качества и безопасности товаров, защитой пользователей и т. д. И в то же время появляется Низковольтная директива, имеющая отношение к безопасности продукции, а не к вопросам ЭМС.
Как было замечено в [1], за много лет на европейском уровне были приняты самые разные директивы, направленные на осуществление контроля эмиссии помех от оборудования, многие из которых были впоследствии заменены Директивой ЭМС. От каждого государства, входящего в Европейский союз, теперь требуется ввести такие положения в национальные законодательства. Предшествующие законодательные акты по объему затрагиваемых вопросов несравнимы с Директивой ЭМС, сфера действия которой охватывает теперь не только вопросы, относящиеся к помехам радиосвязи, создаваемым оборудованием, но и распространяется в целом на устойчивость к электромагнитным помехам и на эмиссию электромагнитных помех.
Задолго до появления директивы испытания на ЭМС широко проводились и в военной технике — в России, Германии, Соединенном Королевстве и особенно в США. Эти испытания имели целенаправленный и закрытый характер. В Европе в соответствии с соглашением об обороне оборудование двойного — военного и гражданского — назначения должно теперь соответствовать и требованиям Директивы ЭМС, если оно размещается на гражданском рынке.
Сравнительно новым для России являются знак соответствия СЕ и декларация о соответствии. Для нас это необычно, мы привыкли иметь «арбитра», или «третье лицо», которое при проведении испытаний технических средств убеждалось, что требования по их защите выполнены. Сегодня же добросовестный изготовитель или его уполномоченный представитель издает декларацию соответствия, которая должна быть представлена на рассмотрение соответствующего органа государственной власти. Наносится знак соответствия СЕ на аппараты или, если это невозможно, на упаковке, инструкции по эксплуатации либо на гарантийном сертификате.
В России — как и ранее в Советском Союзе — целая система подтверждения соответствия, базирующаяся на основе техусловий, которые оформлялись на каждое изделие со всеми необходимыми сведениями для эксплуатации. Особенно следует указать на наличие там раздела «Правила приемки и контроля качества». С самого начала разработки изделий, с первых же созданных образцов отдел контроля качества изготовителя проверяет соответствие первых же узлов и деталей на соответствие требованиям документации. Эта работа продолжается до тех пор, пока не будут устранены все недостатки вплоть до окончательной сборки изделия.
А дальше испытания уже готовых изделий проводятся специальной независимой комиссией и ведется контроль госкомиссией. Естественно, имеют свои особенности подтверждение соответствия представителем Министерства обороны. И здесь Директива Европейского парламента и Совета от 15 декабря 2004 года относительно сближения законодательства государств-членов кажется очень уж странной, как отменяющая Директиву 89/336/ЕЕС, то есть Директиву ЭМС.
Из текста новой Директивы можно сделать вывод, что в ней не предусмотрено подтверждение соответствия изготавливаемой продукции. Обратимся снова к [1]: «Задачи, возникшие перед изготовителями, которые должны обеспечить соответствие Директивы ЭМС, поистине героические». Поистине не найти ни одного вида продукции, которая полностью отвечала бы требованиям Директивы. Многие изготовители ранее выполняли требования, установленные в западных стандартах в области помехоэмиссии или предусмотренные действующим законодательством государств — членов Европейского сообщества. Однако Директива ЭМС требует, чтобы не меньшее внимание было уделено и вопросам устойчивости изделий к электромагнитным помехам.
Особенности новой Директивы ЭМС
В Центре испытаний и сертификации НПП «Циклон-Тест» довольно успешно проводятся испытания на электромагнитную совместимость. Как выяснилось, причиной отказов при таких испытаниях выступают их методы; в Европе уже давно работают над их устранением. Но, видимо, проблема оказалась гораздо сложнее, вот почему Директиву Совета ЕС89/336 «О согласовании законодательных актов государств — участников сообщества, касающихся электромагнитной совместимости», известную как Директива ЭМС, пришлось отменить. А зря: во многих странах она успешно работала, работает и приносит пользу [4]. Новая директива вступила в силу 20 января 2005 года и уже начала работать на территории 25 государств, а старая прекратила свою деятельность лишь в 2007 году. При этом от государств — членов ЕС в целях реализации новой директивы потребовалось пересмотреть национальное законодательство, принять новые законы и регламенты. Публикация об отмене Директивы ЭМС появилась в журнале «Международные стандарты. Электромагнитная совместимость» только 01.07.2009 как «обновление», и поэтому многие не смогли знать об отмене Директивы ЭМС. А это, как оказалось, очень важно.
