Аккредитация и государственный надзор за деятельностью организации И. А. Карпова (№3, 2013)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №3 2013

И. А. Карпова, заместитель Ректора по аттестации рабочих мест Регионального центра Охраны труда

«Труд-Эксперт Максимум»

В целях решения проблемы контроля качества услуг по охране труда на государственном уровне, был принят приказ Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда»[1].

Введение системы обязательной аккредитации организаций осуществлено Минздравсоцразвития России в развитие статьи 217 Трудового кодекса, устанавливающей, что «Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны труда»[2].

С 1 октября 2010 года оказывать услуги по охране труда стали только организации, прошедшие процедуру обязательной аккредитации и включенные в соответствующий Реестр.

Это позволило Минздравсоцразвитию России принимать меры по повышению качества услуг, оказываемых на данном рынке с целью решения главной задачи - обеспечение безопасных условий труда работников и снижение уровня производственного травматизма и профзаболеваемости в Российской Федерации.

Аккредитация стала необходима организациям, оказывающим следующие услуги:

- осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек;

- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;

- обучение работодателей и работников вопросам охраны труда.

В настоящее время для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда организация должна иметь лабораторию, аккредитованную в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 602[3]. Главными целями принятия Постановления[4] являются формирование единой национальной системы аккредитации и обеспечение международного признания результатов аккредитации. В связи с этим положения законопроекта основаны на требованиях международного стандарта ИСО/МЭК 17011 «Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия».

Основные вопросы правовой конструкции системы аккредитации:

1. Определение сферы регулирования законопроекта: на какие сферы общественных отношений распространяется его действие.

2. Распространение законопроекта на добровольную сферу.

3. Процедурный характер законопроекта.

4. Вопросы финансирования работ по аккредитации и инспекционному контролю.

5. Установление критериев аккредитации.

6. Закрепление института инспекционного контроля в законопроекте.

7. Процедура аннулирования аттестата аккредитации.

В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 31 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"[5] и пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 602 "Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечении и отборе экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации»[6] утверждены Критерии аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и требования к ним[7].

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 № 602[8] установлено, что документы об аккредитации, выданные до вступления в силу настоящего постановления, сохраняют силу до окончания срока их действия.

Разделом III Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 № 602[9] предусмотрен порядок подтверждения аттестатов аккредитации. Подтверждение аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра) проводится в форме инспекционного контроля и в форме государственного контроля (надзора). Инспекционный контроль проводится на предмет подтверждения соответствия аккредитованных лиц критериям аккредитации и осуществляется на основании ежегодного плана, утверждаемого приказом Федеральной службы по аккредитации. Ежегодный план проведения инспекционного контроля размещается на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации в сети "Интернет" не позднее 15 декабря года. Испытательная лаборатория ЧОУ РЦОТ «ТЭМ» включена в план проведения инспекционного контроля в IV квартале 2013г., о чем было заявлено на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации в сети "Интернет. Инспекционный контроль будет проводиться в форме выездной экспертизы, осуществляемой экспертной группой. Состав экспертных групп утвержден приказом Федеральной службы по аккредитации и включен в ежегодный план проведения инспекционного контроля. По результатам инспекционного контроля будет составлено экспертное заключение в 2 экземплярах. Один экземпляр будет направлен в Федеральную службу по аккредитации в течение 5 рабочих дней со дня окончания выездной экспертизы. Федеральная служба по аккредитации по представленным результатам либо подтвердит область аккредитации на соответствие Критериям аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и требования к ним[10], либо примет решение о приостановлении действия аттестата аккредитации полностью или в определенной области аккредитации при выявлении следующих нарушений:

- несоблюдение лабораторией требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц;

- проведение работ (оказание услуг) по подтверждению соответствия, не входящих в область аккредитации аккредитованного лица.

Кроме инспекционного контроля государственный надзор за деятельностью организации осуществляется путем предоставления отчетных документов по результатам аттестации рабочих мест как со стороны предприятия, так и со стороны испытательной лаборатории. После проведения аттестации работодатель согласно требований п.45 и п.46 Порядка проведения аттестации рабочих мест[11] в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации. В свою очередь аттестующая организация на электронном носителе передает информацию согласно Письма Минтруда России от 06.12.2012 N 15-3-1108 «О порядке передачи аттестующей организацией данных об аттестации в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных». Данная информационная система введена в промышленную эксплуатацию приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2011 г. N 1604 "О вводе в промышленную эксплуатацию автоматизированной системы анализа и контроля в области охраны труда"[12].

