О некоторых аспектах качества аттестации рабочих мест по условиям труда. А. Н. Абрамов, Н. Р. Абрамов (№1, 2011)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1 2011

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ

КАЧЕСТВА АТТЕСТАЦИИ

РАБОЧИХ МЕСТ

ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА

 

А. Н. Абрамов

Н. Р. Абрамов, профессор Академии труда и социальных отношений, к. т. н.

 

Аттестация рабочих мест по условиям труда вызывает в настоящее время затруднения у работодателя по ряду целей ее реализации.

Известно, что с 1 сентября 2008 года эти мероприятия  осуществляются в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 года № 569 «Об утверждении Порядка проведения АРМ».  Появились нормативные правовые акты, требующие дополнительных разъяснений.

ПРЕЖДЕ ВСЕГО работодателей интересуют вопросы, связанные с оказанием услуг по АРМ аттестующими организациями в соответствии с приказом Минздрав­соцразвития Российской Федерации от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих ус­луги в области охраны труда» и приказом Минздрав­соцразвития РФ от 10.09.2010 № 794н «О внесении из­менений в приказ от 01.04.2010 № 205н».

Другой проблемой оказалось то, что среди 19 целей, обозначенных действующим приказом Минздравсоц­развития РФ от 31.08.2007 № 569 «Об утверждении По­рядка проведения АРМ», наибольшее значение имеет и в то же время вызывает затруднения цель, связанная с обоснованием права предоставления работникам ком­пенсаций по условиям труда. Это связано также и с реа­лизацией Постановления правительства от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжитель­ности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда ра­ботникам, занятым на тяжелых работах…». При этом работодатель должен помнить о качественном обосно­вании результатов аттестации в ее материалах.

Об оказании услуг АРМ аттестующими организациями

В соответствии с п. 3 приказа Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н и приказом от 10.09.2010 № 794н установлено, что организации, оказывающие ус­луги, включенные в перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредита­ция, имели право оказывать услуги до 1 декабря 2010 года; позднее оказание данных услуг организациями, не прошедшими аккредитацию, не допускается.

В соответствии с п. 2 приказа Минздравсоцразвития РФ от 19.07.2010 № 526н «Об организации работы по ак­кредитации организаций, оказывающих услуги в обла­сти охраны труда» осуществляется размещение элект­ронной версии реестра аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, в откры­том доступе в сети Интернет*.

Результаты же аттестации, полученные до 1 декабря 2010 года, остаются действительными в соответствии с приказом № 569, а позднее аттестация может прово­диться по договору с организацией, имеющей аккреди­тацию в установленном порядке.

Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — Аттестующая орга­низация), проводит работу в соответствии с Порядком, определенным приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569. Аттестационная комиссия создает­ся организацией, где проводится аттестация, и Аттесту­ющей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работ по аттестации рабочих мест. Па­ритетная основа понимается как соотношение предста­вителей той и другой стороны — работодателя и Аттес­тующей организации, — но не как равное количество членов комиссии с обеих сторон.

 

Комиссия формируется, как правило, из специалис­тов, прошедших подготовку по общим вопросам аттес­тации рабочих мест в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполни­тельной власти, выполняющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. В состав аттестацион­ной комиссии организации совместно с представите­лями работодателя рекомендуется включать и предста­вителей Аттестующей организации.

В случае привлечения Аттестующей организации протоколы гигиенической оценки условий труда, оцен­ки травмобезопасности рабочих мест, оценки обеспе­ченности работников СИЗ, карты АРМ подписываются ответственным лицом Аттестующей организации и за­веряется ее печатью. При этом результаты аттестации оформляются в виде пакета документов, содержащего в том числе в отношении Аттестующей организации:

— приказ о проведении АРМ и привлечении к работе Аттестующей организации (при необходимости);

— копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда Аттестующей организацией.

После проведения аттестации работодатель направ­ляет часть результатов работы, включая и информацию об Аттестующей организации, в государственную ин­спекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Таким образом, важное место в проведении аттеста­ции рабочих мест по условиям труда работодателем иг­рает Аттестующая организация, аккредитованная в ус­тановленном порядке. Реестр аккредитованных орга­низаций, оказывающих услуги в области охраны труда, включает более 800 адресов и опубликован на сайте (http://www.rao.rosminzdrav.ru/).