Более подробно и с комментариями новую Директиву описал Сергей Хохлявин, советник Уральского межрегионального ТУ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в Екатеринбурге [5].
Весьма характерна цель новой директивы — гарантировать функционирование внутреннего рынка, обеспечив выполнение требований, предъявленных к оборудованию, касательно электромагнитной совместимости. О человеческих и биологических факторах как будто совсем было забыто, хотя не так давно это считалось главным.
И дело здесь не в сложности решения этой проблемы — проблема вполне решаемая — дело в деньгах: «Для решения этой проблемы необходим целый комплекс, неотъемлемая часть которого — экономический баланс. Меньший уровень помех позволяет использовать радиопередатчики меньшей мощности, но стоимость подавления помех окажется выше. А применение радиопередатчиков большой мощности с неэффективным использованием радиочастотного спектра приведет к меньшей стоимости мероприятий по подавлению помех».
Это так называемый «бизнес», а вот что будет с техникой и людьми, в [1; 2] даже не упоминается.
Похоже, Европейский парламент и Совет решили отменить все достижения по обеспечению соответствия ЭМС вместе с самой директивой без всякого обоснования. Новая директива по-прежнему осталась рамочной для государств — членов ЕС и не содержит технических норм, которые сосредоточены в гармонизированных стандартах.
Подтверждение соответствия
Если взглянуть на новую директиву повнимательнее, может показаться, что в Европе оценка соответствия ЭМС фактически и не проводится. Может быть, только при условии «если позволяют ресурсы». Но тем не менее оценка соответствия необходима, пусть даже для этого потребуются годы контроля, обучения плюс выполнения указанных в табл. 1 задач. В Европейском союзе она была всегда, а что для подтверждения соответствия делалось, показано в той же таблице:
— проверка соблюдения принципов ЭМС при создании каждого нового изделия на всех стадиях разработки;
— составление и контроль выполнения плана обеспечения ЭМС для каждого изделия;
— проведение предварительных испытаний и испытаний на соответствие как в условиях компании, так и при взаимодействии с внешними лабораториями;
— подтверждение должного уровня знаний стандартов ЭМС и законодательных актов, применяемых для изделий компании;
— поддержание связи с отделами разработки, производства, испытаний, установки и технического обслуживания, продажи и ценовой политики с целью обеспечения соответствия их стратегии требования ЭМС» [1, с. 14].
Все продемонстрированное в таблице в Европе и США делается легко и просто, и особенно в военной области. В России это широко применяется в оборонке, но более широкому применению упомянутых правил препятствует все то же отсутствие денег; их экономия мешает разработке качественной аппаратуры.
В печати неоднократно отмечалось об ошибках в Европейских стандартах — нормалях. Вспомнить хотя бы такой случай. В декабре 1996 года группа наших специалистов побывала во Франции — в Гренобле — в одной достаточно известной фирме: решались вопросы взаимодействия испытательных лабораторий системы сертификации ГОСТ Р с этой фирмой. Заодно решили испытать их изделия, забракованные Фрязинским испытательным центром. Выяснилось, что их аппаратура при замере параметров ЭМС в автоматическом режиме норме соответствует, а вот в ручном — нет, при этом следует вспомнить: запись результатов в первом случае производилась в логарифмическом масштабе.
Было решено провести испытания в своих центрах. Мы на нашей измерительной аппаратуре — в ручном режиме, а наши зарубежные коллеги — на своей аппаратуре в автоматическом. Сведений от них и до настоящего времени не поступало. А мы выяснили, что помехи или сигналы с узкой шириной частотного спектра в ряде случаев у гармоник достигают ширины десятков и даже единиц герц, да еще в высокочастотном диапазоне, а под логарифмическим прессом ширину спектра этой гармоники измерить вообще не получается. А ведь требования к таким сигналам на 10 дБ жестче.
Множество вопросов возникает в этой области и по другим направлениям. При испытаниях технических средств (аппаратов или систем), особенно на расстоянии 10 м, не учитывается фазовая скорость гармонических составляющих испытуемого сигнала, ведь в природе не бывает чистых сигналов (монохрома). Всегда есть гармоники, каждая из которых имеет свою фазовую скорость распространения, в результате чего на испытуемое изделие попадает сигнал совсем другой частоты, вернее, смеси частот, и управлять этим сложно, нужно переходить на ТЭМ-волну. Здесь есть свои проблемы, поскольку ТЭМ-камеры имеют датчики внутри камеры, а поскольку они изготовлены из проводящего материала, естественно, на них имеются наводки, мешающие точно измерить уровень поля в камере. А перейти на оптоволоконные линии связи с полной развязкой от всех видов помех не так просто….
