Прокол, или Новый «Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)». Е. А. Пшеничнова (№1, 2016)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1,2016

Е.А.Пшеничнова,

инженер по ОТ и ТБ

ООО «СТН-Строй»

E-mail: pshenichnova.ea@stnn.ru

Великая идея в дурной среде

извращается в ряд нелепостей.

В.О. Ключевский

 

Современный стремительно меняющийся мир постоянно ежедневно, а порой и ежечасно диктует все новые правила игры. Быстрее всего – и это парадокс- в нем устаревают законы. Пытаясь успеть в этой в бешеной гонке, в последние года законодатель пытается вести и плановую, и внеплановую замену различных нормативно-правовых актов. Получается это у него, надо сказать, не всегда удачно: много хороших идей выходят «сырыми», требующими существенной доработки - как это было, в частности, вначале с «Правилами по охране труда при работе на высоте». Ныне очередь дошла и до документа под названием: «Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)».

Означенный «Порядок…» является приложением №1 к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 декабря 2015г. №933н, частично вступившему в силу с 26 марта 2016г. Отдельные пункты вступят  в силу с 01 июня 2016г.

Ранее освидетельствование проводилось согласно Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 г. №308 (с изменениями).

Предлагаю рассмотреть отличия старого регламентирующего документа от вновь вступившего в силу.

  1. Само отличие читается уже в названии – расширен круг опьяняющих веществ (опьянение может быть не только алкогольным), в него, как впоследствии, становится ясно включаются даже лекарственные препараты для медицинского применения.
  2. К новому Приказу есть Приложения, в количестве 3 шт., одно из которых и есть «Порядок…» и к самому «Порядку…» есть столько же Приложений.
  3. Старый приказ содержал в себе инструкции, а в новом это – порядки: порядок освидетельствования, порядок заполнения, порядок хранения и т.п.
  4. Имеются и Правила. Приложение №3 к «Порядку…» - «Правила проведения химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании».
  5. Существенно расширен список лиц, которые могут быть освидетельствованы с применением процедуры нового «Порядка…» - теперь кроме лиц, управляющих транспортным средством, это еще и:
  • лицо, совершившее административное правонарушение; 
  • лицо, результат медицинского освидетельствования которого необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении;
  • военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в целях выявления состояния опьянения;
  • безработный, явившийся на перерегистрацию с признаками опьянения, - на основании направления органа службы занятости;
  • самостоятельно обратившийся совершеннолетний гражданин, несовершеннолетний старше возраста пятнадцати лет (в целях установления состояния алкогольного опьянения) или несовершеннолетний, приобретший в соответствии с законодательством Российской Федерации полную дееспособность до достижения им восемнадцатилетнего возраста;
  • несовершеннолетний, не достигший возраста пятнадцати - на основании письменного заявления одного из его родителей или иного законного представителя;
  • несовершеннолетний в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста) - на основании письменного заявления одного из его родителей или иного законного представителя;
  • гражданина, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на проведение в отношении него медицинского освидетельствования, - на основании письменного заявления одного из его родителей или иного законного представителя.
  1. Изменилась форма Акта. И эта форма Акта будет применяться только с 1 июня 2016г. Теперь это «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического», а ранее - «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством». Из него исключены графы: «Где и кем работает», «Запах алкоголя или другого вещества изо рта (какого именно)» (!), «Речевая способность (связность изложения, нарушение артикуляции, смазанность речи, результаты проведения пробы со счетом)»; формулировка графы 2 заменена на «Основание для медицинского освидетельствования», графа 3 – это теперь «Наименование структурного подразделения медицинской организации, в котором проводится медицинское освидетельствование», графа 7  «Жалобы освидетельствуемого на свое состояние» - вместо «Поведение (напряжен, замкнут, раздражен, возбужден, агрессивен, эйфоричен, болтлив, суетлив, настроение неустойчиво, сонлив, заторможен, жалуется ли на свое состояние (на что именно))», графа 8 «Изменения психической деятельности освидетельствуемого» - вместо «Состояние сознания, ориентировка в месте, времени, ситуации». Причем Акт – это приложение к Приказу, а не к «Порядку…».
  2. Утратили силу «Критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование».
  3. При освидетельствовании больше не рассматривается устойчивость в позе Ромберга, но делаются проба Шульте и проба Ташена и это фиксируется в Акте.
  4. Отдельно хочу остановиться на пробе Ташена. Обследуемому предлагают, стоя на месте, совершить 5 оборотов вокруг собственной оси в течение 10 (!) секунд. Затем его останавливают и просят зафиксировать взор на каком-либо предмете, который врач держит у него перед глазами на расстоянии 25 см.  По секундомеру отмечают время длительности появляющегося нистагма (непроизвольное движение глаз из стороны в сторону). Обычно у здорового индивида длительность нистагма не превышает 10 секунд. Проба эта является весьма специфичной по причине того, что у обследуемого может быть слабый вестибулярный аппарат и он физически не сможет с такой скоростью исполнить все эти пируэты либо заболевания позвоночника (грыжи межпозвоночных дисков, к примеру), суставов могут не позволить ему сделать это.
  5.  Сведения о том, что освидетельствуемый принимает по назначению врача лекарственные препараты для медицинского применения, в том числе подтвержденных выпиской из медицинской документации, представленной освидетельствуемым (его законным представителем), указанные сведения, включая источник их получения, вносятся в пункт 15 Акта. Раньше этого не было.
  6. Существовавшие в старом Приказе «Программа подготовки врачей (фельдшеров) по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами» и «Программа подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств» в новом – отсутствуют.
  7. Приложение №2 к «Порядку…» описывает клинические признаки опьянения. И вот тут таится коварство: за опьянение вполне может сойти начинающийся инсульт или эпилептический припадок, а запах из рта может быть обусловлен наличием заболеваний различных внутренних органов. Для лица, отправляющего на освидетельствование важно уметь различать эти состояния. Возможно, что человек нуждается в экстренной медицинской помощи. Всегда важно помнить об этом!

