Трудности перехода. От аттестации рабочих мест — к специальной оценке условий труда Т.В.Мусатова (№1, 2014)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1,2014

Т. В. Мусатова, первый заместитель генерального директора АНО Тюменской области «НИИ БЖД»

Переход от аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда

При всем многообразии оценок процесса аттестации рабочих мест по условиям труда - от восторженных до откровенно негативных - следует признать, что в нашей государственной системе управления охраной труда это мероприятие являлось центральным. Основная цель этого мероприятия - обосновать необходимость установления так называемых "компенсаций" за так называемые "вредные условия труда".

Термин "аттестация рабочих мест" встречается уже в союзном КЗоТ 1971 г., где (ст. 102) говорилось, что "нормы труда подлежат обязательной замене новыми по мере проведения аттестации и рационализации рабочих мест, внедрения новой техники, технологии и организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда".

Поскольку в КЗоТ термин "аттестация рабочих мест" больше не встречался, из этого можно сделать вывод, что конечной целью "аттестации и рационализации рабочих мест" в СССР считалось повышение производительности труда. В качестве одного из факторов повышении производительности вполне разумно рассматривались "безопасные и здоровые условия труда".

Последний раз термин "аттестация рабочего места" в СССР появился в одном из последних Законов "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" (от 15 мая 1990 г.), согласно которому (ст. 14) пенсии по возрасту на льготных условиях даются по результатам аттестации рабочих мест. В этой же статье поручается Совету Министров СССР разработать и утвердить положение об органах Государственной экспертизы условий труда и порядок проведения аттестации рабочих мест. 13.08.1990 Совет Министров СССР издает Постановление N 812 "О Государственной экспертизе условий труда". В связи с распадом СССР это Постановление не было выполнено.

С созданием в России Государственной экспертизы условий труда (Постановление СМ РСФСР от 03.12.1990 N 557) в ее функции было вменено "осуществление государственного контроля за ...качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и их отнесением к категории с вредными и тяжелыми условиями труда". На логичные вопросы: что такое "аттестация рабочих мест по условиям труда", кто и каким образом должен ее проводить, как отличить "вредные" условия труда от "полезных", а "тяжелые" от "легких" - это Постановление ответа не дает.

В некоторой степени конкретизировал смысл "аттестации рабочих мест по условиям труда" в 1991 г. Совет Министров РСФСР, который обязал руководителей предприятий (объединений), организаций провести аттестацию рабочих мест и принять необходимые меры к улучшению условий труда (Постановление СМ РСФСР от 02.10.1991 N 517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет"). По своему смыслу действие Постановления распространялось только на предприятия и, соответственно, на рабочие места, имевшие отношение к Спискам N 1 и N 2. По существу этот подход был более правильным, поскольку позволял сконцентрировать ограниченные ресурсы на решении наиболее важных проблем.

Порядок проведения аттестации рабочих мест впервые появился в 1992 году. Приказ Министерства труда и занятости населения РСФСР от 8 января 1992 года № 2 «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» устанавливал порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда для проведения оздоровительных мероприятий и предоставления льгот и компенсаций за вредные и тяжелые условия труда. Вводится и термин «Аттестация рабочих мест - система анализа и оценки рабочих мест для подтверждения или отмены права предоставления занятым на них работникам льготного пенсионного обеспечения».

В конце 90-х гг. прошлого века аттестации рабочих мест получила новое развитие. Постановлением Минтруда России от 14.03.1997 N 12 утверждено Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Фактически аттестация рабочих мест по условиям труда в организациях началась только в 1999 г. с выходом Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации". Этот законодательный акт утвердил обязательный характер проведения аттестации рабочих мест по условиям труда для каждого работодателя независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. В действующем ТК РФ положение об обязательности проведения аттестации рабочих мест также оставалось в силе (ст. 212) до 01.01.2014г.

Разработка нового порядка аттестации рабочих мест по условиям труда взамен Положения 1997 г. началась в 2005 г. Единственным существенным изменением явилось требование о направлении отчетных материалов о результатах аттестации в Государственную инспекцию труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569) вступил в силу с 01.09.2008 и действовал ровно 3 года до 01.09.2011. На смену ему пришел Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н.

Невозможность дальнейшего развития системы аттестации рабочих мест по условиям труда обусловлена фундаментальным отставанием национального трудового законодательства от развития производительных сил и производственных отношений. Декларируя равенство сторон трудовых отношений (ст. 1) ТК РФ, фактически стоит на стороне наемных работников, препятствуя развитию экономики, росту уровня жизни работающего населения и пенсионеров. Старт для начала негативных тенденций на рынке положил Приказ Минтруда России от 12.12.2012 N 590н. Его содержание было настолько неоднозначным, что позволяло трактовать его по-разному. В том числе ряд работодателей приняли решение, что они не должны проводить аттестацию, еще ряд работодателей приняли решение - подождать, пока будет понимание в отношении обязательности аттестации по различным категориям рабочих мест.

Следующим толчком для спада рынка услуг по аттестации рабочих мест послужила информация о подготовке законопроекта «О специальной оценке условий труда». Спрос со стороны работодателей на аттестацию рабочих мест падает в течение второго полугодия 2013 года ежемесячно.

Наверное, с точки зрения работодателя, лучше подождать новый инструмент, возможно, он будет более полезным, экономически выгодным.

И вот наступило 1 января 2014г., а вместе с ним вступил в силу и Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» разработан с целью унификации существующих процедур оценки условий труда на рабочих местах, создания единого механизма определения оснований для предоставления предусмотренных законодательством Российской Федерации гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда, одновременно с созданием условий экономического стимулирования работодателей к вложению средств в улучшение условий и охраны труда в целях оптимизации своих дальнейших издержек по предоставлению указанных гарантий и компенсаций.

