Строгая нива. Обеспечение безопасности труда при техобслуживании зерноуборочных комбайнов. Л. А. Буренко, Е. М. Филиппова, В. А. Казакова, И. Б. Ивлева (№1, 2016)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1,2016

Л.А. Буренко, к.т.н.

Е.М. Филиппова, зам.директора,

старший научный сотрудник

В.А. Казакова, зав.сектором стандартизации

И.Б. Ивлева, науч.сотр. лаб.№14

ФГБНУ ГОСНИТИ

E-mail: ecoserv@mail.ru

Реферат

В статье изложены вопросы обеспечения безопасности на участке разборо-сборочных работ при ремонте и техобслуживании зерноуборочных комбайнов.

Ключевые слова: инструмент, грузоподъемные и транспортные средства, разборка и сборка узлов, требования безопасности.

 

Ensuring safety during combine harvesters maintenance

 

L. A. Burenko,

 Senior researcher of Laboratory № 14, Cand. of Sci. (Techn.)

E. M. Filippova,

 Deputy Director, senior researcher The All-Russian Research Institute for the Agricultural

V. A. Kazakova,

Managing sector standardization Machines and Harvesters Engineering Technology and Services

I. B. Ivleva, Scientific. comp.,

 Laboratory № 14 (GOSNITI), Moscow

 

The article presents the issues of security in the section of disassembly-assembly work in the repair and maintenance of combine harvesters.

Keywords: tool, lifting and transport vehicles, disassembly and assembly nodes, security requirements

 

Проанализировав статистику числа пострадавших, занятых в  травмоопасных профессиях в отрасли механизации АПК, был выявлен высокий процент травматизма (несчастных случаев) у слесарей при ремонте и техническом сервисе машин (рисунок 1).

Обеспечение безопасности труда слесарей, занятых ремонтом и техобслуживанием зерноуборочных комбайнов на разборочных работах, во многом зависит от:

- правильной организации рабочего места;

- применения механизмов и приспособлений, облегчающих труд;

- соблюдения правил пользования исправным инструментом.

Организация труда. Перед тем, как приступить к работе, слесарь должен тщательно подготовить рабочее место, необходимый инструмент, средства индивидуальной защиты. Рабочая одежда не должна стеснять движений, цепляться за выступающие части оборудования и машины.

Для переноски инструмента к другим местам работы слесарю необходим инструментальный ящик. Запрещается хранить инструмент (даже измерительный) в карманах одежды, так как при случайном падении или работе в стесненных местах рабочий может поранить себя острыми концами инструмента.

Разлитое на полу масло и другие жидкости следует засыпать опилками или песком, а затем немедленно убрать.

Освещение на рабочем месте не должно ослеплять - светильник следует устанавливать во избежание попадания прямого света в глаза работающего. Необходимо использовать переносные лампы (светильники) с сетками (сетчатыми колпаками), ограждающими лампу от повреждения, со светоотражательными козырьками, крючками или другими устройствами для их подвешивания. Напряжение тока для переносных ламп не должно превышать 42 В.

На сборочных работах часто требуется совмещение отверстий двух деталей с последующей установкой в эти отверстия соединительных штырей. Не допускается проверять соосность пальцем или рукой, так как случайно сместившиеся детали могут привести к травме, поэтому  рекомендуется пользоваться бородками или специальными установочными приспособлениями.

Инструмент. Безопасность работы во многом зависит от исправности инструмента, применяемого при разборке машин. Монтажный инструмент изнашивается, нарушаются его формы и размеры, появляются трещины, изломы. Запрещается работать с неисправным инструментом, так как значительные усилия, прилагаемые при разборочных операциях, могут привести к его поломке и травмированию работника.