 

ВЫВОД:

С точки зрения действующего инженера по охране труда, была предпринята попытка усовершенствовать несовершенное, прошу прощения за тавтологию, но и она оказалась несколько неудачной и вот почему: по результатам освидетельствования работника, появившегося на работе с признаками опьянения, или безработного, явившегося на перерегистрацию с признаками опьянения, акт составляется в 2-х экземплярах, из которых один выдается освидетельствуемому лицу (законному представителю), а второй экземпляр хранится в медицинской организации (ее обособленном структурном подразделении), в которой было вынесено окончательное медицинское заключение.

Для принятия решения о необходимости наложения дисциплинарного взыскания работодатель, направляющий работника на освидетельствование, или орган службы занятости в аналогичной ситуации с безработным, резонно захотят иметь акт: либо подтверждающий факт опьянения, либо его отсутствие, либо об отказе в прохождении освидетельствования.

Но ни работодателю, ни органу службы занятости выдача подобного документа на руки новым документом не предусматривается. Сама процедура освидетельствования однозначно будет платной и, скорее всего, ее оплата в этой ситуации ляжет на направляющего, а не направляемого. Но по ее итогам за свои средства первый никакого документа не получит, в отличие от второго. А в случае с государственными учреждениями подобное расходование средств в отсутствие итогового удостоверяющего документа может быть признано нецелевым.  Вот и получается замкнутый круг – уволить работника в соответствии с п. в) ч.6 ст. 81 ТК РФ или снять с безработного с учета все равно будет невозможно, поскольку нет никакого подтверждающего акта при условии того, что сама процедура проведена и оплачена.

Позволю себе еще упомянуть о «Требованиях к передвижному пункту (автомобилю) для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортным средством» - Приложение №1 к «Порядку…» - не означает ли это, что подобные пункты могут использоваться только исключительно для этой категории освидетельствуемых? А как быть со всеми остальными? Опять пытаться по их доброй воле отвезти на освидетельствование? Кто по собственной воле согласится, образно выражаясь, «подписать себе смертный приговор»?

Вот и опять: вопросов больше, чем ответов! А идея была достойна уважения…