А сколько сил было затрачено на обеспечение ЭМС технических средств для защиты людей от воздействия электромагнитных излучений! Ведь указанные мероприятия должны осуществляться при разработке, изготовлении, реализации (продаже, поставке), импорте, установке (монтаже) и применении техники, что базируется уже на новых стандартах, гармонизированных с европейскими.
Что день грядущий нам готовит?
Из опыта работы по старой Директиве ЭМС оценим, а что же нам сулит новая.
Во-первых, в ней нет технических норм, которые сосредоточены в гармонизированных стандартах. Ее цель — гарантировать функционирование внутреннего рынка, обеспечив предъявление к соответствующему оборудованию адекватного уровня электромагнитной совместимости.
Во-вторых, в ст. 3 сформировано общее требование к государствам — членам ЕС «принять все соответствующие меры для того, чтобы оборудование размещалось на рынке или вводилось в эксплуатацию только в том случае, если оно соответствует требованиям настоящей Директивы». Эта норма конкретизирована в ст. 4, касающейся свободного перемещения оборудования на рынке (снова без подтверждения соответствия).
В-третьих, в ст. 5 отмечено, что стационарная установка должна быть установлена с применением методов «хорошей инженерной практики» (как следует из комментариев [5], в нашей стране она не используется).
В-четвертых, в соответствии со ст. 6 статус стандартов, гармонизированных с Директивой, означает техническую, принятую признанным европейским органом по стандартизации согласно мандату Европейской комиссии в соответствии с процедурами Директивы № 98/34/ЕС. При этом прямо оговаривается, что соответствие государственному стандарту не является обязательным. (Но тогда зачем он вообще нужен?)
В-пятых, в соответствии со ст. 7 новая директива предусматривает две процедуры оценки соответствия аппаратов на усмотрение изготовителя (или его уполномоченного представителя):
— «внутренний контроль производства осуществляется без учета третьей стороны». Изготовитель должен получить оценку электромагнитной совместимости аппарата с целью выполнения требований защиты. В соответствии с условиями директивы требуется составить техническую документацию, свидетельствующую о соответствии аппарата требованиям новой директивы;
— вторая процедура в дополнение к сказанному включает процесс нотификации (уведомление третьей стороны). Изготовителем должна быть представлена техническая документация в нотификационный орган и запрошена ее оценка. При этом на изготовителя ляжет обязанность определить, а какие именно аспекты существенных требований подлежат оценке. Нотификационный орган должен рассмотреть документацию и убедиться, что требования были выполнены. (Хорошо было бы проверить готовое изделие, а не документацию.) Если соответствие аппарата подтверждено, нотификационный орган должен направить изготовителю документ, свидетельствующий об этом. Список нотификационных органов публикуется в Официальном издании Европейского союза.
В-шестых, в соответствии со ст. 11 была включена норма, согласно которой любое решение об изъятии аппарата с рынка запрещено, под этим должно быть надлежащее основание. В то же время заинтересованные лица должны быть информированы относительно средств защиты и сроков, в которые они могут быть использованы.
Из всего сказанного видно, что изготовитель продукции, отвечающий за качество и безопасность продукции, в документации отсутствует. Есть, конечно, возможность вообще отказаться от испытаний, достаточно подготовить декларацию о соответствии, нанести знак СЕ и надеяться, что никто этого не заметит, но компании, дорожащие своей репутацией, конечно же, по этому пути не пойдут. И все-таки возможность применения такого способа конкурирентами есть, что должно учитываться при определении вашей позиции на рынке. Как правильно замечено автором [1], такую возможность подтверждения соответствия нужно всегда иметь в виду.
Так что же все-таки свежего или особенного в новой Директиве ЭМС? За решением такого вопроса мы можем обратиться к информации, накопленной специалистами в этой области и, конечно же, теми, кто за долгие годы получил вполне достаточный опыт в решении проблем обеспечения ЭМС. Мы опять возвращаемся к знакомым нам авторам Тому Уильямсу и Кейту Амстронгу [2].