О результатах АРМ применительно к компенсациям по условиям труда

Новый порядок аккредитации организаций, оказываю­щих услуги в области охраны труда, реестр аккредито­ванных организаций, имеющих право оказывать услуги с 1 декабря 2010 г., в том числе по проведению АРМ, по­ставил перед работодателем вопрос о действительнос­ти проведенной работы и ее результатах. Особенно это волнует в том случае, если аттестация еще не заверше­на, — она проводилась с одной организацией, а теперь придется обращаться к другой. Главный вопрос при этом в компенсациях как одной из главных целей АРМ.

Аттестация осуществляется в соответствии с дейст­вующими законодательными и нормативными право­выми актами по охране труда, и это регламентируется ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации. Из­данные до введения в действие ТК РФ нормативные правовые акты Президента и Правительства России и применяемые на территории страны постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответ­ствии с ТК РФ могут регулироваться только федераль­ными законами, действуют впредь до введения в дейст­вие соответствующих федеральных законов.

В соответствии с п. 3 приказа Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569 нормативной базой прове­дения аттестации рабочих мест являются:

— Трудовой кодекс Российской Федерации;

— нормативные правовые акты, содержащие государ­ственные нормативные требования охраны труда, а также другие документы по охране труда;

— системы документов по охране труда, действующие в отдельных видах экономической деятельности.

В соответствии со ст. 219 ТК РФ каждый работник имеет право на компенсации, установленные коллек­тивным договором, соглашением, локальным норматив­ным актом, трудовым договором, если он занят на тя­желых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры компенсаций занятым на та­ких работах, и условия их предоставления устанавлива­ются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с ТК РФ Постановлением Правитель­ства РФ от 20.11.2008 № 870 регламентировано по ре­зультатам АРМ установить следующие компенсации:

— сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 ТК РФ;

— ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск — не менее семи календарных дней;

— повышение оплаты труда — не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Этим же Постановлением Минздравсоцразвития РФ в шестимесячный срок после вступления его в силу по­ручено установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней ко­миссии работникам, занятым на тяжелых работах, ра­ботах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного допол­нительного оплачиваемого отпуска, минимальный раз­мер повышения оплаты труда, а также условия предо­ставления указанных компенсаций.

Применительно к компенсациям за вредные и (или) опасные условия труда работников применяются:

— статьи 91, 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса РФ;

— Постановление Правительства от 20.11.2008 № 870;

— cписок производств, цехов, профессий, должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный ра­бочий день, утв. Постановлением ГК Совета Минис­тров СССР по вопроса труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 (с изм. и доп. на текущий момент);

— «Типовое положение об оценке условий труда и по­рядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты за условия труда», утв. Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22–78.

Таким образом, до установления порядка предос­тавления компенсаций, определенного правительс­твом с учетом мнения Российской трехсторонней ко­миссии, продолжает действовать законодательство Союза ССР, регламентирующее эти вопросы; оно мо­жет применяться в части, не противоречащей действу­ющему российскому законодательству.

В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами АРМ или же заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются (ст. 219 ТК РФ).

Результаты аттестации рабочих мест, полученные на основании действующих на сегодня законодатель­ных и нормативных правовых актов, в том числе по ус­тановлению дополнительных отпусков, сокращенного рабочего дня и повышения оплаты труда, являются пра­вомерными и действительными до срока очередной ат­тестации в течение пяти лет (приказ Минздравсоцраз­вития РФ от 31.08.2007 № 569).

Подтверждение тяжелых, вредных и (или) опасных условий труда работников с указанием классов вред­ных условий труда (по степеням вредности — класс 3.1, класс 3.2, класс 3.3, класс 3.4) осуществляется в картах аттестации рабочих мест, для чего производятся со­ответствующая запись и указания оснований со ссыл­кой на действующие нормативные правовые акты в строке 040 карты в виде таблицы, включающей пункты:

— размер повышения оплаты труда работников в про­центах (факторы его обуславливающие);

— дополнительный отпуск (рабочих дней);

— продолжительность рабочей недели (часов);

— молоко или др. равноценные пищевые продукты;

— лечебно-профилактическое питание;

— досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Дадим некоторые рекомендации работодателю с тем, чтобы определиться с действительностью полученных результатов аттестации рабочих мест и обоснованием права предоставления компенсаций по условиям труда.