Зевы исправных гаечных ключей имеют параллельные губки, расстояние между которыми соответствует стандартному размеру, обозначенному на клюве. Запрещается применять ключи с деформированным и распиленным - возможен срыв ключа с гайки или травмирование работника. Торцовые и накидные ключи должны быть без смятых граней или трещин в головках. Срыв ключей с граней гайки или головки болта вызывает ушибы и ранение рук. Запрещается вставлять в слишком широкий зев ключа различные подкладки для «подгонки» к размерам гайки или головки болта, удлинять плечо ключа или монтажного инструмента, используя отрезки труб, или другим способом - необходимо применять ключи только соответствующего размера.

Для облегчения работы с гайками и болтами, расположенными в неудобных местах, используются ключи с «трещоткой» и с шарнирными рукоятками — торцовые. Необходимо помнить, что на разборочных работах нельзя пользоваться молотками со слабой насадкой, со сбитым бойком. Рукоятки молотков изготавливают из твердых и вязких пород дерева (молодой дуб, вяз и др.) овальными, с гладкой поверхностью. Ударную поверхность молотков (боек) делают слегка выпуклой для центрирования удара; поверхность должна быть без трещин, вмятин и забоин.

На разборочных работах для облегчения труда и повышения безопасности используют универсальные или специальные съемники и установочные приспособления. Съемники должны быть без трещин и не деформированы, без сорванной или смятой резьбы. Срыв съемника при сильном натяжении его рабочих частей может вызвать травмирование рабочих.

Работа с механизированным ручным инструментом. На разборочных операциях широко применяется пневматический и электрифицированный инструмент, особенно гайковерты. Соединение гайковертов с воздухоподающим шлангом должно быть надежным, без утечки воздуха. Разрешается пользоваться гайковертом, если грани наконечника не деформированы, а захват сменных головок во время вращения - надежный.

Перед началом работы необходимо убедиться в исправности инструмента, опробовав его действие вхолостую. Рабочую часть устанавливают в шпиндель только при отключенном инструменте от сети (электрической или воздушной). Шланги и электропровода не должны быть натянуты и пересекать проезжую часть помещения или двора. Запрещается держать инструмент за шпиндель или другие вращающиеся части даже после выключения при кратковременных остановках или при переходе к другому месту работы. Шланги пневматического инструмента в местах соединений надежно закрепляют хомутиками. Изгиб шлангов не допускается. Их можно присоединять только после перекрытия воздушных кранов сети.

При использовании пневмомолотков на разборочных и других работах возникает сильная вибрация рукоятки инструмента, а также шум (до 113 дБ), что отрицательно сказывается на состоянии здоровья работающего. Целесообразно применять пневмомолотки с виброгасящей пружиной или специальные съемники с гидроприводом, например 57-КМП-4.

Применение подставок, грузоподъемных и транспортных средств. Для безопасности  работ по снятию с комбайна цепей, ремней, звездочек и двигателя их следует выполнять только с применением рекомендованных оборудования и приспособлений, а не случайными средствами. В современных мастерских хозяйств, и особенно в мастерских ремонтно-технических предприятий АПК подъемно-транспортные работы выполняют в основном механизированными средствами. Особенно широко применяют мостовые электрические однобалочные краны грузоподъемностью до 3т, электротельферы, монорельсы, консольно-поворотные краны и автопогрузчики, тележки, электрокары.

К управлению погрузочно-транспортными механизмами, а также кранами, управляемыми из кабины, допускаются лица не моложе 18 лет, специально обученные и имеющие удостоверение на право управления указанными механизмами.

Кроме инструктажа по технике безопасности по основной профессии работники, управляющие кранами и другими подъемно-транспортными устройствами, смонтированными в мастерской на технологических линиях ремонта молотилок, жаток комбайнов, а также на отдельных рабочих местах, должны периодически повторять правила работы с подъемно-транспортными механизмами и устройствами, а также зачаливания и транспортировки грузов.

Основное условие безопасной работы с подъемно-транспортными механизмами — их техническая исправность. В связи с этим необходимо строго соблюдать сроки технического освидетельствования кранов. Грузоподъемные машины, находящиеся в эксплуатации, проходят частичное — один раз в 12 месяцев, полное — один раз в 3 года, а редко используемые — один раз в 5 лет. Находящиеся в эксплуатации грузоподъемные машины, не регистрируемые в органах Ростехнадзора России, периодически (не реже одного раза в год) проверяет местная комиссия.