Новеллами российского законодательства об охране труда стали нормы закона, содержащие положения о декларировании соответствия условий труда, являющегося подтверждением работодателя о соответствии условий труда на его рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда, и формирующие основания для оптимизации расходов, в первую очередь, работодателей - малых предприятий и предприятий непроизводственного сектора экономики.

В зависимости от итогов специальной оценки условий труда устанавливается размер дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Чем безопасней труд, тем ниже отчисления в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии с законом специальная оценка условий труда распространяется на все процедуры в сфере охраны труда, которые обязательны для реализации всеми работодателями и предполагают привязку к реальным условиям труда на рабочих местах (предоставление работникам компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, проведение медицинских осмотров работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда), а также на работодателей, на рабочих местах которых заняты работники, имеющие право на досрочное пенсионное обеспечение.

Аттестующие организации должны были подготовиться к проведению специальной оценки условий труда к 1 января 2014 года. Фактически существенная часть аттестующих организаций не могла этого сделать в силу следующих причин:

- не было четкого понимания, что ФЗ будет принят.

- еще одна важная проблема - нет необходимых для работы подзаконных актов. В первую очередь для работы нужны две основные методики

- Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению

- и Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении средств индивидуальной защиты

Если общая методика уже на утверждение в Минюсте, то методика по СИЗам только в процессе общественного обсуждения и в утвержденном виде появится не скоро.

Вообще АРМ и СОУТ на первый взгляд очень и очень похожи. Да, немного изменена система, появились новые участники процесса, например, ПФР, немного изменена процедуры и методика. Но это не главное. Главное это то, что теперь результаты СОУТ:

- прямо определяют компенсации, и досрочные пенсии для СОУТ, в первую очередь;

- определяют величину и вообще наличие дополнительных страховых взносов в ПФР;

- могут индивидуализировать тариф для работодателя в ФСС.

Сегодня, происходит своего рода переориентация оценки условий труда. Теперь в ней более всего заинтересованы крупные и средние предприятия, на которых заняты работники с досрочным назначением пенсии по старости.

Ключевые участники системы СОУТ:

- Минтруд. Вносит ОПСОУТ в реестр и удаляет из него, аттестовывает экспертов и лишает этой аттестации по представлению Роструда

- Росаккредитация. Аккредитует и лишает аккредитации ИЛ ОПСОУТ. Проводит инспекционный контроль.

- Органы по труду субъектов. Осуществляют проведение государственной экспертизы

- Роструд. Направляет в Росаккредатацию представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда; направляет в Минтруд, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда

Прокуратура в рамках своих полномочий также проверяет работодателей на предмет соблюдения законодательства о труде.

Вот эти основные государственные органы, которые регулируют специальную оценку условий труда.

Следующая категория участников этого процесса также играет в нем существенную роль:

ПФР - принимает и рассматривает результаты СОУТ с целью подтверждения стажа для получения досрочной пенсии, снижения-снятия дополнительного страхового тарифа.

ФСС - индивидуализирует страховой тариф по итогам специальной оценки (речь о скидках и надбавках)

Роспотребнадзор - его учреждения могут проводить производственный контроль, результаты которого могут быть использованы в ходе СОУТ. И еще очень важный функционал - в соответствии с проектом Методики по снижению класса условий труда по итогам применения СИЗ - результаты оценки СИЗ и предложения по снижению класса условий труда - по каждому работодателю - утверждаются в территориальном органе Роспотребнадзора.

Объединения работодателей и профсоюзов - в рамках социального партнерства и заключения соглашений возможна конкретизация объемов и параметров компенсаций, назначаемых по итогам СОУТ.

Ассоциации (Объединения) ОПСОУТ - обеспечение высокого качества услуг по проведению СОУТ.

Ну и непосредственные участники: Работодатели, Профсоюзы, работники, ОПСОУТ, заводские лаборатории, лаборатории, аккредитованные на проведение замеров в целях производственного контроля.

Работодатели выбирают ОПСОУТ, заключают договор, организовывают общий ход СОУТ, используют результаты в соответствии с законодательством. Очень важно, что именно они утверждают комиссию, ее численный и персональный состав - это фактически дает большие возможности.

Профсоюзы - могут инициировать работы по специальной оценки, могут определенным образом влиять на выбор ОПСОУТ (неформально, скажем так, в рамках договоренностей с работодателем), участвуют в работе комиссии, контролируют соблюдение прав работника В ХОДЕ специальной оценки и по итогам применения ее результатов, инициируют жалобы в ГИТ, ГЭУТ, суд.

Работники - принимают участие (присутствуют на своем рабочем месте) в ходе проведения СОУТ, вправе получать разъяснения в ходе СОУТ от ОПСОУТ и работодателя, вправе давать любую мотивированную информацию об условиях труда в ходе проведения СОУТ на своем рабочем месте, вправе подавать жалобы на результаты СОУТ и применения ее результатов в ГИТ и суд.

ОПСОУТ: организовывают и проводят необходимые процедуры СОУТ.

С целью сохранения преемственности процедуры аттестации рабочих мест и исключения дополнительных финансовых расходов работодателей законом устанавливается переходный период на срок до 31 декабря 2018 г., в течение которого будут признаваться действующими и подлежащими реализации, имевшиеся до момента вступления в силу закона, права участников оценки условий труда и результаты оценки условий труда.