И кочегары мы, и плотники. Обучение работников — не только затраты, но и инвестиции! Н. Е. Муреев (№1, 2011)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1 2011

И КОЧЕГАРЫ МЫ, И ПЛОТНИКИ

ОБУЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ — НЕ ТОЛЬКО ЗАТРАТЫ, НО И ИНВЕСТИЦИИ!

 

Н. Е. Муреев, начальник отдела надзора и контроля по охране труда

 

В СООТВЕТСТВИИ со ст. 225 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РФ все работники, в том числе руководители организа­ций, а также работодатели — индивидуальные предпри­ниматели, обязаны проходить обучение по охране тру­да с последующей проверкой знаний. Это требование в части порядка и периодичности проведения обучения было подробно раскрыто в совместном постановлении Минтруда № 1 и Минобразования РФ № 29 от 13.01.2003 «Об утверждении порядка обучения…» и в ГОСТ 12.0.004–90. ССБТ. «Организация обучения безопасности труда…», где очень подробно изложен порядок проведе­ния различных видов обучения. В то же время для рабо­тодателей вопросы организации и проведения обучения работников профессий, к которым предъявляются до­полнительные (повышенные) требования безопасности труда, вызывают определенные затруднения.

Для разрешения этой проблемы работодателю не­обходимо в первую очередь разграничить само понятие профессиональной подготовки рабочих и обучение по охране труда непосредственно в организации.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

В широком смысле это организация обучения профессиональных кадров через различные формы получения професси­онального образования; в узком — ускоренная форма приобретения профессиональных навыков.

Общая структура содержания профессионального образования, соотношение различных форм обучения (теоретического и практического) и ограничения на учебную нагрузку устанавливаются стандартной мо­делью учебного плана. Рабочие учебные планы и прог­раммы разрабатываются образовательными учрежде­ниями; а порядок разработки и утверждения учебно-программной документации устанавливают территори­альные органы управления образованием.

Перечень профессий профессиональной подготов­ки, утвержденный приказом Минобразования РФ от 29.10.2001 № 3477, разработан на основе Общероссий­ского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее — ЕТКС). В Перечне указаны коды про­фессий рабочих, их наименования, диапазон тарифных разрядов (групп), сроки обучения и присваиваемый квалификационный разряд. Сроки обучения — от одно­го до шести месяцев — определены исходя из сложнос­ти профессии, объема профессиональных знаний, уме­ний и навыков, которыми должен овладеть обучающий­ся. Например, для ряда нижеперечисленных профессий минимальный срок обучения лиц, ранее не имевших профессии, составляет три месяца:

— «водитель погрузчика» в диапазоне тарифных разря­дов (классов, групп) по ЕКТС от 2-го до 7-го;

— «маляр» в диапазоне тарифных разрядов (классов, групп) по ЕКТС от 1-го до 6-го;

— «водитель электро- и автотележки» в диапазоне от 2-го до 4-го.

Несомненно, в программу подготовки по професси­ям, указанным в Перечне, включен и раздел по охране труда, но он не может в полной мере отразить все осо­бенности безопасного производства и выполнения тех­нологических процессов, применяемых на конкретных предприятиях различных отраслей и направлений про­изводственной деятельности. Подготовка по данным профессиям в данной ситуации осуществляется по ус­коренной форме обучения.

Возраст и пол лиц, принимаемых на обучение, в до­кументе не приводятся. При подготовке рабочих по от­дельным профессиям руководители профессиональных образовательных учреждений непременнно должны руководствоваться «Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выпол­нении которых запрещено применение труда женщин» и «Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» (пос­тановления Правительства РФ от 25.02.2000 №162 и от 25.02.2000 № 163 (с изм. и доп.)). На допуск к работе лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, следу­ет обратить особое внимание; так, в примечании к пос­тановлению правительства РФ от 25.02.2000 № 163 опре­делено:

— на работах, включенных в настоящий перечень, при­менение труда лиц моложе восемнадцати лет запре­щается во всех организациях независимо от отрас­лей экономики, а также организационно-правовой формы собственности;

— при прохождении производственной практики уча­щиеся общеобразовательных и образовательных уч­реждений начального профессионального образова­ния, студенты образовательных учреждений средне­го профобразования, достигшие шестнадцатилетне­го возраста, могут находиться на таких работах не свыше четырех часов в день при условии строгого соблюдения действующих санитарных правил, норм и правил по охране труда;