По п. 1 таблицы строки 040 карты аттестации В соот­ветствии со ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, за­нятых на тяжелых работах, устанавливается в повы­шенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством или иными нормативными право­выми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени…» размер повы­шения оплаты труда составляет не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Размер повы­шения оплаты труда (% денежной компенсации) рас­считывается согласно Типовому положению об оценке условий труда рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанав­ливаться доплаты за условия труда», утв. Постановле­нием Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22–78. Конкретные размеры повышения устанавлива­ются работодателем с учетом мнения представительно­го органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ, для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным или трудовым договором.

При последующем улучшении условий труда, раци­онализации рабочих мест размер данной компенсации уменьшается или отменяется полностью по решению аттестационной комиссии с соответствующим внесе­ние изменений в карту аттестации рабочих мест.

По п. 2 Согласно ст. 117 Трудового кодекса ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляет­ся занятым на подземных или же открытых горных ра­ботах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения и на других работах, связанных с неблаго­приятным воздействием вредных физических, хими­ческих, биологических и иных факторов. Сегодня дей­ствует список производств и цехов, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. постановлением ГК Совмина СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиумом ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 (с изм. и доп.).

В графе «основание» таблицы приводится действу­ющий список с указанием раздела, подраздела и соот­ветствующего пункта. Если в результате АРМ для про­фессии условия труда признаны вредными, но профес­сия в списке отсутствует, вопросы компенсации могут решаться через коллективный договор, соглашение или локальный нормативный акт.

По п. 3 Согласно ст. 91 Трудового кодекса нормальная продолжительность рабочего времени не может превы­шать 40 часов в неделю; работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым.

В соответствии со ст. 92 ТК РФ для работников, за­нятых на работах с вредными и (или) опасными услови­ями труда, устанавливается сокращенная продолжи­тельность рабочего времени — не более 36 часов в не­делю в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии. В настоящее время сокращенный рабочий день устанав­ливается в соответствии со Списком производств, це­хов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. постановле­нием ГК Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиумом ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 (с изм. и доп. на текущий момент).

В графе «основание» продолжительность рабочего времени приводится в днях (в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569). При решении вопроса об отпуске — очередном или дополни­тельном — он предоставляется в календарных днях пу­тем перевода рабочих дней в календарные (коэффици­ент 1,167 = 7 : 6).

По п. 4 Согласно ст. 222 Трудового кодекса работни­кам, связанным с вредными условиями труда, выдаются бесплатно и по установленным нормам молоко или дру­гие равноценные пищевые продукты. По письменным заявлениям работников их выдача может быть замене­на компенсационной выплатой в размере, эквивалент­ном их стоимости, если это предусмотрено в коллектив­ном и (или) трудовом договоре.

Нормы и условия бесплатной выдачи упомянутых продуктов установлены приказом Минздравсоцразви­тия РФ от 16.02.2009 № 45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или дру­гих равноценных пищевых продуктов…». Молоко или другие равноценные пищевые продукты, учитывая по­нятия «вредный производственный фактор» и «безо­пасные условия труда», выдаются работникам не за на­личие на рабочем месте производственного фактора, указанного в перечне упомянутого приказа, а за вред­ный производственный фактор, то есть в случае превы­шения его уровня над установленным нормативом (ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны).

Если при аттестации в соответствии с действующими гигиеническими критериями оценки условий труда они (по факторам, указанным в Перечне) признаны бе­зопасными (класс 2) , то работодатель принимает реше

 

ние о прекращении бесплатной выдачи молока с учетом мнения профсоюзного органа или иного уполномочен­ного работниками представительного органа.

По п. 5 Согласно ст. 222 Трудового кодекса на работах с особо вредными условиями труда по установленным нормам бесплатно предоставляется лечебно-профилак­тическое питание, которое выдается на работах с особо вредными условиями труда в соответствии с перечнем производств, профессий и должностей, работа на кото­рых дает право на бесплатное его получение (приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 № 46н.)