На сайте Минздравсоцразвития РФ размещена «Автоматизированная система анализа и контроля в области охраны труда АС АКОТ 1.0.3.0». Передача сведений осуществляется испытательной лабораторией ЧОУ РЦОТ «ТЭМ» ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем. В случае невыполнения лабораторией требований п.46 Порядка проведения аттестации рабочих мест[13] Департаментом условий и охраны труда Минтруда России может рассматриваться вопрос об исключении из реестра аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

По данным Роструда, статистика проведения аттестации рабочих мест (АРМ) показывает следующее: в 2010 году в целом было проведено 89 тысяч проверок и выявлено 665,7 тысяч нарушений законодательства о труде и об охране труда. Количество проверок установленного порядка АРМ работодателей составило 9,3 тысячи, в которых выявлено 43,3 тысячи нарушений. Вообще, с сентября 2008 года по июль 2011 года были представлены результаты аттестации работодателями в территориальные органы Роструда от 41тысячи хозяйствующих субъектов (менее 1 % всех хозяйствующих субъектов в стране), что соответствует 2289524 рабочих мест, на которых проведена АРМ. Проверки аттестующих организаций, оказывающих услуги работодателям, охватили 304 из 633 аккредитованных организаций, из которых 48 в 31 субъекте РФ имеют несоответствия (нарушения) требованиям аккредитации. Из них отсутствие оборудования - 18, отсутствие штатных специалистов - 16, отсутствие руководства по качеству – 12 испытательными лабораториями, а также ряд других нарушений в области трудового законодательства. Выявлен в ряде случаев заказной характер аттестации, что определяет ужесточение требований к качеству проведения аттестации и усилению контроля. В итоге по результатам проверок Роструда в 2011 году, связанных с выявлением состояния и качества оказания услуг, 8 аттестующих организаций исключены из реестра Министерства. Система контроля оказания услуг в области охраны труда представлена в Приложении 1.

Приложение 1

Система контроля оказания услуг в области охраны труда

контроль оказания услуг в области охраны труда

федеральный реестр (автоматизированная система) данных о результатах и качестве аттестации

развитие института государственной экспертизы условий труда, оснащение их специализированными лабораториями

электронная отчетность с 2012 года аттестующими организациями по результатам аттестации рабочих мест у работодателей


[1]Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 N 205н (ред. от 22.11.2011) "Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда"(Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.06.2010 N 17648)// "Российская газета", N 147, 07.07.2010.

 [2]Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. N 1 (ч. 3).

[3]Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 602 "Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечении и отборе экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации" (вместе с "Правилами аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечения и отбора экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации")// "Собрание законодательства РФ", 02.07.2012, N 27, ст. 3728.

[4] Там же.

[5] Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" //Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52.

[6] Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 602 "Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечении и отборе экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 27, ст. 3728)

[7] Приказ Минэкономразвития России от 16.10.2012 N 682"Об утверждении Критериев аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и требований к ним"(Зарегистрировано в Минюсте России 16.11.2012 N 25847)// "Российская газета", N 271, 23.11.2012

[8]Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 602 "Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечении и отборе экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации" (вместе с "Правилами аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечения и отбора экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации")// "Собрание законодательства РФ", 02.07.2012, N 27, ст. 3728.

[9]Там же.

[10] Приказ Минэкономразвития России от 16.10.2012 N 682"Об утверждении Критериев аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и требований к ним"(Зарегистрировано в Минюсте России 16.11.2012 N 25847)// "Российская газета", N 271, 23.11.2012

[11] См.: Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011г. №342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»// Российская газета» №135,24.06.2011.

[12] См.: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2011 N 1604 "О вводе в промышленную эксплуатацию автоматизированной системы анализа и контроля в области охраны труда// "Бюллетень трудового и социального законодательства РФ", N 1, 2012

[13] См.: Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011г. №342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»// Российская газета» №135,24.06.2011.