Советы по обеспечению ЭМС
Контрольный совет ЭМС
Крайне важно наличие структуры менеджмента для решения рассматриваемых задач. Это достигается путем образования Контрольного совета ЭМС, в обязанности которого входит эффективное выполнение в назначенные сроки плана обеспечения ЭМС. Деятельность совета должна быть значительно связана с оборудованием, удовлетворяющим определенным требованиям, и
поэтому Контрольный совет должен иметь полномочия для решения вопросов, связанных с поставками.
Обычной практикой разработки систем предусматривается проведение ряда обсуждений проекта, причем прогресс на следующей стадии разработки допустим лишь в случае успешного обсуждения проекта на предыдущей. Учитывая это обстоятельство, совет должен обладать определенными полномочиями при обсуждении проекта. Наконец, Контрольный совет ЭМС должен иметь возможность и средства для того, чтобы вырабатывать и устанавливать реальные требования в отношении ЭМС на уровне модулей и автоматов и осуществлять необходимые испытания в целях обеспечения электромагнитной совместимости на уровне системы.
Контроль устойчивости к электромагнитным помехам
Это более сложный и до некоторой степени спорный аспект обеспечения ЭМС. Применительно к устойчивости к ЭМП следует рассмотреть ряд вопросов:
— необходимость обеспечения надежного функционирования систем, связанных с безопасностью условий внешних электромагнитных помех;
— возможность реализации идей о сокращении расходов за счет соответствия перераспределения требований к продукции в отношении помехоэмиссии помехоустойчивости;
— обеспечение пригодности изделий к использованию по назначению в установленной электромагнитной обстановке;
— стремление выбрать базис для оценки качества изделий в отношении электромагнитных помех и, следовательно, получить возможность отклонять попытки потребителей уплатить меньше за менее надежные, по их мнению изделия.
Публикация МЭК 61000-1-2 «Методология обеспечения функциональной безопасности электрического и электронного оборудования» представляет собой руководство по обеспечению безопасности оборудования, подвергающегося воздействию ЭМП. Здесь указывается, что для решения проблемы необходимо изучить характеристики соответствия соответствующей обстановке, ее взаимосвязи с требованием по обеспечению безопасности, а также проведение соответствующих испытаний.
«Применение Директивы ЭМС к установкам достаточно спорно…» (Руководящие принципы Европейской комиссии по применению Директивы ЭМС. Июль 1997 г., раздел 6.5.2.1)
Джон Кетче, Департамент торговли и промышленности. Циркуляр от 28 февраля 1989 г. для заинтересованных организаций касательно Директивы ЭМС: «Есть определенная проблема, связанная с системами, представляющими собой совокупность аппаратов. Иногда ЭМС систем может отличаться от ЭМС компонентов, которые требуют отдельной сертификации на соответствие требованиям директивы». Проблема может быть решена, если только принять единые стандарты для методов испытаний самых разных систем, но некоторые из них могут быть испытаны только «на месте», т. е. длительное время спустя после продажи. Подобная проблема встречается и после продажи, а также в случае с отдельными образцами капитального оборудования больших размеров.
Директива «нового подхода» содержит следующие элементы:
— область применения директивы;
— заявление о существенных требованиях;
— метод, при использовании которого могут быть удовлетворены существующие требования;
— способ, позволяющий осуществить доказательство соответствия;
— допустимые переходные условия;
— защитная процедура, необходимая для того, чтобы позволить государствам — членам ЕС требовать удаления изделия с рынка, если оно не удовлетворяет предъявленным требованиям.
Ответственность за выдвижение перед правительством предложений о новых европейских директивах возлагается на Европейскую комиссию. Третье Главное управление Европейской комиссии (DGIII) несет полную ответственность за подготовку Директивы ЭМС.
Литература:
1. Уильямс Т. ЭМС для разработчиков продукции. — М.: Технологии, 2003. — 540 с.
2. Уильямс Т., Амстронг К. ЭМС для систем и установок. — М.: Технологии, 2004. — 508 с.
3. Кармашов В. С. Электромагнитная совместимость технических средств: Справочник. — М., 2001. — 401 с, ил.
4. Таранюк Ю. А. Эхо помех. Помехи по эфиру в электромагнитном спектре // БиОТ. — 2010. — № 3. — С.49–52.
5. Хохлявин С. А. Вопросы электромагнитной совместимости. Требования новой Директивы Евросоюза // Новости электротехники. — 2004. — № 4 (28); № (29).