В рассматриваемой строке приводится наличие ле­чебно-профилактического питания у работника с ука­занием номера рациона и необходимость его предостав­ления по результатам оценки условий труда. Например, если в результате аттестации выясняется, что работ­ник занят в производстве, указанном в Перечне, менее половины рабочего дня, то бесплатное получение лечеб­но-профилактического питания не полагается, и в п. 5 строки 040 делается прочерк.

По п. 6 В соответствии с федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» и постановле­нием Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по ста­рости» в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» приняты списки производств, ра­бот, профессий и должностей (с доп. и изм.), утв. Каби­нетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством РФ.

В карте аттестации должны приводиться сведения о праве на досрочное назначение пенсии в соответствии со всеми действующими Списками (№1 и № 2).

При заполнении рассматриваемой строки следует иметь в виду, что слово «Да», указанное в графе «Фак­тические» означает наличие профессии или должности в перечне, представляемом организацией в территори­альный орган Пенсионного фонда РФ. Слово «Да» в гра­фе «Необходимость и размер компенсаций по резуль­татам оценки условий труда» означает подтверждение правильности включения в перечень данной профессии или должности. Прочерк означает отсутствие в перечне или необходимость исключения профессии или дол­жности из перечня, ежегодно передаваемого организа­цией в территориальный орган Пенсионного фонда.

В графе «Основание» приводятся Списки цехов, про­изводств, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготную пенсию. При отнесении работ, профессий и должностей к Спискам № 1 или № 2 сле­дует указать Список № _____________, вид производства ______________________, вид работ _______________________, позиция (тринадцатизначный символ) в Списке.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи вредными и тяжелыми условиями труда имеет только Пенсионный фонд РФ с учетом результатов ат­тестации рабочих мест по условиям труда.

Контроль за проведением работ по АРМ выполняют представители профсоюзных организаций или других уполномоченных работниками представительных ор­ганов, представители комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов или трудового коллектива.

Согласно ст. 216 ТК РФ оценка качества проведения аттестации и правильности предоставления работни­кам компенсаций осуществляется органами исполни­тельной власти субъектов федерации в области охраны труда, на которые возложена государственная экспер­тиза условий труда. Государственная экспертиза усло­вий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений работодателей, работни­ков, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных орга­нов, органов Фонда социального страхования РФ.

В будущем подтверждение имеющихся результатов АРМ и возможные изменения (доаттестация, переат­тестация) обосновываются выдвигаемыми требовани­ями новых нормативных правовых актов. Данное пред­ложение обосновывается пунктами 6 и 7 приказа Мин­здравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569. Обязатель­ной повторной аттестации (переаттестации) подлежат рабочие места:

— после замены производственного оборудования;

— изменения технологического процесса, средств кол­лективной защиты и др.;

— при выявлении нарушений, установленного Поряд­ка, по требованию должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на проведе­ние государственной экспертизы условий труда.

Результаты повторной аттестации рабочих мест (пе­реаттестации) оформляются соответствующими прото­колами, при этом заполняется новая карта аттестации рабочего места по условиям труда или вносятся измене­ния в карту, оформленную ранее.

Изменения в карту аттестации вносятся следующим образом. К существующей карте добавляются протоко­лы вновь проведенных измерений и оценок вредных производственных факторов, а также все строки карты, где возникли изменения оценок в связи с новыми ре­зультатами замеров и лист ознакомления работников с условиями труда на рабочем месте. Изменения должны быть внесены и в ведомости рабочих мест подразделе­ний организации и результатов их аттестации по усло­виям труда и в сводную ведомость рабочих мест органи­зации и результатов их аттестации в виде новых ведо­мостей с внесенными изменениями, с указанием даты оформления ведомости.

Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию. Сроки проведения пе­реаттестации или же аттестации вновь организованно­го рабочего места определяются аттестационной комис­сией.

Проекты нормативных правовых актов по реализа­ции Постановления от 20.11.2008 № 870 готовятся Мин­здравсоцразвития России. На организации, оказываю­щие услуги по проведению аттестации рабочих мест, возлагается ответственность за их качество, в том числе и за правомерность предоставления работодателем ком­пенсаций своим работникам по результатам АРМ.