Грузозахватные приспособления и исправность тары проверяют периодически: траверсы — через каждые 6 месяцев, клещи и другие захваты — через месяц, стропы — каждые 10 дней. Траверсы и захваты проверяет специалист, ответственный за эксплуатацию грузоподъемных машин.

Результаты осмотров заносят в специальный журнал учета. На каждом грузоподъемном механизме должны быть проставлены: номер, грузоподъемность, дата его следующего осмотра, фамилия лица, ответственного за эксплуатацию данного механизма. Вне очереди проверяют грузоподъемные машины после капитального ремонта. При наличии даже незначительных неисправностей в грузозахватных приспособлениях включать их в работу запрещается. Стальные грузовые канаты и канаты стропов выбраковывают, если оборванная проволока на одном шаге свивки составляет 10%.

Перед применением крана или другого подъемного механизма, следует подобрать необходимое грузозахватное приспособление (траверсы, клещи, стропы, струбцину и т.п.) и проверить его техническое состояние.

В практике нередко вместо стандартных чалочных приспособлений используют непроверенные канаты, цепи и даже выбракованные резиновые ремни. Это грубое нарушение правил техники безопасности. Каждый работающий должен знать, что грузы разрешается поднимать только стандартными и проверенными захватными устройствами. Не менее опасно неправильное зачаливание грузов. До того, как зачалить груз, необходимо убедиться, что его масса не превышает предельную грузоподъемность крана. При накладывании цепи или каната на поднимаемый груз следует следить, чтобы они не перекручивались, и на них не образовывались узлы, цепи и канаты не перетирались на острых ребрах груза, в местах перегиба каната были подложены прокладки.

Недопустимо косое натяжение цепей и канатов, так как это вызывает раскачку груза при его подъеме. Косого натяжения строп не будет, если крюк грузового каната укреплять по линии оси, проходящей через центр тяжести груза. Центр тяжести определяют на глаз, а затем корректируют при пробном подъеме груза.

Запрещается использовать стропы и цепи, сращенные болтами, а также соединять стропы после зачаливания груза шпильками, болтами, ломиками и др. При подъеме груза шпилька или лом может выскочить и нанести травму не только тому, кто поднимает груз, но и находящемуся поблизости персоналу.

Во избежание электротравмы, прежде чем взяться за коробку кнопочного управления грузоподъемным механизмом, необходимо вытереть руки и коробку от остатков смазочных материалов и убедиться, что корпус коробки не имеет трещин или других повреждений. При обнаружении механических дефектов или неисправных кнопок включения запрещается пользоваться подъемным механизмом.

Перемещать груз следует на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов.

Длинномерные грузы (узлы, детали комбайна: валы, шнеки, элеваторы и др.) допускается переносить только вдвоем, используя специальные захваты. Переносить одновременно несколько деталей на перекладинах запрещается. Согласно правилам техники безопасности для рабочих мастерских хозяйств и ремонтных предприятий АПК грузы массой более 20 кг разрешается поднимать только подъемными механизмами с применением специальных захватов.