— на отдельные условия и виды работ — работы на вы­соте, верхолазные и взрывоопасные, подземные и подводные работы — разрешение на прохождение производственной практики не распространяется;

— выпускники образовательных учреждений началь­ного и среднего профобразования, окончившие про­фессиональную подготовку со сроком обучения не менее трех лет по профессиям, включенным в Пере­чень, и не достигшие восемнадцатилетнего возраста, могут допускаться к работе по этим профессиям на аттестованных рабочих местах при условии строго­го соблюдения действующих санитарных правил и норм и правил по охране труда. Работодатель может принимать решение о применении труда этих лиц на работах, включенных в настоящий Перечень, при условии создания безопасных условий, подтверж­денных результатами аттестации рабочих мест, при положительном заключении государственной экс­пертизы условий труда.

Работодатель — как и уполномоченные работники службы кадров — должен неукоснительно соблюдать вышеуказанные требования, вне зависимости от уров­ня профессиональной подготовки упомянутых лиц.

ОБУЧЕНИЕ

 Если же вспомнить про обучение тре­бованиям охраны труда непосредственно на предпри­ятии, следует отметить, что работодатель (или уполно­моченное им лицо) в течение месяца после приема на работу обязан организовать обучение безопасным ме­тодам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую ра­боту. Такое обучение проводится при подготовке работ­ников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям.

Необходимо также обеспечить обучение лиц, прини­маемых на работу с вредными и (или) опасными услови­ями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экза­менов, а в процессе трудовой деятельности — проведе­ние периодического обучения по охране труда. Работ­ники рабочих профессий, впервые поступившие на та­кие работы или имеющие перерыв в работе по профес­сии (виду работ) более одного года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого же месяца после назначения.

Порядок, форма, периодичность, продолжительность обучения и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются рабо­тодателем (или уполномоченным им лицом) в соответс­твии с нормативными правовыми актами, регулирую­щими безопасность конкретных видов работ. К таким документам с государственными нормативными требо­ваниями охраны труда относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране тру­да и государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы; са­нитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса, см. постановление правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1160. — Прим. авт.).

На Всероссийской конференции, проходившей в ап­реле 2010 года в Москве, заместитель руководителя Фе­деральной службы по труду и занятости А. В. Селиванов обратил внимание на факторы, оказывающие негатив­ное влияние на состояние условий и охраны труда в на­шей стране. В частности, один из таких факторов — это несовершенство нормативно-правовой базы в области охраны труда, ее несоответствие уровню развития со­временных производств и организации труда, а также общепризнанным международным нормам. В настоя­щее время в сфере охраны туда применяется около 30 межотраслевых правил по охране труда, утвержденных Минтруда РФ, большинство из которых фактически не имеют юридической силы как нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные тре­бования, по следующим основаниям:

— не прошли по различным причинам в установленном порядке регистрацию в Минюсте РФ;

— в соответствии с действующими нормативными пра­вовыми актами государственные нормативные тре­бования охраны труда утверждаются сроком на пять лет и не могут быть продлены более чем на два срока (сегодня подавляющее большинство из них были ут­верждены более пяти лет назад и не могут быть про­длены на следующий срок, т. к. отсутствует орган власти, их утвердивший);

                    — все они противоречат положениям Федерального за­кона «О техническом регулировании», т. к. содержат правовые нормы, отнесенные к сфере регулирования законодательства о техническом регулировании.

И все-таки следует учесть, что на сегодняшний день именно в ПОТ РМ (Как правило, в 6-м, 8-м или 9-м разделах) определены требования по необхо­димости проведения дополнительного обучения и про­верки знаний по охране труда. Например, ПОТ РМ 006–97 «Правила по охране труда при холодной обработ­ке металлов»:

«9.1. К эксплуатации оборудования и выполнению тех­нологических процессов холодной обработки метал­лов допускаются лица соответствующей профес­сии, специальности и квалификации, прошедшие обучение и инструктаж по охране труда.

9.2. Все работники организации, независимо от степе­ни участия в производственном процессе, обязаны… регулярно проходить инструктаж на рабочем мес­те и проверку знаний по охране труда».

Так, например, «токарь» должен помимо первичного инструктажа, стажировки пройти еще и обучение по охране труда по соответствующей программе с оформ­лением протокола.

