Коллектив как ресурс для профилактики стресса на рабочем месте. О. И. Суховеева (№1, 2016)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1,2016

О.И. Суховеева,

зав.кафедрой психологии профессиональной деятельности Института повышения квалификации ФНС России

E-mail: ksenyasuh@mail.ru

 

Если посчитать, сколько времени мы проводим на работе, то можно смело сказать – «Вся наша жизнь - это работа и сон». Мы работаем в коллективе – и коллектив это та группа, в которой мы общаемся в течение всего рабочего времени. Как много зависит от того, как происходит наше взаимодействие, и что это для нас – единая команда и работа в удовольствие или напряжение и постоянный стресс? Что же делать – если коллектив – это стресс?

Сегодня вопросу стресса на рабочем месте уделяется огромное внимание. Особо необходимо отметить то, что борьба со стрессом на рабочем месте - основная тема Всемирного дня охраны труда, который ежегодно проходит 28 апреля 2016 года. Мероприятия 28 апреля в этом году посвящены именно этой проблеме. Культура управления стрессом, смягчение его влияния на сотрудников, создание благоприятной и психологически комфортной обстановки на рабочем месте, - вот лишь немногие вопросы, касающиеся объявленной тематики.

Одна из важнейших задач психологического обеспечения деятельности любой организации – это оптимизация и развитие отношений в коллективе, формирование не просто коллективов, а сплоченных, функциональных и работоспособных команд единомышленников. В меньшей степени негативное влияние стресса сказывается на командевысоко сплоченном трудовом коллективе, характеризующейся высокой степенью независимости, объединенной общими намерениями, задачами, целями.

Так как же сформировать такую команду?

Чтобы создать эффективную команду, на разных этапах ее существования необходимо осуществить ряд условий.

В первую очередь необходим отбор подходящих сотрудников. Эффективность команды в значительной степени зависит от личных качеств ее членов и взаимоотношений между ними. Каждый член команды должен быть готов направить свои способности и знания на решение командной задачи. Поэтому предварительно необходимо тщательно проанализировать требования к предстоящей работе. Исходя из этого определяется уровень компетентности, включающий в себя знания, понимание, навыки и личные качества, которыми должны обладать члены команды. Особое внимание следует обратить на способность к совместной работе.

Индикаторы эффективной работы команды:

1) принятые и разделенные всеми участниками нормы команды;

2) способы распределения власти;

 3) сплоченность и связанность членов команды;

4) характерные способы организации и протекания командного взаимодействия (командных процессов — координации, коммуникации, деятельности по разрешению конфликтов и принятию решений, налаживанию внешних связей);

5) организация ролевого распределения.

Эффективной можно назвать такую команду, в которой неформальная и открытая атмосфера; задача хорошо понята и принимается; члены группы прислушиваются друг к другу; в обсуждении принципиальных вопросов участвуют все члены группы; в ходе обсуждения поощряется как высказывание идей, так и выражение чувств; конфликты и разногласия между членами группы центрируются вокруг идей и методов, а не личностей;  группа осознает, что делает, решение основывается на согласии, а не на голосовании большинства.

При удовлетворении таких условий команда не только успешно выполняет свою миссию, но и удовлетворяет личные и межличностные потребности своих членов.

Также большое влияние на командные процессы оказывают особенности личного стиля взаимодействия ее руководителя или лидера с другими членами команды.

Наиболее адекватным лидером является тот, кто может руководить другими в таком направлении, чтобы они руководили сами собой. Человека, способного к такого рода лидерству, называют сверхлидером.

Характеристики тех, кто успешно влияет на окружающих, вкратце сводятся к следующему:

  • Влиятельность — это свойство заслуживающих доверия людей.
  • Необходимо вознаграждать положительные изменения.
  • Наши ожидания влияют на окружающих.
  • Публичное выражение своих взглядов укрепляет новое отношение.
  • Нам необходимо самим следовать своим поучениям.
  • Ключевым фактором является личное взаимопонимание.

Люди, эффективно влияющие на окружающих, приобретают навыки успешной презентации. Они также воспринимают взгляды, мнения и другую информацию от тех, на кого стремятся влиять. Поскольку влияние представляет собой двусторонний процесс, важно умение прислушиваться к другим.

Такое умение может быть специально развито, а среди его достоинств можно упомянуть следующие:

  • Накапливается больше информации.
  • Лучше понимаются перспективы другого человека.
  • Вы показываете, что цените другого человека.
  • Создается взаимопонимание.
  • Можно сделать разумные умозаключения.
  • Умение слушать других

Те, кто действительно умеет прислушиваться к другим, обладают мощным средством влияния, которое можно получить, обучившись следующим навыкам:

  • Направляйте свое внимание. Посмотрите на человека, почувствуйте интерес к тому, что он говорит, не давайте себе отвлекаться.
  • Следить за невербальными знаками. Наблюдайте за выражением лица и движениями человека, выражающими невысказанные, но важные отношения и чувства.
  • Откладывайте суждения. Не выносите оценок до тех пор, пока полностью не уясните взгляды другого человека.
  • Не позволяйте себе перебивать другого. Прежде чем сделать замечание, дождитесь, пока человек закончит свою речь.
  • Проверяйте свое понимание. Повторяйте сказанное, чтобы обеспечить полное понимание; если необходимо, уточните сказанное своими собственными словами.
  • Выявляйте логику высказываний. Найдите образец, по которому строятся высказывания другого человека, и постарайтесь выявить содержащуюся в них логику и допущения.
  • Предоставляйте свою поддержку. Поощряйте свободное высказывание суждений, даже если они неудобны для вас или кажутся неразумными.
  • Создавайте идеи. Стремитесь расширять и развивать сказанное другим человеком, а не выискивать в нем ошибки.

Таким образом можно определить важную задачу управления коллективом в организации –развитие конструктивного взаимодействия, а также активизации ресурсов лидера. Если мы будем уделять внимание развитию коллектива как команды, то фактор стресса на рабочем месте будет значительно снижен, и сотрудник будет иметь больше ресурсов для увеличения производительности труда.