Часто рабочие по ремонту вручную переносят узлы массой 21 - 70 кг. Узлы большей массы переносят вручную из-за непродуманного до конца технологического процесса (наличие для грузоподъемных средств «мертвых зон»), на предприятиях в цехе ремонта комбайнов (тракторов) есть места, куда кран-балка не может доставить и перенести груз, отсутствуют и транспортные тележки. В результате этих нарушений рабочий вынужден волоком перетаскивать узел, преодолевая «мертвую зону». Ряд узлов не имеет удобных мест для крепления захватных устройств, поэтому рабочий вынужден переносить их также вручную (колосовой элеватор и др.). Имеются узлы, которые при разъединении нельзя подстраховать подъемным средством. При разборке молотилки комбайна они с шумом падают на пол под разбираемой машиной (вентилятор, очистка, днище копнителя и др.), откуда рабочий вынужден волоком тащить их. Это происходит из-за того, что не предусмотрена специальная подставка-тележка, которая обеспечивала бы мягкую постановку этого узла на нее и дальнейшую удобную транспортировку к соответствующим рабочим местам. То же относится и к другим узлам (вентилятор, очистка и др.). Там, где невозможны сквозные перемещения узлов гидроподъемными средствами, следует предусматривать тележки. Снимают днища копнителя комбайна вручную. При этом возникает опасность при падении днища на пол.

Чтобы улучшений условий труда и обеспечения безопасности при разборке комбайна, необходимо проведение следующих мероприятий. Снятые детали (шкивы и другие) массой более 20 кг укладывают в контейнеры и подъемно-транспортными средствами подают на участок мойку или другие рабочие места. При снятии тяжелых и неудобных для захвата и поддержки во время отсоединения узлов (вентилятор, узлы очистки, днище копнителя и др.) используют специальные подставки-тележки  для удобной транспортировки к соответствующим рабочим местам.

Крупные узлы (каркасы, кожухи) транспортируют на мойку подъемно-транспортными средствами типа электрокар или кран-балкой. При отправке тяжелых узлов (деталей) на рабочие места рабочий должен четко знать места захвата узла (детали), иметь под рукой захватное устройство, подъемно-транспортные средства и необходимую тару. Учитывая большую массу двигателя, снимать его с комбайна необходимо только подъемно-транспортными механизмами. Наиболее удобны и безопасны подъемные механизмы — кран-балка с электротельфером, который поднимает и перемещает двигатель по вертикали и горизонтали.

Перед снятием двигателя надо предварительно отсоединить механизм и детали в соответствии с указаниями в технологической карте. Подъемно-транспортный механизм подводится к снимаемому агрегату так, чтобы его крюк находился над снимаемым двигателем. Двигатель снимают приспособлением, подвешенным к крюку подъемного механизма. Перед снятием двигателя под колеса машины ставят упоры.

Перед началом подъема двигателя необходимо предварительно убедиться, освобожден ли он от крепящих болтов, трубок и других деталей, которые могут препятствовать снятию и привести к обрыву троса. Поднимать двигатель следует только при вертикальном натяжении троса. Запрещается подтаскивать двигатель (косое натяжение), иначе трос может выйти из ручья блока и оборваться. Снимать и ставить двигатель необходимо под наблюдением мастера, механика или бригадира. Поднимать, опускать и перемещать двигатель следует плавно, без рывков. Запрещается поднимать его до упора в верхний блок, так как при этом трос может оборваться. При подъеме необходимо следить, чтобы он не раскачивался из стороны в сторону.

Запрещается:

- производить все демонтажно-монтажные работы на подвешенном двигателе или находиться в это время под ним;

- рабочим  стоять на шнеках, элеваторах и на других неудобных и неустойчивых местах при снятии или постановке двигателя.

Рабочий должен всегда стоять лицом к двигателю.

Транспортировать двигатель разрешено на электрокаре, погрузчике, ручной тележке, а также талью и электротельфером, подвешенным к монорельсу или кран-балке. Не допускается транспортировать его консольным или козловым краном из-за неустойчивости.

Разборка машины на узлы и детали. Подъемно-транспортные работы при разборке и транспортировке тяжелых деталей и узлов выполняют с помощью кран-балки грузоподъемностью 3 т. Разбирать молотилки, жатки комбайнов необходимо по технологической карте. Прежде чем приступить к выполнению разборочных работ на молотилке, необходимо подложить под ведущие колеса упоры. При снятии зерновых элеваторов, шнеков и других крупногабаритных узлов снаружи молотилки следует использовать специальные подставки. Узлы внутри молотилки необходимо снимать вдвоем. Важно применять переносные светильники при снятии деталей из внутренней части молотилки.