К сожалению, работодатели при составлении штат­ного расписания зачастую пренебрегают требования­ми, указанными в ЕТКС, что существенно сказывается и на подготовке работников по охране труда. К приме­ру, в характеристику работ токаря 2-го разряда (§108) согласно этому документу входит: «Токарная обработ­ка деталей по 12–14 квалитетам на универсальных то­карных станках с применением режущего инструмен­та и универсальных приспособлений и по 8–11 квали­тетам на специализированных станках… Нарезание наружной и внутренней… резьбы метчиком или плаш­кой. Управление станками (токарно-центровыми) с высотой центров 650–2000 мм, помощь при установке и снятии деталей, при промерах под руководством то­каря более высокой квалификации. Уборка стружки». Мы видим: токарь не должен обладать навыками по за­точке и доводке режущего инструмента; такая функция возложена на профессию «заточник». Ст. 37 Конститу­ции РФ определено, что «…принудительный труд за­прещен. Каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации». Таким образом, если при отсутствии штатного заточника тока­рю необходимо выполнять разовые действия по заточке режущего инструмента, работодателю необходимо:

— в трудовой договор с токарем внести дополнения (за­ключить дополнительное соглашение) по выполне­нию функций заточника, оговорив соответствующие доплаты за данные работы;

— обеспечить обучение его по охране труда в полном объеме по профессии «заточник» от инструктажа до комиссионной проверки знаний.

В учебных программах по безопасности труда дол­жны быть предусматрены теоретическое и производс­твенное обучение. Первое осуществляют в рамках спе­циального учебного предмета «Охрана труда» или со­ответствующего раздела по спецтехнологии в объеме не менее 10 часов и не менее 20 часов — при подготовке на производстве. Обучение следует проводить по прог­раммам, составленным на основе типовых, например: «Программа ежегодных занятий с водителями авто­транспортных предприятий РД-26127100-1070-01»(Утв. Минтрансом Российской Федерации 02.10.2001).

Обучение при подготовке рабочих по профессиям, к которым предъявляются дополнительные требования безопасности труда, завершается экзаменом. При под­готовке же рабочих других профессий вопросы охраны труда включают в экзаменационные билеты по спец­технологии и в письменные работы на квалификацион­ных экзаменах.

Для проведения проверки знаний требований охра­ны труда работников в организации приказом (распо­ряжением) работодателя (руководителя) создается ко­миссия в составе не менее трех человек, прошедших необходимое обучение в установленном порядке. В со­став комиссий включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты— технолог, меха­ник, энергетик и т. д. В работе комиссии могут прини­мать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе и уполномоченные (доверен­ные) лица по охране труда профессиональных союзов. Комиссия по проверке знаний требований охраны тру­да состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии.

Проверка знаний требований охраны труда работни­ков, в том числе руководителей, организаций проводит­ся в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда, обеспечение и соблюдение требова­ний которых входит в их обязанности с учетом их долж­ностных обязанностей и характера производственной деятельности. Результаты проверки оформляются про­токолом по стандартной форме (Согласно приложению № 1 к постановлению Минтруда № 1 и Минобразования Российской Федерации № 29 от 13.01.2003). Работник, успешно прошедший проверку знаний, получает удостоверение за подписью председателя комиссии, заверенное печа­тью организации, проводившей обучение и проверку знаний требований охраны труда (Форма удостоверения определена приложением № 2 к постановлению Минтруда №1 и Минобразования РФ № 29 от 13.01.2003).

При организации такого обучения в учебных органи­зациях следует учесть требования приказа Минздрав­соцразвития РФ от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для которых не­обходима аккредитация…», в частности: «...с 1 декабря 2010 года оказание услуг организациями по обучению работодателей и работников по вопросам охраны тру­да, не прошедшими аккредитацию в Минздравсоцраз­вития России, не допускается».

Минздравсоцразвития РФ осуществляет аккредита­цию путем внесения сведений в реестр аккредитован­ных организаций, оказывающих услуги в области охра­ны труда. Сведения, содержащиеся в реестре, открыты и общедоступны; они размещаются на официальном сайте Минздравсоцразвития и по письменному запро­су могут представляться бесплатно в виде выписок. При отсутствии указанных сведений об этом будет сообще­но в течение десяти рабочих дней.

Конечно же, подготовка работника — это сложный многоступенчатый процесс от профессиональной под­готовки до непосредственного обучения на производс­тве безопасным приемам и методам выполнения работ, но реалии настоящего времени требуют от нас посто­янного совершенствования.