При отсоединении громоздких узлов (грохот, соломотряс, молотильный барабан и др.) должны быть предусмотрены страхующие их от случайного падения на пол предметы (бруски, доски и др.).

При разборке машины много сил и времени затрачивается на отвертывание болтов и гаек. Для облегчения труда и ускорения работы в мастерских, в местах, где позволяет расположение деталей, гайки и болты отвертываются гайковертами, используется пневмоинструмент.

При затруднительном рассоединении деталей (болтов и винтов, в процессе эксплуатации  покрывшиеся ржавчиной), резьбовую часть детали рекомендуется смачивать керосином во избежание обрыва болтов и шпилек.

Чтобы избежать несчастных случаев, ведущий мост комбайна отсоединяют после снятия тяжелых узлов (двигатель, молотильный аппарат и др.). При этом необходимо кран-балкой приподнять раму молотилки и плавно установить ее приподнятый конец на специальную тележку для перемещения комбайна по линии сборки. Так же снимают и задний мост.

Рабочие места по разборке и сборке комбайна, трактора, его узлов и агрегатов оборудуют стендами, верстаками, козлами, стеллажами, специальными подставками, подъемно-транспортными устройствами и инструментом. Стенды, верстаки должны быть устойчивыми.

Запрещается разбирать комбайн, его агрегаты и узлы на временных площадках, около моечных машин и пользоваться вместо козел досками, кирпичами и другими предметами.

Рабочие места по разборке машины должны быть на такой площади, которая позволяет разместить оборудование, узлы, агрегаты и обеспечивает свободный доступ к любой ее части. Проходы по ширине должны соответствовать величине перемещаемых вручную или подъемно-транспортными устройствами деталей.

При использовании съемника необходимо следить, чтобы лапы его охватывали деталь, а конец силового винта был в центре торца вала. Съемник устанавливают без перекоса — ось силового винта должна быть на одинаковом расстоянии от каждой лапы.

В некоторых мастерских снимают шкивы с вала молотильного барабана и вала главного контрпривода на молотилке вибрационным методом — пневматическим молотком. В результате, возникает шум, достигающий 115 дБ, который распространяется на весь цех, и вибрация. Уровень шума больше допустимой нормы (80 дБ) не допускается. Все это отрицательно сказывается на здоровье рабочих и их производительности. Кроме того, таким способом нельзя быстро снять шкив с вала. Поэтому в технологическом процессе применение пневматического молотка заменено высокопроизводительным и бесшумным гидравлическим.

Для механизации разборочных работ разработаны и применяются более совершенные устройства: ОР-12565-ГОСНИТИ и гидростанция высокого давления ОР-12516-ГОСНИТИ.

Устройство ОР-12565-ГОСНИТИ состоит из гидростанции с ручным приводом и рабочего органа, представляющего собой универсальный съемник для опрессовки шкивов, шестерен, подшипников.

В качестве временной меры, которая позволяет несколько снизить уровень шума и вибрацию, рекомендуется пользоваться пневмомолотком с виброгасящими пружинами, а также глушителем или противошумными наушниками. Во всех случаях применения пневмомолотков на выпрессовке для уменьшения нагрузки на руки рабочего необходимо пользоваться подвесами.

На предприятиях отсоединение и снятие узлов комбайна (решетного стана, вентилятора и других узлов, расположенных под рамой молотилки) вызывают сильный шум, неудобное положение рабочих и значительные нагрузки.

Эти работы возможно механизировать, применяя гидроподъемники которые поднимают раму молотилки на высоту до 1200 мм от пола. Если нет гидроподъемника, то раму устанавливают на технологические козелки подъемным устройством.

После снятия крупногабаритных или тяжелых узлов (клавиши, кожухи элеваторов, вентиляторы, молотильные барабаны, шнеки, битеры и др.) их укладывают на специальные стеллажи, обеспечивающие безопасность работы. Во избежание травмирования запрещается снимать клавиши, кожухи элеваторов вручную и приставлять их к стенам и колоннам.

Разборка узлов комбайна на рабочих местах. На рабочем месте по ремонту молотильного аппарата, битеров и вентиляторов часто распрессовывают или снимают отдельные детали (валы, барабаны, шкивы) кувалдами и молотками. Выполнение этих операций требует большого физического напряжения. Для облегчения условий труда рекомендовано ремонтно-технологическое оборудование — гидравлическое приспособление для разъединения дисков шкива молотильного барабана. На специальной перекладине в верхней части рамы устанавливается гидроцилиндр со штоком, соединенный посредством гибкого трубопровода с гидравлическим насосом (используется ручное гидравлическое приспособление от стенда для ремонта молотильного барабана). Шкив в сборе устанавливается в приспособление и закрепляется специальными шпильками с эксцентриковыми зажимами в отверстиях верхнего диска шкива.

По такому же принципу на специальном стенде выпрессовывают вал из молотильного барабана, гидроцилиндр со штоком от автопогрузчика, гидравлический насос и гибкие трубопроводы высокого давления.

Перед снятием вала из молотильного барабана последний прочно закрепляется на специальной станине, а конец вала соединяется со штоком гидроцилиндра муфтой и чекой. При включении распределителя масло под давлением подается в цилиндр, вал извлекается из барабана. Затем шток возвращается в первоначальное выдвинутое положение, переключается распределительный механизм на подачу масла в цилиндр с другой стороны.

Особенности безопасности труда при разборке комбайнов типа «Дон». Учитывая, что многие сборочные единицы и детали имеют большие массу и габаритные размеры (по сравнению с такими же сборочными единицами и деталями комбайнов типов «Нива», «Колос» и др.) необходимо при выполнении разборочных работ комбайнов типа «Дон» уделять повышенное внимание правилам безопасности.

В целях безопасности работы по разборке следует проводить в помещениях мастерских, выполненных по новым современным проектам, где обеспечивается свободный проезд в здание через предусмотренные для этих случаев просторные ворота, и нет затруднений в пользовании кран-балкой по высоте и грузоподъемности.

Буксировать комбайн в мастерскую следует на специальной жесткой сцепке. Перед началом буксировки необходимо убедиться в отсутствии людей между тягачом и комбайном. Стропление составных частей комбайна осуществляется с помощью приспособлений и строп в строго определенных местах по приведенным схемам.

Во время работы под комбайном, жаткой и платформой-подборщиком комбайн требуется поставить на стояночный тормоз, а под колеса поместить упоры, предотвращающие самопроизвольное движение комбайна. Жатка и платформа-подборщик должны быть зафиксированы в поднятом положении специальным стопором (подсоединение и снятие наклонной камеры к комбайну безопасней производить с помощью вилочного автопогрузчика).

Поднимать подборщик в транспортное положение необходимо грузоподъемным механизмом, а переднюю часть комбайна — специальными подъемниками, обеспечивая их устойчивость под грузом. Учитывая большие габаритные размеры лестницы и площадки обслуживания, следует правильно зачаливать их при монтаже подъемным механизмом.

При снятии люка кондиционера во избежание травмирования, пореза рук рекомендуется использовать специальный инструмент.

Описание: 1-10 рис

Рисунок 1 - Травмоопасные профессии в отрасли механизации АПК

 

Литература:

1 Черноиванов В.И., Буренко Л.А., Филиппова Е.М., Ивлева И.Б., Михайлов В.Н., Доронин Д.В. Технологическое руководство по обеспечению безопасности при техническом сервисе сельскохозяйственных машин и оборудования на предприятиях АПК: производ.-практ.издание: - М.:ФГНУ «Росинформагротех», 2010.-132с.

2 Буренко Л.А. Обеспечение безопасности при техническом сервисе сельскохозяйственной техники: - М.: ГНУ ГОСНИТИ Россельхозакадемии, 2014.- 332с.